Эксперты ценового агентства Argus прогнозируют ежегодное падение спроса на бензин в Европе в 2% до 2025 года с дальнейшим ускорением темпа до 4% вплоть до 2030 года. Об этом заявил британский эксперт ценового агентства Argus Media Вильям Харвуд (William Harwood), выступая в ходе онлайн международной конференции "Аргус. Рынок нефтепродуктов – 2021" из Лондона.
По его мнению, в Европе пока ситуацию спасает сохраняющийся спрос на дизель, но и он скоро перейдет в состояние стагнации, а к 2030 году спрос и на дизтопливо, как и на бензин, будет падать.
"И даже если дизель будет держаться лучше на фоне бензина, то все равно вся система нефтепереработки в Европе уже относительна стара по сравнению с общемировым передовым уровнем. Это означает, что рентабельность НПЗ в Европе будет просто уничтожающей. И даже если ситуация слегка улучшится к 2022 году, то в любом случае в последующие годы европейские НПЗ далеко уйдут от точки безубыточности", – сказал г-н Харвуд.
По его словам, первыми пострадают НПЗ, имеющие простую конфигурацию технологического процесса.
"В прошлом году закрыли НПЗ в Антверпене, также более мелкие заводы на севере Франции и в Великобритании. Примерно семь-восемь нефтеперерабатывающих заводов закрылись в целом по всей Европе за последние пять лет, а это примерно 800 тысяч баррелей мощностей по переработке нефти в сутки выбывает из оборота", – отметил британский эксперт.
Он не исключает возможности закрытия в ближайшие годы более мелких и независимых НПЗ в прибрежных регионах Италии и в Греции, так как им стало экономически сложно выживать после пандемии.
"Те НПЗ, которые имеют более сложную конфигурацию, чтобы выжить, начали переоборудовать свои мощности на производство биотоплива, то есть они уже не будут перерабатывать нефть на всю свою мощность, так как растет спрос на биокомпоненты. Все это следствие ужесточения нормативно-правовой базы в Европе против транспортного топлива", – пояснил г-н Харвуд.
По его информации, уже два нефтеперерабатывающих завода в Скандинавии переходят на переработку других видов сырья.
"Вот так выглядит сегодня ландшафт европейской нефтепереработки, который характеризуется экономическими проблемами и снижением конкурентоспособности. В будущем, даже несмотря на переход на производство биотоплива, ситуация на европейских НПЗ будет только ухудшаться. Причина в том, что европейская нефтепереработка не может конкурировать с так называемыми мега-НПЗ, которые уже построены и продолжают строятся в Китае, в США, на Ближнем Востоке и в Индии", – отметил г-н Харвуд.
Он заметил, что эти мега-НПЗ производят все больше и больше продукции и все больше и больше отгружают ее прямо в сердце Европы.
"Так что европейские НПЗ будут испытывать проблемы в будущем, и ситуация будет ухудшаться, и некоторые будут рассматривать вариант закрытия", – добавил он.
В качестве примера он привел Китай, где еще до пандемии крупнейшая трикотажная компания построила два крупных по мощности НПЗ (первый – в 800 тысяч баррелей в сутки, второй – 400 тысяч баррелей в сутки).
"Эта китайская компания занималась текстилем, и она построила эти НПЗ для того, чтобы производить сырье для производства нейлоновых и синтетических нитей, а также красители для трикотажа, то есть для своего основного бизнеса. А производство бензина и дизеля было на этих НПЗ параллельной продукцией. И весь их товар транспортируется китайскими судами, которые имеют низкие ставки фрахты. Таким образом, эти крупнейшие НПЗ закрывают локальный спрос, вытесняя нефтепродукты и меняя направление торговых потоков", – резюмировал г-н Харвуд.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!