В АО "НК "КазМунайГаз" рассчитывают в будущем году экспортировать порядка 1-1,2 млн тонн автобензинов. Как заявили в пресс-службе нацкомпании, это станет возможным, если объемы загрузки трех отечественных НПЗ будут соответствовать заявленным планам. В компании ожидают, что после успешного завершения модернизации НПЗ производство на них сможет даже превысить спрос внутри страны.
При этом, по данным Министерства энергетики РК, за 2017 год объем переработки нефти в стране составил 14,9 млн тонн, объем производства основных нефтепродуктов (бензины всех марок, дизельное топливо, авиакеросин и мазут) – 10,3 млн тонн. За пять месяцев текущего года объем переработки нефти составил 6,3 млн тонн, показав рост на 6,2% к аналогичному периоду 2017 года.
Обеспеченность внутреннего рынка горюче-смазочными материалами за пять месяцев 2018 года, по статистике Минэнерго, составила 84,8% по бензину и 95% по дизтопливу. К IV кварталу текущего года министерство планирует довести эти показатели до 100%.
На графиках ниже наглядно представлена ситуация по потреблению в Казахстане бензина марки АИ-92 и дизельного топлива.
Источник: "Argus Рынок Каспия"
"Запасы бензина АИ-92 росли в Казахстане с начала текущего года, а импортные поставки достигли пика в марте на фоне относительно растущих отгрузок с местных заводов. В результате уже в апреле резервы бензина АИ-92 превысили месячный объем потребления продукта. Ситуация на рынке дизтоплива более стабильна. Сезонные пики спроса на продукт – весной и осенью, в период посевных и уборочных работ поддерживают уровень общего потребления в Казахстане и требуют наличия стабильных запасов дизтоплива на местных нефтебазах. Постепенно рост производства дизтоплива казахстанскими заводами приведет к поэтапному снижению объемов импорта", – прокомментировал ситуацию Рауф Гусейнов, редактор издания "Argus Рынок Каспия".
"Суммарная мощность трех заводов после выхода всех установок на полную производственную мощность увеличится с 14,5 млн до 16,6 млн тонн нефти в год. Вся продукция модернизированных заводов соответствует экологическим классам К4 и К5 (аналог Евро-4 и Евро-5)", – сообщают в "КазМунайГазе".
Однако важно отметить, что компания "РД КМГ", обеспечивающая казахстанские НПЗ сырьем, в текущем году запланировала несколько снизить объемы добычи нефти. Так, на АО "ОзенМунайГаз" ("ОМГ") планируемый объем добычи составляет 5,6 млн тонн, а на АО "ЭмбаМунайГаз" ("ЭМГ") – 2,9 млн тонн. Общий планируемый объем добычи "ОМГ" и "ЭМГ" в 2018 году составляет 8,5 млн тонн – это на 2% меньше утвержденного плана добычи в прошлом году. В компании это объяснили снижением базовой добычи "ОМГ" в 2017 году. За 2017 год компания добыла 11,9 млн тонн нефти (с учетом долей в "КГМ", CCEL и "ПКИ"), а экспортировала 7,1 млн тонн.
Всего же, по данным Министерства энергетики РК, в республике в прошлом году было добыто 86,2 млн тонн нефти, из них 14,9 млн тонн переработано, а 70 млн тонн экспортировано. Планы на текущий год предусматривают доведение добычи до 87 млн тонн, переработки – до 16 млн тонн, экспорта – до 71 млн тонн.
"РД КМГ" при этом планирует поставить на внутренний рынок 36% от общего объема продаж, а бюджет текущего года учитывает увеличение тарифов на переработку нефти примерно на 28% на АНПЗ и на 5% на ПНХЗ к уровню конца прошлого года в связи с увеличением выхода светлых нефтепродуктов после завершения модернизации НПЗ.
Источник: Министерство энергетики РК
При этом в компании ожидают, что объем профицита светлых нефтепродуктов составит в Казахстане до конца текущего года около 400 тысяч тонн – это примерно полуторамесячный объем потребности населения РК в топливе. По словам заместителя председателя правления по транспортировке, переработке, маркетингу нефти АО "НК "КазМунайГаз" Данияра Тиесова, данный объем планируется экспортировать.
"У нас уже накоплены существенные объемы автомобильного бензина. Именно с этим связаны вопросы ввода конвенционного запрета на импорт из России. Теперь нам нужно подписать все необходимые межправительственные документы с сопредельными странами – это занимает определенное время. И начиная с осени этого года мы сможем спокойно экспортировать нашу продукцию в первую очередь в близлежащие страны – Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. На сегодняшний момент мы понимаем так, что наш продукт дешевле, чем поставлять из России продукцию в Кыргызстан и Узбекистан, прежде всего за счет транспортного плеча. Мы думаем, что будем конкурентоспособны на этих рынках", – заявил г-н Тиесов на прошедшей на прошлой неделе в Астане международной конференции "Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии – 2018".
Мнение г-на Тиесова о перспективности новых рынков разделяет и Рауф Гусейнов.
"Рынки Центральной Азии в целом характеризуются премиальным уровнем цен и отсутствием жестких требований по качеству топлива. При этом в случае возобновления зарубежных отгрузок экспортерам топлива из Казахстана придется конкурировать в этих странах с поставщиками продуктов из России и Туркмении", – сказал эксперт.
Г-н Гусейнов также подчеркнул конкурентное преимущество казахстанских поставщиков при отгрузке в Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан в виде более короткого транспортного плеча по сравнению с поставками из России.
Кроме того, г-н Тиесов напомнил о том, что с Россией у Казахстана действует соглашение, согласно которому мы пока не можем экспортировать светлые нефтепродукты. Отменой данного запрета в настоящее время занимается Министерство энергетики РК.
"Нам нужно все это оформить законодательно, три-четыре месяца на это уйдет. Думаю, к концу года у нас появятся законодательные возможности. Не так, чтобы по чуть-чуть, контрабандой вывозить на машинах, а чтобы полномасштабно работать с сопредельными странами по открытым контрактам", – добавил зампредправления "КазМунайГаза".
Министр энергетики РК Канат Бозумбаев в свою очередь добавил, что начать экспортировать бензин Казахстан сможет не раньше октября:
"Мы сейчас работаем над редакцией, над внесением изменений в наши соглашения (с Россией), которые ратифицированы. Поэтому, я думаю, если в него будем заходить (на экспорт), то это не раньше октября. Это я имею в виду вне Таможенного союза, а в Таможенном союзе с Кыргызстаном, если подпишем, можно и пораньше".
Что же касается упомянутого г-ном Тиесовым конвенционного запрета на импорт бензина из России, напомним, что его планировалось ввести в ближайшее время. Об этом ранее заявлял Канат Бозумбаев.
"Существует проект конвенционного запрета ввоза бензина из сопредельного государства. Это означает, что по железной дороге на короткий промежуток – на три месяца – нельзя будет ввозить бензин в страну. Почему такой конвенционный запрет мы делаем? Потому что приграничные области, Костанайская например, у которых заводы рядом, плечо (перевозок) короткое, они могут автовозами привозить. Это тоже экономически выгодно, и конкуренция будет для того, чтобы цены сильно не поднялись", – отметил глава Минэнерго.
Также данная мера, по мнению г-на Бозумбаева, поддержит отечественного производителя и стабилизирует работу на рынке.
"Другого пути у нас сейчас нет, потому что в противном случае мы должны будем снизить выработку на наших НПЗ. То есть мы должны поддержать или отечественного производителя, или иностранного. Мы выбираем отечественного", – цитирует министра КазТАГ.
"Это не означает, что мы убиваем конкуренцию на рынке. Этот запрет через несколько месяцев перестанет существовать. За это время мы должны будем открыть экспорт, проработать (соглашения) с нашими коллегами из стран Центральной Азии, России. Межправительственное соглашение делается несколько месяцев, потом этот вопрос сам по себе решится. На цены, я думаю, не повлияет, потому что цены, скажем так, оптовые, которые в Казахстан из России выходят, они даже несколько выше, чем сегодня наши на внутреннем рынке", – резюмировал Канат Бозумбаев.
Элина Гринштейн