С 2015 года, когда Первый Президент Казахстана дал поручение проработать механизмы передачи части пенсионных активов управляющим компаниям, профучастники с Нацбанком ведут диалог: как это сделать, как избежать ошибок прошлого и что будет в результате.
"Пока к единому решению, которое устраивало бы и Нацбанк, и рынок, мы не пришли. Нацбанк сказал, что не может рисковать теми деньгами, которые должны обеспечивать основу для базовой пенсии. И поэтому отдаст нам только сумму сверхнакоплений. Речь идет всего о 440 млрд тенге, но, возможно, к тому моменту, когда подпишут все нормативно-правовые акты, эта сумма вырастет до 500 млрд тенге", – рассказала на заседании дискуссионного клуба ТТ ASPANDAU (Think Tank Aspandau) председатель правления SkyBridge Invest Шолпан Айнабаева.
Рынок не хочет КУПА
В настоящее время прорабатываются критерии, какие управляющие компании смогут претендовать на часть пенсионных активов.
"Отбор участников будет очень жестким. Мы отдаем себе отчет в том, что не будет 20 компаний (допущено к управлению. – Ред.), и говорим о том, чтобы было четыре-пять", – отмечает спикер.
Нацбанк готов "поделиться" с управляющими компаниями небольшой долей пенсионных накоплений: 440 млрд тенге – это примерно 4,2% от суммарного объема средств в 10,6 трлн тенге, который в настоящее время есть на индивидуальных пенсионных счетах в ЕНПФ.
"Если речь не идет о том, чтобы дать нам много и чтобы мы были на тех же условиях, что и международные управляющие, которые по тендеру по мандату получают пенсионные активы для управления за рубежом, мы попросим, чтобы нам разрешили это делать без образования КУПА (компании по управлению пенсионными активами. – Ред.). Пусть отбор происходит среди частных управляющих компаний, как мы есть сейчас, и пусть выбирают лучших, с лучшей репутацией, хорошим объемом портфеля, прописанной стратегией и видением того, как и куда будут вкладываться пенсионные средства", – говорит глава инвестиционной компании.
Экономист, управляющий партнер Visor Kazakhstan Алмас Чукин, хотя и соглашается с тем, что рыночные компании должны быть допущены к управлению, все же высказывает опасения.
"Но надо понимать две вещи. Во-первых, (частные компании. – Ред.) разворуют. Во-вторых, почему ЕНПФ появился как монополист? Потому что в некоторых пенсионных фондах (которые работали до объединения в единый фонд. – Ред.) активы до 60% были воздухом", – говорит экономист.
По поводу "разворуют" Шолпан Айнабаева заметила, что 440 млрд тенге, которые могут быть предложены рынку, – это "не такие большие деньги, чтобы их трудно было учесть и чтобы их разворовали".
И все же, подчеркивает Алмас Чукин, частные управляющие должны нести больше ответственности за свои действия, и необходимо проработать вопросы инвестирования этих средств. Надо не повторить ошибок прошлого.
"В Нацбанке задумались"
По словам Шолпан Айнабаевой, после того как действующий Президент дал поручение рассмотреть механизмы использования части пенсионных накоплений на образование и жилье, "в Нацбанке задумались".
"По той же логике, по которой они хотят сохранить базовые деньги для пенсионных выплат, на нужды образования и недвижимости, они могут направить только те же самые сверхнакопления. То есть на сверхнакопления претендуют компании по страхованию жизни (предлагающие пенсионный аннуитет. – Ред.), частные управляющие компании и население. Поэтому сейчас в Нацбанке прекратились все эти обсуждения. И поэтому пока мы реформы не увидим", – считает спикер.
Вопрос о том, продолжаются ли обсуждения, inbusiness.kz адресовал зампреду Нацбанка Олегу Смолякову в кулуарах финансовой конференции в Алматы. Ответ был таким: "Сейчас все вместе обсуждается, с учетом поручений главы государства по пенсионным накоплениям. Есть поручение проработать возможность использования части пенсионных накоплений на образование, недвижимость. Есть вопрос реформирования в целом пенсионной системы. Они рассматриваются совместно. Это все вопросы одной системы, и невозможно обсуждать один, не обсуждая другой. По передаче в частные компании (части накоплений. – Ред.) в целом поддержка есть, сейчас варианты прорабатываются".
Консервативный и щепетильный
"В последние годы портфель ЕНПФ стал очень консервативным. После Азербайджана высокое внимание общественности вообще не дает ЕНПФ делать шаг в сторону", – продолжает Шолпан Айнабаева, затрагивая тему эффективности управления пенсионными активами. И, кстати, замечает, что "азербайджанские инвестиции" были сделаны не из портфеля пенсионных накоплений, а из портфеля собственных активов фонда.
Напомним: примерно 250 млн долларов было инвестировано в облигации Международного банка Азербайджана (МБА) в октябре 2014 года. В мае 2017-го банк объявил о добровольной реструктуризации своих обязательств. Казахстан в итоге обменял его бумаги на ГЦБ Азербайджана. В апреле этого года пакет продали. Нацбанк тогда сообщил: доход за период владения по облигациям МБА, рассчитанный в долларах, составил порядка $27,5 млн, или 11% (3,7% годовых), в тенге – порядка 45,6 млрд тенге, или 100,4% (23,5% годовых). Доход за период владения ГЦБ Азербайджана, рассчитанный в долларах, составил порядка $13,3 млн, или 5,1% (3,5% годовых), в тенге – порядка 13,8 млрд тенге, или 14,8% (10,1% годовых).
"Когда мы, будучи брокерской компанией, размещаем ценные бумаги эмитентов, сталкиваемся с ЕНПФ как якорным инвестором. За последние годы очень сильно изменилось отношение к выбору, частному бизнесу фактически не приходится рассчитывать на то, что ЕНПФ вложит пенсионные активы в их проекты и облигационные займы", – продолжает Шолпан Айнабаева.
В большинстве своем пенсионные активы инвестируют в ценные бумаги государственного и квазигосударственного секторов. Более того, говорит эксперт, у ЕНПФ сейчас очень щепетильное отношение к доходности: "За последние полгода ниже ставки 10,5% нам не удавалось ничего разместить".
ЕНПФ нужно больше долларов?
"У ЕНПФ обязательства перед населением Казахстана в тенге, базовая валюта пенсионной системы – тенге. Но вопрос в другом. В прошлом году, я посмотрел, они 30% ежегодного дохода заработали за счет повышения курса доллара, 300 млрд тенге – это валютный доход, полученный за счет курсовой разницы, когда тенге с 320 до 370-380 тенге за доллар упал", – продолжает тему Алмас Чукин.
По его словам, этот касается вопроса вложений.
"Правильно ли, что для сбалансирования нужно в доллары вкладываться? Сейчас чуть-чуть начали, до недавнего времени они 100% "сидели" в тенге. Это было абсолютно неправильное управление по отношению к вкладчикам, с учетом того, что происходило с тенге. Реальная стоимость (накоплений. – Ред.), естественно, падает, но если пересчитать в долларах… Я пересчитал свои накопления, у меня только до 2005 года уже набежало 30 тыс. долларов, потом они "исчезли", и я к ним вернулся в 2014 году, если в долларах считать, просто шел провал", – рассказывает экономист. Он считает, что нужно было защищать пенсионные накопления от валютных рисков и "зарабатывать на долларах, а не терять".
Если речь идет о больших вложениях пенсионных активов в долларовые инструменты, то, на взгляд Шолпан Айнабаевой, возникает конфликт интересов.
"Нацбанк управляет пенсионными активами и в то же время определяет монетарную политику. У нас курс на дедолларизацию, Нацбанк будет сам себе противоречить, если большую сумму пенсионных активов начнет вкладывать в иностранные валюты. И надо понимать, что за счет ЕНПФ решаются вопросы бюджета", – говорит эксперт.
На днях ЕНПФ опубликовал свои итоги за 10 месяцев этого года. Сообщается, что 65,8% инструментов в портфеле фонда номинированы в тенге, 34,2% – в иностранной валюте, преимущественно в долларах.
При этом 38,2% пенсионных активов вложено в государственные ценные бумаги Республики Казахстан, 15,6% – в облигации квазигосударственных организаций РК, 15,4% – в ценные бумаги банков второго уровня РК, 14,5% – в государственные ценные бумаги иностранных государств, 2,8% – в депозиты в иностранных банках, 2,9% – в ценные бумаги международных финансовых организаций.
Доходность пенсионных накоплений за 10 месяцев 2019 года составила 5,7% при инфляции 3,9% за аналогичный период, сообщили в ЕНПФ.
Выбор для немногих
На недавней пресс-конференции председатель правления Halyk Bank Умут Шаяхметова говорила о том, что последний вариант пороговых значений, который она видела, – 10 млн тенге, переводить частным управляющим, вероятно, можно будет только накопления свыше этой суммы. Банкир подчеркнула, что это коснется небольшой части вкладчиков фонда.
По данным ЕНПФ, в настоящее время открыто 10,6 млн индивидуальных пенсионных счетов, количество их с начала года увеличилось на 2%.
Вместе с тем 5,3 млн вкладчиков (54%) сумели накопить менее 500 тыс. тенге, 1,6 млн вкладчиков (16%) – от 500 тыс. до 1 млн тенге. Средний размер пенсионных накоплений граждан составил 1040800 тенге, в том числе у мужчин – 1164700 тенге, у женщин – 900400 тенге. Такие данные приводятся в ответе от лица премьер-министра Аскара Мамина на запрос, адресованный ему группой депутатов 16 октября этого года.
В понедельник, 25 ноября, министр труда и соцзащиты Биржан Нурымбетов назвал основные причины низких пенсионных накоплений. Это невысокие доходы трудящихся (средняя зарплата – 182 тыс. тенге; из них 74% получают меньше 181 тыс. тенге, 50% – меньше 100 тыс. тенге). Также в числе причин – теневая экономика с зарплатой "в конвертах" и то, что не все работодатели удерживают со своих сотрудников обязательные пенсионные взносы (задолженность – более 3 млрд тенге).
Елена Тумашова