Правительство представило на рассмотрение мажилиса новый пакет поправок в конституционные законы страны, направленные на приведение их в соответствие с измененной Конституцией. В числе ряда поправок содержатся и нормы, добавляющие новые требования к кандидатам в президенты страны.
Как сообщил в ходе презентации законопроекта министр юстиции Марат Бекетаев, представленные поправки в 8 конституционных законов вносятся в порядке законодательной инициативы президента страны.
В частности, поправками в Конституционный закон "О Президенте" предлагается закрепить недавно разграниченные полномочия президента и правительства.
"Президент по представлению премьер-министра, внесенному после консультаций с мажилисом парламента, назначает на должности членов правительства. Вместе с тем в случае обращения депутатов парламента об освобождении от должности члена правительства в установленном Конституцией порядке президент освобождает его от должности. Из Конституционного закона "О Президенте" исключаются функции: издавать указы, имеющие силу закона, объявлять проект закона срочным, поручать правительству внести законопроект в мажилис, а также отменять акты правительства", - пояснил господин Бекетаев.
Поправками в Конституционный закон "О Первом Президенте – Лидере Нации" уточняется статус Первого Президента.
Конституционный закон "О парламенте и статусе его депутатов" предлагается дополнить новой статьей 22 прим.1, которая будет определять порядок согласования с мажилисом кандидатур членов правительства.
"Консультации будут проводиться в соответствующих постоянных комитетах, соответствующие кандидатуры представляет премьер-министр или уполномоченное им должностное лицо. Соответствующий комитет будет вносить заключение по каждой обсуждаемой кандидатуре", - объяснил глава Минюста.
При этом на просьбу депутатов детализировать механизм действия данной нормы министр ответил так: "По итогам обсуждения будет выноситься заключение, представлять кандидатуры будет либо сам премьер-министр, либо лицо, им уполномоченное. Сейчас предположить, какие действия предпримет премьер-министр в конкретной ситуации, достаточно сложно, будет зависеть от обстоятельств. Что он имеет право сделать? Он имеет право повторно внести ту же самую кандидатуру, он имеет право внести новую кандидатуру. Надо также учитывать, что заключение комитета будет иметь рекомендательный характер. А в конкретном случае как будет действовать премьер-министр, сейчас предположить сложно".
Особого внимания удостоились поправки в Конституционный закон "О выборах". В частности, за Центральной избирательной комиссией предлагается закрепить полномочия по повышению правовой грамотности избирателей и участников избирательного процесса. Господин Бекетаев пояснил, что при проработке данной поправки был изучен опыт других стран, и "было отмечено, что в других странах избирательные комиссии активно занимаются разъяснением законодательства о выборах".
"У нас таких полномочий у центральной избирательной комиссии не прописано. Мы все знаем, чтобы выделять бюджетные деньги для проведения мероприятий, нужны соответствующие полномочия, положения в законе. То есть это прописывается для того, чтобы выделять средства и проводить разъяснительную работу, разъяснять законодательство о выборах. И также во время проведения самих выборов очень часто требуется проводить мероприятия по разъяснению организации выборов. (...) Под это требуются хотя бы базовые деньги – снять помещение, купить воду, организовать семинар, и под это выделяются дополнительные деньги", - объяснил он логику поправки.
"Действительно, основная цель – это заложить необходимую сумму в бюджет на такое обучение, - подтвердил и заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Владимир Фоос. - Это обучение идет не только организаторов выборов, которые работают в основном на общественных началах и в электоральный период привлекаются только на определенное время. Действительно, забывается многое, то, что было наработано за это время. Обучение также будет идти и других субъектов избирательного процесса – и кандидатов, и доверенных лиц, и местных наблюдателей, всех тех, кто участвует в выборах. Поэтому это необходимое условие для того, чтобы все люди, которые занимаются этим процессом, разбирались в нем".
Поправками в выборное законодательство также предлагается закрепить дополнительные требования к кандидатам в президенты.
"Это наличие опыта работы на государственной службе или на выборных государственных должностях не менее пяти лет; подтверждение отсутствия заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей", - уточнил г-н Бекетаев.
Комментируя эту норму журналистам, министр отметил, что порядок медицинского освидетельствования будет определяться подзаконным актом Центральной избирательной комиссии.
"Это обязательное требование. Оно будет прописано, будет ясная и понятная процедура. Более детальное регулирование будет утверждено позднее. Для того чтобы выполнять такие важные государственные функции, человек должен быть готов их выполнять", - сказал он.
Кроме того, поправки предлагается внести в Конституционный закон "О Конституционном совете", которыми предусматривается право президента направлять обращения в Конституционный совет в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности.
В Конституционном законе "О судебной системе и статусе судей" предложено пересмотреть возрастной ценз для кандидатов в судьи, подняв планку с нынешних 25 лет до 30.
Поправками в Конституционный закон "О республиканском референдуме" предлагается закрепить, что предметом референдума не могут быть "вопросы унитарности, территориальной целостности республики, формы правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные Первым Президентом - Елбасы, и его статуса".
Ирина Севостьянова