Была ли "нефтяная блокада"?
Беларуси невыгодно покупать казахстанскую нефть и нефтепродукты, а Казахстану невыгодно продавать их дешевле, чем это можно было бы сделать, считает российский эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Игорь Ивахненко, комментируя корреспонденту inbusiness.kz ситуацию, возникшую между тремя партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС): Казахстаном, Беларусью и Россией.
Напомним, что в минувший понедельник, Минэнерго Казахстана распространило очередное сообщение, касающееся поставок нефти в Беларусь. Ключевая фраза, которая прозвучала в сообщении ведомства: "необходима коммерческая заинтересованность компаний по поставкам казахстанской нефти и нефтепродуктов в Беларусь".
Однако на следующий же день белорусские СМИ процитировали слова президента республики Александра Лукашенко, где он прямо заявляет, что Россия отказалась дать транзит казахстанской нефти по своей территории.
"Казахстан сможет поставить нам нефть, если Россия согласится с этим. Странно: наш союзник не дает согласия на поставку нефти от нашего другого союзника", – сказал Лукашенко на совещании в Минске во вторник.
По мнению российского эксперта, такие заявления о том, что Россия препятствует транзиту нефти, не что иное, как спекуляция.
"Россия не может помешать поставкам нефти в Беларусь из Азербайджана. И что, разве они осуществляются? Нет. Известно также, что Норвегия решила продать Беларуси 80 тысяч тонн нефти. Но это ничтожно малые объемы для белорусских НПЗ. Могут быть поставки из США со специальной скидкой. Но даже они не будут большими", – пояснил г-н Ивахненко.
Таким образом, у Беларуси множество путей для получения нефти из разных стран, но республика ими почти не пользуется. По мнению российского эксперта, "в любом случае Москва не стала бы воевать с Нур-Султаном из-за Минска".
"Лукашенко просто выгодно все сваливать на политику. Но все дело в цене. Никто не станет продавать ему нефть задешево и со скидкой. Исключение – контрабандные поставки из Сирии, Ирака, Ливии. Но и они не будут большими. А платить среднемировую цену за нефть Минск не хочет",– резюмировал г-н Ивахненко.
"Третьим будешь"?
Причина возникшей ситуации в том, что Беларусь перестала устраивать новая цена за нефть, которую все предыдущие года она благополучно получала из России. Что же произошло между соседями, коль Минск решил привлечь в этот спор третьего партнера по ЕАЭС – Казахстан?
Российская сторона в прошлом году приняла решение с 2020 года продавать свою нефть и ГСМ без льгот. Речь идет о новом налоговом маневре. С 2020 по 2024 год экспортная пошлина на сырую нефть в России постепенно будет понижена до нуля, а налог на добычу, наоборот, повышен.
Раньше пошлина "сидела" в экспортной цене российской нефти, но Беларусь покупала российскую нефть без пошлины. А теперь пошлины нет, но вырос налог на добычу. Соответственно, российская нефть подорожала и будет дорожать дальше, а Беларусь хочет покупать российское сырье по старым ценам.
Кроме того, у российских компаний есть обязательства по поставкам на внутренний рынок на свои российские НПЗ и обязательства по производству бензина. Если они при этом терпят убыток по сравнению с тем, если бы экспортировали нефть, то из бюджета им идет компенсация – демпфер.
Но белорусские НПЗ – это не российские компании, чтобы получать тот самый демпфер. Как независимой стране, ей теперь придется покупать российскую нефть, как все, по новой цене.
Но Минск отказывается платить дороже, уповая на партнерство в ЕАЭС. В связи с этим с 1 января 2020 года были приостановлены поставки российской нефти в Беларусь.
"В полном объеме альтернативы нет поставкам российской нефти. Но, как мы договаривались, диверсифицироваться нам надо. Надо идти к тому, что 30-40% мы будем покупать нефти в Российской Федерации", – заявлял ранее Александр Лукашенко.
Чтобы добрать оставшиеся 70 процентов для загрузки своих НПЗ, Минск решил диверсифицировать поставки сырья. Предложение были сделаны Азербайджану, Казахстану и другим.
Из этого списка нефтедобывающих стран Казахстан оказался более привлекательным. Он – партнер по ЕАЭС и отношения проверены временем. Однако есть одно но. Путь в Беларусь для казахстанской нефти пролегает через территорию России. И без ее согласия плюс расходов за транспортировку этот вопрос не решить.
К тому же Россия нигде официально не заявляла о своем отказе в транзите казахстанской нефти до Беларуси.
"Все дело в деталях"
Теперь рассмотрим ситуацию с точки зрения казахстанской стороны. Насколько выгодна эта сделка Казахстану? Но обо всем по порядку.
В октябре прошлого года белорусский лидер Александр Лукашенко приехал в Нур-Султан с визитом, в ходе которого объявил о планах покупать казахстанскую нефть. Он также отметил, что наше сырье и нефтепродукты могут поставляться транзитом через территорию России и пообещал, что Минск проведет "соответствующие консультации с российской стороной в ближайшее время".
Позже стало известно, что белорусская сторона заявила о готовности импортировать около 3,2-3,5 миллиона тонн нефти и темных нефтепродуктов в год. Но готов ли Казахстан их экспортировать?
Корреспондент inbusiness.kz обратился к руководителю одного из трех казахстанских НПЗ с соответствующим вопросом.
"Казахстан сегодня заинтересован в загрузке своих собственных НПЗ, мощность которых значительно выросла после модернизации, а уже потом думать о поставках сырья для белорусских заводов", – сказал собеседник на условиях анонимности.
Казахстанский нефтепереработчик считает, что обещанные Минску 3,5 миллиона тонн нашей нефти (где, к тому же, часть объема – это ГСМ – прим. автора), не спасут ситуацию Минска.
"Нефть была и остается ходовым товаром. И при ее нынешней мировой цене продавать ее дешевле, чем продавать свои нефтяные товары с какой-то специальной скидкой, пусть и партнеру по ЕАЭС, невыгодно. А казахстанские ГСМ по цене объективно не дешевле российских", – добавил казахстанский нефтепереработчик.
Помимо цены на сырье вторым проблемным вопросом может стать вопрос транзита казахстанской нефти до Минска, даже если предположить, что Россия даст добро. Как известно, основным маршрутом доставки казахстанской нефти от западных месторождений республики до черноморского порта в Новороссийске является трубопровод "Каспийский трубопроводный консорциум" (КТК). И он пролегает через территорию России.
Напомним, что в сообщении Минэнерго Казахстана, которое было распространено в прошедший понедельник по итогам встречи нового министра Нурлана Ногаева и вице-президента Белорусского государственного концерна по нефти и химии Андреея Бунакова, было сказано, что "наиболее оптимальным вариантом являются поставки трубопроводным транспортом.
"Но в случае, если экономика мультимодальных поставок будет "проходимая", то такие поставки тоже возможны. Необходима коммерческая заинтересованность компаний по поставкам казахстанской нефти и нефтепродуктов в Беларусь", – дипломатично отметили в казахстанском ведомстве.
Информированный источник в КТК в интервью inbusiness.kz отметил, что все объемы казахстанской нефти имеют своих "хозяев", которые покупают нефть на выходе – в порту Новороссийска по общим правилам и общим ценам.
"Таким образом, Казахстан не хочет продавать белорусам нефть со скидкой и без обязательств не перепродавать белорусский бензин из казахского сырья. А Минск хочет именно так. Поэтому Минск и Нур-Султан застряли на стадии технических переговоров. Хотя еще в прошлом году Канат Бозумбаев, будучи министром энергетики, говорил, что "все дело в деталях", то есть в цене и запрете на реэкспорт. Просто казахстанская сторона не акцентирует свои коммерческие разногласия, а дипломатично отмалчивается от спора России и Беларуси", – сказал г-н Ивахненко.
Ранее один из уважаемых нефтяников Казахстана, Кайргельды Кабылдин, будучи президентом национальной компании "КазМунайГаз", отвечая на вопросы журналистов о целесообразности строительства новых трубопроводов (например, в Китай или о расширении КТК – прим. автора) часто повторял такую фразу: "Нефть течет туда, где за нее дают выгодную цену. Это аксиома".
Кульпаш Конырова