Об этом abctv.kz заявила председатель исполнительного совета консорциума отечественных производителей "Жасампаз" Гульмира Уахитова. Она также отметила, что министерство вводит в заблуждение депутатов и госорганы.
19 декабря 2018 года мажилис Парламента РК одобрил во втором, окончательном чтении законопроект "Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе". Документ ушёл в сенат без поправок, на которых настаивал консорциум и с которыми ещё 10 сентября согласились депутаты.
История противостояния Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности и поставщика "вещёвки" (вещевого обмундирования) консорциума отечественных производителей лёгкой промышленности "Жасампаз" весьма интересна. И здесь очень важно отследить хронологию событий.
Cronos
1 апреля 2016 года между АО "НК "Казахстан Инжиниринг" (оператор Минобороны РК) и консорциумом "Жасампаз" был заключён долгосрочный пятилетний договор на общую сумму 45,953 млрд тенге. Стоимость поставок "вещёвки" в 2016 году составила 8,522 млрд тенге.
Эти деньги не упали с неба казахстанским производителям: 8 апреля 2016 года было заключено инвестиционное соглашение, согласно которому консорциум принял на себя обязательства по модернизации и созданию новых производств с целью увеличения доли казахстанского сырья в товарах до 95% к 2020 году.
Следует отметить, что если в 2016 году в "Жасампаз" входило всего 12 предприятий, то на данный момент их более 50.
Сейчас предприятия, входящие в консорциум, производят амуницию, форменную и гражданскую одежду, головные уборы, фурнитуру и утеплители, обувь и самое главное – казахстанские текстиль и трикотаж.
В 2017 году участники консорциума вложили более 5 млрд собственных инвестиций в модернизацию и создание новых производств. В результате на 50% был увеличен выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, запущена производственная линия по выпуску экспортно ориентированной текстильной продукции и создано до 500 рабочих мест.
Но вернёмся к хронологии
6 октября 2016 года было создано Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности (МОАП РК), и поставки вещевого обмундирования в дальнейшем должны были идти уже на него. Но опять же через оператора "Казахстан Инжиниринг", акции которого впоследствии от Минобороны также были переданы новому министерству.
В декабре 2016 года в противовес "Жасампазу" был организован другой консорциум – "Легпром", в который вошли 13 крупных предприятий – производителей швейной продукции, ткани, фурнитуры и обуви.
9 июня 2017 года "Легпром" проводит пресс-конференцию с почти гамлетовским главным вопросом: "Почему гособоронзаказ из года в год попадает в одни и те же руки?".
"Поставщики на грани разорения. Они вложили свои деньги в модернизацию производства, силовые структуры обещали стабильный заказ, поэтому люди вкладывались в технологическое усовершенствование оборудования. Что имеем в итоге – фактическую монополию одного консорциума. Сейчас более 35 предприятий лёгкой промышленности из-за этого решения оказались в тяжёлом положении", – заявила глава Ассоциации предприятий лёгкой промышленности Любовь Худова.
На следующий день "Жасампаз" распространяет заявление, в котором разъясняет, почему договор был заключён именно с ним:
"В апреле 2016 года АО "НК "Казахстан инжиниринг" в соответствии с правилами проведения отбора поставщиков заключило пятилетний договор поставки вещевого имущества в рамках ГОЗ для нужд МО РК с консорциумом "Жасампаз" (далее – консорциум). В момент заключения договора "Жасампаз" был единственным консорциумом в лёгкой промышленности".
30 октября 2017 года выходит Постановление правительства РК № 682 "Об определении операторов по исполнению государственного оборонного заказа", в котором АО "НК "Казахстан Инжиниринг" определено "оператором для выполнения государственного оборонного заказа или осуществления выбора исполнителей государственного оборонного заказа по производству военной и специальной формы одежды, знаков различия и средств индивидуальной защиты для военнослужащих Вооружённых сил, других войск и воинских формирований и сотрудников специальных государственных органов, органов гражданской защиты".
3 ноября 2017 года вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности Асет Курмангалиев на заседании межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности представил законопроект "Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе".
8 января 2018 года "Казахстан инжиниринг" направляет в "Жасампаз" уведомление об одностороннем расторжении долгосрочного пятилетнего договора с консорциумом.
11 января 2018 года "Жасампаз" на площадке НПП "Атамекен" объявил об угрозе закрытия четырёх десятков предприятий в связи с решением нацкомпании и обратился в Министерство обороны РК.
"По итогам двух лет консорциум поставил весь объём вещевого имущества. Нареканий со стороны Министерства обороны не было. Однако АО "НК "Казахстан инжиниринг", которое выступает только оператором, в одностороннем порядке расторгает договор. Чем грозит расторжение? Тем, что участники консорциума, а это 44 предприятия и ряд предприятий-соисполнителей, останутся без заказов и могут прекратить существование. Таким образом, вся проведённая за два года работа, дальнейшее развитие местного содержания, проведение политики импортозамещения сводится на нет", – заявила генеральный директор ТОО "ПИК "Astana Ютария ltd" Сауле Шауенова.
17 января 2018 года АО "НК "Казахстан инжиниринг" получает письмо от Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики, в котором говорится "об отсутствии необходимости исполнения уведомления о расторжении договора". Вследствие чего нацкомпания отозвала своё уведомление и объявила о том, что долгосрочный договор с консорциумом "Жасампаз" продолжает своё действие.
1 февраля 2018 года министр оборонной и аэрокосмической промышленности Бейбут Атамкулов представляет в мажилисе законопроект "Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе".
"Комиссионное вознаграждение – это и является одной из причин, что мы сейчас исключаем институт операторства, для того чтобы исключить эту маржинальность, которая влияет на цену этого имущества. Соответственно, сегодня стоит вопрос о создании государственного учреждения, для того чтобы без маржи, без дополнительных расходов осуществлять эти сделки по гособоронзаказу", – подчеркнул министр.
Интересно то, что Бейбут Атамкулов, отвечая на вопросы депутатов, назвал консорциум "Жасампаз" оператором, а не исполнителем гособоронзаказа. Согласно постановлению правительства № 682 от 30 октября 2017 года (см. выше), оператором является АО "НК "Казахстан инжиниринг".
11 мая 2018 года фракцией "Ак жол" в мажилисе был отправлен депутатский запрос министру национальной экономики Тимуру Сулейменову.
Далее в запросе говорится, что "фракция ДПК "Ак жол" настаивает на предоставлении полного и исчерпывающего ответа, с указанием конкретно принятых мер по выявленным нарушениям".
10 сентября 2018 года МОАП согласился принять в проект закона поправки, разрешающие консорциумам принимать участие в гособоронзаказе. В конечном итоге в мажилис зашёл законопроект, в котором разрешалось участие консорциумов, но с девятью дополнительными (незаконными, по мнению "Жасампаза") требованиями.
Во время ноябрьской встречи председателя Агентства по государственной службе и противодействию коррупции Алика Шпекбаева с карагандинскими бизнесменами эта проблема также была поставлена и перед главой антикоррупционного ведомства.
Алик Шпекбаев сразу посоветовал предпринимателю Андрею Шмарину обратиться к нему письменно:
"Вы заявление дайте, я с Атамкуловым переговорю, мы возьмём на контроль, и я Вам свой ответ дам. Без рассмотрения не оставим. Сегодня государство не только слушает, но и слышит".
19 декабря 2018 года мажилис Парламента Казахстана на пленарном заседании одобрил во втором, окончательном чтении законопроект "Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе".
В тот же день на пресс-конференции консорциума "Жасампаз" стало известно, что Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности исключило в проекте нового закона возможность рассмотрения объединения юрлиц или консорциума в качестве исполнителей гособоронзаказа. В таком виде законопроект и ушёл в сенат.
"Таким образом, министерство игнорирует модель межзаводской кооперации бизнеса, ущемляет законное право бизнеса на объединение для решения комплексных государственных задач, что ставит под угрозу эффективную производственную деятельность всей отрасли лёгкой промышленности", – заявила председатель исполнительного совета консорциума отечественных производителей "Жасампаз" Гульмира Уахитова.
21 декабря 2018 года Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности РК на своей странице в Facebook публикует большое сообщение под заголовком "МОАП РК не ограничивает доступ отечественных предприятий к участию в гособоронзаказе", в котором заявляет, что "никаких ограничений для участия консорциума в реализации гособоронзаказа нет".
В свою очередь консорциум "Жасампаз" в тот же день и в той же соцсети отвечает сообщением, в котором заявляет, что "заявления МОАП РК не соответствуют действительности и законодательству Казахстана".
"Я Вам скажу"
23 декабря 2018 года abctv.kz обратился к Гульмире Уахитовой за комментариями по сложившейся ситуации. И председатель исполнительного совета консорциума отечественных производителей "Жасампаз" сделала ряд достаточно жёстких заявлений.
"По поводу того, что написал МОАП, я вообще поражаюсь тому, сколько можно лукавить, и вот так всё время вводить в заблуждение депутатов и госорганы. Если СМИ не покажут, что за беспредел творит молодое министерство... Есть стенограммы заседаний мажилиса, где МОАП заявлял, что он против участия консорциумов".
По официальной статистике, в Республике Казахстан 985 действующих предприятий лёгкой промышленности. Но из них крупных, имеющих серийное производство для исполнения мощных государственных заказов в тысячах штук, по словам Гульмиры Уахитовой, не более 60 компаний:
"Все остальные – это обувные киоски, салоны по пошиву штор, ателье в торговых центрах. Всё это и формирует лёгкую промышленность, потому что у них у всех один ОКЭД. Представьте, если бы в Казахстане было 965 фабрик? Мы могли бы уже с китайцами конкурировать, наверное.
А МОАП говорит:
"У нас 985 предприятий, а какой-то "Жасампаз" 57 собрал и хочет забрать весь гособоронзаказ". И таким образом вводит в заблуждение всех министров. Повторюсь: крупных серийных производителей не более 60. Из них 57 – в консорциуме "Жасампаз".
Мы сейчас своими силами будем делать инвентаризацию отрасли. Потому что нам надоело МОАПу объяснять, что из себя представляют эти 985 компаний лёгкой промышленности".
Затем она пояснила, почему казахстанские сырьевые предприятия завести в гособоронзаказ можно только через модель консорциума:
"Одни производят сырьё (кожу, шерсть), а другие шьют. Консорциум получил большой заказ, и мы сидим и дробим: сколько нужно такой ткани, сколько такой, сколько пуговиц, и каждый сырьевик получает централизованный объём, что позволяет ему конкурировать по цене с импортным сырьём.
А когда МОАП среди тысячи юрлиц хочет разыграть 160 позиций вещевого имущества, то получится, что эти юрлица все начнут к сырьевику бегать по одному, да ещё и в разное время. Из-за этого он не сможет дать им совокупную оптовую цену. Более того, сырьевику МОАП сам не скажет, мол, я разыграл такие-то позиции, столько такой ткани, такого цвета и так далее. Сколько ему нужно закупить красителя: на тонну или на 10 тонн, если к нему "порционно" швейники будут бегать?
А в консорциуме мы знаем свои ежегодные объёмы, потому что у нас долгосрочный договор. И сырьевик знает свои консолидированные цифры по сырью. Надо получить заказ, закупить волокно, наткать, покрасить, сшить и вовремя сдать вещевое имущество заказчику. Как всё это вовремя сделать, не имея такой централизованной структуры, как консорциум?"
Ответ Гульмиры Уахитовой на вопрос abctv.kz: "А зачем МОАПу дробить поставщиков на единицы?" – был простым и чётким:
"Я вам скажу: коррупционная составляющая. Все знают, что в системе оборонного заказа третий год с вещевым имуществом работает консорциум "Жасампаз", который не даёт взяток. С нами сложнее разговаривать, чем с одиночками. Минобороны нами довольно. МОАП – это новая рука, она всё равно протянется. Это же понятно: как ты можешь отказываться от эффективно работающей модели, ты её игнорируешь и хочешь работать с каждым отдельно? О чём это говорит?
Или один договор заключить, и бизнес сам распределит заказы, или чиновник, не имеющий специального образования, будет заключать 50 договоров и распределять: тебе – шапку, тебе – маску, тебе шарфик. Не проще ли заказать сразу комплект у одного поставщика?"
Целью же Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Гульмира Уахитова назвала развал консорциума:
"Зачем он нужен: слишком умные, слишком грамотные. Обратите внимание, в законе написано: "Исполнитель гособоронзаказа – это уполномоченные организации и юридические лица", и не сказано, что это должны быть именно отечественные предприятия. Это значит, что завтра сюда может приехать китаец, открыть ТОО 50/50, и таскать всё с Китая, загружая работой китайские предприятия.
Представители МОАПа и "Казахстан инжиниринга" ездили в командировку в Испанию и сами рассказывали, что в Испании гособоронзаказ отдают только консорциумам. Съездил на государственные деньги в командировку, ознакомился с зарубежным опытом, приезжаешь и делаешь другое! Как после этого назвать наших чиновников?"
Тем временем утверждённый мажилисом законопроект "Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе" ушёл в сенат.
Олег И. Гусев