Факт высокого уровня колебаний нефти связан как с решением США о высвобождении порядка 50 млн баррелей нефти из собственных стратегических запасов, так и с опасениями рынка по распространению штамма "Омикрон".
Принятые меры и опасения рынка возымели краткосрочный эффект на нефтяной рынок. Однако в среднесрочной перспективе есть ожидания, что нефтяные котировки восстановятся на уровне $85/bbl.
Как это сказывается на казахстанской экономике и нашем топливном рынке?
Несомненно, что львиная доля бюджета формируется от нефтяных доходов – это и поступления от уплаты экспортных таможенных пошлин, и налог на добычу полезных ископаемых, и рентный налог, и… можно продолжать и продолжать.
То есть казахстанской экономике, как сырьевой экономике, выгодны высокие котировки нефти. Кроме того, динамика изменения котировок нефти оказывает существенное воздействие на курс национальной валюты. Я говорю о существенном, но не основном влиянии нефтяных котировок на курс тенге.
На сегодня на курс национальной валюты большее воздействие оказывает стоимость российского рубля и торговый баланс с нашими основными торговыми партнерами. А учитывая, что российская экономика находится под действиями санкций, то это также косвенно сказывается и на курсе тенге.
Но вернемся к рынку нефти и нефтепродуктов.
Нефть подешевела, но бензин в Казахстане подорожал. Напрашивается набившая оскомину поговорка: "нефть дорожает – бензин дорожает, нефть дешевеет – бензин дорожает. Бензин молодец – он стабилен".
Возможно, но это действительно смешно и действительно это факт.
Почему так происходит?
Как уже неоднократно отмечалось, стоимость топлива на рынке Казахстана – одна из самых низких в мире.
Уровень низких цен с начала 2000-х годов обеспечивался путем обеспечения поставок нефти для переработки на казахстанских НПЗ со скидкой на уровне $50-55/тонна от рыночных котировок. Да и курс тенге к доллару США, как вы помните, находился на довольно стабильном уровне. В текущем году скидка от рыночных котировок при поставке нефти на казахстанские НПЗ достигала $130/тонна, и недропользователи заговорили, что внутренние цены на нефть для ряда месторождений находятся на уровне ниже себестоимости ее добычи.
Почему я привязываю стоимость нефти к доллару США, если мы живем, имея в карманах и на банковских карточках тенге? Причина простая – экспортные пошлины, рентный налог, уплачиваемые недропользователями в бюджет страны формируются в жесткой привязке к доллару США. Инвестиции, привлекаемые в развитие нефтяной отрасли, жестко привязаны к иностранной валюте.
Возвращаемся к внутреннему рынку страны.
Бензин на рынке страны – один из самых дешевых в мире. Поддержание низких цен на топливо – это своего рода "политика государства", которое таким образом делится с населением нефтяными доходами.
Это работало в период, когда мировые котировки нефти пробивали собственные максимумы, а курс национальной валюты находился в районе 150 тг/$1.
Бензин в Казахстане дорожает, и он будет дорожать. За последние годы рынок ГСМ упорно готовили к либерализации и переходу на рыночные отношения:
- В 2015 г. отменено государственное регулирование цен на бензин Аи-92, а в 2016 г. – на дизельное топливо.
- В 2021 г. заработал механизм биржевой торговли нефтепродуктами. И участники рынка помнят, как на первых торговых сессиях взлетели цены на бензин..
- В ближайшей перспективе нас ожидает создание общего рынка нефти и нефтепродуктов в рамках Договора о создании Евразийского экономического союза.
Немаловажным фактором, ведущим к росту стоимости бензина в рыночных условиях, станет и курс национальной валюты к основным мировым валютам.
Сколько должен стоить бензин?
Нынешняя стоимость бензина – это результат административного давления государства на участников рынка.
Если учитывать все факторы, влияющие на ценообразование, а это котировки нефти, курс национальной валюты, текущее налогообложение нефтяной отрасли в Казахстане, то актуальная розничная стоимость бензина Аи-92 на сегодня – 225-230 тг/литр. И это все равно существенно ниже, чем на рынках наших соседей.
А к чему приводит разница в ценах, то казахстанский топливный рынок это не раз ощутил в уходящем году.
Понятно, что рост цен на топливо бьет по благосостоянию большинства казахстанцев, но у правительства достаточно механизмов для регулирования доходов нефтяной отрасли. Тем более что в рамках создания общих рынков стран – участниц ЕАЭС предусматривается унификация систем налогообложения, в том числе и акцизов. А на сегодня акцизы в Казахстане существенно ниже, чем в той же России.
Подводя итоги года… бензин в стране подорожал, но его цена еще не достигла уровня, обеспечивающего энергетическую и топливную безопасность страны. "Серые" и незаконные схемы вывоза топлива из страны остаются экономически эффективны и останутся таковыми, пока не будет достигнут баланс цен с рынками наших ближайших соседей.
Ерлан Жаукин