Почему частные медицинские колледжи Алматы не получат госзаказ?

9021

"Деньги за студентом" уйдут в учебное заведение управления общественного здоровья. Палата предпринимателей города обратится по этому поводу и в УОЗ, и в прокуратуру.

Почему частные медицинские колледжи Алматы не получат госзаказ?

"Частные медицинские колледжи обеспокоены тем, что размещение государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим, профессиональным и послесредним образованием по медицинским специальностям находится в ведении управления общественного здоровья (УОЗ) и госзаказ размещается в подведомственном ему учебном заведении – Высшем медицинском колледже г. Алматы. Тогда как в городе функционируют более десяти медицинских колледжей", – так обозначила проблему заместитель директора Палаты предпринимателей г. Алматы Акеркин Эралиева. По этому вопросу Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей города Алматы провел заседание. О чем говорили его участники – в материале inbusiness.kz.

Вне зависимости от формы собственности

"Сложившаяся практика противоречит приказу министра образования и науки от 29 января 2016 года под № 122", – говорит Акеркин Эралиева.

Она поясняет, в этом приказе прописано, что государственный образовательный заказ на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием размещается в организациях технического и профессионального, послесреднего образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, с учетом отраслевой и региональной потребности в кадрах.

Тем не менее из всех медицинских колледжей Алматы возможность обучать "грантников" получило только одно учебное заведение – колледж, в котором учредителем (участником) является КГУ "Аппарат акима города Алматы".

С просьбой оказать "содействие в размещении государственного образовательного заказа" в палату предпринимателей обратился Казахстанско-российский высший медицинский колледж. Для изучения ситуации палата провела опрос среди медицинских колледжей Алматы, и его результаты подтвердили суть возникшей проблемы: частные колледжи не получают свой "кусок пирога".

Письма остались без ответа

"Для участия в конкурсе три колледжа подали заявки в управление образования, но госзаказ они не получили. Управление общественного здоровья со своей стороны устно объяснило это отсутствием финансирования. Палата предпринимателей направила письмо в УОЗ с просьбой обеспечить равный доступ к госзаказу среди частных медколледжей. Но официального ответа мы не получили", – рассказала Акеркин Эралиева.

По ее словам, 7 апреля палата предпринимателей провела онлайн-совещание с УОЗ, где его руководство обещало разобраться и провести совещание с представителями частных медицинских колледжей города. 27 апреля управление организовало такое совещание, и там заместитель Светлана Султангазиева "четко сказала, что частные медицинские колледжи могут участвовать, и они вправе получать госзаказ". Но 15 июня на заседании комиссии по размещению госзаказа в организациях технического и профессионального образования представители УОЗ участия не приняли, и было "предварительно устно озвучено, что финансирование частных медколледжей не предусмотрено".

Позиция палаты такова: учитывая эпидемиологическую ситуацию в стране и нехватку медработников, необходимо обеспечить равный доступ к государственному образовательному заказу на подготовку кадров для частных медицинских колледжей.

"Мы написали письмо на имя акима города Алматы Бакытжана Сагинтаева. Ответ получен, но он не дает разъяснений по нашему запросу. Считаем, что обращение предпринимателей – колледжей рассмотрено не в полном объеме, доводы не проверены. Ответ УОЗ предоставлен формально, является немотивированным и необоснованным. На основании этого считаем необходимым повторно направить письмо в адрес УОЗ Алматы, а также в прокуратуру города для проверки законности и обоснованности отказа со стороны УОЗ в выдаче госзаказа медицинским коллежам", – заключила представитель палаты предпринимателей города.

Госзаказом "финансируют" госколледж?

От управления общественного здоровья г. Алматы выступил и.о. заместителя руководителя Ануар Буйрашев. "Я курирую экономические и финансовые вопросы. Хотел бы в рамках своей компетенции сказать, что бюджет на следующий год формируется на основании заявок, которые идут от организаций. То есть на этот год государственный образовательный заказ был сформирован на основании заявки, которая поступила от колледжа. И на основании того, что эта бюджетная заявка была одобрена, был заключен договор. Это считается как целевой трансферт, именно на обеспечение деятельности данного медучреждения, которое является нашей подведомственной организацией. Такая ситуация была в прошлом году. В этом году, когда будет формироваться бюджет на следующий год, будем максимально собирать заявки и с других колледжей и подадим в виде общей заявки на бюджет следующего года. Если ее одобрят, то будут выделены дополнительные средства и на частные медицинские колледжи", – описал эксперт механизм.

"Я правильно понял Ваши слова, Вы говорите, что госзаказа в этом году не было? Финансирования госзаказа на подготовку кадров не было? Так получается?" – уточнил модератор встречи председатель совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Юрий Тлеумуратов.

"Нет, госзаказ был, но он был именно по заявке Высшего медицинского колледжа. Она рассмотрена бюджетной комиссией, и средства выделены именно на [этот] медколледж, который является подведомственной организацией", – ответил Ануар Буйрашев.

Юрий Тлеумуратов в ответ на это предложил не путать разные вещи. "Госзаказ – это государственный заказ на подготовку кадров. Здесь у государственного колледжа преимуществ перед частными колледжами нет, все колледжи в равных условиях. Как правило, подаются заявки, комиссия рассматривает и затем удовлетворяет их или не удовлетворяет. Финансирование вашего подведомственного колледжа осуществляется совершенно по другим программам, по другим спецификам. Мы же это понимаем, – заметил он. – Вы, получается, государственным заказом осуществляете финансирование содержания государственного колледжа. На мой взгляд, это, кроме всего прочего, еще и финансовое нарушение".

"Волевое решение" против конкурса

Проблему прокомментировала представитель союза отраслевых ассоциаций и организаций профессионального образования Вера Цзин.

"Приказ министра образования и науки №122 говорит о том, что должен формироваться перечень организаций ТиПО по направлениям подготовки кадров. В данном случае, получается, перечень не утверждался, конкурсных процедур не проводилось. И, скажем так, волевым решением УОЗ было решено включить в этот перечень только один колледж – государственный. Что уже нарушает сам приказ №122, а также закон об образовании и другие нормативно-правовые акты, касающиеся доступа к государственному образовательному заказу", – говорит спикер.

Она считает, что даже если у этого колледжа подтвердился образовательный заказ на 300 или на 200 человек, никто не имел права "отдавать этот государственный заказ напрямую государственной организации".

"Потому что, согласно приказу №122, рассматриваются все заявки, и на основании заявки и критериев, которые определены в правилах размещения госзаказа, формируется перечень колледжей, которые выполняют госзаказ по медицинским специальностям. И уже абитуриенты выбирают из этого перечня учреждение образования, в которое пойдут учиться. То есть [в сложившейся ситуации] полностью нарушены правила размещения госзаказа", – говорит Вера Цзин.

И добавляет, что Высший медицинский колледж является государственным предприятием, а не государственным учреждением. "Здесь нет никакого финансирования на содержание. Здесь есть явное нарушение законодательства и правил", – уточняет она.

Заявки подавали шесть колледжей

К беседе подключилась и.о. заместителя руководителя УОЗ г. Алматы Светлана Султангазиева. По ее словам, в прошлом году все колледжи, не только подведомственный Высший медицинский колледж, подавали заявку на получение гранта через ЦОН непосредственно в управление образования.

"В этом году такая же практика была. Конкурсная комиссия проводилась не управлением общественного здоровья, а управлением образования. Технические специальности – зубной техник, техник, занимающийся ремонтом медоборудования, дантист, по-моему, тоже, – именно эти специальности были размещены по госзаказу в Высшем медико-стоматологическом колледже профессора Рузуддинова. В этом году, насколько мне известно, 341 грант будет выделяться", – рассказала спикер.

Она также пояснила, "почему раньше колледжи не подавали на госзаказ".

"В этом году поступили письма только от Казахстанско-российского высшего медицинского колледжа и от Республиканского высшего медицинского колледжа. Ранее у них не было аккредитации. Казахстанско-российский высший медицинский колледж был аккредитован, по-моему, ближе к зиме, а Республиканский высший медицинский колледж – только весной, в марте. Высший медицинский колледж был единственным, кто имел аккредитацию", – добавила она.

На это директор Казахстанско-российского высшего медицинского колледжа Карлыгаш Жакенова возразила: "Аккредитация проводится один раз в пять лет. Мы прошли аккредитацию в 2017 году, и на момент подачи заявки ее срок еще не истек".

"Колледжи не обязаны подавать письма в управление, – вступила в разговор Вера Цзин. – Они должны были подать заявки в ЦОН, и, насколько я знаю, это сделали шесть колледжей. При чем здесь, писали они письма или не писали? В апреле на совещании Светлана Елеузисовна (Султангазиева. – Ред.) сказала, что все желающие могут подать заявки. Шесть колледжей подали в ЦОН – так было сказано в управлении общественного здоровья. Но почему-то в результате в перечень они не вошли, а вошел один только Высший медицинский колледж".

Путь, вероятно, один – в прокуратуру и суд

На встрече прозвучал вопрос, можно ли сторонам сейчас сесть за стол переговоров и попробовать решить проблему мирно – перераспределить госзаказ этого года между несколькими учебными заведениями.

"Вы меня немножко недопоняли по поводу того, что мы госзаказом финансируем свою подведомственную организацию, – стал отвечать на него Ануар Буйрашев. – При формировании заявки на бюджет следующего года, то, что Светлана Елеузисовна сказала, что только две организации, одна организация подала заявку… При этом Вы говорите, что заявки должны подаваться через eGov. Через eGov когда заявки подаются, они попадают в управление образования, а мы, получается, будем рассматривать заявки, которые будут к нам поступать напрямую. Поэтому я и сказал, что в этом году при формировании бюджета госзаказа на следующий год, если заявки будут подаваться, мы обязательно будем их включать в рассмотрение бюджетной комиссии".

"Вы совершенно не правильно говорите о формировании заявки", – возразила на это Вера Цзин. Заявку на потребность в кадрах колледжи не подают, поясняет она, ее определяют те, кто будет "потреблять" эти кадры – медучреждения: больницы, поликлиники. А вот колледжи подают заявку в ЦОН на включение в перечень для выполнения госзаказа, и попадает она непосредственно исполнителю – управлению образования.

"Вы работаете совместно, на разных планетах не находитесь. Поэтому никто не обязан подавать заявку лично вам, – продолжает Вера Цзин. – Сейчас Вам задали вопрос, можно ли перераспределить госзаказ и сделать, как положено – провести конкурсную процедуру и отдать часть этого заказа, в том числе частным колледжам. Может быть не всем, но тем, у кого критерии, скажем, повыше или наравне с государственным колледжем? Потому что финансирование на 300 с лишним человек у вас есть".

Представитель союза отраслевых ассоциаций и организаций профессионального образования, заметила также, что никакие колледжи в суд пока не обращались, потому что пытаются решить проблему "на законных основаниях через акимат".

"Договора уже заключены до конца года. Я считаю, надо рассматривать будущий год", – ответил Ануар Буйрашев.

"Мы тогда поддерживаем предложение нашего секретариата, направим два письма уведомительного характера – в УОЗ г. Алматы и в прокуратуру для проверки законности и обоснованности отказа в выдаче госзаказа. Потому что другого пути не видим. Кроме того, все частные колледжи, которые подавали заявки и не получили госзаказ, вправе самостоятельно обратиться в суд для восстановления их нарушенных прав", – заключил Юрий Тлеумуратов.

Добавим, что новый механизм распределения грантов, предложенный министерством образования и науки, основан на принципе "деньги за студентом". "То есть если ранее гранты между колледжами распределяли управления образования, то теперь госзаказ будет размещаться среди колледжей по выбору абитуриентов", – поясняется на сайте ведомства.

Елена Тумашова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться