Неисполнительные судоисполнители

Неисполнительные судоисполнители

09:41 11 Апрель 2018 6028

Неисполнительные судоисполнители

Автор:

Майра Медеубаева

Фото: tengrinews.kz

Объем взысканных ими сумм по итогам 2017 года вырос до 160 млрд тенге, но составил менее 6% от всех требований.

В 2017 году из общей суммы взысканий в 2,8 трлн тенге по факту исполнено лишь 800 тыс. исполнительных документов с изъятием 160 млрд тенге. Как видно, процент исполнения невысок и составляет 5,7%. Впрочем, годом ранее, когда было взыскано 95 млрд тенге по 580 тыс. исполнительных листов при общей сумме взысканий в 2,3 трлн тенге, он был еще ниже. Такие цифры были озвучены на совещании по вопросам дальнейшего развития института частных судебных исполнителей (ЧСИ) в Казахстане с участием зарубежных организаций.

"По итогам 2017 года взыскание составило 33 процента процента от объема исполнительных документов, не исполнено 43 процента, остальную часть возвратили без исполнения по объективным причинам – отсутствие имущества или нахождение должников в розыске. 60 процентов портфеля – это взыскания в пользу государства", – такую статистику привел председатель правления Республиканской палаты частных судебных исполнителей Сергей Ли.

По данным организации, в настоящее время в Казахстане насчитывается порядка 1,7 тыс. ЧСИ. К примеру, в 2015 году их количество составляло 900 человек. В портфеле ЧСИ находится 1,6 млн исполнительных документов. Из них основными являются исполнительные производства в доход государства – более 850 тыс. и 145 тыс. – по алиментам.

Президент Международного союза судебных исполнителей Франсуаза Андрие отметила, что для эффективной работы частных судоисполнителей вмешательство со стороны государства должно быть максимально ограничено, но в то же время контроль обязателен.

"Во Франции контроль над деятельностью частных судоисполнителей осуществляет прокурор, проводятся регулярные бухгалтерские аудиты. По статистике, в Европе на 20 тысяч человек приходится один судоисполнитель. В Казахстане эта цифра меньше, поэтому мы должны учитывать два момента. С одной стороны, мы говорим об эффективности их работы, с другой – борьба с коррупцией, чем больше ЧСИ, тем меньше доход. Мы стремимся к тому, чтобы у судоисполнителей заработная плата приближалась к доходам судьи", – резюмировала спикер.

"Эта цифра [17 тысяч ЧСИ] связана с тем, что многие из них не окупают свою деятельность. В рамках коррупционных рисков это является коррупционной составляющей в том плане, что частный судебный исполнитель уже не думает на законном основании что-то взыскать. Он думает что-то получить от должника. Иногда в палату поступает подобная информация. В среднем доход ЧСИ составляет 300 тысяч тенге в месяц, он несет затраты на аренду помещения, прочие расходы и не окупает работу", – отметил председатель палаты.

Депутат Парламента Дулат Куставлетов считает, что пока рано говорить об удовлетворенности работы ЧСИ.

"Но смогут ли они достичь 100 процентов взыскания за короткий срок, который они прошли с 2017 года, когда структуру только оформили? В 27-м шаге плана нации было сказано: постепенная передача от государственных судебных исполнителей к частным. Прежнюю налаженную систему надо было постепенно перекладывать на плечи ЧСИ. Им переложили разово, они сейчас за все отвечают, в то же время у них нет ни процессуальных, ни других полномочий. Это надо законодательно решать. Поэтому оценка должна быть объективной. Могут ли они взыскать больше или нет? Если не могут – это высший предел с теми возможностями, которые у них сейчас есть. А если вооружены, как положено, это другой вопрос", – отметил депутат.

По его словам, результат деятельности судоисполнителей необходимо оценивать по шкале, принятой в международной практике.

"Например, дается два месяца на взыскание в пользу государства определенных сумм. За это время он не может ни найти имущество, ни арестовать его. Через два месяца приходит прокуратура и начинает его наказывать. Во-первых, надо увеличить период, во-вторых, вооружить его, чтобы он мог искать. Он ведь не может искать самостоятельно, должен направлять письмо – а кто на него отреагирует?" – сказал Дулат Куставлетов.

Как показывает статистика, частные судебные исполнители взимают всего лишь 5% от общего объема взысканий. И, как отметил г-н Ли, четверть всех исполнительных документов возвращаются обратно по причине либо отсутствия имущества, либо нахождения должника в розыске.

На процент взыскания в целом влияет ухудшение уровня жизни казахстанцев, которое констатирует Комитет по статистике Министерства национальной экономики. К слову, реальные зарплаты казахстанцев и занятость падают третий год подряд, опустившись до уровня 2011 и 2013 годов соответственно, писал ранее abctv.kz со ссылкой на обзор рынка труда от Halyk Finance.

В то же время для физических лиц, находящихся в сложной тяжелой ситуации, государство разрабатывает два законопроекта: "О восстановлении платежеспособности граждан Республики Казахстан" (о банкротстве физических лиц) и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам реабилитации и банкротства".

И это закономерно. С 2013 по 2017 год налоговая задолженность физлиц выросла в 7,5 раза, до 12,7 млрд тенге, сообщили abctv.kz в Комитете госдоходов Казахстана. Армия должников при этом выросла более чем в два раза, до 1,7 млн человек, или почти каждый десятый казахстанец. При этом число должников, с которых нечего взыскать, только за 2014 год выросло в 3,7 раза, до 92,6 тыс. человек; сумма, невозможная к взысканию, за этот период выросла в 13 раз, до почти 1 трлн тенге.

Введение проекта закона о банкротстве физических лиц предполагается после введения всеобщего декларирования, с 1 января 2021 года. Это обусловлено тем, что органы государственных доходов к этому времени уже будут видеть общую картину по платежеспособности физических лиц, включая их активы и обязательства.

В настоящее время, по данным Национального банка, количество физлиц, которые имеют займы с просрочкой свыше 90 дней, около 1 млн человек. Стоит напомнить, что, согласно законопроекту, процедура банкротства физического лица может применяться раз в 10 лет.

Также с 1 января 2020 года в Казахстане вводится всеобщее декларирование. Введение данной системы даст возможность осуществлять мониторинг изменения состояния активов физических лиц, отраженных в декларации, проводить сопоставимый анализ прироста его имущества, соответствия его расходов доходам за ряд лет.

В настоящее время 1,1 млн индивидуальных предпринимателей сдают декларацию о доходах. По расчетам Минфина, после введения всеобщего декларирования в 2020 году декларации будут предоставлять 12,9 млн человек.

Майра Медеубаева

Материалы по теме:

zdravoohranenie-uhodit-v-gchp

tradicionnaya-ekonomika-stagniruet

pod-privatizaciyu-mogut-izmenit-aukcion

kak-almatinskie-tramvai-vpisalis-v-byudzhet-spk-«ertis»

vladimir-bozhko-proehal-po-voprosam

загрузка

×