"Открытые границы дают больший эффект для экономики, чем протекционизм"

Аскар Муминов Аскар Муминов
8245

У Центральной Азии появился шанс стать полноправным объектом международных отношений.

"Открытые границы дают больший эффект для экономики, чем протекционизм"

Центральная Азия, как регион, выходит на новый уровень, и в этих условиях необходимо отходить от соперничества и максимально открываться миру, констатировали участники международной конференции, посвященной новой региональной политике Центральной Азии. Форум прошел в узбекской столице Ташкенте, куда собрались ведущие региональные эксперты, в том числе из Казахстана. С места событий рассказывает корреспондент abctv.kz.

Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов отметил, что сейчас реально удалось создать новую политическую атмосферу в регионе, значительно повысить уровень доверия и выйти на прорывные результаты во многих сферах сотрудничества.

"Говоря о Центральной Азии, нельзя также забывать об одной бесспорной истине – к региону исторически, географически и геополитически примыкает Афганистан. Это наш сосед, важнейший и органичный компонент общерегиональной системы безопасности", – сказал он.

Глава узбекского внешнеполитического ведомства рассказал, что страны Центральной Азии выработали совместное коммюнике с призывом к Генеральной ассамблее ООН принять резолюцию по обеспечению мира, безопасности и устойчивого развития в Центральной Азии. Оно должно быть принято в ноябре в Самарканде.

Директор информационно-аналитического центра международных отношений Элдор Арипов  отметил, что важно отбросить все нездоровые амбиции и беспочвенные претензии внутри региона, а имеющиеся  проблемные вопросы и противоречия должны решаться исключительно самими государствами Центральной Азии без какого-либо вмешательства и вовлечения внешних сил.

"В Центральной Азии имеется колоссальный и до сих пор не реализованный в полной мере потенциал торгово-экономического сотрудничества. По данным Всемирного банка, прогнозируемый средний рост ВВП в 2017-2019 годы составит в Узбекистане около 8%, Казахстане – 2,6%, Кыргызстане – 4%, Таджикистане – 5,8%, Туркменистане – 6,5%. Ожидается, что в 2017 году численность населения региона превысит 70 миллионов человек. По сути, мы обладаем семидесятимиллионным рынком сбыта. При этом друг для друга мы самые удобные и перспективные рынки сбыта. Например, только по итогам одного бизнес-форума Узбекистана с Казахстаном было подписано 75 торговых контрактов и инвестиционных соглашений на общую сумму около миллиарда долларов", – сказал г-н Арипов.

Эксперт убежден, что именно региональная кооперация и политика открытости границ даст импульс развитию экономик стран ЦА больше, чем политика протекционизма.

Было предложено создать региональную экономическую площадку для организации диалога между бизнес-сообществами Центральной Азии.

Необходимость такой площадки в том числе продиктована тем, что, даже несмотря на активизацию внутрирегиональной торговли, ее масштабы не впечатляют. Так, например, взаимная торговля между странами ЦА составляет менее чем 10% от всего торгового оборота стран региона, в то время как, например, в ЕС этот показатель равен 60%, в АТЭС – 68%.

Эксперты озвучили данные исследования ООН, согласно которому экономическая кооперация внутри Центральной Азии способна привести как минимум к двукратному увеличению ВВП региона всего за десять лет. В частности, новые реалии позволили увеличить товарооборот Узбекистана с Казахстаном за первые полгода 2017 года сразу на 11%.

Но не только в экономике можно идти по пути прогресса, есть и масса точек соприкосновения в политической и гуманитарной сфере, отметил Элдор Арипов. Так, в частности, было предложено разработать и подписать конвенцию об использовании водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи, что должно снизить градус водно-энергетических проблем региона.

Проект конвенции уже разработан ООН, и в нем отмечается, что любое государство ЦА может в пределах своей территории получать выгоду от пользования водами бассейна, не нанося ущерб соседним странам.

"Страны региона объединяют общие угрозы в лице международного терроризма, религиозного экстремизма, транснациональной организованной преступности, наркотрафика, экологических проблем. В этой связи важное значение имеет налаживание и развитие консультационных механизмов сотрудничества на различных уровнях по вопросам поддержания стабильности", – сказал г-н Арипов.

Руководитель Цент­ра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии Петко Драганов отметил, что в последнее время наблюдается тенденция интенсификации процессов интеграции в Центральной Азии и уже  видны первые положительные результаты этой политики. Он более подробно остановился именно на водном вопросе, отметив его особую чувствительность для региона. 

"Следует отметить, что недавно наше учреждение предложило странам Центральной Азии проекты конвенций об использовании водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи. Разработанные в сотрудничестве с ведущими специалистами, эти документы отражают достижения современного международного права. В них также приведены примеры территорий, где проблемы использования водных ресурсов успешно решались. Здесь мы постарались максимально учесть специфику этого региона и интересы государств, как верховья, так и низовья. Нигде в мире подобные проблемы не решались легко, так как согласование интересов всех субъектов – процесс долгий и сложный. Вместе с тем хочу подчеркнуть, что разработанные нами конвенции – это не готовый рецепт. Мы только предложили идеи и рекомендации и разослали проект всем государствам Центральной Азии, чтобы те высказали свои замечания", – сообщил г-н Драганов.

Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана Ирина Черных заметила, что в свете возросшей активности в региональной политике актуализуется вопрос центральноазиатской интеграции.

"Мы помним множество интеграционных проектов с участием как самих стран региона, так и внешних игроков. К сожалению, многие из них не были наполнены серьезным смыслом. Кроме того, за провозглашением инициатив не последовало практических шагов. В результате за исключением совместных мер по спасению Аральского моря и созданию в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия, практически все интеграционные инициативы и программы потерпели крах. В связи с новыми тенденциями сегодня настал такой момент, когда мы можем наполнить реальным содержанием интеграционные процессы в Центральной Азии. Более того, глубоко убеждена, что нам пора стать субъектом международных отношений, ведь на протяжении большей части истории внешние игроки рассматривали Центральную Азию как объект воздействия и конкуренции. Сейчас настало время понять, что государства региона могут сами решать свои проблемы на основе консуль­таций", – подчеркнула г-жа Черных.

Временный поверенный в делах Казахстана в Узбекистане Фархат Абдухаликов заметил, что взаимодействие Астаны и Ташкента – это главный ключ к наращиванию региональной интеграции, так как именно от двух ведущих региональных держав зависит мир и стабильность в регионе. По его словам, 2018 год планируется объявить годом Узбекистана в Казахстане, а 2019-й – годом Казахстана в Узбекистане.

"Новый этап сотрудничества двух стран придает импульс всему региону. Если мы говорим о новой центральноазиатской политике, то Казахстан исходит из прагматичных соображений – в регионе необходимо выстраивать тесные экономические связи, это гарантия и стабильного развития, и сохранения безопасности, учитывая, что вызовов и угроз перед нашими странами немало", – заключил г-н Абдухаликов.

Аскар Муминов 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться