Какие задачи решает правительство в части борьбы с безработицей, расширением и трансформацией инструментов социальной поддержки, а также главные задачи министерства труда и соцзащиты населения? Об этом и многом другом в интервью министра Серика Шапкенова.
– Серик Жамбулович, глава государства поручил перевести государственные программы в национальные проекты. В частности, речь шла о программе "Енбек". Какая ведется работа в этом направлении?
– Вы правильно заметили, глава государства дал поручение с 1 июля все государственные программы переформатировать в национальные проекты. Мы работаем в этом плане, изучаем международный опыт, совершенствуем механизм. В целом работаем по 5-ти направлениям. В первую очередь, вводим новеллы по навыкам - это электронное обучение на платформах, где люди могли бы зайти и развить свои навыки наподобие Coursera. В прошлом году мы поработали с Coursera и порядка 40 тысяч наших граждан развили свои навыки. Плюс внедряем второй механизм - получение или развитие навыков на рабочем месте, когда работодатель может принять человека на работу и развить его навыки или дать ему возможность в этом, соответственно ему будут возмещены расходы.
Также у нас есть стандартные программы, мы работаем с "Бастау Бизнес". Все знают, что каждый человек должен не только работать по найму, но и развить собственное дело, то есть получить возможности. В этом направлении мы работаем. Здесь хотим развить бытовые цепочки - кооперации. Например, мы определяем в определенном селе нишу, это может быть животноводство или растениеводство, обучаем этим вещам работников, и стараемся свести его с теми, чтобы он мог реализовать свою продукцию.
Третье направление - это инклюзивность, мы должны понимать, что есть отдельные категории граждан, которым мы должны помогать, это лица с инвалидностью, которым сложно устраиваться на работу. Есть большой поток молодежи, которые только выходят на рынок труда. Для отдельных категорий таких граждан мы хотим создать такие инструменты как первое рабочее место, контакт поколений, где старшее поколение передает свой опыт молодым и лица предпенсионного возраста, которым тоже сложно устроиться на работу. С этого года мы внедряем такую программу как "серебряный возраст".
Еще есть инструменты по переселению из избыточных регионов в трудно дефицитные регионы. Мы развиваем цифровую часть, если на сегодняшний день открыты Центры занятости, куда люди должны приходить, стоять в очереди, искать работу и так далее, то сейчас мы стараемся перевести всю эту работу в цифровой формат. В пилотном режиме уже работаем, человек не приходя в центр занятости, сможет зарегистрироваться как безработный, получить в онлайн-формате все государственные услуги и при этом у нас есть электронная биржа труда, где есть все вакансии. Мы хотим пойти дальше и внедрить искусственный интеллект, чтобы систему сама подбирала соискателю вакансии по его навыкам. Такие у нас планы у нас на будущее, я думаю, они найдут отражение в национальном проекте.
– Вы перечислили много разных аспектов национального проекта, которые, я уверен, заинтересуют людей, но, на мой субъективный взгляд "Бастау Бизнес" можно назвать одним из самых востребованных инструментов, с которыми люди связывают определенные надежды. Поскольку речь идет о том, что люди получают возможность начать самостоятельный бизнес и так далее. Сейчас, когда вы говорили о цифровизации, может быть есть планы, чтобы люди могли принимать активное участие в "Бастау Бизнес" с помощью новых технологий или такое не планируется?
– У нас будет отдельный портал, где можем свести людей с производственной кооперацией, которые выпускают продукцию. Плюс мы оцифруем весь процесс, планируем все наши инструменты завязать в один цифровой центр занятости.
– Замечательно. Насколько я знаю, сейчас в парламенте рассматривается проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан". В этом плане какие изменения ожидаются?
– На сегодняшний день разработан проект закона, который в основном направлен на совершенствование защиты отдельных категорий граждан. Он был одобрен партией "Нур Отан", есть в их предвыборной платформе. В первую очередь данный законопроект направлен на справедливость. Я приведу пару новелл. Первое, внедряется пособие по уходу лиц с инвалидностью первой группы в независимости от инвалидности, то есть, если ранее лица с инвалидностью получали такое пособие в детском возрасте, остальные не имели такую возможность. То есть взрослый человек в течение жизни может получить инвалидность, теперь он будет получать пособие.
Второй момент в зависимости от тяжести заболевания идет разделение детей с 7-летнего возраста до 16 лет. Если раньше они были дети с инвалидностью, то теперь идет разделение на группы. Что это дает? Это дает получение дифференцированных услуг и социальной помощи детям. Еще один момент. Когда ребенок с инвалидностью теряет одного из кормильцев, у него стоял выбор получать пособие по инвалидности либо по утере кормильца. Возьмем пример, такая же семья, но супруги развелись, у ребенка есть возможность получать алименты. В случае же потери кормильца он может получать только одно пособие. Поэтому данный законопроект позволяет получать две социальные помощи.
Семья, которая воспитывает ребенка инвалида может встать в очередь на получение льготного жилья, проходит время и по достижению совершеннолетия ребенка, они были вынуждены сняться с очереди, и как лицо с инвалидностью ребенок должен был вставать заново. В этом законопроекте есть норма, где за ним сохраняется право в дальнейшей очередности.
– Насколько я понимаю, закон обратной силы не имеет, дети с инвалидностью, которые были вынуждены покинуть эту очередь, в отношении их эта норма уже не будет действовать?
– Закон обратной силы не имеет, но с момента принятия закона у таких людей уже появится возможность. В целом я бы хотел сказать, что данный законопроект позволит улучшить положение более 400 тысяч лиц с инвалидностью по всей стране.
– Давайте поговорим о такой неприятной вещи как задолженности по заработной плате. Если я не ошибаюсь, на конец прошлого года этот показатель в стране составлял 724 млн тенге. Цифра немаленькая. Намерено ли государство ужесточить политику в отношении работодателей, которые нарушают свои обязательства перед сотрудниками по выплате зарплат?
– На сегодняшний день действующее законодательство полностью позволяет контролировать, мониторить. Я думаю, что нет необходимости, потому, что если работодатель нарушает неоднократно, предусмотрены меры вплоть до уголовного наказания, административные штрафы. Поэтому, я думаю, ужесточать нет необходимости. Что касается мониторинга, если в начале 2019 года было более 2 млрд тенге задолженности, то на начало текущего года 757 млн тенге. Если расшифровать, то мы увидим, что порядка 500 млн тенге приходится на предприятия банкроты. Сама задолженность делится на просроченную задолженность и текущую задолженность, мы постоянно мониторим.
В Минтруда есть ситуационный центр, где мы собираем все эти данные, анализируем. Плюс у нас есть система, где мы видим, как работодатели платят пенсионные выплаты, социальные отчисления. Анализируя это, мы отдаем данные в регионы. В регионах есть группа оперативного мониторинга, которая занимается с этими компаниями, есть трехсторонняя комиссия, на которых рассматриваются данные вопросы. В результате данной работы мы защитили права порядка 9 тысяч работников на сумму 1,7 млрд тенге.
По нашей инициативе внесены изменения, если работодатель имеет задолженность, то наш инспектор труда может выписать исполнительный документ, которым судоисполнитель может поставить арест на имущество этого работодателя, на денежные средства или выезд учредителей за границу. Это тоже является действенной мерой.
– Какой бы Вы дали совет казахстанцам, которые сталкиваются со случаями, когда им задерживают заработную плату. Какой алгоритм действий, как лучше поступать, обращаться в трудовую инспекцию или сразу идти с заявлением в суд?
– В первую очередь необходимо обратиться к инспектору труда. Если права работников нарушаются, мы будем помогать взыскивать задолженности.
– С начала прошлого года действуют поправки, обеспечивающие адресность и справедливость при назначении социальной помощи. Например, многодетным семьям, имеющим 4-ых и более детей стали выплачивать новые пособия. Планируются ли изменения в механизме АСП?
– Я могу сразу сказать, что в этом году изменения не планируется, потому что мы только в прошлом году их приняли. Мы изучили международный опыт адресной социальной помощи не только в виде денежной помощи, но и в комплексном решении вопросов в части оказания мер содействия. Если человек оказался в трудной жизненной ситуации, мы должны его трудоустроить, дать возможность этому человеку выйти из этой ситуации. Если в этой семье есть дети, есть государственный социальный пакет, который мы оказываем. У нас есть рабочая группа, которая изучает международный опыт развитых стран, поэтому мы улучшаем и совершенствуют систему. В этом плане я хотел бы сказать, что у нас есть 24 информационных системы, которые интегрированы в одну общую систему, где мы можем, применяя искусственный интеллект, выявлять тех людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
Например, у кого-то много кредитов, работы нет, система красным показывает эти семьи и мы идем к ним, чтобы оказать поддержку. Это направление, которое мы сейчас ставим перед собой - переход от заявительного характера на выявительный. Один из инструментов это внедрение социального кошелька.
Что такое социальный кошелек? Это привязанный и отдельный счет в Национальном банке. Какое преимущество он дает? Все пособия или выплаты, которые поступают на социальный кошелек, не подлежат аресту или наложению каких-либо ограничений, поэтому получив социальный кошелек, люди могут не бояться. В обществе есть вопросы, если мы перейдем к социальному кошельку, то они не смогут купить там, где им хочется или не смогут обналичить деньги. Нет, такого в нашем проекте не предусматривается. Выбор социального кошелька или карты остается за получателем. Выбрав социальный кошелек, получатель может в любое время снять с этого кошелька деньги или оплатить расходы.
– Вы думаете это целесообразный подход? Одна из претензий, которую высказывают казахстанцы в соцсетях в адрес отечественной системы социальной поддержки заключалась в том, что в некоторых случаях в многодетных семьях культивируется иждивенческие настроения, когда люди могут тратить деньги, выдаваемые им государством, на любые цели. В данном случае семьи могут потратить эти деньги как им захочется, необязательно на благо этих детей. Я вас правильно понимаю?
– Нам необходимо определиться. Пособие это вид денежной помощи, оказываемый государством этой семье. Соответственно, человек, получающий это пособие, имеет право его потратить для выхода из тяжелой ситуации. Мы доверяем данному гражданину эту помощь, то есть в основе лежит доверие. Дальше данный гражданин может по своему усмотрению потратить эти деньги.
– Переселение людей из одних регионов в другие. Насколько я знаю, планируется переселить из других регионов в Северо-Казахстанскую область порядка 10 тысяч человек. В том числе речь идет о трудоустройстве. Каким образом это будет происходить? В этих регионах есть люди, которые там живут и они тоже нуждаются в работе.
– Хороший вопрос. Мы живем в унитарном государстве, соответственно, когда мы говорим о наших национальных проектах, государственных программах они оказываются везде одинаково. То есть те меры, которые мы оказываем по содействию занятости в южных регионах, точно также оказываются и в северных регионах. Здесь никаких дискриминационных моментов нет. Поэтому они могут точно также прийти в центр занятости или через нашу электронную биржу труда получить эти услуги, поэтому здесь я не вижу проблем. Но в тоже время мы имеем такие вызовы, когда в одном регионе есть избыток трудовых ресурсов, а в другом не хватает.
Поэтому мы в добровольном порядке работаем над тем, чтобы закрыть дефицит который есть. На сегодняшний день в северном Казахстане есть дефицит по врачам, учителям, ветеринарам и так далее. Но, если мы скажем, условно будем готовить там и ждать, то сколько времени пройдет, а в другой части нашей страны, наоборот, есть люди, которые ищут работу по этим специальностям. Это один из инструментов, который содействует нахождению работы и переселению.
– Есть ли какие-то особенности в каждом регионе, например, где-то избыток людей определенных профессий, которых можно было пригласить в другой регион? Может быть, на юге страны побольше людей которые разбираются в сельском хозяйстве, я могу ошибаться.
– Конечно, есть баланс трудовых ресурсов. Одних специалистов может не хватать, но других специалистов предостаточно, поэтому это есть мобильность трудовых ресурсов - переход из одного региона в другой.
– То есть ваша система может подсказать, что в определенном регионе есть дефицит его профессий?
– Да, наша система видит по всему Казахстану, если человека устроят условия, то пожалуйста.
– Насколько я знаю, информационная система теперь предлагает работу и за пределами Казахстана.
– Да, в странах ЕАЭС, их работники могут работать у нас и наоборот. Мы будем видеть их вакансии, а они наши.
– Давайте поговорим о реализации национального плана по улучшению качества жизни людей с инвалидностью до 2025 года. Если я не ошибаюсь, внесены изменения в правила проведения медико-социальной экспертизы. Будет ли изменен подход в системе труда социальных работников, планируются ли увеличить размер пособия для инвалидов?
– Государство ежегодно индексирует пособия. В прошлом году по поручению главы государства пособие было увеличено на 5% с 1 апреля. В части пособий государство полностью выполняет все свои обязательства. В целом, если республиканский бюджет ориентировочно 14 триллионов тенге, бюджет нашего министерства составляет 4 триллиона тенге - то есть 1/3 и более 96% этих средств уходит на пенсии и пособия. То есть, республиканский бюджет уже на 1/3 социальный, если добавить образование, здравоохранение, то более 70% бюджета страны ориентировано на социальную сферу.
Что касается увеличения заработных плат социальным работникам, в этом году мы увеличиваем в полтора раза, в целом к 2023 году до 2-ух раз. Я думаю, это даст новый импульс в части улучшения качества оказания социальных услуг и повышения статуса социальных работников. В дальнейшем мы планируем переход на подушевое финансирование.
Наше министерство ведет большую работу в данном направлении, когда есть конкретные виды услуг, которые будут оказывать, это даст импульс частным инвесторам, частному бизнесу зайти в эту сферу. Как вы знаете, у нас подушевое финансирование идет в сфере образования, в сфере здравоохранения. Следующим этапом мы должны перейти к этому формату.
– Вы упомянули, что в вашем ведомстве тщательно изучается опыт других стран. Систему социальной защиты какой страны Вы бы назвали образцом для подражания?
– Условно идеальной страны нет. Где-то хорошо развита пенсионная система, где-то социальная сфера, где-то трудовая. Сейчас мы изучаем в рамках нового социального кодекса.
– Что Вы для себя как министр ставите в качестве самой главной задачи?
– Я ставлю для себя большую задачу развивать социальную политику дальше, мы с каждым разом поэтапно идем по пути развития. Если раньше у нас были реформы по социальному страхованию, по пенсионному обеспечению, впереди у нас стоит очень большая задача это социальный кодекс. Мы уже приступили к разработке его концепции, здесь мы ставим основные принципы - это адресность социальной помощи для нуждающихся, инклюзивность, солидарная ответственность государства и гражданина. Я думаю, что в этом большом документе будут учтены эти основные моменты.
– Я думаю, во время его обсуждения будет сломано немало копий, но в тоже время не стоит упускать из виду другой большой документ трудовой кодекс. На Ваш взгляд, есть в нем моменты, которые следовало бы дополнительно рассмотреть и решить? Или он идеален?
– Я бы ответил так. По Конституции есть условия труда, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, правилам безопасности труда, не должно быть диспропорций по заработной платы. Все эти принципы, которые есть в Конституции, есть в нашем трудовом кодексе, плюс он полностью соответствует международным стандартам, которые нам выставляет международная организация труда (МОТ). Поэтому я думаю, на сегодняшний день Трудовой кодекс полностью соответствует. Но жизнь не стоит на месте и по мере этого мы должны его совершенствовать.
Я могу привести пару примеров, в прошлом году мы внесли изменения в Трудовой кодекс в части заемного труда, когда одна компания предоставляет персонал другой компании, это нигде не было оговорено, при этом они не должны их дискриминировать заработной плате и таких моментов много. Пандемия внесла свои коррективы, есть моменты по дистанционной работе, если раньше в Трудовом кодексе она регулировалась одной статьей, сейчас есть необходимость ее расширить.
Уже разработан законопроект, который одобрен мажилисом и мы дальше будем по нему работать. На сегодняшний день мы разрабатываем две концепции - по безопасности охраны труда и по трудовым отношениям, в рамках него, соответственно, будут внесены какие-то изменения, где мы будем перенимать лучший международный опыт.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!