НПП "Атамекен" предложила создать ситуационный центр по вопросам занятости. Каким образом он будет работать, что нужно для его запуска и какова ситуация с занятостью по регионам – об этом говорили участники телемарафона "Бизнес & государство" в прямом эфире телеканала ATAMEKEN BUSINESS.
Выручка падает, сотрудников могут уволить
"Практически с самого начала карантина и ЧП мы начали активно вести опросы бизнеса. Более 16 тыс. предприятий опросили, основной блок вопросов был связан именно с кадровой ситуацией. Она разнится в зависимости от секторов и отраслей", – говорит заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Олжас Ордабаев.
По его словам, наибольшим рискам с этой точки зрения подвержены оптово-розничная торговля и сфера услуг по проживанию и питанию. Также риски есть у большого пула компаний (четверть от общего количества участников опроса), которые отнесены в категорию "Предоставление прочих видов услуг". Подробнее – смотрите инфографику. Компании в этих секторах говорят не только о потере кадров, но и о сокращении выручки.
"Все это связано с потерей доходов и непрекращающимися вместе с тем расходами. Расходная часть зачастую оставалась прежней из-за определенных фиксированных расходов", – комментирует зампред Нацпалаты.
Кадровые проблемы и бонус от АПК
Замдиректора Палаты предпринимателей г. Алматы Алибек Ашметов рассказал, что в городе опрос проведен среди 4,5 тыс. предприятий с количеством сотрудников 123 тыс. "Мы получили такую картину: 10,1%, или 12,4 тыс. человек, во время ЧП были отправлены в оплачиваемый отпуск, 19,4%, или 24 тыс. сотрудников, – в неоплачиваемый отпуск. 1,9%, или 2,4 сотрудников, уволились по собственному желанию, 1%, или 1,2 тыс., сокращены по штату. Наиболее пострадавшие в кадровом вопросе отрасли (в процентах): услуги по проживанию и питанию (около 80%), торговля (50%), прочие услуги (50%), операции с недвижимостью (41%) и промышленность (39%)", – поделился данными спикер.
Директор Палаты предпринимателей ВКО Марипбек Шакербек рассказал, что в Восточном Казахстане в опросе приняли участие более 5 тыс. субъектов предпринимательства, где работает свыше 50 тыс. сотрудников.
"В период ЧП наиболее пострадали сфера торговли и сектор услуг. К примеру, в сфере предоставления услуг по проживанию и питанию количество работников сократилось на 46,7%, в бессрочный отпуск направят 8,7%, в июне-июле планируется сократить количество сотрудников15,6%. На 54%. Мы опросили 74 гостиницы и вывили, что количество работников сократилось на 54%, в сфере общественного питания – на 42,4%, в прочих видах услуг – на 27,1%, планируется направить в бессрочные отпуска 30,7% сотрудников", – привел данные опроса Марипбек Шакербек.
Вместе с тем, рассказал он, есть отрасли, в которых, наоборот, количество сотрудников в период коронакризиса увеличилось. Это сельское хозяйство и строительство. В сельском хозяйстве рост составил 57%, это объясняется привлечением на весенних полевые работы сезонных работников. В строительстве количество трудоустроенных увеличилось на 1%, поскольку даже в этот период работы на объектах не останавливались (на территории ВКО строятся 940 объектов на сумму 147,2 млрд тенге).
За период ЧП трудоустроили 1000 человек
Замдиректора Палаты предпринимателей г. Нур-Султан Нурлан Каиршин отметил, что в столице ситуация с занятостью в период ЧП и карантина схожа с тем, что происходит в Алматы и Восточном Казахстане. Но нужно учитывать специфику города: в его экономике превалирует сектор услуг, поэтому большие потери понести гостиницы, общепит.
"Мы опросили более 1,5 тыс. субъектов микро-, малого и среднего бизнеса. Вопрос, который волнует больше всего, – содержание сотрудников, необходимость отправлять их в отпуска без содержания. С акиматом города мы ведем единый реестр безработных, в качестве безработных официально зарегистрировано более 11 тыс. человек. У нас есть мобильный центр занятости, с начала года обратилось 30 тыс. человек. Найти постоянную работу мы помогли более 1,5 тыс. человек. Во время режима ЧП нам удалось трудоустроить почти 1000 человек. В режиме ЧП нужны были продавцы и доставщики", – делится спикер.
Олжас Ордабаев поясняет, что в трех городах Казахстана и в Кордайском районе Жамбылской области запущены мобильные центры занятости, и в период карантина они продолжали работать в режиме онлайн. "Хорошие показатели получены, для людей нашли рабочие места. Этот опыт мы предлагаем масштабировать, идти проактивно, даже в режиме онлайн. Через ситуационный центр будем связывать работодателей и людей, ищущих работу. Нужны новые подходы. Бояться пробовать не нужно", – говорит спикер.
Новые подходы к рынку труда
НПП "Атамекен" предлагает создать ситуационный центр на базе правительства с прямым подчинением премьер-министру. Основные функции его будут следующими.
Первое. Выявлять "точки высвобождения" – компании, где могут быть уволены работники. Предполагается, что центр будет работать вплоть до регионального уровня, это позволит получать такую информацию оперативно.
Второе. Будет устанавливаться связь с высвобождаемыми сотрудниками. "За период ЧП 8 млн человек подали заявку на получение социальной выплаты "42500". Это база актуальных контактов и адресов, и это хорошее подспорье для того, чтобы в проактивном формате установить с этими людьми связь. При интеграции с разными государственными базами данных можно создать полноценный портрет безработного, это позволит предлагать наиболее подходящие для него варианты", – рассказывает Олжас Ордабаев.
Третье. Поиск вакансий. "Нужно анализировать все госпрограммы, от специально разработанной для этого "Дорожной карты занятости" до программ "Нурлы жол", "Нурлы жер". Везде создание новых рабочих мест и недопущение высвобождения людей должны ставиться во главу угла. Необходимо поддерживать организации, имеющие потенциал развития, чтобы они сохраняли сотрудников", – говорит спикер.
Он подчеркивает, что все существующие инициативы, касающиеся занятости населения, дополняют и ни в коем случае не исключают друг друга. "Многие госпрограммы уже переориентированы на создание новых или сохранение действующих рабочих мест. Ситуационный центр позволит мониторить ситуацию и получать актуальную информацию о том, сколько рабочих мест реально создается, какие ошибки допущены в программах, почему создание рабочих мест невозможно по каким-то причинам и т.д.
"Также мы говорим о том, что необходимо пересматривать и разрабатывать программы развития отраслей на региональном уровне, понимать основную нишу в регионах, которая могла бы дать новые рабочие места. Ситуационный центр будет не просто собирать всю информацию, он будет анализировать ее, искать новые ниши, рынки сбыта, которые позволят создать новые рабочие места в стране.
Профайл – для каждого безработного
Олжас Ордабаев подробнее остановился на том, что предполагает создание "полноценного портрета безработного" для поиска для него персонализированных вакансий.
"Собрать "профайл 360" значит посмотреть на гражданина со всех сторон: какое образование у него было, где он работал раньше, какие зарплаты получал, какими навыками обладает. И помочь человеку либо переобучиться, либо взять микрокредит на развитие бизнеса, либо помочь с прямым трудоустройством. Когда мы понимаем, какие у него компетенции, можно проактивно предлагать вакансии. Нужно действовать проактивно, дать возможность людям почувствовать заботу о себе", – говорит зампред Нацпалаты.
Немаловажно при этом сопроводить человека в этом процессе. "Не просто отправить ему пять вакансий и пусть он двигается дальше как знает, а именно полноценно сопроводить в процессе трудоустройства", – добавляет спикер.
Бюджетные расходы не потребуются
Олжас Ордабаев рассказал, что появление ситуационного центра не предполагает создание новой организации и раздувание расходной части бюджета ("ни в коем случае").
"Мы предлагаем использовать существующие мощности. У минтруда, например, есть дочерняя организация – Центр развития трудовых ресурсов, у "Атамекена" есть собственные ресурсы, также – у различных госорганов, акиматов. Нужно просто правильно организовать работу и держать на постоянном контроле. Это больше связано с правильной организацией труда и правильной простановкой приоритетов. Основное – создание рабочих мест в рамках госзакупок, закупок квазигосударственного сектора, госпрограмм", – говорит спикер
Он считает, что на вопросы занятости сейчас нужно переориентировать все действующие ресурсы, в том числе государственные колл-центры. Например, "большой и профессиональный" колл-центр "Правительства для граждан". Там работает более 1000 операторов, часть из них можно было бы переориентировать на то, чтобы обзванивать людей, которые остались или могут остаться без работы, и выстраивать с ними обратную связь.
К процессу также можно подключить всевозможные интернет-площадки, которые занимаются подбором персонала, работают в сфере найма ("их сейчас очень много").
"Необходимо понять, какие проблемы у тех людей, которые рискуют потерять или уже потеряли работу, понять, как помочь им трудоустроиться. Сейчас время проактивных мер. Нельзя медлить и оставлять людей один на один с проблемой. Потому что каждый день им нужно принести домой еду, чтобы накормить семью. Нужно быстрее помогать им находить источники существования", – заключает Олжас Ордабаев.
Елена Тумашова