Казахстанское правительство всерьёз обеспокоено поколением NEET (англ. Not in Education, Employment or Training; исп. La generación Ni-Ni: los que ni estudian ni trabajan). Это поколение молодых людей, или поколение ни-ни, которые в силу различных факторов экономического, социального или политического характера нигде не работают и не учатся.
Как пояснил в ходе заседания правительства министр общественного развития Дархан Калетаев, понятие NEET в западной практике предполагает элемент добровольного исключения молодёжи из рынка труда и образования.
"В этом прослеживается асоциальное поведение, попытка "сбежать" из быстро урбанизирующегося мира. Молодёжь стремится найти собственную идентичность и не всегда находит себя в действующей социальной структуре. Отсюда такие проблемы, как суицидальность, девиация, глубокое социальное отчуждение", – отметил министр. По его мнению, на положение молодёжи и её настроения влияет в целом дефицитность трудовой занятости.
Ведомство составило дорожную карту, которая включает 30 пунктов, по обеспечению занятости и социализации молодежи NEET в возрасте от 18 до 29 лет, в том числе выпускников 2018 года. Правительство намерено закрепить понятие NEET в трудовом законодательстве, чтобы в дальнейшем организовать систему учёта молодёжи этой категории в рамках автоматизированной информационной системы "Рынок труда".
По данным Международной организации труда за 2017 год, за 20 лет численность молодёжи в мире возросла на 139 млн человек, а доля в занятости сократилась на 35 млн человек. Доля молодёжи в общей глобальной трудовой силе снизилась с 21,7% в 1997 году до 15,5% в 2017 году. В то же время глобальная оценка доли NEET-молодёжи составляет 21,8%, из которых три четверти составляют женщины.
В Казахстане доля молодёжи в возрасте от 14 до 29 лет, не охваченной никакими методами социализации, сократилась с 18,6% в 2001 году до 7,7% по итогам II квартала 2018 года. При этом абсолютная цифра достигает более 300 тыс. человек.
Показатели NEET-молодёжи превышены в южных регионах, а также в Мангистауской и Карагандинской областях – от 10% до 13%, по данным 2017 года.
Как правило, категория NEET не охвачена системой социальной поддержки и находится на попечении родителей. В политическом плане такая группа молодёжи лояльна к государству, но на местном уровне они могут иметь критический настрой.
Дархан Калетаев перечислил семь видов NEET-молодёжи, к которым относятся иждивенцы, имеющие образование, с определёнными практическими навыками, но не желающие продолжать обучение и работать; молодые женщины, имеющие малолетних детей и матери-одиночки; женские жамагаты; сироты; фрилансеры, предпочитающие свободные заработки; сельская молодёжь, которая вследствие отсутствия квалификации и опыта задействована в подсобном хозяйстве; люди с ограниченными возможностями и выходцы из слабообеспеченных семей, желающие продолжить обучение, но не имеющие для этого возможности; асоциальные группы молодёжи, освободившиеся из мест лишения свободы, страдающие наркотической и алкогольной зависимостью, проходящие реабилитацию.
Дорожная карта предполагает создание консультативных центров для молодёжи по профессиональной ориентации и выбору профессии, развитие системы технического и профессионального образования, повышение уровня информированности молодёжи о существующих мерах государственной поддержки и развития молодёжи.
Отдельный вопрос будет уделяться развитию молодёжного предпринимательства и введению государственного грантового финансирования молодёжных проектов при условии предоставления бизнес-плана.
Для развития военно-патриотического воспитания молодёжь будет привлекаться в ряды территориальных войск. Будет проводиться акцентированная адресная работа по призыву на срочную воинскую службу.
Для решения жилищного вопроса планируется создать молодёжные жилищные кооперативы. Здесь предполагается масштабирование опыта города Алматы по созданию региональных жилищных программ.
По словам министра образования и науки (МОН) Ерлана Сагадиева, одним из проблемных вопросов является отсутствие гарантированного места трудоустройства выпускников проекта "Серпін", в рамках которого в 26 вузах из девяти областей обучаются 12344 человека, а в 37 учебных заведениях ТиПО семи регионов обучаются 2276 человек.
По инициативе МОНа в проект государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы "Еңбек" включена норма по закреплению обязательной отработки и трудоустройства выпускников проекта после окончания учебного заведения в трудодефицитных регионах.
Для этого были заключены трёхсторонние договоры о трудоустройстве выпускника между организацией образования, работодателем и обучающимся. Распределением и направлением на работу и трудоустройством молодых специалистов занимаются акиматы по направлениям организаций образования.
"В этой связи нами совместно с акиматами будет проработан вопрос по прохождению студентами колледжей и вузов производственной практики, обеспечению их трудоустройства", – отметил министр образования.
Он подчеркнул, что с сентября 2017 года внедрён проект бесплатного технического и профессионального образования для всех, в рамках которого все желающие могут получить рабочую профессию бесплатно. Это позволило повысить долю студентов, обучающихся по госзаказу, до 54% и остановить негативный тренд ежегодного сокращения контингента колледжей, что наблюдалось на протяжении пяти лет.
"Одним из ключевых вопросов дорожной карты является формирование базы данных выпускников школ 2018 года, не поступивших в вузы и не призванных на срочную воинскую службу в рамках национальной образовательной базы данных. Это большая работа, которая требует чёткого взаимодействия между отраслевыми и местными исполнительными органами, профессиональными сообществами. По итогам формирования соответствующая информация по выпускникам школ 2018 года будет представлена в Министерство общественного развития", – подытожил он.
Как сообщила министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова, ежегодно на рынок труда Казахстана выходит более 120 тыс. выпускников школ, из которых поступают в колледжи 18%, переходят в вузы 60%, остаются без квалификации 19% и около 4% относятся к категории "прочих": уезжают из страны, призываются в армию и так далее.
По уровню образования 36% казахстанской молодёжи имеют высшее образование, 39% – среднее специальное образование, 25% – основное, общее, начальное образование.
В рамках реализации дорожной карты по обеспечению занятости и социализации молодёжи ведомство для снижения уровня незанятой молодёжи планирует увеличить число претендентов на получение технического и профессионального образования лицам, оставшимся без квалификации, расширить перечень квалификации и навыков по краткосрочному профессиональному обучению и установить приоритетное право для молодёжи в получении микрокредитов.
Айсулу Тимурова