Первый в практике казахстанского судопроизводства случай решения уголовного дела по лжепредпринимательству в пользу его контрагентов стал поводом для проведения пресс-конференции в Палате предпринимателей ЮКО.
Разговором о прецеденте она не ограничилась: удовлетворение от победы не помешало руководству РПП вновь поставить вопрос о необходимости декриминализации лжепредпринимательства.
Сама ситуация, заложниками которой оказались около полусотни южноказахстанских предприятий, стала следствием несовершенства законодательства в этой сфере.
В прошлом году в РПП обратились члены Ассоциации автозаправочных станций ЮКО "Жанар жагар май" с жалобой на решение Алмалинского районного суда Алматы, вынесшего в декабре 2015 года приговор алматинцу Евгению Минакову, руководившему ТОО "Alma Оil Еnergy" и другими компаниями, которые поставляли ГСМ в южные регионы. Минакова признали виновным в лжепредпринимательстве, выписке ложных счетов-фактур и оштрафовали на 9,9 млн тенге.
Но фактом обращения послужило то, что после вступления приговора в законную силу всем контрагентам созданных лжепредпринимателем фирм Комитет госдоходов выставил уведомления о выплате доначислений по НДС и корпоративному подоходному налогу. Согласно действовавшим на тот момент нормам, в случае признания факта лжепредпринимательства все сделки этого лица с другими предприятиями автоматически становились фиктивными, и контрагентам повторно доначислялись налоги.
Эта участь коснулась 348 казахстанских предприятий, в том числе 46 компаний ЮКО, занимающихся реализацией и приобретением ГСМ. В общей сложности последним вменялось выплатить более двух миллиардов тенге. Неоплата грозила арестом счетов и выплатой пени, а оплата неподъемных сумм могла привести некоторые предприятия к банкротству.
Вся их "вина", точнее беда, заключалась в том, что в 2012-2013 годах они закупали ГСМ у алматинских фирм Евгения Минакова, ничего не подозревая о его махинациях.
"Горючее приобреталось для распространения на территории ЮКО. Оператор был определен через министерство нефти и газа РК и закреплен приказом правительства, то есть фактически предоставлен самим государством, и у наших предпринимателей не было другого выбора", - рассказал заместитель директора Палаты предпринимателей ЮКО Газизбек Натбаев.
Но самым главным "сюрпризом" для предпринимателей, как он заметил, стало их неожиданное лжеконтрагентское положение: "И это при том, что все поставки оформлялись в соответствии с нормами и требованиями законодательства, подкреплялись актами приема выполненных работ, счетами-фактурами, транспортными накладными и так далее. Все это отслеживалось налоговым комитетом, ГСМ отгружали и доставляли в ЮКО по железной дороге, поставки очень строго контролировались".
Всего, по информации РПП, фирмы ЮКО получили за указанный период более 50 тыс. тонн ГСМ на сумму 5 млрд 134 млн тенге.
"Возможно ли было провезти такие объемы в вагонах незаконно или по поддельным документам?! Как же тогда, спрашивается, летали самолеты крупнейшего авиаперевозчика Skat, тоже оказавшегося среди контрагентов, если сделки были мнимыми и их якобы не заправляли топливом?!" - риторически восклицал Натбаев.
"Однако фактические обстоятельства взаимоотношений контрагентов с лжепредпринимателем и документы, подтверждающие законность совершенных операций, никем не исследовались. Ни один оператор ЮКО не был вызван в Алматы ни в ходе предварительного следствия, ни при рассмотрении уголовного дела в суде. Таким образом, они были лишены возможности защитить свои права и доказать действительность совершенных сделок", - отметил спикер.
На эти недоработки следствия и суда Палата предпринимателей ЮКО указала в обращении, направленном в центральный аппарат НПП "Атамекен", и в служебной записке уполномоченному по защите прав предпринимателей Казахстана Болату Палымбетову.
Бизнес-омбудсмен написал письмо генеральному прокурору, а тот внес протест на приговор Алмалинского районного суда. В нем, в частности, было заявлено о нарушении при рассмотрении дела прав и интересов третьих лиц - добросовестных предпринимателей. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда протест удовлетворила и приговор отменила, а уголовное дело направила в суд на новое рассмотрение.
"В рамках нового судебного разбирательства предприниматели ЮКО получили возможность быть выслушанными судом и предоставить подтверждающие документы. Таким образом они доказали реальную поставку ГСМ. В результате суд посчитал, что Минаков по некоторым контрагентам добросовестно осуществлял предпринимательскую деятельность.
Вынесенным на днях постановлением Алмалинского райсуда уголовное дело в отношении Минакова в части эпизодов совершения сделок со 101 предприятием, в том числе 32 южноказахстанскими компаниями, было прекращено за отсутствием состава преступления. Суд признал, что они добросовестно получали товар, выплачивали все налоги и денежные выплаты. Соответственно, доначислять и выплачивать еще какие-то суммы им не надо", - проинформировал замдиректора РПП.
Он добавил, что материалы в отношении оставшихся 14 фирм еще продолжают рассматриваться. РПП обещает держать этот вопрос под контролем и оказывать им необходимую помощь.
Председатель Ассоциации автозаправочных станций ЮКО "Жанар жагар май" Каипбек Камбаров в свою очередь поблагодарил РПП и бизнес-омбудсмена за поддержку. И выразил недоумение пережитой ситуацией: "Мы были очень удивлены предъявленными нам претензиями по поводу событий 2012-2013 годов. Почему, если кто-то провинился, надо было обвинять всех подряд?! Движения ГСМ отслеживаются и документально сопровождаются с момента отгрузки до места назначения и контролируются теми же налоговыми органами. Однако, никуда не вызывая, ни о чем не спрашивая, нас фактически осудили заочно. Но справедливость восторжествовала!"
Комментируя прецедент, Газизбек Натбаев подчеркнул, что принятое решение стало следствием изменений, внесенных в прошлом году в нормативное постановление Верховного суда.
"Ранее закон позволял ситуации, в которой оказались владельцы южноказахстанских АЗС. То есть рассматривать дела о лжепредпринимательстве без участия контрагентов. Нацпалата подняла этот вопрос, после нашего вмешательства нормативное постановление было пересмотрено и изменен порядок рассмотрения таких дел.
Теперь, прежде чем кого-то обвинить в лжепредпринимательстве, налоговые органы должны сначала доказать вину контрагентов - материальный состав, говоря юридическим языком. То есть нужно сначала доказать уклонение от налогов, сумму нанесенного государству ущерба, а уже после предъявлять обвинение в лжепредпринимательстве тому или иному лицу", - пояснил он.
"У предпринимателей появилась возможность доказать свою невиновность. Однако здесь тоже возникают определенные вопросы и проблемы. Будут ли проводиться проверки хоть до, хоть после – в любом случае все равно идет нагрузка на бизнес", - считает Натбаев.
"К примеру, только по одному уголовному делу по лжепредпринимательству в ЮКО назначено 120 проверок в отношении контрагентов. Если так будет по каждому уголовному делу, то никаких специалистов просто не хватит. Самое тревожное - это может парализовать работу сотен предприятий, целую отрасль бизнеса", - сказал спикер.
"Поэтому, чтобы оградить добросовестных предпринимателей от санкций и других последствий за контракты с лжепредпринимателями, мы настаиваем на исключении статьи "Лжепредпринимательство" из Уголовного кодекса, - отметил г-н Натбаев. - Ее состав дублирует составы других преступлений - уклонение от налогов, мошенничество, выписка ложных счетов-фактур и так далее".
"Предложения о декриминализации данной статьи были нами проработаны и внесены в центральный аппарат Нацпалаты. Вопрос отмены статьи "Лжепредпринимательство" сейчас рассматривается, было соответствующее поручение главы правительства республики. По нашим данным, одобрение госорганов в целом получено, мы ждем принятия окончательного решения", - завершил замдиректора Палаты предпринимателей ЮКО.
Клара Ларина, Шымкент