Олег Смоляков: "Участие акционеров банков – наш приоритет"

16080

Что выявил AQR и что предложили БВУ, вошедшим в программу повышения финансовой устойчивости.

Олег Смоляков: "Участие акционеров банков – наш приоритет"

"По результатам AQR и принятых мер все банки, включенные в периметр AQR, имеют достаточный объем основного капитала для соответствия нормативам регулятора и покрытия потерь по ожидаемым кредитным убыткам без использования бюджетных средств. Риски для вкладчиков банков – участников AQR отсутствуют, вследствие того что уровень достаточности капитала по итогам всех реализованным мер у всех банков выше требований регулятора", – рассказал во время презентации финального отчета по оценке качества активов БВУ первый заместитель председателя агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков.

В оценке качества активов (ОКА), которая проводилась на отчетную дату 1 апреля 2019 года, приняло участие 14 банков. По активам они совокупно занимают долю в 87% от всего сектора, 90% – от общего ссудного портфеля.

Итоговая уточненная оценка корректировок на 1 апреля 2019 года по итогам AQR для 14 банков-участников составляет 429 млрд тенге.

В конце прошлого года были опубликованы итоги первого этапа проверки, где сообщалось о 450 млрд тенге, или 3% от активов – в такую сумму был оценен дополнительный основной капитал, необходимый для покрытия рисков для 14 БВУ.

"Снижение на 21 млрд тенге произошло по результатам фазы обеспечения прозрачности с учетом дополнительной информации, предоставленной банками, и подтверждено независимыми аудиторами и экспертами", – пояснил Олег Смоляков.

Причем из 429 млрд тенге потенциальных корректировок более 180 млрд тенге банки уже урегулировали самостоятельно. Это произошло в период с 1 апреля 2019 года по февраль 2020 года за счет доформирования провизий, погашения задолженности заемщиков, принятия дополнительного залогового обеспечения по займам.

Капитала в системе и БВУ достаточно

Олег Смоляков подчеркнул, что результаты AQR, а также реализованные после 1 апреля 2019 года и до настоящего момента меры по повышению качества активов и поддержанию капитализации банков второго уровня подтверждают, что как на системном уровне, так и на уровне отдельных банков, участвовавших в AQR, дефицита капитала нет.

"На консолидированном уровне превышение капитала k1 относительно регуляторного минимума составляет примерно 70% с учетом корректировок AQR по сравнению со 105% до AQR. Таким образом, на 1 апреля 2019 года по результатам AQR запас капитала на системном уровне составляет порядка 800 млрд тенге. В среднем по банкам коэффициент достаточности капитала составляет порядка 13% от суммы активов, взвешенных по риску, в то время как норматив НБРК – 7,5%", – рассказал спикер.

Запас пруденциального капитала k2 на системном уровне достаточен для полноты покрытия рисков с пруденциальной точки зрения (например, в части оценки моделей коллективного резервирования и с учетом переоценки недвижимого имущества на балансе банков).

Что потребуется от участников программы

Для того чтобы уже в 2020 году обеспечить полное покрытие потенциальных рисков по всем банкам, финансовый регулятор совместно с Национальным банком принял несколько мер. Финансовым институтам и их акционерам предстоит создать буфер капитала в рамках действующей программы повышения финансовой устойчивости (программа принята Нацбанком в 2017 году).

Какие именно меры предложены

Первое: докапитализация банков в течение трех месяцев за счет средств акционеров в размере не менее 50% от разницы между итогами AQR и объемом провизий, которые банки формируют в рамках программы повышения финансовой устойчивости.

Второе: предоставление Фондом проблемных кредитов (находится под управлением минфина) безденежной платной гарантии. Она признается по МСФО как инструмент, обеспечивающий покрытие потенциальных рисков снижения стоимости активов на балансах банков. Гарантия – неденежный механизм, она предоставляется участникам программы повышения финансовой устойчивости на платной основе (3% в годовом выражении) на пять лет на сумму не более 117 млрд тенге.

"Этот инструмент дает возможность акционерам самостоятельно закрыть оставшиеся риски. Более того, в рамках данной программы бюджет получает дополнительный доход за счет акционеров банков", – говорит Олег Смоляков.

Третье: принятие банками жестких условий в рамках программы повышения финансовой устойчивости, предусматривающих в том числе:

  • запрет на выплату дивидендов (то есть получение любой прибыли от деятельности банков на время действия гарантии);
  • запрет на определенные виды сделок с высоким уровнем риска (таких как слияния и поглощения, активный рост высокорискованных сегментов, новые выдачи займов лицам, связанным с банками особыми отношениями и т. д.);
  • ограничения на размер выплачиваемой компенсации руководству банка;
  • ограничения на действия по управлению активами, включенными в периметр программы;
  • оптимизацию административных и операционных расходов.

Четвертое: в целях реализации инструмента защиты активов принято решение о включении "Нурбанка" в действующую программу повышения финансовой устойчивости. Также банку будет предоставлена возможность выпустить субординированные облигации на условиях программы.

"Нурбанк" соответствует условиям для участия в программе, реализует меры по повышению финансовой устойчивости, принимает на себя наибольшие обязательства по докапитализации со стороны акционера и обязательства по ограничению рисков.

"Другим банкам, участвующим в программе повышения финансовой устойчивости, выделения дополнительных денег не предусмотрено", – сообщил топ-менеджер АРРФР.

Он напомнил о поручении президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева поддержать банковский сектор на рыночных условиях, без использования бюджетных средств. Меры, предложенные банкам и их акционерам, как раз соответствует этому поручению.

Акционеры "закроют" более 40 млрд тенге

Таким образом, в программе повышения финансовой устойчивости Нацбанка с использованием инструмента защиты активов участвуют четыре банка: АТФБанк, Банк ЦентрКредит, "Нурбанк", Евразийский банк.

"Решения приняты с учетом того, что уже во время реализации AQR банки провели значительную работу по улучшению качества активов, в частности, приняли новые залоги, погасили часть проблемных займов, отразили убытки через провизии и списания. Эти меры привели к существенному улучшению ситуации по достаточности капитала относительно приведенной в отчете оценки AQR на 1 апреля 2019 года", – рассказал Олег Смоляков.

По его словам, только за период с августа 2019 года по февраль 2020 года из 369,4 млрд тенге потенциальных корректировок по банкам, участвующим в программе, почти половина, или 180 млрд тенге, потенциального эффекта на капитал была полностью урегулированы самими банками.

По словам спикера, участие акционеров БВУ, которые вошли в программу повышения финансовой устойчивости, "является главным приоритетом". Ожидается, что оставшиеся риски банков будут на 157 млрд тенге закрыты самими банками и их акционерами, из них более чем на 40 млрд тенге – за счет акционеров в течение трех месяцев. Участие банков и акционеров в покрытии потенциальных рисков банков составит в итоге 83,5%.

Необходимые решения правительства, Национального банка и агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка приняты на этой неделе, соответствующие соглашения с каждым банком-участником подписаны всеми сторонами.

"Финансовое состояние всех участников программы повышения финансовой устойчивости Нацбанка стабильное", – сообщил Олег Смоляков.

Банк ЦентрКредит по результатам AQR выполняет норматив достаточности капитала выше 7,5% с учетом действий, предпринятых банком и акционерами после отчетной даты AQR (большая часть эффекта, или 33,3 млрд тенге), а также мер поддержания капитализации банков со стороны акционеров на сумму 26,4 млрд тенге, в том числе для покрытия рисков в рамках гарантии на сумму не более 20,6 млрд тенге.

АТФБанк по результатам AQR выполняет норматив достаточности капитала выше 7,5% с учетом действий, предпринятых банком и акционерами после отчетной даты AQR (большая часть эффекта, или 80 млрд тенге), а также мер поддержания капитализации банков со стороны акционеров на сумму 44,2 млрд тенге, в том числе для покрытия рисков в рамках гарантии на сумму не более 33,8 млрд тенге.

Евразийский банк по результатам AQR выполняет норматив достаточности капитала выше 7,5% с учетом действий, предпринятых банком и акционерами после отчетной даты AQR (большая часть эффекта, или 45 млрд тенге), а также мер поддержания капитализации банков со стороны акционеров на сумму 44,9 млрд тенге, в том числе для покрытия рисков в рамках гарантии на сумму не более 41,4 млрд тенге.

"Нурбанк" по результатам AQR выполняет норматив достаточности капитала выше 7,5% с учетом действий, предпринятых банком и акционерами после отчетной даты AQR (или 22,5 млрд тенге), эффекта на сумму 31,3 млрд тенге от дисконтирования субординированных облигаций, а также мер поддержания капитализации банков со стороны акционеров на сумму 41,7 млрд тенге (большая часть эффекта), в том числе для покрытия рисков в рамках гарантии на сумму не более 20,9 млрд тенге.

"Дамоклов меч": как будет работать гарантия

Олег Смоляков подробнее рассказал о том, как будет работать механизм платной гарантии Фонда проблемных кредитов.

"Есть сумма активов, которые покрыты гарантией, и есть дельта, которая определена как разница между текущими корректировками по AQR и сформированными на балансе банка провизиями. Соответственно, на эту сумму банки будут платить 3% годовых. Это в случае, если гарантия срабатывает. И, соответственно, если банк формирует провизии либо обеспечивает необходимый объем капитала сверх норматива, гарантия не срабатывает", – уточнил первый зампред АРРФР.

В рамках программы повышения финансовой устойчивости у Нацбанка и АРРФР есть право осуществить действия надзорного характера, если банк не выполнит надзорные требования. В частности, может быть использован механизм конвертации субординированного капитала в простые акции, за счет чего доля акционеров в банке снижается.

"Это своего рода дамоклов меч. На наш взгляд, он позволяет быть уверенными в том, поставленные нами надзорные задачи и предусмотренные соглашениями обязательства будут выполнены. Поэтому четко и однозначно могу сказать: гарантия – это не денежная поддержка, а задача акционеров и банков обеспечить полное покрытие тех потенциальных рисков, которые мы определили в рамках AQR", – прокомментировал спикер.

Он также пояснил, почему именно 3%. Это "некоторый риск", разница между средней доходностью бумаг банков – участников программы и доходностью ГЦБ на сроках, сопоставимых со сроком гарантии.

"Хотел бы еще раз подчеркнуть: тот анализ, который мы провели, и те инструменты, которые у нас имеются, существенно, вплоть до минимума, снижают вероятность того, что гарантия сработает. Сумма, которая потенциально может быть сконвертирована, превышает сумму гарантии. И даже если гарантия срабатывает, всегда есть возможность предъявить требования непосредственно к акционерам банка, акционеры взяли на себя такое обязательство. Риски минимальны, вероятность несущественна", – добавил спикер.

AQR проявится через надзор

Отчет по итогам AQR, опубликованный 28 февраля, содержит для каждого из банков ключевые результаты, планы корректирующих мер и условия в случае участия в действующей программе повышения финансовой устойчивости. До конца марта 2020 года будет завершено согласование корректирующих мер при поддержке независимого консультанта.

"Наша задача была в том, чтобы системно урегулировать все проблемы. То есть не точечные решения предоставить и не отдельные недостатки выявить, а предложить рынку и обществу системные меры, которые исключат различные спекуляции на тему рисков в банковской системе. Задача достаточно амбициозная, предстоит кардинальная трансформация. До конца марта мы планируем полностью детализировать планы корректирующих мер с банками. И считаем должным и нужным реализовать основные из них уже в 2020 году", – сказал Олег Смоляков.

По его словам, сформированные планы мероприятий по банкам являются беспрецедентными в истории надзора в Республике Казахстан, так как "приводят к фундаментальной трансформации не только процессов расчета провизий и капитала банков, но также и бизнес-процессов и процессов управления рисками банков".

Отвечая на вопрос об остальных участниках банковского рынка, которые не попали в программу оценки качества активов, спикер напомнил, что с 2019 года регулятор реализует риск-ориентированный надзор. Этот подход предполагает анализ как количественных, так и качественных параметров, определяющих эффективность и риски банков.

"В практике AQR мы накопили очень большой опыт – знания, методологию, структуру данных. Планируем доработать риск-ориентированный надзор с учетом этих практик, внедрить их непосредственно в регулярный надзорный процесс. Все банки являются объектами риск-ориентированного надзора. Таким образом, все эти практики и требования будут постепенно распространены на все банки Казахстана", – пояснил спикер.

Чем отличился казахстанский AQR

При проведении AQR использована методология Европейского центрального банка, которую тот разработал и использовал в 2014-2019 годах, и поправки на специфику казахстанского рынка были минимальными.

Более того, была проведена процедура перекрестной проверки (оценку, которую дали привлеченные аудиторы, проверила другая аудиторская организация), и этим казахстанский AQR отличается от аналогичной программы ЕЦБ.

Также интересно, что впервые после внедрения в 2018 году стандартов МСФО 9 в Казахстане была проведена объективная независимая оценка доли заемщиков, которых можно отнести к стадии 3 обесценения.

"В целом по результатам AQR доля активов в стадии 3 с применением критериев МСФО в совокупности по всем банкам-участникам на 1 апреля 2019 года оценивается в 21,1%. Активы стадии 3 не являются невозвратными активами и не являются прямыми убытками банков. Данный показатель шире, чем NPL90+, поскольку учитывает, как активы с просрочкой, так и активы, по которым просрочки не наступило, но у заемщика имеются факты ухудшения показателей финансовой отчетности или признаки вынужденной реструктуризации", – рассказал первый зампред АРРФР.

Также впервые произведена независимая переоценка стоимости залогового обеспечения за вычетом издержек и с учетом необходимого времени для взыскания и реализации, а также скидок при продаже. Рассчитаны уровни ожидаемых кредитных убытков, представляющие собой величину корректировок, разделенную на сумму обязательств заемщиков. Данный показатель представлен в процентном выражении для возможности сопоставления между банками и портфелями.

Впервые произведена переоценка активов, оцениваемых по справедливой стоимости (то есть облигации, недвижимость на балансе банков, производные финансовые инструменты и займы, оцениваемые по справедливой стоимости). Ограниченная ликвидность отдельных сегментов рынка РК влияет на более низкую стоимость активов.

Также рассчитан возможный эффект на достаточность основного капитала (k1) с учетом корректировок AQR, мер банков по улучшению качества активов после даты AQR и системных мер по обеспечению финансовой стабильности.

Елена Тумашова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться