В Астане завершился саммит стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в рамках которого государства – члены организации выразили опасения возможностью региональной дестабилизации и рисками роста наркотрафика в Афганистане. Как сообщил президент РК Нурсултан Назарбаев, главным документом саммита в Астане стала итоговая декларация, в которой отражены задачи и планы организации на предстоящий период.
Принято заявление "О скоординированных мерах в отношении участников вооружённых конфликтов на стороне международных террористических организаций". Завершена начатая работа по правовому оформлению статусов партнёра и наблюдателя при ОДКБ. Также достигнута договорённость оснастить коллективные силы современными видами вооружения и военной техники. Завершено реформирование штаба ОДКБ и начата подготовка к полноценному функционированию Центра кризисного реагирования при организации.
Однако один из главных вопросов, который планировалось решить в рамках встречи в Астане, – это создание объединённой системы противовоздушной и противоракетной обороны ОДКБ. Однако согласовать позиции в этом вопросе так и не удалось. Исполняющий обязанности генсека ОДКБ Валерий Семериков сообщил, что лидеры стран – участниц объединения вернутся к этой теме в 2019 году.
Пожалуй, самым интригующим был вопрос избрания нового генерального секретаря ОДКБ, представитель Армении Юрий Хачатуров с этой должности был снят. Против него на родине ведутся следственные мероприятия. За пост генсека боролись Минск и Ереван, так, в итоге не согласовав кандидатуру, которая бы устраивала всех стороны, приняли решение отложить этот вопрос до 6 декабря, когда пройдёт саммит организации в Санкт-Петербурге.
По настоянию России была выражена позиция ОДКБ по ситуации вокруг Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), страны-организации выступили против решения Трампа выйти из этого соглашения. Также было заявлено, что борьба с терроризмом невозможна без перекрытия каналов распространения террористической и экстремистской идеологии, а также его финансирования, в том числе за счёт доходов от незаконного оборота наркотиков.
Было объявлено о росте наркотрафика в Афганистане и необходимости контролировать этот процесс. Всего в проекте повестки встречи значились 24 пункта, большинство из них удалось согласовать. Какие реальные проблемы стоят перед ОДКБ и что показал саммит в Астане? Насколько организация реально обороноспособная? Об этом abctv.kz поговорил с экспертами.
Противостояние международному терроризму
По словам политолога Эдуарда Полетаева, когда в мае 2002 года было объявлено о создании ОДКБ, её целями являлись установление коллективного оборонного пространства, повышение качества совместных оборонных возможностей по предотвращению конфликтов и региональных споров и посредничеству внутри СНГ.
Со временем в сферу деятельности организации добавлялись новые актуальности, например киберугрозы. В последнее время ОДКБ особое внимание уделяет противостоянию международному терроризму, само переформатирование Договора о коллективной безопасности, подписанного в 1992 году, в ОДКБ было связано с ситуацией в Афганистане и американской операцией "Несокрушимая свобода".
По словам эксперта, вероятно, что со временем ОДКБ будет принимать на себя ещё больше серьёзных обязательств, связанных с необходимостью обеспечения безопасности в регионе. Однако данная организация включает в себя лишь три из пяти государств постсоветской Центральной Азии.
Узбекистан, который предпочитает двусторонние отношения многосторонним и различным союзам, вышел из ОДКБ. И без участия этой страны вопросы безопасности трудно решаемы, потому что Узбекистан граничит со всеми странами региона, у его границ удобный выход на Афганистан, самые крупные вооружённые силы в регионе и самое большое население, заметил г-н Полетаев.
"Даже изолированный и нейтральный Туркменистан не сможет остаться в стороне, если в Центральной Азии развернутся "хляби небесные". При этом внешние центры влияния не имеют единого понимания, что такое безопасность в Центральной Азии, оно сильно разнится, к примеру, у США и Российской Федерации. И пока не будет общей системной позиции и какого-то серьёзного компромисса между внешними игроками и странами региона, проблематика региональной нестабильности будет актуальна", – прокомментировал спикер.
Эксперт заметил, что сегодня ОДКБ – зрелый военно-политический союз близких республик, отметивший 25-летний юбилей в прошлом году. В нынешнем он занимался системной работой по пяти приоритетным направлениям её деятельности, предложенным Казахстаном на период председательства. Важным итогом года стала работа над документами по правовому оформлению статуса партнёра и наблюдателя при ОДКБ.
Это свидетельствует о том, что организации становится тесно в своих нынешних границах, она хочет если не расширить свой состав, то, по крайней мере, заручиться поддержкой крупных держав, имеющих свои интересы в зоне ответственности ОДКБ, такой страной, например, может стать Китай в статусе наблюдателя, считает г-н Полетаев.
Он также отметил, что заинтересованность в Узбекистане остаётся высокой. Так что, вполне возможно, состоится "возвращение домой", ведь Договор о коллективной безопасности был подписан в Ташкенте и часто ранее назывался "Ташкентский пакт", кроме того, Узбекистан уже был членом ОДКБ.
"Также считается символичным, что председательство Казахстана в ОДКБ совпало с членством страны в Совете безопасности ООН. Тем более что Казахстан в 2018 году прилагал много усилий над сближением повесток работы между двумя этими организациями, укрепления сотрудничества с другими международными структурами", – сказал г-н Полетаев.
ОДКБ в текущем году, продолжает он, большое внимание уделяла вопросам повышения своего значения на международной арене. Кроме того, ещё в прошлом году организация приступила к созданию миротворческого формирования полицейской направленности, которое сможет выполнять задачи в зоне ответственности организации, и, когда это случится, статус ОДКБ неизбежно вырастет, поскольку теория и многочисленные учения подкрепятся практикой.
Ведь ОДКБ – единственный в мире военно-политический блок, ни разу не участвовавший в боевых операциях, его силовой потенциал ещё не был использован по своему прямому назначению, подчеркнул политолог.
"Все вопросы решали политики и дипломаты, как, например, во время событий в Кыргызстане в 2010 году. В настоящий момент остаются нерешёнными два актуальных и интересных вопроса – кто же станет новым генсеком организации после отзыва Арменией своего представителя и сумеют ли страны договориться о создании единого списка террористических организаций ОДКБ?" – отметил г-н Полетаев.
Тройственность интересов Москвы и Центральной Азии
Политолог Султанбек Султангалиев считает, что в 2018 году ОДКБ существенно активизировала свою деятельность: прошли совместные учения "Воздушный мост", "Рубеж", "Кобальт", "Поиск".
По его словам, объясняется подобная активизация и террористическими угрозами, и напряжённой международной обстановкой. ОДКБ начинает обрастать явной мышечной мускулатурой, чего так сильно не хватало в прежние годы, когда сотрудничество в сфере безопасности преимущественно проходило по промышленно-торговой линии ВПК России и государственных бюджетов остальных стран-участниц, прокомментировал спикер.
Эксперт заметил, что ОДКБ, учитывая все потенциальные вызовы стабильности в Центрально-Азиатском регионе, является единственной организацией, которая может оказать реальную военную помощь в случае обострения ситуации странам-участницам, речь идёт о возможных нападениях террористических организаций, дислоцирующихся преимущественно на Ближнем Востоке и в Афганистане.
"Полагаю, что в случае обострения ситуации в Центральной Азии Узбекистан присоединится к ОДКБ или же обратится за непосредственной военной помощью к России, однако сейчас на подобный шаг рассчитывать не стоит, так как Узбекистан намерен не осложнять отношения с США, которые могут крайне болезненно воспринять такую инициативу. Да и ситуация в Центральной Азии пока не внушает серьёзных опасений в краткосрочной перспективе", – сказал политолог.
По его словам, дополнительную уверенность в собственных силах официальному Ташкенту придаёт степень боеспособности национальной армии, занимающей в обновлённом мировом Military Strength Ranking 2018 39-е место, опережая Беларусь (41), Казахстан (50), Армению (84) , Кыргызстан (91) и Таджикистан (96)".
Султангалиев считает, что никаких рисков от активизации ОДКБ для Казахстана не существует. Данная организация – адекватный и мощный военный щит от любых потенциальных угроз со стороны террористических организаций, прежде всего за счёт российских вооружённых сил, разумеется. Однако союзники союзниками, но в любом случае надеяться необходимо только на себя в первую очередь и для этого укреплять собственные вооружённые силы и силовые структуры, заметил он.
"Безусловно, что союзники России по ОДКБ совершенно не желают разделять все риски, которые несут в себе очень напряжённые отношения между Российской Федерацией и США. Тем более что за исключением Армении остальным странам – участницам ОДКБ не угрожает война с каким-либо другим государством. А для защиты от вылазок террористических организаций совместная противовоздушная и противоракетная оборона не нужна", – сказал г-н Султангалиев.
Он заметил, что российские военные круги слишком спешат со своей, в принципе, не нужной центральноазиатским странам инициативой и недооценивают прагматизм руководителей стран-партнёров и понимание последними сложных нюансов международной политики.
Аскар Муминов