RU KZ
Неприятная правда: кто в ответе за то, что алматинцы дышат грязным воздухом?

Неприятная правда: кто в ответе за то, что алматинцы дышат грязным воздухом?

13:14 26 Декабрь 2019 9658

Неприятная правда: кто в ответе за то, что алматинцы дышат грязным воздухом?

Автор:

Катерина Клеменкова

Фото: Максим Морозов

Почему экология оборачивается серьезной проблемой – в расследовании inbusiness.kz.

Дискуссии о грязном воздухе в Алматы принимают во внимание всего три источника загрязнения: угольную теплоэлектроцентраль (а точнее, ТЭЦ-2), частный сектор (который углем, дровами, иногда резиной топит свои бани и жжет мусор во дворах), а еще это автомобильные выхлопы.

Глаза и нос меня обманывают

В приложении AirKZ «Казгидромета» можно посмотреть, каким воздухом дышат казахстанцы в том или ином населенном пункте (в AirKZ доступны данные по 46 населенным пунктам и 84 экологическим постам. – Ред.). По данным геолокации программа определит место, где вы находитесь, и покажет концентрации опасных веществ в воздухе. Не всегда информация в приложении обновляется оперативно, из-за чего пользователи остаются недовольными и пишут гневные комментарии на сайте «Казгидромета».  К примеру, такие

«Казгидромет» – этим все сказано. Не покажут правду, либо у меня глаза и нос обманывают, чистый воздух не могут определить».

«Чепуха) Выглядит так, что хотят скрыть факт загрязнения воздуха) Сейчас открыли окно, домашний фильтр аж завыл, пытаясь очистить воздух из форточки».

«Обман полный, тут все в дыму, а показывает чистый воздух».

Подобных отзывов очень много, то есть подавляющее большинство комментаторов как бы уверены, что на самом деле ситуация намного хуже, чем ее хотят представить…

Нет согласия и среди экологов. Одни считают, что основным источником загрязнения атмосферы города является работающая на угле ТЭЦ-2 (говорят, что это 80% от всех вредных выбросов), другие утверждают, что экологическая катастрофа из-за автотранспорта (который на 75% загрязняет воздух, а еще от него и шумовое загрязнение).

Если попытаться разобраться в экологическом вопросе, то может открыться неприятная правда – в наш век научно-технического прогресса и достижений никто достоверно (на все 100%) не знает, отчего город накрыт черным смогом. Впрочем, ситуация характерна не только для Алматы. В Пекине ученые тоже пытаются понять истинную причину смога – и тоже чаша весов склоняется то в сторону автомобильных выхлопов, то угольных электростанций.

Между тем, по статистике ВОЗдевять из десяти жителей нашей планеты дышат загрязненным воздухом, почти каждый год для семи миллионов человек это заканчивается смертью, еще в 2016 году количество таких смертей оценивалось в 4,2 млн.

Но это всего лишь цифры, за которыми стоит репутация ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения не сможет назвать 4,2 млн имен людей, которые были «отравлены» воздухом в 2016 году и это официально указано в их свидетельствах о смерти. На самом деле доказать, что человека «убил» токсичный городской воздух, невероятно сложно, практически невозможно. История маленькой Эллы Кисси-Дебры прямое тому доказательство.

Смерть Эллы Кисси-Дебры

Девятилетняя жительница Лондона Элла Кисси-Дебра умерла в феврале 2013 года от приступа астмы. Как пишет BBC, сильными приступами удушья девочка страдала последние три года своей жизни, за эти три года ребенка госпитализировали 27 раз.

Шесть лет после смерти дочери Розамунд Аду-Кисси-Дебра пытается понять, действительно ли смертельный приступ был вызван грязным воздухом. Если так, то именно эта причина должна быть указана в заключении о смерти, где раньше было написано, что девочка умерла от острой дыхательной недостаточности, а теперь не написано ничего.

После того как Стивен Холгейт, профессор Британского университета в Саутгемптоне и экс-председатель консультативного комитета правительства Великобритании, доказал, что приступы астмы у Эллы совпали с годами высоких уровней загрязнения воздуха возле ее дома, Высокий суд разрешил уничтожить предыдущую причину смерти Эллы и начать новое расследование.

«Высокий уровень загрязнения воздуха способствовал появлению и развитию осложнений астмы у Эллы, что сильно ухудшило качество ее жизни и привело к летальному исходу», – говорится в докладе о смерти девятилетнего ребенка, подготовленном Стивеном Холгейтом.

Если суд примет доказательства профессора и признает, что именно загрязнение воздуха стало причиной смерти, то семья Кисси-Дебра, которая с двумя детьми все также живет в 25 м от загазованной Южной кольцевой дороги Лондона (South Circular Road), подаст в суд на премьер-министра Великобритании. По убеждению Розамунды Аду-Кисси-Дебра, экс-мэр британской столицы Борис Джонсон не предпринимал нужных мер, чтобы жители мегаполиса дышали чистым безопасным воздухом, и за это должен будет ответить.

Тем временем в Казахстане…

Пока в Британии все ждут окончания расследования, которое запланировано на апрель 2020 года (когда будет тщательно изучена роль государственных органов в смерти человека и доказана либо не доказана вина автотранспорта в загрязнении окружающей среды в концентрации опасной для жизни), в Казахстане разгорелся спор другого плана.

В СМИ и соцсетях горячо обсуждается заявление директора ЦФХМА (Центр физико-химических методов исследования и анализа) Булата Кенесова, сделанное им на семинаре «Качество воздуха Алматы и влияние на здоровье: обзор проведенных научных исследований. Обсуждение пробелов, недостающих данных и исследований». 

Ученый заявил, что автотранспорт не является основным источником загрязнения воздуха в Алматы.

«После окончания отопительного сезона резко снижались концентрации ароматических углеводородов, мониторинг которых мы проводили. Кроме того, концентрации высокотоксичных полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) в зимний период были намного (на два порядка) выше, чем в летний», – говорится в докладе Кенесова. 

Это заявление пытались оспорить другие экологи. Для телеканала «Алматы» директор лаборатории ТОО «РНПИЦ «Казэкология» Сункар Жолдыбаев провел показательный эксперимент. С помощью специального аппарата он взял пробу около оживленной дороги, а затем – в парке.

«Оксид азота, оксид углерода, сера диоксид и формальдегид. Как мы видим, здесь цифры гораздо больше, чем в парке, в парке все равно чище. Примерно раза в полтора», – прокомментировал Сункар Жолдыбаев.

Кенесов с таким научным подходом не согласился.

«То, что непосредственно возле дороги основным загрязнителем воздуха будет автотранспорт, и так понятно, так как расстояние до источника загрязнения оказывает существенное влияние на концентрацию. Если проанализировать воздух у выхлопной трубы, то концентрации будут еще выше. Однако все это никак не доказывает, что основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт», – написал ученый на своей странице в Facebook.

Почему автомобиль опаснее угольной ТЭЦ

После заявления Булата Кенесова практически произошел разворот на 180 градусов. Большинство алматинцев, особенно автовладельцев, отныне склонны считать, что алматинский грязный воздух исключительно вина угольной ТЭЦ. А между тем такой простой опыт Сункара Жолдыбаева доказал одну очень важную вещь – автомобиль, который под вашей форточкой прогревает сосед, намного опаснее угольной ТЭЦ.

Воздух вокруг постоянно содержит загрязнения, то есть ТЭЦ загрязняет окружающую среду по максимуму везде вокруг, распространяя на десятки-сотни километров, в том числе и в другие города и соседние государства. Уголь действительно является одним из самых сильных источников загрязнения среди видов топлива.

Но автомобильные выхлопы внизу, совсем рядом, и из-за этого более опасны. Маленькая Элла Кисси-Дебра умерла потому, что жила возле трассы и вдоль нее же ходила в школу.

Загрязненный воздух отравляет миллионы детей и разрушает их жизнь, говорится в отчете ВОЗ.

«Одной из причин особой уязвимости детей к воздействию загрязненного воздуха является тот факт, что они дышат чаще, чем взрослые, и поэтому поглощают больше загрязнителей. Они также находятся ближе к земле, где загрязнители достигают максимальных уровней концентрации, и это негативно отражается на развитие их мозга и организма». 

«Мы должны задуматься о цене наших передвижений по городу, – считает международный эксперт в области городской мобильности Елена Ерзакович. – (…) У нас порядка 88% превалирует транспорт, который выбрасывает в атмосферу целый список вредных веществ».

По словам Ерзакович, то количество автомобилей, которое сейчас колесит по городу, – это среднеевропейский уровень автомобилизации. Вот только качество местных автомобилей запредельно низкое: 2/3 частного автомобильного парка не соответствует экологическим критериям Евро-4, и по западным меркам эти авто уже давно были бы отправлены на утилизацию.

Отчеты по продажам автомобилей подтверждают слова эксперта – у стареньких автомобилей рекордный рост продаж. Автопарк Казахстана стареет ускоренными темпами. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания, особенно старые модели, работающие без новейших фильтров выхлопных газов, способствуют высокому уровню токсичного газообразного оксида азота и твердых частиц, которые являются наиболее опасной формой загрязнения воздуха.

«Странно, что людей это не беспокоит, – говорит Ерзакович. – Если нам не будет, чем дышать, то нам уже ездить никуда не надо будет».

Закон о чистом воздухе

Трагическая история Эллы Кисси-Дебры подвигла британскую The Times начать кампанию за новый закон о чистом воздухе, «за право на защиту от токсичного воздуха, который приводит к 40 тысячам смертей в год и особенно угрожает молодежи, пожилым людям и людям с заболеваниями легких». 

По данным издания, загрязнение воздуха в 6500 школах Великобритании превышает рекомендуемые уровни ВОЗ, затрагивая 2,6 миллиона детей.

В Казахстане также разработана новая редакция Экологического кодекса, согласно которой штрафы за загрязнение окружающей среды увеличатся в 10 раз. Вот только «строгость законов часто компенсируется необязательностью их исполнения».

«Есть огромнейшая проблема – у нас законы, может быть, где-то несовершенные, где-то нормальные, хорошие законы могут просто не соблюдаться», – говорит председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

Речь идет о санитарных нормах, согласно которым стоянка автомобиля ближе десяти метров к жилым домам, границам земельных участков общеобразовательных школ, интернатов, дошкольных и лечебных учреждений запрещается. Если автомашин больше 10, но меньше 50, то расстояние должно быть не менее 15 метров. Однако автовладельцы в большинстве своем не соблюдают экологических стандартов и норм в виде СНиПов.

«У нас в городе официально зарегистрировано более полумиллиона автомобилей – куда их ставить? – задается вопросом Эдоков. – Но если есть закон, то его должны соблюдать все безусловно, не важно, богатый или бедный, на большой машине или пешком. Можно сколько угодно рассуждать на тему, плохо это или хорошо, но в моем понимании, если есть закон, значит, надо его соблюдать!»

Между тем по статье 425 КоАП РК нарушение нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, влечет штраф на физических лиц в размере 30 МРП.

Кроме санитарных норм, парковка во дворах регламентируется правилами дорожного движения. Согласно ПДД, стоянка автомобиля во дворе с работающим двигателем более пяти минут запрещается. Но это также игнорируется большинством автовладельцев, несмотря на то, что автопроизводители рекомендуют трогаться с места и уезжать с парковки сразу же после пуска мотора. В движении мотор прогревается быстрее, а топливо сжигается эффективней.

«В непрогретом двигателе сжигание топливовоздушной смеси существенно менее эффективное, чем в прогретом, что приводит к выбросу значительно более высоких концентраций токсичных веществ – остаточных количеств компонентов бензина и продуктов его неполного сгорания, – отметил в разговоре с inbusiness.kz Булат Кенесов. – Среди последних особо стоит отметить окись углерода (угарный газ) – самый опасный компонент, у которого нет запаха, но который в условиях плохой вентиляции может привести даже к летальному исходу»…

Уровень загрязнения воздуха в Алматы опасно высокий, но не все алматинцы осознают, насколько ужасен воздух, которым дышат. Одна из причин, по которой алматинцы уезжают из Казахстана, – это воздух. Здоровье детей и свое собственное дороже...

Катерина Клеменкова