Что делает казахстанцев довольными своей жизнью и вызывает чувство национальной гордости? Ответ на этот вопрос попытались найти эксперты форума OEF-2019.
Депутат Альтаев – о шымкентском счастье
На минуточку, в Шымкенте и Туркестанской области при самых низких доходах живут самые довольные собой люди. Об этом на панельной сессии "Экономика благосостояния: новые подходы в определении экономического развития, качества жизни и благополучия стран" рассказал депутат Парламента, член Комитета по аграрным вопросам Нуржан Альтаев.
"Все опросы показывают, что самые счастливые люди живут в этом регионе. То есть они абсолютно удовлетворены, хотя другие экономические показатели там самые низкие, – сказал депутат и добавил, что с такими примерами он сталкивается практически каждый день: – Кроме того, что я являюсь депутатом Парламента, я еще возглавляю Союз промышленников и предпринимателей. Ко мне часто обращаются предприниматели, и иногда их вопросы удивляют".
По словам Альтаева, недавно к нему обратился учредитель одной птицефабрики, на которой работники получают самую высокую зарплату в сравнении с другими птицефабриками, а также имеют бесплатное питание и достаточно оперативное решение всех вопросов. Но, как рассказал учредитель депутату, люди стали бастовать, хотя на птицефабриках, где зарплаты ниже, никто не бастовал.
"Ему пришлось объяснять, что на самом деле при решении каких-то базовых потребностей человека вступают в силу уже иные законы. В результате опросов мы выяснили, что важный показатель удовлетворенности человека на рабочем месте – это влияние на процессы. То есть если человек, находясь на своем рабочем месте, чувствует себя каким-то винтиком и его мнение никого не интересует, что он просто должен выполнять какую-то функцию, то даже при самой высокой заработной плате он будет не удовлетворен. А человек при невысокой заработной плате, но который может влиять на процесс, как правило, более счастлив. И это не просто красивая теория", – рассказал депутат.
По мнению Альтаева, ВВП и другие экономические показатели не отражают уровень благополучия.
"Опять же в том же Шымкенте во время кризиса 2008-2009 годов, когда упали цены на все, люди говорили, что "если это и есть экономический кризис, тогда пусть он продлится как можно дольше, потому что цены упали и все стало доступным". Я считаю, что настал момент, когда перед государственными органами должны стоять не какие-то абстрактные вещи в виде роста валового внутреннего продукта, а то, что конкретно связано с уровнем благополучия населения, – сделал вывод депутат. – У населения есть базовые потребности и вопросы, которые должны быть решены в первую очередь: это стабильные доходы, образование, здравоохранение, это вопросы безопасности человека".
Депутат Смирнова – о голодных детях
Ирина Смирнова, рассуждая на тему новых подходов в измерении экономического развития, что значит в современном мире быть развитой, передовой страной, которая обеспечивает благополучие и благосостояние своим гражданам, сказала, что, узнав из новостей о росте цен на нефть или об увеличении ВВП, человек не чувствует себя счастливым, потому что знает – его жизнь от этого лучше не станет.
"Я раньше была директором школы и, конечно, мерила свое счастье счастьем детей, которые приходили в школу. Если дети приходили голодные, если приходили разутые, мы понимали, что индекс счастья не уменьшается. Разутые дети могли бы быть более счастливыми, чем тот ребенок, который был полностью упакован и сыт. Понимание счастья – оно такое достаточно спорное. Но, живя в богатой стране, которая наполнена полезными ископаемыми, наверное, мы можем надеяться не только на счастье посчитать звезды или пройтись по бескрайней степи, мы все же можем получить какой-то достаток от того богатства, что имеется в нашей стране".
По мнению Смирновой, Казахстан подошел к определенный черте и теперь топчется на месте – ни туда и ни сюда.
"Да и сейчас от нас зависит то, куда мы пойдем – вверх или вниз. А может получиться и то и другое. Хотя наше Правительство всегда высказывает самые лучшие пожелания, стремления и намерения, но лучше что-то не происходит. В нашей стране многодетный человек считается иждивенцем. Я категорически против этого. Я считаю, что во всех проблемах мы должны находить точку роста. Если мы найдем этот положительный момент, то обязательно будем двигаться вперед и вверх. Сейчас говорят, что у многодетных есть проблемы, а мы давайте назовем это не проблемами, а возможностями. Мы должны решать проблему, не видя в ней проблему, а видя точку роста. И тогда все будет у нас хорошо и будет нам счастье".
Экс-министр Кулекеев про 58-е место Казахстана
"Есть индекс человеческого развития, и Казахстан попал в число стран с высокими индикаторами человеческого развития, расположившись на 58-й строчке рейтинга, – сообщил научный руководитель Центра исследований прикладной экономики, экс-министр экономики Жаксыбек Кулекеев. – Кроме Казахстана, еще две страны находятся в этом рейтинге – Россия на 48-м месте и Беларусь на 54-м. Хотя наш ВВП на душу населения, по данным 2017 года, значительно выше, чем в Белоруссии".
Как рассказал Кулекеев, когда речь идет о качестве жизни по индексу человеческого развития, имеются в виду три показателя: ВВП, продолжительность жизни и уровень образования.
"По качеству образования и индикатору младенческой смертности Беларусь находится на уровне развитых стран мира. В Казахстане за последние 10 лет смогли материнскую и младенческую смертность сократить в 2-2,5 раза, и теперь этот показатель равен 12. Конечно, это огромный прогресс. Но не в сравнении с Беларусью, которая по данному показателю в три раза лучше Казахстана (показатель материнской и младенческой смертности в Беларуси равен четырем). В России этот показатель равен шести-семи.
По продолжительности образования во всех странах СНГ ситуация примерно одинаковая, а вот по качеству – разная. Опять Беларусь опережает и нас, и Россию", – рассказал Кулекеев.
Как сказал экс-министр экономики, ВВП не является самым главным индикатором уровня благосостояния населения. В Казахстане более высокие показатели ВВП, но при этом худшие показатели в других аспектах жизни.
"По темпам увеличения жилищного фонда мы опережаем все страны СНГ. Но наша стартовая позиция была очень слабой, поэтому по обеспеченности населения жильем мы уступаем всем европейским странам. На сегодня у нас 22 квадрата на одного жителя страны, в Беларуси – 26 квадратных метров и примерно столько же в России. Россия и Беларусь хотят к 2025 году обеспечить 30 квадратных метров, а Казахстан 30 квадратных метров планирует достичь только в 2030 году. При этом жилье является одним из важных индикаторов благосостояния населения", – сравнил показатели трех стран Кулекеев.
Еще одна проблема Казахстана в том, что в стране наблюдается принцип экономии на оплате труда.
"Если по методу образования дохода посмотреть структуру ВВП, то легко обнаружить, что в России и Белоруссии примерно 47-48% доходов ВВП распределяются в пользу оплаты труда. На долю труда в Казахстане приходится только 30%. Поэтому средняя заработная плата в России больше, хотя у нас примерно одинаковый ВВП на душу населения. У нас и минимальная заработная плата тоже значительно ниже, чем в России и Белоруссии. По данным середины текущего года, средняя заработная плата составила 188 тысяч тенге, а минимальная – 42,5 тысячи тенге. В развитых странах разрыв между средней и минимальной заработной платой составляет порядка 65-68%, а у нас – в четыре раза", – рассказал экс-министр экономики.
По мнению Кулекеева, чтобы улучшить благосостояние населения, надо доплачивать людям. Низкие доходы населения тормозят и будут тормозить развитие экономики.
Советник Лхагважав – о концепции общенационального счастья
"Когда говорим о сильной и здоровой экономике, имеем в виду рост, но необязательно оцениваем эту экономику с точки зрения того, как складывается благосостояние граждан, – выступил на пленарной сессии Тур-Од Лхагважав, советник президента Монгольской национальной торгово-промышленной палаты, председатель правления Transparency International, член наблюдательного совета OGP. – И здесь важно посмотреть не только с точки зрения удовлетворенности, но также и в контексте счастья".
Тур-Од Лхагважав напомнил про инициативу гималайского Королевства Бутан добавить к традиционным экономическим расчетам индекс валового национального счастья.
Индекс валового национального счастья в Бутане рассчитывают, основываясь на показателях издержек экономической деятельности, то есть социальные и экологические издержки приуменьшают значение роста ВВП, а также выявляют, что в итоге получает человек и становится ли он счастливее.
"Когда мы говорим о ВВП – это скорее материалистический подход к измерению развития, а речь идет в акценте на более качественные показатели в виде общенационального счастья. Я думаю, концепция общенационального счастья представляет не только новый способ измерения благосостояния людей, но это, скорее, больше новая этика, новая мораль", – сказал советник.
Катерина Клеменкова