/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 29 201,99 Hang Seng 28 327,89 KASE 2 347,58 FTSE 100 7 617,67 РТС 1 630,99 Brent 64,11
Погода:
-6Нур-Султан
-1Алматы
DOW J 29 201,99 Hang Seng 28 327,89
KASE 2 347,58 FTSE 100 7 617,67
РТС 1 630,99 Brent 64,11
От импортной зависимости к экспорту

От импортной зависимости к экспорту

Казахстан вводит запрет на импорт нефтепродуктов и планирует начать поставки собственных за рубеж.

07 Июль 2018 09:44 4589

От импортной зависимости к экспорту

Автор: Элина Гринштейн Фото: Новороссия

В АО «НК «КазМунайГаз» рассчитывают в будущем году экспортировать порядка 1-1,2 млн тонн автобензинов. Как заявили в пресс-службе нацкомпании, это станет возможным, если объемы загрузки трех отечественных НПЗ будут соответствовать заявленным планам. В компании ожидают, что после успешного завершения модернизации НПЗ производство на них сможет даже превысить спрос внутри страны.

При этом, по данным Министерства энергетики РК, за 2017 год объем переработки нефти в стране составил 14,9 млн тонн, объем производства основных нефтепродуктов (бензины всех марок, дизельное топливо, авиакеросин и мазут) – 10,3 млн тонн. За пять месяцев текущего года объем переработки нефти составил 6,3 млн тонн, показав рост на 6,2% к аналогичному периоду 2017 года.

Обеспеченность внутреннего рынка горюче-смазочными материалами за пять месяцев 2018 года, по статистике Минэнерго, составила 84,8% по бензину и 95% по дизтопливу. К IV кварталу текущего года министерство планирует довести эти показатели до 100%.

На графиках ниже наглядно представлена ситуация по потреблению в Казахстане бензина марки АИ-92 и дизельного топлива.

Источник: «Argus Рынок Каспия»

«Запасы бензина АИ-92 росли в Казахстане с начала текущего года, а импортные поставки достигли пика в марте на фоне относительно растущих отгрузок с местных заводов. В результате уже в апреле резервы бензина АИ-92 превысили месячный объем потребления продукта. Ситуация на рынке дизтоплива более стабильна. Сезонные пики спроса на продукт – весной и осенью, в период посевных и уборочных работ поддерживают уровень общего потребления в Казахстане и требуют наличия стабильных запасов дизтоплива на местных нефтебазах. Постепенно рост производства дизтоплива казахстанскими заводами приведет к поэтапному снижению объемов импорта», – прокомментировал ситуацию Рауф Гусейнов, редактор издания «Argus Рынок Каспия».

«Суммарная мощность трех заводов после выхода всех установок на полную производственную мощность увеличится с 14,5 млн до 16,6 млн тонн нефти в год. Вся продукция модернизированных заводов соответствует экологическим классам К4 и К5 (аналог Евро-4 и Евро-5)», – сообщают в «КазМунайГазе».

Однако важно отметить, что компания «РД КМГ», обеспечивающая казахстанские НПЗ сырьем, в текущем году запланировала несколько снизить объемы добычи нефти. Так, на АО «ОзенМунайГаз» («ОМГ») планируемый объем добычи составляет 5,6 млн тонн, а на АО «ЭмбаМунайГаз» («ЭМГ») – 2,9 млн тонн. Общий планируемый объем добычи «ОМГ» и «ЭМГ» в 2018 году составляет 8,5 млн тонн – это на 2% меньше утвержденного плана добычи в прошлом году. В компании это объяснили снижением базовой добычи «ОМГ» в 2017 году. За 2017 год компания добыла 11,9 млн тонн нефти (с учетом долей в «КГМ», CCEL и «ПКИ»), а экспортировала 7,1 млн тонн.

Всего же, по данным Министерства энергетики РК, в республике в прошлом году было добыто 86,2 млн тонн нефти, из них 14,9 млн тонн переработано, а 70 млн тонн экспортировано. Планы на текущий год предусматривают доведение добычи до 87 млн тонн, переработки – до 16 млн тонн, экспорта – до 71 млн тонн.

«РД КМГ» при этом планирует поставить на внутренний рынок 36% от общего объема продаж, а бюджет текущего года учитывает увеличение тарифов на переработку нефти примерно на 28% на АНПЗ и на 5% на ПНХЗ к уровню конца прошлого года в связи с увеличением выхода светлых нефтепродуктов после завершения модернизации НПЗ.

Источник: Министерство энергетики РК

При этом в компании ожидают, что объем профицита светлых нефтепродуктов составит в Казахстане до конца текущего года около 400 тысяч тонн – это примерно полуторамесячный объем потребности населения РК в топливе. По словам заместителя председателя правления по транспортировке, переработке, маркетингу нефти АО «НК «КазМунайГаз» Данияра Тиесова, данный объем планируется экспортировать.

«У нас уже накоплены существенные объемы автомобильного бензина. Именно с этим связаны вопросы ввода конвенционного запрета на импорт из России. Теперь нам нужно подписать все необходимые межправительственные документы с сопредельными странами – это занимает определенное время. И начиная с осени этого года мы сможем спокойно экспортировать нашу продукцию в первую очередь в близлежащие страны – Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. На сегодняшний момент мы понимаем так, что наш продукт дешевле, чем поставлять из России продукцию в Кыргызстан и Узбекистан, прежде всего за счет транспортного плеча. Мы думаем, что будем конкурентоспособны на этих рынках», – заявил г-н Тиесов на прошедшей на прошлой неделе в Астане международной конференции «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии – 2018».

Мнение г-на Тиесова о перспективности новых рынков разделяет и Рауф Гусейнов.

«Рынки Центральной Азии в целом характеризуются премиальным уровнем цен и отсутствием жестких требований по качеству топлива. При этом в случае возобновления зарубежных отгрузок экспортерам топлива из Казахстана придется конкурировать в этих странах с поставщиками продуктов из России и Туркмении», – сказал эксперт.

Г-н Гусейнов также подчеркнул конкурентное преимущество казахстанских поставщиков при отгрузке в Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан в виде более короткого транспортного плеча по сравнению с поставками из России.

Кроме того, г-н Тиесов напомнил о том, что с Россией у Казахстана действует соглашение, согласно которому мы пока не можем экспортировать светлые нефтепродукты. Отменой данного запрета в настоящее время занимается Министерство энергетики РК.

«Нам нужно все это оформить законодательно, три-четыре месяца на это уйдет. Думаю, к концу года у нас появятся законодательные возможности. Не так, чтобы по чуть-чуть, контрабандой вывозить на машинах, а чтобы полномасштабно работать с сопредельными странами по открытым контрактам», – добавил зампредправления «КазМунайГаза».

Министр энергетики РК Канат Бозумбаев в свою очередь добавил, что начать экспортировать бензин Казахстан сможет не раньше октября:

«Мы сейчас работаем над редакцией, над внесением изменений в наши соглашения (с Россией), которые ратифицированы. Поэтому, я думаю, если в него будем заходить (на экспорт), то это не раньше октября. Это я имею в виду вне Таможенного союза, а в Таможенном союзе с Кыргызстаном, если подпишем, можно и пораньше».

Что же касается упомянутого г-ном Тиесовым конвенционного запрета на импорт бензина из России, напомним, что его планировалось ввести в ближайшее время. Об этом ранее заявлял Канат Бозумбаев.

«Существует проект конвенционного запрета ввоза бензина из сопредельного государства. Это означает, что по железной дороге на короткий промежуток – на три месяца – нельзя будет ввозить бензин в страну. Почему такой конвенционный запрет мы делаем? Потому что приграничные области, Костанайская например, у которых заводы рядом, плечо (перевозок) короткое, они могут автовозами привозить. Это тоже экономически выгодно, и конкуренция будет для того, чтобы цены сильно не поднялись», – отметил глава Минэнерго.

Также данная мера, по мнению г-на Бозумбаева, поддержит отечественного производителя и стабилизирует работу на рынке.

«Другого пути у нас сейчас нет, потому что в противном случае мы должны будем снизить выработку на наших НПЗ. То есть мы должны поддержать или отечественного производителя, или иностранного. Мы выбираем отечественного», – цитирует министра КазТАГ.

«Это не означает, что мы убиваем конкуренцию на рынке. Этот запрет через несколько месяцев перестанет существовать. За это время мы должны будем открыть экспорт, проработать (соглашения) с нашими коллегами из стран Центральной Азии, России. Межправительственное соглашение делается несколько месяцев, потом этот вопрос сам по себе решится. На цены, я думаю, не повлияет, потому что цены, скажем так, оптовые, которые в Казахстан из России выходят, они даже несколько выше, чем сегодня наши на внутреннем рынке», – резюмировал Канат Бозумбаев.

Элина Гринштейн

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Нефть течет туда, где предлагают хорошую цену – 2

В позиции Минска по поставкам казахстанской нефти больше политики, чем экономики, считают эксперты.

22 Январь 2020 14:06 224

Нефть течет туда, где предлагают хорошую цену – 2

Фото: rbc.ru

Была ли «нефтяная блокада»?

Беларуси невыгодно покупать казахстанскую нефть и нефтепродукты, а Казахстану невыгодно продавать их дешевле, чем это можно было бы сделать, считает российский эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Игорь Ивахненко, комментируя корреспонденту inbusiness.kz ситуацию, возникшую между тремя партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС): Казахстаном, Беларусью и Россией.

Напомним, что в минувший понедельник, Минэнерго Казахстана распространило очередное сообщение, касающееся поставок нефти в Беларусь. Ключевая фраза, которая прозвучала в сообщении ведомства: «необходима коммерческая заинтересованность компаний по поставкам казахстанской нефти и нефтепродуктов в Беларусь».

Однако на следующий же день белорусские СМИ процитировали слова президента республики Александра Лукашенко, где он прямо заявляет, что Россия отказалась дать транзит казахстанской нефти по своей территории.

«Казахстан сможет поставить нам нефть, если Россия согласится с этим. Странно: наш союзник не дает согласия на поставку нефти от нашего другого союзника», – сказал Лукашенко на совещании в Минске во вторник.

По мнению российского эксперта, такие заявления о том, что Россия препятствует транзиту нефти, не что иное, как спекуляция.

«Россия не может помешать поставкам нефти в Беларусь из Азербайджана. И что, разве они осуществляются? Нет. Известно также, что Норвегия решила продать Беларуси 80 тысяч тонн нефти. Но это ничтожно малые объемы для белорусских НПЗ. Могут быть поставки из США со специальной скидкой. Но даже они не будут большими», – пояснил г-н Ивахненко.

Таким образом, у Беларуси множество путей для получения нефти из разных стран, но республика ими почти не пользуется. По мнению российского эксперта, «в любом случае Москва не стала бы воевать с Нур-Султаном из-за Минска».

«Лукашенко просто выгодно все сваливать на политику. Но все дело в цене. Никто не станет продавать ему нефть задешево и со скидкой. Исключение – контрабандные поставки из Сирии, Ирака, Ливии. Но и они не будут большими. А платить среднемировую цену за нефть Минск не хочет»,– резюмировал г-н Ивахненко.

«Третьим будешь»?

Причина возникшей ситуации в том, что Беларусь перестала устраивать новая цена за нефть, которую все предыдущие года она благополучно получала из России. Что же произошло между соседями, коль Минск решил привлечь в этот спор третьего партнера по ЕАЭС – Казахстан?

Российская сторона в прошлом году приняла решение с 2020 года продавать свою нефть и ГСМ без льгот. Речь идет о новом налоговом маневре. С 2020 по 2024 год экспортная пошлина на сырую нефть в России постепенно будет понижена до нуля, а налог на добычу, наоборот, повышен.

Раньше пошлина «сидела» в экспортной цене российской нефти, но Беларусь покупала российскую нефть без пошлины. А теперь пошлины нет, но вырос налог на добычу. Соответственно, российская нефть подорожала и будет дорожать дальше, а Беларусь хочет покупать российское сырье по старым ценам.

Кроме того, у российских компаний есть обязательства по поставкам на внутренний рынок на свои российские НПЗ и обязательства по производству бензина. Если они при этом терпят убыток по сравнению с тем, если бы экспортировали нефть, то из бюджета им идет компенсация – демпфер.

Но белорусские НПЗ – это не российские компании, чтобы получать тот самый демпфер. Как независимой стране, ей теперь придется покупать российскую нефть, как все, по новой цене.

Но Минск отказывается платить дороже, уповая на партнерство в ЕАЭС. В связи с этим с 1 января 2020 года были приостановлены поставки российской нефти в Беларусь.

«В полном объеме альтернативы нет поставкам российской нефти. Но, как мы договаривались, диверсифицироваться нам надо. Надо идти к тому, что 30-40% мы будем покупать нефти в Российской Федерации», – заявлял ранее Александр Лукашенко.

Чтобы добрать оставшиеся 70 процентов для загрузки своих НПЗ, Минск решил диверсифицировать поставки сырья. Предложение были сделаны Азербайджану, Казахстану и другим.

Из этого списка нефтедобывающих стран Казахстан оказался более привлекательным. Он – партнер по ЕАЭС и отношения проверены временем. Однако есть одно но. Путь в Беларусь для казахстанской нефти пролегает через территорию России. И без ее согласия плюс расходов за транспортировку этот вопрос не решить.

К тому же Россия нигде официально не заявляла о своем отказе в транзите казахстанской нефти до Беларуси.

«Все дело в деталях»

Теперь рассмотрим ситуацию с точки зрения казахстанской стороны. Насколько выгодна эта сделка Казахстану? Но обо всем по порядку.

В октябре прошлого года белорусский лидер Александр Лукашенко приехал в Нур-Султан с визитом, в ходе которого объявил о планах покупать казахстанскую нефть. Он также отметил, что наше сырье и нефтепродукты могут поставляться транзитом через территорию России и пообещал, что Минск проведет «соответствующие консультации с российской стороной в ближайшее время».

Позже стало известно, что белорусская сторона заявила о готовности импортировать около 3,2-3,5 миллиона тонн нефти и темных нефтепродуктов в год. Но готов ли Казахстан их экспортировать?

Корреспондент inbusiness.kz обратился к руководителю одного из трех казахстанских НПЗ с соответствующим вопросом.

«Казахстан сегодня заинтересован в загрузке своих собственных НПЗ, мощность которых значительно выросла после модернизации, а уже потом думать о поставках сырья для белорусских заводов», – сказал собеседник на условиях анонимности.

Казахстанский нефтепереработчик считает, что обещанные Минску 3,5 миллиона тонн нашей нефти (где, к тому же, часть объема – это ГСМ – прим. автора), не спасут ситуацию Минска.

«Нефть была и остается ходовым товаром. И при ее нынешней мировой цене продавать ее дешевле, чем продавать свои нефтяные товары с какой-то специальной скидкой, пусть и партнеру по ЕАЭС, невыгодно. А казахстанские ГСМ по цене объективно не дешевле российских», – добавил казахстанский нефтепереработчик.

Помимо цены на сырье вторым проблемным вопросом может стать вопрос транзита казахстанской нефти до Минска, даже если предположить, что Россия даст добро. Как известно, основным маршрутом доставки казахстанской нефти от западных месторождений республики до черноморского порта в Новороссийске является трубопровод «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК). И он пролегает через территорию России.

Напомним, что в сообщении Минэнерго Казахстана, которое было распространено в прошедший понедельник по итогам встречи нового министра Нурлана Ногаева и вице-президента Белорусского государственного концерна по нефти и химии Андреея Бунакова, было сказано, что «наиболее оптимальным вариантом являются поставки трубопроводным транспортом.

«Но в случае, если экономика мультимодальных поставок будет «проходимая», то такие поставки тоже возможны. Необходима коммерческая заинтересованность компаний по поставкам казахстанской нефти и нефтепродуктов в Беларусь», – дипломатично отметили в казахстанском ведомстве.

Информированный источник в КТК в интервью inbusiness.kz отметил, что все объемы казахстанской нефти имеют своих «хозяев», которые покупают нефть на выходе – в порту Новороссийска по общим правилам и общим ценам.

«Таким образом, Казахстан не хочет продавать белорусам нефть со скидкой и без обязательств не перепродавать белорусский бензин из казахского сырья. А Минск хочет именно так. Поэтому Минск и Нур-Султан застряли на стадии технических переговоров. Хотя еще в прошлом году Канат Бозумбаев, будучи министром энергетики, говорил, что «все дело в деталях», то есть в цене и запрете на реэкспорт. Просто казахстанская сторона не акцентирует свои коммерческие разногласия, а дипломатично отмалчивается от спора России и Беларуси», – сказал г-н Ивахненко.

Ранее один из уважаемых нефтяников Казахстана, Кайргельды Кабылдин, будучи президентом национальной компании «КазМунайГаз», отвечая на вопросы журналистов о целесообразности строительства новых трубопроводов (например, в Китай или о расширении КТК – прим. автора) часто повторял такую фразу: «Нефть течет туда, где за нее дают выгодную цену. Это аксиома».

Кульпаш Конырова

Есть ли в конфликте Ирана и США риски для казахстанской нефти

И как эта ситуация может отразиться на нефтяных ценах.

15 Январь 2020 15:35 2467

Есть ли в конфликте Ирана и США риски для казахстанской нефти

Фото: rbc.ru

Военное противостояние США и Ирана – двух крупнейших нефтяных держав – несет риски для мирового рынка нефти. «Нам удалось заблокировать 80% экспорта нефти из Ирана, и мы твердо намерены разобраться и с остающимися 20%», – сказал госсекретарь США Майк Помпео.

Иран же теоретически способен перекрыть Ормузский пролив, северный берег которого находится в его владении, а это стратегический для мирового рынка нефти объект, через который Персидский залив соединяется с Мировым океаном.

Как мировой рынок нефти ощущает ситуацию между США и Ираном, и может ли это каким-либо образом коснуться Казахстана? Inbusiness.kz поговорил об этом с советником генерального директора Казахского института нефти и газа Акбаром Тукаевым.

– Акбар Куанышбаевич, как ситуация между Ираном и США повлияет на мировой рынок нефти в долгосрочной перспективе? Пытаются ли США с помощью этого конфликта продвинуть на рынок свою сланцевую нефть?

– Иран и США – это страны из ТОП-10 мира по уровню запасов и добычи нефти. При этом Соединенные Штаты за счет сланцевого сектора являются основным генератором прироста нефтяного предложения на мировом рынке, а Иран играет существенную роль в функционировании ключевой нефтетранспортной артерии мира и на теневом рынке черного золота.

Противостояние этих стран – один из существенных факторов рынка уже 40 лет, с тех пор как крупнейшие транснациональные корпорации США лишились более 5 млн баррелей в сутки добычи нефти в Иране.

В текущих условиях любой намек на новый виток напряжения либо потепление отношений между этими странами способен изменить нефтяные цены, как минимум, на 2-3 доллара за баррель.

Кроме того, не исключено, что, оказывая давление на Тегеран, нынешнее руководство США пытается несколько переконфигурировать мировой рынок, усиливая ориентацию на легкие по плотности сорта нефти и готовя, таким образом, возможности для экспорта сланцевой нефти. В текущем своем виде нефтеперерабатывающие мощности планеты более чем на две трети ориентированы на средние и тяжелые по плотности сорта.

– Сколько нефти Иран сейчас поставляет миру? Какие страны для него являются потребителями, кому будет невыгодно терять Иран как поставщика?

– По имеющимся данным ОПЕК, сейчас Иран добывает около 2,1 млн баррелей в сутки. Текущие объемы нефтепереработки страны составляют около 1,7 млн баррелей в сутки. Таким образом, на внешние рынки Тегеран поставляет окольными путями и теневыми маршрутами порядка 400 тыс. баррелей в сутки, при этом уровень экспорта сократился примерно в пять раз по сравнению с 2017 годом.

Вместе с тем следует учитывать, что возросшие в последние годы мощности НПЗ Ирана позволяют перерабатывать всю добываемую в стране нефть. Полное отсутствие экспорта сырой нефти будет болезненно, но не смертельно для Тегерана.

От санкционных мер против Ирана больше всех пострадали Индия, Южная Корея, Турция и Япония, которые еще в начале 2019 года потребляли в совокупности почти 1 млн баррелей в сутки иранской нефти.

Сейчас в большинстве этих стран в результате вынужденного отказа возникли проблемы недозагрузки НПЗ. Так, к примеру, в Индии, третьем государстве мира по объемам потребления нефти, в 2018 году годовой прирост объемов нефтепереработки составлял 3%, а по итогам 2019 года ожидается минимальный рост показателя с недозагрузкой мощностей более чем на 6%.

Практически единственным крупным потребителем иранской нефти остался Китай. Но и там вследствие санкционного прессинга официальный объем закупаемой иранской нефти сократился за последний год в четыре раза и по последним данным составляет менее 150 тыс. баррелей в сутки. В отличие от Индии, в КНР произошло оперативное замещение иранского импорта поставками из России и Саудовской Аравии.

– Какова вероятность того, что Иран перекроет Ормузский пролив, и, если это произойдет, к чему может привести? Кто сейчас основные пользователи Ормузского пролива в обоих направлениях, какой объем нефти через него проходит в настоящее время?

– На мой взгляд, жесткое блокирование Ормузского пролива произойдет только в случае массированного военного удара по Ирану.

Это самый главный нефтяной пролив в мире, через который проходит порядка 70% нефтяного экспорта ОПЕК и около пятой части потребляемых в сутки объемов сырой нефти и конденсата в мире. В сутки через пролив транспортируется примерно 17 млн баррелей нефти и конденсата, из них около 40% приходится на поставки из Саудовской Аравии, около 15% – из Ирака, по 11% – из Кувейта и ОАЭ. В разрезе стран, куда идет нефть через Ормузский пролив: поставки осуществляются в КНР, Индию, Японию, Южную Корею, США, Сингапур и другие государства.

Таким образом, в случае перекрытия пролива нефтяные цены могут взлететь до 90-100 долларов за баррель.

– Какие риски несет конфликт между Ираном и США для Казахстана как нефтяного экспортера?

– На первый взгляд, противостояние Ирана и США не несет прямой угрозы казахстанской нефтяной отрасли. Порядка 80% экспорта нашей страны идет через систему КТК. Оставшаяся часть тоже далека от рассматриваемого региона напряженности.

Вместе с тем такой конфликт не нужен в целом глобальному рынку. Благодаря соглашению ОПЕК+ в настоящее время баланс спроса-предложения на нефть пришел к более или менее равновесному состоянию. Очень важно, что благодаря текущему уровню цен существенно замедлился рост производства нефти в сланцевом секторе США и глубоководной добыче в Бразилии.

В то же время резкое увеличение цены вследствие геополитических факторов приведет к стремительным всплескам добычи и в Северной Америке, и в Бразилии, и в ряде стран-участников ОПЕК+.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: