/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 25 178,24 FTSE 100 6 565,80
KASE 2 222,59 Hang Seng 26 109,93
РТС 1 299,69 Brent 50,14
«Относитесь критично к своему стартапу: возможно, вы станете в сто раз более успешными»

«Относитесь критично к своему стартапу: возможно, вы станете в сто раз более успешными»

Вдохновляющее интервью про стартапы.

30 Август 2019 10:19 1459

«Относитесь критично к своему стартапу: возможно, вы станете в сто раз более успешными»

Автор:

Елена Тумашова

Быть первым далеко не всегда означает снимать сливки, и любого монополиста можно «подвинуть» с рынка, если он закрывает не все «боли клиентов». Такого мнения о том, стоит ли стартапам стремиться выбиться в лидеры на каком-либо рынке, придерживается независимый эксперт по стартапам Евгений Мухамеджанов. Евгений имеет большой опыт взаимодействия со стартапами. В интервью inbusiness.kz он рассказал, почему советует начинающим командам сначала тестировать свои идеи в социальных сетях, прежде чем идти к инвестору. А также о том, почему не видит проблемы в воровстве идей, и как монетизировать проект.

– Евгений, недавно Вы описывали на своей странице в «Фейсбуке» случай, когда ребята придумали проект, Вы указали им на ошибки, но через пару месяцев они пришли с той же самой идеей, совершенно не поработав над ней…

– Классическая ошибка стартапов – не прорабатывать идею. Многие не изучают рынок для того, чтобы понять, а нужно ли вообще кому-то то, что они собираются предложить, и можно ли на этом зарабатывать. Пытаются сразу «продавать» себя и свою сырую идею кому-то, ходят по конкурсам в надежде тут же получить деньги. Хотя инвесторы на конкурсах бывают очень редко, там в основном эксперты с рынка. Они говорят, что неправильно в твоем проекте, критикуют. Поэтому на конкурсы нужно ходить в первую очередь для того, чтобы получить обратную связь.

Вообще что важно стартаперам? Сконцентрироваться на разработке, анализе рынка. Сейчас есть очень хорошие инструменты для анализа, это информационные порталы, которые агрегируют данные, социальные сети.

Быть социально активным очень важно для стартапера. Социальные сети, например, дают хорошие возможности монетизироваться, масштабироваться, получать помощь, новые информационные каналы. Можно написать, например, в «Фейсбуке»: ребята, у меня вот такая идея, давайте поддержим. И чаще всего люди поддерживают. Им нравится поддерживать хорошие идеи.

– Лайки «друзей» в соцсети далеко не всегда означают материальную поддержку.

– Да, но это поддержка в другом плане. Например, ты запустил приложение, и за счет того, что ты известен в соцсетях, его сразу скачало, например, 50 или 500 человек. И они еще перепосты сделали. С этим материалом уже можно идти к инвестору и говорить: у меня вот столько-то пользователей, они тестируют мое приложение, сделали вот такие-то замечания. Появляется база для переговоров. Потому что когда приходишь к инвестору просто с идеей, инвестор не сможет сделать выводы, жизнеспособна ли она или нет.

– Тем более так много одинаковых стартапов…

– В мире то же самое. Например, кто-то открыл ресторан и хорошо зарабатывает, обязательно появляются люди, которые открывают свое заведение рядом: считают, что это рыбное место. Так и с бизнес-идеями: чей-то стартап «выстрелил» и начал бурно расти, и всем кажется – идея правильная. Не в этом дело. Идей миллион, все уже давно придумано.

Все связано только с командой. Обычно инвестор покупает команду, а не идею. Идея ничего не стоит. Потому что бизнес-модель приходится постоянно менять. Стартапер работает с рынком, клиентами, в какой-то момент видит, что что-то не так, и начинает подправлять, если не стратегию, то элементы – сервис, визуализацию и т. д. Только качественная команда может это делать. И, кстати, даже если ваш стартап успешен и кажется, что ничего менять не нужно, это вовсе не означает, что можно обойтись без постоянного анализа. Анализировать нужно всегда: возможно, вы можете быть в сто раз более успешными.

Почему иногда появляется какой-то проект, который стартует в пять раз быстрее? Он анализирует ошибки предшественников и создает модель, которая все это учитывает. В этом смысле хорошо быть не первым.

– Немного напоминает плагиат…

– Те команды, которые выходили на рынок первыми, вторыми, третьими и не увидели своих ошибок, явно уже не смогут это сделать, раз до этого не смогли.

Возможно, им нужен человек, который способен увидеть недочеты. Но чаще всего стартапы не хотят кого-то нанимать (они же самые умные, особенно молодые). Тянут лямку, вроде зарабатывают какие-то деньги. Но иногда нужно просто взять весь доход и «купить» на него экспертов, которые помогут расти в сотни раз. И остаться при этом собственником, не отдавать долю инвестору.

– То есть выходить на рынок первым – это не всегда хорошо? Многие как раз, наоборот, стремятся оказаться первопроходцами, чтобы занять большую долю рынка.

– У велосипедистов тот, кто идет первым, тратит силы на рассекание воздуха. Так же и в бизнесе: первому приходится прилагать усилия, чтобы объяснить, что за продукт, в чем его преимущества. Приходится вкладывать определенные ресурсы. Потом приходит второй, третий. А потом – пятый, тот, кто умеет строить бизнес. Он запускает на рынок продукт, в котором уже учтено множество нюансов и который реально решает большинство проблем в какой-то сфере или нише. И при этом пользователи уже знают, о чем идет речь. Быть первым далеко не всегда означает снимать сливки.

– Если упустить время, на рынке может появиться монополист, и это усложнит выход следующим.

– На любой рынок, даже если там сидят монополисты, можно зайти и подвинуть их. Например, есть гигант в сфере доставки еды, большой и сильный бренд. Почему бы не зайти на этот рынок новому игроку и не начать байговать – создать сервис доставки еды, более крутой и инновационный.

– Но это же упирается в вопрос денег, и немалых. Те два игрока, которые сейчас зашли на наш рынок доставки еды, тоже гиганты, причем зарубежные, понятно, что в них вкладывали много. Легко ли стартапу найти такого инвестора, который согласится финансировать «байгу» с монополистом?

– Все дело в том, что предлагать. Нужно сделать «домашнюю работу». Анализ покажет, что есть, например, свободные рынки и есть рынки, на которых присутствуют сильные игроки, но они в силу разных причин не хотят быть клиентоориентированными из-за своего масштаба (когда каждое «телодвижение» выливается в огромные инвестиции).

Нужно понять, закрывает ли действующий монополист все боли клиентов. Возможно – нет. Возможно, из-за отсутствия конкуренции у него остановилось развитие.

Почему крупные бренды перестают работать над своей инвестиционной привлекательностью? Они думают: деньги итак зарабатываются, зачем тратить миллионы долларов на переделку всей инфраструктуры?

А стартап, у которого нет вот такого «бекграунда», может взять и с нуля сразу сделать хорошо. Но это требует хорошей подготовки.

– Есть ли у нас такие стартаперы, которые способны с нуля сделать хорошо?

– Честно скажу: я не верю в то, что 20-летний стартапер возьмет и порвет рынок. Это мое личное мнение. Я считаю, что человеку, окончившему институт, лучше не бегать по конкурсам с какими-то идеями, не тратить на это свое время (можно ходить и просто слушать). Но лучше устроиться в очень хорошую организацию с хорошей корпоративной структурой, где работают нормальные продуктологи, маркетологи, есть социальные пакеты. Это хорошая возможность увидеть правильный путь создания компании, получить опыт выстраивания команды. Посмотреть на бизнес-процессы с точки зрения хозяина компании.

Кстати, в мире стартаперы возраста 40+ считаются наиболее успешными, причем самые высокие показатели у тех, кто создает бизнес после 60 лет. Потому что у людей в возрасте уже нет вот этого романтического настроения – создавать стартап ради того, чтобы быть стартапером. Человек понимает свои возможности, то, как работает бизнес, и самое главное – у него есть связи, это ключевое.

– У нас понятие «связи» не всегда воспринимается позитивно.

– Связи – важная составляющая развития бизнеса. Когда у тебя наработан пул положительных контактов, ты можешь позвонить человеку и сказать: дружище, у меня вот такой классный проект, не хочешь поучаствовать? Если пытаться «пробиться» через коммерческое предложение или секретаря, то в 99% случаев это ни к чему не приведет. Так что связи – это хорошо, во всем мире это называется «нетворк».

– Пользоваться связями тоже надо уметь.

– Часто сталкиваюсь с таким отношением. Ко мне приходят ребята и говорят: хотим, чтобы вы были нашим ментором. Я соглашаюсь. А они пропадают. Через пару месяцев я сам звоню и интересуюсь, где они. Мне отвечают: ой, а мы уже передумали, нашей команды уже нет. То есть не они мне звонят и сообщают об этом, а я сам их разыскиваю. Получается, люди не ценят качество взаимоотношений. Я же взял на себя обязательства, помню о них, а их – нет. Что за детский сад? Я ведь могу и обидеться и записать таких стартаперов в черный список.

– Евгений, по Вашему опыту, есть такие сферы или бизнесы, где идеи не имеют шансов на успех?

– Нет. Есть определенные сферы, в которых могут возникнуть проблемы. Например, в какой-то из сфер работает несколько стартапов, вдруг запускают государственный проект, и всех пользователей вынуждают подключиться к нему.

Стартапы с сильными командами не увидят проблему в том, что их вытесняют с рынка. У них есть решение, которое объединяет людей, – платформа, позволяющая работать с любыми сообществами, будь то, например, работники банков, социальные предприниматели или вообще волонтеры. Необязательно зацикливаться на том сообществе, на которое проект был рассчитан изначально. Эти стартапы переориентировались и начали обслуживать другие группы.

Предпринимательство – это постоянный вызов: а что ты можешь еще сделать, чтоб стать востребованным у клиентов и более прибыльным. И вот те команды, у которых сильные бизнес-архитекторы, обычно и выигрывают. То есть не IT решает, а хорошая команда и умение анализировать.

– Можно сказать, что совершенно безумная идея способна стать стартапом в условиях Казахстана?

– Любая идея может стать стартапом, главное, чтобы решалась чья-то проблема. Например, по всему городу вырубают деревья. Почему бы не появиться приложению для мониторинга этого процесса? Пользователи высылают фото, которые отправляются напрямую в соответствующие ведомства. Приложение агрегирует «зеленых» людей, неравнодушных к проблемам экологии, можно предложить им какие-то продукты или услуги, связанные с этой сферой, например, гидропонику или биоудобрения.

То есть ты должен поймать тренд своей аудитории, дать ей что-то бесплатно и дальше предлагать какие-то товары, сервисы, услуги. Ты решаешь проблему пользователей, они тебя любят и готовы получать от тебя экстрауслуги.

– Что Вы думаете про дублирование идей?

– У наших стартапов есть странное болезненное отношение к их идеям. Они всегда думают о том, как защитить свои идеи. Я говорю: забудьте. Идеи защищать бессмысленно, потому что все, что вы придумаете, в той или иной форме уже существует по всему миру.

Единственное, что поможет защитить идею, – это сильная команда, постоянная работа над улучшением сервиса. Потому что, кроме вас, никто не знает, что вы планируете. Все видят только текущий момент, а он уже устарел. Настоящий стартапер всегда думает на три-пять шагов вперед. И конкурент никогда не сможет скопировать его бизнес-модель, потому что это бизнес-идея будущего.

Поэтому я всегда говорю стартапам: пусть воруют, никто не сможет скопировать вашу идею. Смогут только сделать что-то в том же направлении. Но это будет уже не ваш проект. Пока «воры» будут разворачиваться, ваш проект уйдет еще на пять шагов вперед.

– Евгений, если вернуться к вопросу об инвестициях, сложился ли уже рынок «инвесторы-стартаперы»?

– Мы понимаем, что этот рынок у нас очень молодой, пока не так много стартапов, которые действительно интересны инвесторам, и инвесторов, которые понимают, как инвестировать в стартапы.

– У нас инвесторы привыкли вкладывать в традиционные активы.

– Да, две основные формы – ритейл и недвижимость, и здесь процесс понятен: условно, от котлована до готового продукта. Новые сферы – стартапы – в этом смысле менее понятны. Инвестору нужно рассчитывать не на текущую прибыль, а на заработок на выходе из проекта, притом что пять-семь лет нужно вкладывать и вкладывать. Мы понимаем, что за такой срок курс национальной валюты может измениться. Инвестор же в тенге дает деньги бизнесу, стартап деньги в долларах не возьмет, потому что сам получает доход в тенге.

Людей, которые умеют стратегически мыслить и имеют опыт в подобного рода инвестировании, достаточно мало. И не все хотят рисковать своими деньгами…

– Есть ли такие люди – бизнес-ангелы – в регионах?

– У нас вообще публичных бизнес-ангелов менее десяти человек на страну. Публичные – это те, которые могут сказать: у меня есть деньги, я готов инвестировать. Очевидно, что у нас очень много людей, которые не могут объяснить происхождение своих денег.

Стартапам в среднем требуется 50-100 тысяч долларов. С зарплаты госслужащего ты такую сумму накопить не сможешь даже за 20 лет. А у нас нередко бизнес-ангелами готовы выступать именно госслужащие.

Я в этом вижу только одну проблему. Один стартапер мне сказал, что никогда не возьмет денег у госслужащего. Потому что госслужащий не понимает, что такое коммерческий сектор, как развивается бизнес, он привык все решать административными методами.

В отличие от человека, который свой капитал заработал, создавая и развивая собственный бизнес. Он и к деньгам, и к бизнесу относится иначе – понимает все процессы, начиная от зарождения идеи и появления первых проблем. И готов сам подключаться и помогать.

Чем бизнес-ангел отличается от инвестора? Инвестор – это просто деньги. Бизнес-ангел дает деньги помогает отладить бизнес-модель, помогает своими связями. И делает первые продажи. Это очень важно – когда бизнес-ангел помогает тебе с первыми продажами.

– Всеобщее декларирование доходов, которое хотят внедрить в Казахстане, на Ваш взгляд, может повлиять на желание инвесторов вкладывать в стартапы?

– Думаю, декларирование надо было внедрить лет десять назад. Но нужно делать разделение по видам активов. Если человек приобретает автомобили, недвижимость, предметы роскоши и прочее, то нужно обязательное декларирование. Если же вкладывает в бизнес, в стартапы, то тут можно применять механизмы амнистии и создавать различные условия. Например, вкладываешь в стартапы – у тебя на следующий год уменьшаются налоги. Государство очень легко может оперировать такими инструментами. И оно и должно это делать.

Мне кажется, здесь нужна взвешенная позиция государства. Проблема же все равно есть, деньги утекают, так пусть они хотя бы работают во благо экономики.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

«Правительство для бизнеса» по принципу одного окна, возможно, заработает в июле – Тимур Кулибаев

Сейчас ведется работа.

27 Февраль 2020 17:43 391

«Правительство для бизнеса» по принципу одного окна, возможно, заработает в июле – Тимур Кулибаев

«Правительство для бизнеса» по принципу одного окна, возможно, заработает в июле. Об этом сегодня на форуме предпринимателей по вопросам противодействия коррупции сказал председатель президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Кулибаев. В своем выступлении от также рассказал о результатах сервиса единых госуслуг на площадке «Aтамекен», где объединены закупочные процедуры госорганов, нацкомпаний и недропользователей. За декабрь было сэкономлено около 800 млн тенге на закупках.

«Вся республика видит, как ведутся закупки на однородные товары, мы видим разницу закупок, особенно это касается закупок из одного источника. Практически две трети закупок происходит из одного источника. Появилась хорошая аналитическая база, чтобы смотреть, какие закупки осуществляются в Казахстане с точки зрения эффективности. Для «Атамекена» очень важна возможность локализации тех или иных производств и услуг, чтобы повысить импортозамещение нашими отечественными товарами. К работе подключили квазигоссектор и начали работу с фондом «Самрук-Казына», – отметил Тимур Кулибаев.

Также глава президиума предложил создать совместную рабочую группу, куда войдут агентство по противодействию коррупции, НПП «Атамекен», «Самрук-Казына» и другие нацкомпании.

«Есть вопросы коммерческой тайны, долгосрочных контрактов. Мы могли бы совместной рабочей группой подготовить предложения в законодательство по закупкам квазисектора, чтобы включить в единый закон. Нацкомпании имеют свою специфику при закупках, и мы должны учесть их. Возможно, это будет единый закон по закупкам, возможно, для квазигоссектора будет отдельный закон, но в целом, думаю, необходимо регламентировать на законодательном уровне процесс закупок квазисектора. Это позволит повысить прозрачность и доступность наших производителей в закупках нацкомпаний», – подчеркнул Тимур Кулибаев.

Также он отметил, что для бизнеса различными госорганами и квазигоссектором оказывается 512 различных услуг, из них 173 являются наиболее востребованными.

«Мы сейчас ведем обсуждение с правительством, чтобы по поручению главы государства к 1 июлю создать «Правительство для бизнеса» и по принципу одного окна оказывать все госуслуги. К сожалению, в госорганах до сих пор нет координации в базах данных. Необходимо регистрироваться в каждой базе данных. Особенно когда дело касается сельских жителей – у них хождение по мукам. Несмотря на определенные успехи в цифровизации, мы видим, что проблем достаточно много», – резюмировал Тимур Кулибаев.

Майра Медеубаева

Конференция HR for Leadership – бенчмарк среди профессионалов рынка

На международной площадке в Нур-Султане обсудят современные тенденции лидерства и HR.

27 Февраль 2020 13:21 1084

Конференция HR for Leadership – бенчмарк среди профессионалов рынка

Лидерство – это искусство добиться того, чтобы другие делали то, что вы хотите, но так, чтобы человек сам захотел это сделать. Но где научиться этому искусству и у кого? Именно под таким слоганом – leadership is an art – пройдет XV International Business conference: HR for Leadership 16-17 апреля. Мероприятие ежегодно выступает в качестве площадки для профессионального нетворкинга. О конференции и основных поинтах, проблемах отрасли рассказывает исполнительный директор Корпоративного университета «Самрук-Казына» Даурен Беспалинов.

– В этом году в г. Нур-Султане состоится главное юбилейное событие в мире HR-профессионалов – XV International Business Conference «HR for Leadership». Международная HR-конференция состоится уже в 15-й раз. Какой основной посыл организации подобного мероприятия, причем на постоянной основе?

– Уже не первое десятилетие Корпоративный университет «Самрук-Казына» выступает хабом и центром обмена новыми тенденциями в области HR. За это время мы сформировали профессиональное сообщество, где ежегодно обмениваются опытом более 500 топ-менеджеров и HR-руководителей компаний Казахстана и СНГ. За это время мероприятие объединило более 5000 участников. Опытом и знаниями с участниками из года в год делятся профессионалы фонда «Самрук-Казына», «Казахтелекома», «КазМунайГаза», Air Astana, General Electric, PepsiCo, Shell, Ernst&Young, SAP, PwC Казахстан, SHL Kazakhstan, Deloie СНГ, Microso, Skolkovo, Oracle, 1С, «Росатома», «Северстали», «Сибура», МГУ им. Ломоносова и других компаний.

– Компании-участники говорят сами за себя. Наверняка, тема этого года выбрана не случайно? В этом году тема конференции – HR for Leadership. Почему выбрали именно ее?

– Этот год особенен тем, что HR значительно вырос за свои пределы, и рассматривать его без опоры на лидерство не имеет смысла. Именно поэтому в этом году мы ориентируемся на руководителей. Самые эффективные, с большим шансом на победу изменения проходят именно с верха компаний – это мировая тенденция. Лидерство и эффективное управление людьми неразделимы.

– Поделитесь с будущими участниками, чего ждать от формата, как будет построена программа конференции?

– Весь материал конференции конкретному человеку воспринять невозможно, да и не нужно. Традиционно для удобства участников конференции мы делим весь материал на кейсы. В этом году их будет 12. Таким образом, нам удается глубоко раскрыть каждую тему: здесь мы говорим и о креативе в лидерстве, корпоративном волонтерстве, автоматизации и роботизации процессов HR, цифровизации, корпоративной культуре и регламентах, Lean – системе непрерывного совершенствования операционных процессов и многом другом. Подробнее все кейсы можно посмотреть в программе на сайте конференции. Кейсы удобны тем, что они проходят параллельно. Каждый из участников имеет возможность выбрать и прослушать необходимую ему тему или конкретных спикеров.

– Формат весьма необычен и, как показывает ваша практика, удобен. Чем будут наполнены кейсы? Кого из спикеров в этом году ждать на конференции?

– В этом году мы ожидаем спикеров из «Сколково», компании «Росатом», «Катко», Корпоративного университета «Сибур», NCOC и других крупных компаний, обладающих сильной экспертизой. Приглашенные спикеры из ряда топ-менеджмента и руководства имеют уникальный опыт, который необходим казахстанскому рынку. Своими практиками поделятся также руководители группы компаний «Самрук-Казына» и зарекомендовавшие себя эксперты. Это люди, которые реализовали в своей карьере масштабные проекты, поменяли свою сферу к лучшему. Они готовы делиться своими знаниями.

– Вы ежегодно удивляете участников новой реализацией. Чем будет отличаться мероприятие в этом году?

– Второй год конференция работает на крупнейшей площадке страны – в Конгресс-центре на территории EXPO. Несомненно, это высокий уровень, и это дает возможность привлечь больше компаний и участников, предоставить больше материала. Самое главное, масштабы компаний и организаторов выставки позволяют быстро накапливать экспертизу. Со своей стороны, Корпоративный университет обладает и делится своей экспертизой в сфере аутстаффинга, грейдирования, определения уровня компенсации льгот, а также уникальным опытом управления Общим центром обслуживания HR Qyzmet, который позволяет выводить часть поддерживающих бизнес-процессов по функции HR. Когда это все консолидировано в одном месте, есть возможность собрать опыт от самых топовых лидеров. Тема лидерства сегодня очень актуальна. Будет отдельный блок, посвященный роботизации, когда можно заменить рутинную деятельность сотрудника на действие машины. Коротко говоря, мероприятие аккумулирует практические кейсы о том, как успешно управлять человеческими ресурсами. А это актуально для любого руководителя в любой отрасли.

– Как Вы думаете, какие проблемы в казахстанском HR сегодня по-прежнему остаются актуальными?

– Ни для кого не секрет, что казахстанский рынок управления людьми значительно отстает от зарубежных практик. Тенденции в нашей стране внедряются не так интенсивно, компании не столь гибки. Наша задача в этом году – донести одну из сильнейших мировых тенденций: компаниям необходимо быть гибкими. Этому даже будет посвящен отдельный кейс «Люди и культура», где лидерство рассматривается не с призмы «работник – ресурс», а «благополучие сотрудника = благополучие компании».

– Все говорят о тенденциях, но мало кто говорит о решении реальных вопросов. Какие проблемы сегодняшнего HR Вы бы выделили?

– Я бы выделил избыток экспертизы, причем не всегда качественной. Наша задача на конференции – отделить, так сказать, зерна от плевел. В настоящее время ведутся переговоры со спикерами, чтобы отобрать наиболее качественный материал. Таким образом, участники конференции получают достаточно практических знаний для реализации их в своей компании и новых побед.

– Напоследок назовите, пожалуйста, на Ваш взгляд, три причины, почему стоит посетить HR-конференцию и кому.

– Повторюсь, мы – практики. Все знания, которые генерируются во время конференции, реализуемы на практике и в основном адаптированы под местные условия бизнеса. Мы даем много профессиональной информации для тех, кто ставит перед собой цель достижения экстраординарных результатов.

Во-вторых, количество и разнообразие тем материала во время конференции очень широко. Здесь каждый эксперт находит для себя новые решения не только для увеличения продуктивности и эффективности, но и для повышения уровня своей экспертности.

В-третьих, конечно же, нетворкинг. Мы крупнейшая бизнес-площадка в стране, ориентированная на нетворкинг. Здесь вы не остаетесь «вариться» в полученных знаниях – мы создаем условия для обсуждения и обмена опытом за пределами спикерских сессий.

Конференция зарекомендовала себя не только в разрезе страны, но уже и в СНГ и странах Центрально-Азиатского региона. К тому же до 29 февраля действует специальная цена на участие.

– Спасибо за интервью!

Майра Медеубаева

На правах рекламы

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: