Такой прогноз содержится в обзоре Немецкого института экономических исследований (DIW), передает inbusiness.kz со ссылкой на экспертов компании Alpari.
Эксперты института считают, что проблемы рынка недвижимости КНР напрямую связаны с очень высокой закредитованностью китайской строительной отрасли, и проблемы объявившего в 2021 году дефолт по облигациям крупного застройщика Evergrande стали первым сигналом о грозящем кризисе.
Но действительно ли проблемы китайских строительных компаний угрожают экономической стабильности в Европе и тем более во всем мире? Вероятно, что опасения немецких ученых не так уж преувеличены. Ведь Евросоюз стал в последние десять лет значительно более зависим в экономическом плане от Китая, чем был еще в начале XXI века. В прошлом году в другом немецком исследовательском институте MERICS подсчитали, что 10% продукции, производимой в ЕС, зависит от поставок сырья, материалов или комплектующих из Китая, причем 2% – критически зависимы (в таких отраслях, как микроэлектроника, фармацевтика, металлургия). А 20% продукции, производимой в Китае, экспортируется в ЕС.
Соответственно, если начнутся банкротства не только в строительной отрасли Китая (как в случае с Evergrande), но и в других отраслях, то, в случае если эти банкротства приведут к закрытию предприятий, возникнут перебои в глобальных цепочках поставок, что приведет к еще большему росту инфляции и в странах Европы, и в Китае, и в конечном счете во всем мире.
Кроме того, в случае массовых банкротств предприятий в Китае будет снижен суверенный рейтинг страны и отдельных предприятий, соответственно, упадут цены и вырастут доходности облигаций. Китаю будет сложнее обслуживать свой собственный госдолг, а ведь Китай закредитован почти так же, как и США, то есть его госдолг практически равен ВВП, и это без учета стремительно растущего корпоративного долга. В случае наступления указанного риска будут возможны обвалы на финансовых рынках, прежде всего на рынках развивающихся стран.
Финансовые проблемы и одного Китая, и Китая вместе с ЕС, так как экономика ЕС и Китая взаимосвязаны, не смогут не затронуть Казахстан, так как для РК и ЕС, и Китай являются важными торговыми партнёрами. Товарооборот между Казахстаном и Китаем в 2021 году увеличился на 18% и достиг $18,2 млрд. Если будущий мировой экономический кризис приведет к еще более резкому росту цен на газ, чем сегодня, Китай может сократить объемы импорта газа из РК и нарастить импорт газа по более низкой цене у конкурирующих поставщиков трубопроводного газа (например, у России или Туркменистана) или более форсированными темпами ускорить переход на возобновляемые источники энергии.
Та же ситуация может сложиться и с импортом угля у РК. Однако в ближайшее время вероятность реализации такого негативного сценария представляется очень невысокой. Пока Китай показывает темпы роста ВВП не ниже 5-6% в год, он может без проблем обслуживать свой госдолг, а прошлогодняя драматическая ситуация с дефолтом Evergrande имеет все шансы остаться частным случаем неэффективного управления финансами в одной компании.