Нефтяному веку удлинили закат

8872

"К середине столетия мировая добыча черного золота, пройдя пик, опустится до уровня 2015 года в 95 млн баррелей в сутки", – вице-министр энергетики РК.

Нефтяному веку удлинили закат

Министерство энергетики Казахстана верит в мировой рост добычи нефти вплоть до 2040 года, после которого начнется ее стагнация и снижение к 2050 году до 95 млн баррелей в сутки, что сопоставимо с уровнем добычи 2015 года. Об этом в рамках панельной дискуссии "Стратегии развития нефтегазовых компаний в эпоху чистой энергии" в рамках XI Астанинского экономического форума (АЭФ-2018) заявил вице-министр Магзум Мирзагалиев.

"В прошлом году мы в министерстве большую аналитическую работу провели. Привлекли международных консультантов, где постарались ответить на вопрос, что будет с энергией к 2050 году. Был изучен колоссальный объем международной информации. Данные из 139 стран были получены, обработаны и смоделированы. И мы пришли к достаточно интересной цифре. (…) Рост добычи будет продолжаться до 2040 года. [Затем добыча] стабилизируется и после начнет повсеместно сокращаться. К 2050 году мы ожидаем что в мире добыча будет 95 млн баррелей в сутки, или на уровне 2015 года", – заявил г-н Мирзагалиев.

Тренд на рост добычи, по словам чиновника, произойдет за счет роста покупательского спроса со стороны среднего класса. Однако, как продолжил он, ввиду активного развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и технологий, направленных на рост энергоэффективности, приведет к объективному снижению спроса впоследствии.

"Спрос на электроэнергию глобально упадет даже на три процента, за счет технологий, связанных с энергоэффективностью", – раскрыл другую часть долгосрочного взгляда на отрасль вице-министр энергетики РК.

С ним отчасти солидарен и глава подразделения Shell в Казахстане Оливье Лазар. По его словам, численность населения планеты к 2050 году вырастет до 10 млрд человек, а к концу столетия – до 11 млрд против текущих 7 млрд.

"Уровень богатства растет, и люди выходят из нищеты. Они также будут использовать больше энергии. К 2070 году человечеству потребуется в два раза больше энергии, чем сейчас. (…) К 2050 году [в мире] будет использоваться 85 процентов из того [объема нефти], что используется сейчас, и 40 процентов к концу столетия. Это то, что мы видим", – подчеркнул он.

Свое влияние на представленный им сценарий будут оказывать обязательства по Парижскому соглашению об изменении климата, связанному с обеспечением на глобальном уровне среднегодовой температуры в пределах 2 оС. Поскольку увеличение потребностей в энергии за счет традиционных источников несет риски их невыполнения, предстоит большая работа, подчеркивает г-н Лазар.

"Мы предоставили сценарии [развития]. (…) Будет утраиваться эффективность использования энергии. Это технологии, которые позволят сделать аккумуляторы более емкими. Это означает, что к 2050 году каждый легковой автомобиль должен быть электрическим. И спрос должен обеспечиваться за счет ВИЭ. Плохая новость в том, что это будет трудно, но мы готовы работать в рамках того тренда и меняться вместе с обществом", – подчеркнул представитель Shell.

Игнорировать возобновляемый сегмент энергетики нельзя, в свою очередь заявила директор Департамента энергетики и природных ресурсов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по России, Кавказу и Центральной Азии Аида Ситдикова.

"ЕБРР будет продолжать поддерживать ВИЭ. (…) Большим компаниям нужны инвестиции в ВИЭ, и это естественно, поскольку энергетический сектор быстро меняется. (…) За последние годы доля [таких проектов] в нашем портфолио выросла в три раза, до 30 процентов", – отметила эксперт ЕБРР.

Доля электроэнергии, производимой из ВИЭ в Казахстане, по итогам прошлого года достигла 1% от общего объема, заявил Магзум Мирзагалиев. Согласно планам министерства, к 2020 году ее вес в энергобалансе страны устроится, к 2030 году дойдет до 30%, а к 2050 году – до 50%.

"Мы поддерживаем удешевление электроэнергии. Если раньше подписывались контракты [на строительство мощностей ВИЭ] с фиксированной стоимостью, которая должна еще была индексироваться к инфляции и привязываться к корзине основных мировых валют, то начиная с этого года мы планируем проводить международные аукционы", – сделал акцент вице-министр энергетики РК.

В мире сейчас идет повсеместное удешевление ВИЭ, продолжает он.

"Все последние конкурсы [по созданию возобновляемых мощностей] за рубежом – в Арабских Эмиратах, Чили, Мексике – [показывают], что в среднем сегодня на конкурсах по солнцу это уже ниже трех центов за один киловатт-час; по ветру – чуть более трех центов за один киловатт-час. Это те цифры, которые можно сравнивать с угольной генерацией, [которая] исторически всегда считалась наиболее дешевой", – поведал г-н Мирзагалиев.

Несмотря на это, "нефтегазовая отрасль есть и долгое время будет оставаться локомотивом экономики [Казахстана]", констатировал высокопоставленный чиновник. По расчетам ведомства, ее вклад в ВВП Казахстана оценивается на уровне 19%. В свою очередь представитель Shell, комментируя вопрос об участии компании в предстоящем международном аукционе на строительство мощностей ВИЭ в РК, заявил, что в компании "изучают вопрос и не приняли решения".

"Последние несколько лет добыча [нефти в Казахстане] составляла около 80 миллионов тонн в год. В этом году мы ожидаем добычу на уровне 87 миллионов тонн. В 2030 году, мы полагаем, добыча стабилизируется на уровне 100-105 миллионов тонн. (…) Этот рост будет обеспечен за счет дальнейшего роста добычи на месторождениях Тенгиз и Кашаган и удержания планки добычи на месторождении Карачаганак", – добавил вице-министр.

Под эти планы уже создан внушительный профицит мощностей по транспортировке. Как заявил гендиректор АО "Каспийский трубопроводный консорциум" Николай Горбань, в результате модернизации проектная мощность нефтепровода достигла 67 млн тонн против 55,1 млн тонн нефти, перекачанной в 2017 году.

"В этом году по итогам I квартала [объем транспортировки по трубопроводу составил] более 20 млн тонн. И мы плавно двигаемся к цифре 60 млн тонн [до конца этого года]. Профицит мощности создан серьезный. Мы сознательно, когда с акционерами принимали решение о проекте расширения, планировали таким образом создать профицит, который позволит акционерам, а они же у нас и производители нефти, не думать о том, будет ли возможность перекачивать и можно ли развивать месторождения комфортно в тех темпах [прироста добычи], которые нужны", – отметил глава трубопроводной компании.

При этом, как заявил исполнительный вице-президент по добыче, разведке и нефтесервисам АО "НК "КазМунайГаз" ("КМГ") Олег Карпушин, одним из перспективных направлений в части геологоразведки будут шельфовые участки.

"В данный момент "КМГ" самостоятельно развивает геологоразведочные проекты на структуре "Жамбыл" и блоке "Н". Есть несколько перспективных структур, которые мы также развиваем с партнерами из компании Shell", – заявил топ-менеджер, комментируя соответствующий вопрос.

Несмотря на конкурентоспособность казахстанских сырьевых товаров (прежде всего нефти) на мировом рынке сейчас, в перспективе она будет снижаться, признают в Минэнерго Казахстана, задавая вектор в сторону производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

"Для себя мы видим приоритет в нефтегазохимической отрасли. Хочу отметить, что по нашим прогнозам будет наблюдаться очень значительный рост в нефтегазохимическом комплексе за счет большего потребления пластика и композитных материалов. При всех тех планах, [которые] глобально имеются, предложение не будет поспевать за спросом. Мы планируем данный сектор развивать в Атырауской области, где будут реализованы два крупных проекта по производству полиэтилена и полипропилена", – указал вектор г-н Мирзагалиев.

К 2030 году потребление нефтегазохимической продукции вырастет в два раза, с 1 трлн до 1,8 трлн долларов, привел цифры вице-министр. При этом полиэтилен и полипропилен будет востребован, обеспечивая 60% всего производства полимеров, подвел черту он.

Султан Биманов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться