Ненужный экзамен

13805

Почти половина выпускников школ Костанайской области в 2018 году отказались от сдачи ЕНТ.

Ненужный экзамен Фото: inform.kz

По данным Управления образования Костанайской области, в этом году ЕНТ сдавали лишь 59% выпускников, или 2858 человек. В прошлом году показатель был ещё ниже – 2226 человек, или 53,4% от общего количества выпускников школ. Наименьший процент – в Камыстинском и Тарановском районах, где единое национальное тестирование сдавали чуть больше 40% выпускников. При этом число претендующих на обучение в вузах Казахстана за год в этих районах снизилось на 1% и 7% соответственно. Немногим лучше показатели в Рудном и еще в пяти районах области: Карабалыкском, Узункольском, Мендыкаринском, Карасуском, Сарыкольском районах. То есть речь идет практически о половине районов региона.

В общей сложности в ЕНТ участвовали 277 школ из 311 общеобразовательных в регионе, в пяти школах в ЕНТ участвовало по одному выпускнику. Еще в семи – по два. Лидерами успеваемости, тем не менее, стали костанайские школы. В рейтинг самых успешных выпускников, сдавших ЕНТ, попали те, кто окончил школу для одарённых детей имени Алтынсарина и "Озат", средний балл которых превышает 100.

Падает уровень результатов во многих из тех районов, где снижается число сдающих ЕНТ выпускников. Такая картина наблюдается и в некоторых приграничных районах. Как отметили в Управлении образования Костанайской области, в Карабалыкском районе средний результат за год снизился на 6,2 балла, в Сарыкольском – на 5,2, Фёдоровском – на 4,5, Житикаринском районе – на 2,2 балла по сравнению с прошлым годом.

Наиболее активны, согласно официальным данным, в сдаче ЕНТ южные районы Костанайской области, где преобладает казахскоязычное население. Здесь наблюдается и повышение среднего балла ЕНТ. Результаты тестирования зафиксировали рост на 21,2 балла в Амангельдинском районе, в Тарановском районе – на 16,8 балла, в Жангельдинском – на 14,1, в Алтынсаринском районе вырос на 6,5 балла, а в Аркалыке – на шесть баллов в сравнении с итогами 2017 года.

"Исходя из анализа распределения государственных образовательных грантов, в этом году почти каждый второй (45,1% выпускников, сдававших ЕНТ. – Прим. авт.) стал его обладателем. Из 2858 участников ЕНТ гранты получили 1291 человек. Для справки, в прошлом году гранты получили 764 выпускника, или 33,6%, из 2271 участников ЕНТ. Сегодня доля абитуриентов, получивших право на получение бесплатного высшего образования, увеличилась на 11,5%. Как и прежде, абитуриенты предпочитают технические и педагогические специальности", – отметила заместитель руководителя Управления образования Костанайской области Ольга Киселёва.

Естественный процесс

В ведомстве также отметили что по доле обладателей образовательных грантов, как и в прошлом году, лидирует Білім–Инновация лицей, где гранты получили 91,9% сдавших ЕНТ. На второй позиции – Жангельдинский район с показателем в 85%. Третья позиция – за школой для одаренных детей им. Ы. Алтынсарина – 83,3%. В Амангельдинском районе гранты получили 72% выпускников. Стоит отметить, что в лидерах по получению грантов оказались именно казахскоязычные школы, а также районы, где преобладает казахскоязычное население.

Этот аспект важен вот почему. Число грантов, выделяемых на получение образования в казахстанских вузах, на 75% предоставляется для обучения на казахском языке. Такую информацию озвучил ректор Костанайского государственного педагогического университета Еркин Абиль.

"Когда гранты уже были распределены, мы провели анализ. На казахский язык обучения проходной балл выше, чем на гранты с русским языком обучения. На сегодня 80% студентов обучаются на казахском языке. Они сами сделали такой выбор. Это этнографический естественный процесс. В вузах в связи с сокращением количества студентов с русским языком обучения сокращаются и кафедры. Никакого злого умысла в этом нет. Мы стараемся сохранить кафедру русского языка и уже два года ведём целенаправленную работу, чтобы привлечь студентов на специальность "Русский язык и литература". Потому что Амангельдинский и Джангельдинский районы (традиционно казахскоязычные. – Прим. авт.) обращаются к нам, потому что там нет педагогов русского языка", – отметил Еркин Абиль.

Он также отметил, что гранты, выделяемые на обучение на русском языке последние годы, частично остаются невостребованными.

Готовиться к ЕГЭ

В Управлении образования Костанайской области отметили, что более тысячи человек, или 21% от общего числа выпускников 2018 года, выбрали для обучения вузы России. В прошлом году их число было немногим больше: разница составляет менее процента.

Частные фирмы, занимающиеся подготовкой будущих выпускников к поступлению в зарубежные, в частности российские, вузы, уже сегодня говорят о старте подготовки к будущему сезону абитуриентов. К примеру, в одной из костанайских компаний, которая за три года существования неплохо зарекомендовала себя на рынке и успела за короткий срок открыть филиалы в Рудном и Петропавловске, рассказали, что они ещё до начала учебного года закрыли набор в некоторые группы. По такому предмету, как биология, здесь занятия ведёт лишь один педагог, занимающийся с детьми по российской программе. В этом году в связи с увеличением потока желающих специалист согласилась взять не одну, а две группы. Первая уже забита, во вторую ещё есть несколько мест.

Стоит отметить, что подготовка ребёнка к сдаче экзаменов в российские вузы – удовольствие недешёвое. Согласно прайсам этой фирмы, десять месяцев занятий по химико-биологическому направлению (химия, биология, русский язык) стоит 290 тысяч тенге. Аналогичная плата и по другим направлениям подготовки. За эти деньги ребёнок будет проводить в центре девять в часов неделю. В общей сложности речь идет о 16 часах работы по каждому из предметов. При этом, согласно данным компании, немалая часть слушателей поступает в российские вузы на бюджетное отделение.

Есть и более бюджетные варианты. К примеру, в Костанайском филиале Челябинского госуниверситета сообщили, что подготовка к поступлению у них в прошлом году стоила 10 тысяч тенге в месяц и длилась три месяца. Расценок на этот год пока нет, поскольку со стоимостью подготовки будущих студентов в филиале определятся ближе к середине осени.

Впрочем, по словам руководителя депутатской фракции партии "Нур Отан" Костанайского областного маслихата Екатерины Смышляевой, еще в 1990-е годы в регион приезжали представители Новосибирского, Челябинского и Санкт-Петербургского университетов. Интересовали их призёры и резервисты в основном технических специальностей. Уже тогда костанайских юных физиков, химиков и математиков после девятого класса приглашали в физматшколу, а 11-классников – учиться в университете по итогам собеседования, как призёров олимпиад. Тогда как в Казахстане детям нужно было на общих основаниях сдавать тестирование. На соревнования международного уровня подключались и другие вузы.

"Ситуация эта не новая, просто с годами её массовость и география растёт, а маркетинговые стратегии наших соседей развиваются и крепнут. К оперативному зачислению сегодня нашим ребятам предлагают общежития, стипендии, а в случае коммерческого обучения – приемлемые цены и возможность дифференцированного тарифа в зависимости от успеваемости. По сравнению с этими предложениями наши учебные заведения пока проигрывают в чисто рыночном смысле. Мы просто не привыкли бороться за "умы", полагаясь на то, что последствия этих упущений отдалены на десятки лет", – отметила Екатерина Смышляева.

По ее мнению, повысить конкурентоспособность может программа по строительству студенческих общежитий, которую в Казахстане начали реализовывать в рамках пяти социальных инициатив, предложенных президентом республики. Маркетинговый же потенциал должна повысить смена формы собственности вузов страны.

Татьяна Шестакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться