Оптимизм ушел под воду

Алия Ахмедиева Алия Ахмедиева
3938

Аграрии Алматинской области сомневаются, что программа реконструкции водопроводных сетей будет успешно реализована.

Оптимизм ушел под воду

В маленьком поселке Тенлик не больше 70 дворов. В 2016  году, когда  местные власти стали тянуть сюда питьевую  воду по программе "Акбулак", сельчане встретили новость с воодушевлением. Водопровод длиной в три километра и стоимостью 120 миллионов тенге  проложили вдоль главной поселковой дороги.

В свои дома жители проводили воду за свой счет, по тысяче тенге за метр, не считая  расходных материалов. В среднем каждой семье благо цивилизации обошлось от 30 до 40 тысяч тенге. Но вот парадокс, вода в домах так и не появилась. Раньше питьевую воду сельчане  брали из колонок, а огороды поливали с помощью арыков из  местных водоемов.

"Они нам не только недоделали новый водопровод, но перекопали и засыпали все арыки. У нас горят огороды, мы не можем их полить. Мы тут все не работаем, зависим от огорода. У нас теперь две проблемы: нет ни питьевой воды,  ни поливной воды", – жалуется  жительница аула  Марзия Кусаинова. 

Оставшись без питьевой и поливной воды, жители Тенлика  девятый месяц ходят за несколько километров к роднику за селом. Молодым такие походы ещё под силу, а вот детям и старикам приходится тяжело.  

"Пять-шесть фляг в день уходит на еду, посуду да пол помыть. А в банный день все 10-15 фляг уходит. Это хорошо, что сейчас сухо, а зимой попробуй на такой бугор поднимись", – рассказывает жительница Наталья Хамитова.

По договору, подрядчик должен был сдать водопровод в декабре прошлого года.  Главный заказчик  объекта – отдел ЖКХ Ескельдинского района обещает найти  строителей и указать им на недостатки.

"Они знали,  что у них срок маленький, сразу же приступили полностью к бурению и прокладке труб. Но у нас в октябре выпали осадки в виде снега выше нормы, работы на недели три сразу прекратились. Как они могут в снег работать, – защищает горе-строителей   руководитель отдела ЖКХ Ескельдинского района Аян Рыспаев. – Сейчас они приедут, мы составим комиссию из числа технадзора, авторского надзора, будет представитель акима сельского округа, и выявим все дефекты, которые образовались. У них есть гарантийные обязательства – это два года".

Но сельчане не намерены ждать два года. Они планируют подать коллективный иск в суд к заказчику и подрядчику, чтобы взыскать с них понесенные материальные и моральные потери.

Кто контролирует ход реконструкции?

По данным акимата Алматинской области, в регионе насчитывается 319 гидротехнических сооружений: 60 водохранилищ, 83 пруда, 12 плотин, 20 гидроузлов и 144 магистральных канала.

Общая протяженность всех ирригационнных сетей составляет 16780 километров, куда входят сети республиканского и местного значения. По оценке специалистов, изношенность оросительных сетей  достигла 80%.

"В 2014-2015 годы на капитальный ремонт водохозяйственных объектов коммунальной собственности из областного бюджета выделено и освоено 1,304 млрд. тенге. По итогам 2016 года на девяти водохозяйственных объектах проведен капитальный ремонт и очищено 68,7 км водных каналов на сумму 1,438 млрд тенге. Также из областного бюджета потрачено 278 млн тенге на изготовление 327 правоустанавливающих актов и 304 технических паспортов для регистрации в органах юстиции", – сообшает специалист управления сельского хозяйства области Сабит Онгарбаев.

По словам чиновника, в шести районах области с привлечением средств Исламского банка развития реализуются пилотные проекты по реконструкции оросительных систем. Это Алакольский, Аксуский, Ескельдинский, Коксуский, Панфиловский и Уйгурский районы. В прошлом году на разработку ПСД этих   проектов восстановления из областного бюджета было выделено 762,6 млн тенге. По подсчетам специалистов, в результате принятых мер к 2020 году в сельскохозяйственный оборот дополнительно будет вовлечено 32,7 тыс.га орошаемых земель.

Между тем большинство аграриев региона сомневаются в том, что программа реконструкции сетей будет успешно реализована. По их мнению, при нынешнем уровне коррпуциии сложно рассчитывать на экономический эффект.

"Над нашей страной и нашей коррупцией уже смется весь мир. Каждый день ловят взяточников и сажают в тюрьмы, а народ беднеет. У нас в районе вроде тоже восстанавливают ирригационнные сети. Но мы не знаем, кто делает, как делают и какие суммы выделены. Лично я готов на себя взять отвественность по контролю за процессом, но не знаю, как это сделать. Я не водник, а инженер, если мне покажут проектно-сметную документацию, то смогу разобраться", – говорит фермер из Сарканского района Мират Абдрахимов. 

Экономист, руководитель ТОО "Улагат Консалтинг Групп" Марат Каирленов для контроля за госрасходами предлагает гражданам  использовать следующие механизмы:

"По сути, за расходованием бюджетных денег должны следить депутаты маслихатов, жители могут к ним обращаться с письменными заявлениями. При каждом акимате есть общественные советы, они могут поднимать вопросы эффективности расходования бюджетных средств. Не должны в стороне оставаться политические партии, журналисты и НПО. Также сельчане сами могут создавать общественные организации, чтобы котролировать ход реализации государственных программ", – утверждает  Марат Каирленов.  

В алматинском областном представительстве Казахстанского международного бюро по правам человека предлагают на официальных сайтах акимов области и районов публиковать полную информацию о реализуемых в регионе госпрограммах с указанием сроков исполнения, выделеннных сумм и исполнителях. По мнению правозащитников, это будет дисциплинировать как заказщиков проектов, так и исполнителей.

Почему застопорилось строительство Кызылагашской плотины

После трагедии в 2010 году, унесшей жизни 45 человек, власти региона не раз обещали восстановить Кызылагашскую плотину, однако работы до сих пор не завершены.  По информации управления сельского хозяйства региона, на реконструкцию этого важного для сельского хозяйства водного узла необходимо порядка шести миллиардов тенге.

"В данное время на объекте начались работы, сейчас мы занимаемся закупкой необходимого оборудования и строительных материалов, – сообщил руководитель областного филиала РГП "Казводхоз" Сеилхан  Мухамадиев.

По словам Сеилхана Мухамадиева, подрядчики могут приступить к строительству либо в IV квартале текущего  года, либо в I квартале следующего года. В ведомстве обещают на объекте наладить электронный автоматизированный контроль, позволяющий в реальном времени наблюдать за стройкой.

Напомним, старая Кызылагашская плотина была рассчитана на 1420 гектаров поливных площадей. После восстановления площадь орошаемых земель увеличится до 7000 гектаров.

Сегодня местные жители вынуждены испытывать дефицит воды, поливая огороды и поля из маленькой горной речушки.

"В этом году мы засеяли 130 гектаров сахарной свеклы и 120 гектаров сои. Больше мы не сможем осилить, воды не хватит. Нам сказали, что к 2020 году плотину построят", – рассказала аким поселка Кызылагаш Саулеш Амитова.

К слову, ранее акимат области рапортовал о том, что плотина будет восстановлена в 2016 году. Напомним, до наводнения водохранилище находилось в частных руках. После трагедии объект передали в республиканскую госсобственность, а заодно провели ревизию состояния  других гидроузлов, находящихся на территории края.

Наладить культуру водопользования

Алматинская область – один из самых многоводных регионов. Здесь расположены десятки рек, огромное количество подземных артезианских колодцев. Главное, считают общественники, суметь воспользоваться этим природным богатством и наладить культуру водопользования.

По словам руководителя кооператива водопользователей "Умит" из Енбекшиказахского района Светланы Ломовой,  в области не создаются правовые аспекты для работы кооперативов. Говорит, в этой отрасли присутствует настоящая анархия и неразбериха, приводящая к нерациональному использованию воды и её колоссальным потерям.

"До сих пор в воздухе висит вопрос правообладания ирригационными сетями. Если кооперативы водопользователей являются гидромелиоративными  кондоминиумами, оказывают услуги, значит, должны их содержать, быть правообладателем. Но чиновники понимают, что тогда потеряют ниточки, за которые можно фермеров дергать. Поэтому с передачей сетей безвозмездно они до сих пор тянут", – уверена Светлана Ломова.

По мнению общественницы, для налаживания работы кооперативов водопользователей их деятельность нужно тесно связать с вопросами субсидирования из государственной казны.

"В законе о кооперативах водопользователей сказано, что получатель субсидий должен быть членом кооператива водопользователей, участвовать в работе по содержанию и обслуживанию сетей, на практике мы этого не видим", – уточняет Светлана Ломова.

Женщина также предлагает обратить внимание на вопросы тарифообразования поливной воды. По её оценке, руководство Большого алматинского  канала (БАК) в своей инвестиционной программе завысило расходы на собственное содержание, необоснованно повысив в этом году тарифы на свои услуги в три раза.

Напомним, кооперативы водопользователей – особая форма долевой собственности – гидромелиоративные кондоминиумы появились в стране почти 10 лет назад.  Суть их в том, что оросительной системой могут владеть сразу несколько хозяйств. Для того чтобы они заработали правильно и эффективно, местные исполнительные органы  должны провести соответствующую организационную  работу. 

Тем временем ученые и экологи Казахстана прогнозируют  уже в обозримом будущем дефицит пресной воды.  Специалисты предлагают собственные научно выверенные методы совершенствования ирригационных систем.

"В условиях Казахстана, где износ ирригационных систем превышает 70%, проблему ускоренного переустройства ирригационных систем целесообразно решать не только за счет повсеместного внедрения дорогостоящих технических решений, но и путем совершенствования оросительной сети и элементов техники полива. Нужно отдавать приоритеты малозатратным вариантам, таким  как технологии интегрированного управления поверхностными и грунтовыми водами путем согласования режима работы оросительной и дренажной сети. Провести оптимизацию элементов техники полива; использования дренажно-сбросных вод на орошение и субирригацию; применения химмелиорантов для улучшения физико-химических свойств почвы; увеличения посева бобовых культур и многолетних трав для повышения плодородия орошаемых земель и их экологического оздоровления. Такой путь переустройства оросительных систем повысит конкурентоспособность сельхозпроизводства и привлекательность данной отрасли для инвесторов", – говорится в научном труде доктора технических наук Рахыма Бекбаева.

Тем временем в минсельхозе сообщают: государство  выделит 2,4 триллиона тенге на новую аграрную программу. Большая часть средств пойдет на строительство водохранилищ и поддержку кооперативов.

Алия Ахмедиева 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться