/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 29 354,08 РТС 1 637,75 Hang Seng 29 002,59 FTSE 100 7 674,56 KASE 2 375,60 Пшеница 571,00
Погода:
-15Нур-Султан
-2Алматы
DOW J 29 354,08 РТС 1 637,75
Hang Seng 29 002,59 FTSE 100 7 674,56
KASE 2 375,60 Пшеница 571,00
«EcoJer» – новая ассоциация региональных экологических инициатив

«EcoJer» – новая ассоциация региональных экологических инициатив

Для улучшения экологической ситуации по стране и, в частности, в Восточном Казахстане свои усилия объединят предприниматели, общественность.

13 Январь 2020 13:20 665

«EcoJer» – новая ассоциация региональных экологических инициатив

Автор: Ольга Ушакова Фото: Ольга Ушакова

Новости

Все новости

В ближайшее время стартует республиканский проект Казахстанской ассоциации региональных экологических инициатив «EcoJer», инициированный Фондом устойчивого развития и поддержки женского предпринимательства. Он будет представлять общие интересы бизнеса, гражданского общества, содействовать в деятельности по охране окружающей среды. При этом ожидается сбалансированный подход к направлениям государственной политики в сфере охраны окружающей среды, интерес общественности к повышению качества окружающей среды, необходимости развития экономического потенциала бизнес-сообщества. Ассоциация будет охватывать очень широкий круг вопросов, включая поддержку, содействие организациям в сфере экологии и охраны окружающей среды, разработку предложений по улучшению региональной экологической политики, организацию, проведение аналитических, лабораторных работ, экоисследований, участие во внедрении наилучших доступных техник для минимизации негативного воздействия на окружающую среду, сотрудничество с международными организациями.

«Экология, геология, природные ресурсы – Адалдық алаңы»    

О проекте рассказали в Департаменте экологии по ВКО. Там прошла презентация регионального филиала еще одного проектного офиса, который призван бороться с коррупционными проявлениями и ратовать за расширение прозрачности работы госорганов, но на этот раз в узкой профессиональной сфере. Основная цель проекта, который называется «Экология, геология, природные ресурсы – Адалдық алаңы», – общественный мониторинг деятельности структурных подразделений министерства экологии, геологии, природных ресурсов РК. Речь идет о департаментах и территориальных подразделениях по экологии, водным, лесным ресурсам, охотничьему хозяйству, недрам.

«Если есть в этих сферах коррупционные моменты, то проектный офис будет заниматься этими проблемами. Наша цель и задачи – сокращение уровня бытовой коррупции, создание комфортных условий для граждан, осуществление общественного антикоррупционного контроля и формирования антикоррупционной культуры. Нам ставится задача, чтобы мы были прозрачны. Если есть высказывания в социальных сетях, СМИ, то они должны изучаться и по ним должна даваться определенная оценка», – сообщил о миссии проекта руководитель департамента экологии по ВКО Данияр Алиев на недавней официальной презентации проекта и встрече с представителями его экспертного совета.

По его словам, общий алгоритм работы проектного офиса – анализ публикаций в социальных сетях по курируемым сферам, изучение материалов и негативных высказываний о деятельности госорганов, направление материалов в офис менеджера проекта, подготовка заседаний экспертного совета. Помимо этого, эксперты сами будут предлагать к рассмотрению проблемные вопросы, которые касаются деятельности вышеназванных подразделений министерства. Предприниматели и население тоже смогут обращаться к менеджеру проекта «Экология, геология, природные ресурсы – Адалдық алаңы», и их жалобы и предложения будут услышаны.

Пока в проектный офис «Экология, геология, природные ресурсы – Адалдық алаңы» обратился только один человек – житель поселка имени Касыма Кайсенова в Усть-Каменогорске Анатолий Кашин по поводу законности размещения предприятием «ЭКО РБ» установки по сжиганию медицинских отходов.

«Есть такая проблема, что предприятие провело общественные слушания в поселке Алмасай, в Уалиханском районе. А установку эту смонтировало в другом поселке – Касыма Кайсенова. Жители говорят: как так получилось? Заявитель поставил вопрос о законности выдачи разрешительных документов и попросил дать оценку. Мы его через проектный офис зарегистрировали, направили запросы по этому объекту в уполномоченные органы, чтобы нам объяснили, как же было выдано заключение об установке печи», – привел пример г-н Алиев.

Впрочем, подчеркнул Данияр Алиев, каждый госорган уже ведет мониторинг настроений, комментариев в социальных сетях.

«Эта работа у нас ведется с прошлого года в концепции «слышащего государства» и поставлена на особый контроль. Любые публикации в социальных сетях, любые негативные высказывания в СМИ тут же рассматриваются госорганами, и эта работа в дальнейшем будет продолжена министерством экологии, геологии и природных ресурсов. У нас есть свои внутриведомственные чаты, согласно которым любая негативная информация проверяется. Мы даже на упреждение должны работать», – заметил он.

Что улучшит экологию

Для экологов в проекте «Экология, геология, природные ресурсы – Адалдық алаңы» выделили четыре блока: атмосферный воздух, обращение с отходами, водные ресурсы, оказание госуслуг. Основной негатив от населения идет по качеству атмосферного воздуха, объяснил Данияр Алиев.

Правда, пока многие «негативщики» – авторы критических комментариев в социальных сетях по этому поводу, на контакт с представителями проектного офиса идут неохотно и никак не отзываются на их предложения позвонить, пообщаться, написать официальную жалобу. Но со временем в филиале проектного офиса «Экология, геология, природные ресурсы – Адалдық алаңы» надеются растопить лед недоверия населения и, в частности, пользователей интернета. Мало того, что они и дальше обещают реагировать на каждую жалобу, проявление недовольства и критики жителей, так еще и совместно с акиматом Усть-Каменогорска представители департамента экологии по ВКО и по совместительству участники нового проекта уже готовят актуальную программу. Это дорожная карта первоочередных мер при наступлении в городе НМУ, когда нет ветра, и в атмосферном воздухе города резко повышается уровень вредных веществ.

Данияр Алиев рассказал inbusiness.kz, что в дорожной карте предлагаются, в общем-то, простые вещи, которые будут выполняться в дни неблагоприятных метеоусловий. Удивительно, но в неблагополучном городе большинство таких мер до сих пор не применяется!

«В сфере образования будет запрещено выводить детей на улицу при НМУ. Нужно оповещать население, что необходимо предпринимать такие-то действия по защите организма: закрывать окна, пользоваться СИЗ, – приоткрыл суть дорожной карты Данияр Алиев. – Есть категории населения, которые находятся в зоне риска в период НМУ. Мы предлагаем каждому госоргану в своей сфере отработать по этим вопросам. Здравоохранение – в части безопасности, принятия первоочередных мер, выделения определенной категории населения, которое подвержено риску в этот период. Мы должны бороться с тем, что частный сектор сжигает бытовой уголь бесконтрольно, непонятно какого качества. Также есть смысл в газификации автотранспорта».

По словам Данияра Алиева, предприятия в Усть-Каменогорске и так якобы в период НМУ снижают выбросы за счет уменьшения производственной нагрузки. Правда, на вопрос inbusiness.kz, а проводят ли экологи в такие дни проверки промышленных гигантов Усть-Каменогорска, г-н Алиев ответил отрицательно.

«Но мы не имеем права предприятия проверять в период НМУ. Только раз в год с проверкой приходим, и то обязаны уведомить. Конечно, они уже подготовились. Мы делаем замеры вредных выбросов и не находим превышения. На предприятии уже сделали все, чтобы не было нарушений», – признался он.

По его словам, ситуацию может изменить новый Экологический кодекс, который обяжет каждое вредное предприятие установить газоанализаторы на каждой трубе, а уровень загрязнения экологи смогут наблюдать в режиме онлайн. Сейчас новый Экокодекс находится в парламенте на рассмотрении.

Главный эколог ВКО поделился еще одной насущной проблемой. По его словам, оборудование областного экологического ведомства устарело морально, физически, есть необходимость модернизировать лабораторию. Но пока нет возможностей.

«Существует государственный реестр средств измерений, в который не включены современные приборы аналитического контроля. Любой прибор сначала должен пройти испытания, исследования в Институте стандартизации и сертификации при Комитете по техническому регулированию и контролю, после чего они выдают сертификат, что он соответствует характеристикам приборов и после этого включается в ГСИ. Подтверждение этого института зачастую стоит дороже, чем себестоимость прибора. Поэтому мы пользуемся теми приборами, которые включены в ГСИ и физически, морально устарели», – рассказал он.

По его словам, если оптимизировать работу, то можно будет использовать более современные методы оценки загрязнения окружающей среды, расширить возможности экологов по использованию приборов.

Еще проекты

На сегодняшний момент в Восточно-Казахстанской области реализуется проект, аналогичный «Экология, геология, природные ресурсы – Адалдық алаңы», но сфера его деятельности несколько шире. Это «Шығыс Адалдық аланы», в который и будет интегрирован новоиспеченный проект, став его подразделом. По словам руководителя «Шығыс Адалдық аланы» Елены Березинской-Абиловой, их проект в ВКО запущен в сентябре 2018 года. За это время было рассмотрено свыше 12,5 тысячи обращений от населения, которые касались в основном вопросов и жалоб по поводу принятых решений государственных органов в сфере коммунальных услуг, здравоохранения, образования. К слову, глава Агентства по противодействию коррупции Алик Шпекбаев назвал проектный офис «Шығыс Адалдық аланы» одним из лучших в стране. Казахстанская ассоциация региональных экологических инициатив «EcoJer» будет тесно сотрудничать с проектными офисами «Шығыс Адалдық аланы», «Экология, геология, природные ресурсы – Адалдық алаңы». Ведь у них, по большому счету, одинаковые цели – уменьшить нагрузку на окружающую среду, улучшить экологическую ситуацию в регионах, сохранить природные ресурсы.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Неприятная правда: кто в ответе за то, что алматинцы дышат грязным воздухом?

Почему экология оборачивается серьезной проблемой – в расследовании inbusiness.kz.

26 Декабрь 2019 13:14 4640

Неприятная правда: кто в ответе за то, что алматинцы дышат грязным воздухом?

Фото: Максим Морозов

Дискуссии о грязном воздухе в Алматы принимают во внимание всего три источника загрязнения: угольную теплоэлектроцентраль (а точнее, ТЭЦ-2), частный сектор (который углем, дровами, иногда резиной топит свои бани и жжет мусор во дворах), а еще это автомобильные выхлопы.

Глаза и нос меня обманывают

В приложении AirKZ «Казгидромета» можно посмотреть, каким воздухом дышат казахстанцы в том или ином населенном пункте (в AirKZ доступны данные по 46 населенным пунктам и 84 экологическим постам. – Ред.). По данным геолокации программа определит место, где вы находитесь, и покажет концентрации опасных веществ в воздухе. Не всегда информация в приложении обновляется оперативно, из-за чего пользователи остаются недовольными и пишут гневные комментарии на сайте «Казгидромета».  К примеру, такие

«Казгидромет» – этим все сказано. Не покажут правду, либо у меня глаза и нос обманывают, чистый воздух не могут определить».

«Чепуха) Выглядит так, что хотят скрыть факт загрязнения воздуха) Сейчас открыли окно, домашний фильтр аж завыл, пытаясь очистить воздух из форточки».

«Обман полный, тут все в дыму, а показывает чистый воздух».

Подобных отзывов очень много, то есть подавляющее большинство комментаторов как бы уверены, что на самом деле ситуация намного хуже, чем ее хотят представить…

Нет согласия и среди экологов. Одни считают, что основным источником загрязнения атмосферы города является работающая на угле ТЭЦ-2 (говорят, что это 80% от всех вредных выбросов), другие утверждают, что экологическая катастрофа из-за автотранспорта (который на 75% загрязняет воздух, а еще от него и шумовое загрязнение).

Если попытаться разобраться в экологическом вопросе, то может открыться неприятная правда – в наш век научно-технического прогресса и достижений никто достоверно (на все 100%) не знает, отчего город накрыт черным смогом. Впрочем, ситуация характерна не только для Алматы. В Пекине ученые тоже пытаются понять истинную причину смога – и тоже чаша весов склоняется то в сторону автомобильных выхлопов, то угольных электростанций.

Между тем, по статистике ВОЗдевять из десяти жителей нашей планеты дышат загрязненным воздухом, почти каждый год для семи миллионов человек это заканчивается смертью, еще в 2016 году количество таких смертей оценивалось в 4,2 млн.

Но это всего лишь цифры, за которыми стоит репутация ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения не сможет назвать 4,2 млн имен людей, которые были «отравлены» воздухом в 2016 году и это официально указано в их свидетельствах о смерти. На самом деле доказать, что человека «убил» токсичный городской воздух, невероятно сложно, практически невозможно. История маленькой Эллы Кисси-Дебры прямое тому доказательство.

Смерть Эллы Кисси-Дебры

Девятилетняя жительница Лондона Элла Кисси-Дебра умерла в феврале 2013 года от приступа астмы. Как пишет BBC, сильными приступами удушья девочка страдала последние три года своей жизни, за эти три года ребенка госпитализировали 27 раз.

Шесть лет после смерти дочери Розамунд Аду-Кисси-Дебра пытается понять, действительно ли смертельный приступ был вызван грязным воздухом. Если так, то именно эта причина должна быть указана в заключении о смерти, где раньше было написано, что девочка умерла от острой дыхательной недостаточности, а теперь не написано ничего.

После того как Стивен Холгейт, профессор Британского университета в Саутгемптоне и экс-председатель консультативного комитета правительства Великобритании, доказал, что приступы астмы у Эллы совпали с годами высоких уровней загрязнения воздуха возле ее дома, Высокий суд разрешил уничтожить предыдущую причину смерти Эллы и начать новое расследование.

«Высокий уровень загрязнения воздуха способствовал появлению и развитию осложнений астмы у Эллы, что сильно ухудшило качество ее жизни и привело к летальному исходу», – говорится в докладе о смерти девятилетнего ребенка, подготовленном Стивеном Холгейтом.

Если суд примет доказательства профессора и признает, что именно загрязнение воздуха стало причиной смерти, то семья Кисси-Дебра, которая с двумя детьми все также живет в 25 м от загазованной Южной кольцевой дороги Лондона (South Circular Road), подаст в суд на премьер-министра Великобритании. По убеждению Розамунды Аду-Кисси-Дебра, экс-мэр британской столицы Борис Джонсон не предпринимал нужных мер, чтобы жители мегаполиса дышали чистым безопасным воздухом, и за это должен будет ответить.

Тем временем в Казахстане…

Пока в Британии все ждут окончания расследования, которое запланировано на апрель 2020 года (когда будет тщательно изучена роль государственных органов в смерти человека и доказана либо не доказана вина автотранспорта в загрязнении окружающей среды в концентрации опасной для жизни), в Казахстане разгорелся спор другого плана.

В СМИ и соцсетях горячо обсуждается заявление директора ЦФХМА (Центр физико-химических методов исследования и анализа) Булата Кенесова, сделанное им на семинаре «Качество воздуха Алматы и влияние на здоровье: обзор проведенных научных исследований. Обсуждение пробелов, недостающих данных и исследований». 

Ученый заявил, что автотранспорт не является основным источником загрязнения воздуха в Алматы.

«После окончания отопительного сезона резко снижались концентрации ароматических углеводородов, мониторинг которых мы проводили. Кроме того, концентрации высокотоксичных полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) в зимний период были намного (на два порядка) выше, чем в летний», – говорится в докладе Кенесова. 

Это заявление пытались оспорить другие экологи. Для телеканала «Алматы» директор лаборатории ТОО «РНПИЦ «Казэкология» Сункар Жолдыбаев провел показательный эксперимент. С помощью специального аппарата он взял пробу около оживленной дороги, а затем – в парке.

«Оксид азота, оксид углерода, сера диоксид и формальдегид. Как мы видим, здесь цифры гораздо больше, чем в парке, в парке все равно чище. Примерно раза в полтора», – прокомментировал Сункар Жолдыбаев.

Кенесов с таким научным подходом не согласился.

«То, что непосредственно возле дороги основным загрязнителем воздуха будет автотранспорт, и так понятно, так как расстояние до источника загрязнения оказывает существенное влияние на концентрацию. Если проанализировать воздух у выхлопной трубы, то концентрации будут еще выше. Однако все это никак не доказывает, что основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт», – написал ученый на своей странице в Facebook.

Почему автомобиль опаснее угольной ТЭЦ

После заявления Булата Кенесова практически произошел разворот на 180 градусов. Большинство алматинцев, особенно автовладельцев, отныне склонны считать, что алматинский грязный воздух исключительно вина угольной ТЭЦ. А между тем такой простой опыт Сункара Жолдыбаева доказал одну очень важную вещь – автомобиль, который под вашей форточкой прогревает сосед, намного опаснее угольной ТЭЦ.

Воздух вокруг постоянно содержит загрязнения, то есть ТЭЦ загрязняет окружающую среду по максимуму везде вокруг, распространяя на десятки-сотни километров, в том числе и в другие города и соседние государства. Уголь действительно является одним из самых сильных источников загрязнения среди видов топлива.

Но автомобильные выхлопы внизу, совсем рядом, и из-за этого более опасны. Маленькая Элла Кисси-Дебра умерла потому, что жила возле трассы и вдоль нее же ходила в школу.

Загрязненный воздух отравляет миллионы детей и разрушает их жизнь, говорится в отчете ВОЗ.

«Одной из причин особой уязвимости детей к воздействию загрязненного воздуха является тот факт, что они дышат чаще, чем взрослые, и поэтому поглощают больше загрязнителей. Они также находятся ближе к земле, где загрязнители достигают максимальных уровней концентрации, и это негативно отражается на развитие их мозга и организма». 

«Мы должны задуматься о цене наших передвижений по городу, – считает международный эксперт в области городской мобильности Елена Ерзакович. – (…) У нас порядка 88% превалирует транспорт, который выбрасывает в атмосферу целый список вредных веществ».

По словам Ерзакович, то количество автомобилей, которое сейчас колесит по городу, – это среднеевропейский уровень автомобилизации. Вот только качество местных автомобилей запредельно низкое: 2/3 частного автомобильного парка не соответствует экологическим критериям Евро-4, и по западным меркам эти авто уже давно были бы отправлены на утилизацию.

Отчеты по продажам автомобилей подтверждают слова эксперта – у стареньких автомобилей рекордный рост продаж. Автопарк Казахстана стареет ускоренными темпами. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания, особенно старые модели, работающие без новейших фильтров выхлопных газов, способствуют высокому уровню токсичного газообразного оксида азота и твердых частиц, которые являются наиболее опасной формой загрязнения воздуха.

«Странно, что людей это не беспокоит, – говорит Ерзакович. – Если нам не будет, чем дышать, то нам уже ездить никуда не надо будет».

Закон о чистом воздухе

Трагическая история Эллы Кисси-Дебры подвигла британскую The Times начать кампанию за новый закон о чистом воздухе, «за право на защиту от токсичного воздуха, который приводит к 40 тысячам смертей в год и особенно угрожает молодежи, пожилым людям и людям с заболеваниями легких». 

По данным издания, загрязнение воздуха в 6500 школах Великобритании превышает рекомендуемые уровни ВОЗ, затрагивая 2,6 миллиона детей.

В Казахстане также разработана новая редакция Экологического кодекса, согласно которой штрафы за загрязнение окружающей среды увеличатся в 10 раз. Вот только «строгость законов часто компенсируется необязательностью их исполнения».

«Есть огромнейшая проблема – у нас законы, может быть, где-то несовершенные, где-то нормальные, хорошие законы могут просто не соблюдаться», – говорит председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

Речь идет о санитарных нормах, согласно которым стоянка автомобиля ближе десяти метров к жилым домам, границам земельных участков общеобразовательных школ, интернатов, дошкольных и лечебных учреждений запрещается. Если автомашин больше 10, но меньше 50, то расстояние должно быть не менее 15 метров. Однако автовладельцы в большинстве своем не соблюдают экологических стандартов и норм в виде СНиПов.

«У нас в городе официально зарегистрировано более полумиллиона автомобилей – куда их ставить? – задается вопросом Эдоков. – Но если есть закон, то его должны соблюдать все безусловно, не важно, богатый или бедный, на большой машине или пешком. Можно сколько угодно рассуждать на тему, плохо это или хорошо, но в моем понимании, если есть закон, значит, надо его соблюдать!»

Между тем по статье 425 КоАП РК нарушение нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, влечет штраф на физических лиц в размере 30 МРП.

Кроме санитарных норм, парковка во дворах регламентируется правилами дорожного движения. Согласно ПДД, стоянка автомобиля во дворе с работающим двигателем более пяти минут запрещается. Но это также игнорируется большинством автовладельцев, несмотря на то, что автопроизводители рекомендуют трогаться с места и уезжать с парковки сразу же после пуска мотора. В движении мотор прогревается быстрее, а топливо сжигается эффективней.

«В непрогретом двигателе сжигание топливовоздушной смеси существенно менее эффективное, чем в прогретом, что приводит к выбросу значительно более высоких концентраций токсичных веществ – остаточных количеств компонентов бензина и продуктов его неполного сгорания, – отметил в разговоре с inbusiness.kz Булат Кенесов. – Среди последних особо стоит отметить окись углерода (угарный газ) – самый опасный компонент, у которого нет запаха, но который в условиях плохой вентиляции может привести даже к летальному исходу»…

Уровень загрязнения воздуха в Алматы опасно высокий, но не все алматинцы осознают, насколько ужасен воздух, которым дышат. Одна из причин, по которой алматинцы уезжают из Казахстана, – это воздух. Здоровье детей и свое собственное дороже...

Катерина Клеменкова

Правительство приняло проект Экологического кодекса

Министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев презентовал проект нового Экологического кодекса, сообщает inbusiness.kz.

24 Декабрь 2019 10:13 1206

Правительство приняло проект Экологического кодекса

Фото: Максим Морозов

Проект состоит из семи пунктов.

«Первый принцип – «Загрязнитель платит и исправляет». Он подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю, но также ответственность за восстановление от ущерба окружающей среде. Таким образом, государство должно создать такие условия, при которых природопользователям выгоднее принять меры по недопущению негативного воздействия на окружающую среду, чем платить экологические штрафы», – рассказал Мирзагалиев.

Второй принцип – новые подходы к оценке воздействия на окружающую среду.

«По действующему Экокодексу требование о прохождении процедуры оценки воздействия на окружающую среду применяется практически ко всем, то есть 19 тыс. предприятий. Подобный подход малоэффективен и нецелесообразен. Поэтому в новом проекте предлагается такое требование применять только в отношении 2,6 тыс. предприятий «первой категории», на которые приходится 80% выбросов. При этом общественность участвует во всех стадиях оценки», – уточнил он.

Третий принцип – внедрение наилучших доступных технологий и экономические меры стимулирования. Предприятия, внедрившие новые технологи, по словам главного эколога страны, будут освобождены от платы за эмиссии. В случае если они не переходят на них, то ставки платы за эмиссии будут расти. Четвертый принцип – направление платы за эмиссии на экологические мероприятия.

«Местные исполнительные органы выделяют на охрану окружающей среды от 0% до 400%, в среднем лишь 45%. Текущая ситуация с экологическими платежами и их расходованием неоднократно подвергалась критике со стороны международных экспертов. В связи с этим в проекте сопутствующего закона предусмотрено обязательное финансирование природоохранных мероприятий за счет поступающих экологических платежей в объеме 100%», – продолжил министр.

Пятый принцип – создание автоматизированной системы мониторинга выбросов. Шестое – усиление экологического контроля.

«Проектом сопутствующего закона предлагается внести изменения в Предпринимательский кодекс в части проведения проверок по фактам загрязнения. Усиливается ответственность за экологические правонарушения путем увеличения административных штрафов в 10 раз», – подчеркнул он.

Седьмой принцип – совершенствование управления отходами производства и потребления.

«В рамках данного проекта предусматривается иерархия отходов, которая направлена на поэтапное управление отходами, то есть последовательность мероприятий, направленных на предотвращение образования, повторное использование, переработку, утилизацию отходов. Для снижения количества несанкционированных свалок будет внедрено лицензирование деятельности предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией отходов, и уведомительный порядок для мусоровывозящих организаций», – сказал Мирзагалиев.

В целом он отметил, что в Казахстане основная доля объемов выбросов, порядка 56%, приходится на Карагандинскую и Павлодарскую области. Если не принять соответствующих мер, то, по прогнозу, в 2030 году эмиссии загрязняющих веществ составят 3,6 млн тонн, считает глава ведомства.

Дана Карина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: