Наши компании вот уже длительное время не могут участвовать, а в случае участия не могут быть победителями тендеров, проводимых AO "Эмбамунайгаз" по капитальному и текущему ремонту скважин, жалуются нефтесервисные компании Атырауской области, передает корреспондент inbusiness.kz.
Сразу четыре нефтегазодобывающих управления МСБ не осилить
Они уверены, что в системе "Самрук-Казына" в некоторых случаях тендерные требования намеренно прописывают под определенных поставщиков услуг. В прилагаемых к тендерным документам технических условиях заказчика включаются требования, которым соответствуют только определенные компании. Другим же компаниям выполнить эти требования невозможно физически, так как с момента объявления без предварительного обсуждения тендера и до подачи заявки предоставляется всего десять-пятнадцать дней, в течение которых нереально получить нужные сертификаты. Также потенциальные поставщики должны подтвердить наличие специалистов и их квалификацию. Согласно тендерным требованиям, эти специалисты должны быть работниками предприятия не менее трех лет, хотя трудовое законодательство не запрещает заключение трудовых договоров сроком до года и привлечение нужных специалистов на определенный вид работ.
ТОО "Жасулан и Компания" более 20 лет работает в нефтесервисной сфере, прошло все необходимые квалификационные отборы в соответствии с Законом PK "О разрешениях и уведомлениях" и правилами AO "Самрук-Казына", регулирующими проведение тендеров в сфере недропользования. По словам его директора Тлепбергена Уликпанова, до 2021 года весь объем работ по капитальному и текущему ремонту скважин по AO "Эмбамунайгаз› делился на 4 лота по месту выполнения и представления результатов, то есть по 4 районам Атырауской области, где располагаются нефтегазодобывающие управления (НГДУ) AO "Эмбамунайгаз": Кызылкугинскому, Макатскому, Жылыойскому и Исатайскому. Такое распределение однородных работ по лотам соответствовало HПA PK и фонда AO "Самрук-Казына", а главное – позволяло принимать участие в конкурсах по этим работам малому и среднему бизнесу.
200 тысяч – разве это экономия?
"Мы предполагаем, что некоторые компании оказали влияние на руководство AO "Эмбамунайгаз" и добились того, что заказчик изменил сложившиеся в течение нескольких лет условия конкурса, объединив все 4 лота в один крупный лот. В результате малый и средний бизнес остался не у дел. У нас нет возможности работать сразу на 4 НГДУ одновременно, соответственно, и участвовать в конкурсе. AO "Эмбамунайгаз" от этого ничего не выиграло. Судите сами, финансовые результаты по закупкам работ по капитальному ремонту скважин N 564951 от 01.04.2021 года. Сумма конкурса – 4 144 708 134 тенге. Победитель конкурса – ТОО "КазТехМунайСервис" (КТМС), его цена – 4 144 508 000 тенге. То есть снижение конкурсной суммы составило всего лишь 0,004 %, разве это можно назвать снижением? А ведь в условиях пандемии многие компании были готовы работать с минимальной, а то и с нулевой прибыльностью в целях выживания. Сэкономленные средства могли быть направлены в виде дивидендов в бюджет страны", – говорит Тлепберген Уликпанов.
По мнению нефтесервисников, такое мизерное снижение цены дает повод думать, что проведение этого конкурса было рассчитано на конкретного участника, который заранее был уверен в своей победе.
В итоге многие подрядчики уже даже не пытаются участвовать в конкурсе. Ведь тендер объявляется в самых последних числах декабря, а по календарному графику работы отражаются уже на январь следующего года. Договорами заказчика предусмотрены крупные размеры штрафных санкций, исчисляемых в процентах от всей суммы договора, что также сдерживает подрядчиков от участия в тендерах.
Получив большой объем работ, TOO "KTMC" тоже не имеет возможности для выполнения работ согласно календарному графику, ведь работы предусматриваются одновременно на всех четырех НГДУ. И уже как генеральный подрядчик предоставляет их в субподряд другим компаниям.
"Мы пробовали работать с TOO "КТМС" на их субподрядных условиях, однако и предложенную ими мизерную оплату не смогли получить своевременно. В итоге у нас были судебные разбирательства со своими подрядчиками и работниками", – рассказывает директор ТОО "Жасулан и компания".
Не завышайте требования
Свои жалобы и предложения г-н Уликпанов изложил в письме, адресованном администрации президента, Генеральной прокуратуре, агентству по противодействию коррупции и АО "Самрук-Казына".
"AO "Эмбамунайгаз" является единственным на территории Атырауской области заказчиком работ по KPC, имеет доминирующее положение. Его тендерным условиям подходят только TOO "KTMC" и "СПБ Казмунайгаз-Бурение", что не дает возможности конкурентно развиваться другим компаниям.
У нас есть лицензия, и, тем не менее, мы ежегодно должны проходить предквалификационный отбор (ПКО), условия которого дублируют условия, по которым мы получали лицензии. Некоторые условия вообще трудновыполнимы. Скажем, на буровые установки выдают новые техпаспорта, в которых указывается только марка оборудования, но не пишется, что это буровой станок. А с нас требуют, чтобы это было прописано, сертификацию с завода берите, говорят. То есть докажите, что это буровая установка. Такие у них внутренние распорядки. За ПКО еще ежегодно необходимо "платить" около 5 млн тенге", – отмечает г-н Уликпанов.
В его компаниях более 2000 человек, являющихся квалифицированными специалистами с 15-30-летним стажем работы в области нефтесервиса. Из-за отсутствия объема работ они остаются без работы, что чревато "социальным взрывом". Без дела простаивают оборудование и установки, которые были приобретены предприятиями в кредит. Велика вероятность, что банки заберут их для принудительной реализации и погашения долгов.
Нужно проверить все тендеры
В своем письме компания от лица нефтесервисных фирм просит провести проверку всех ранее проведенных тендеров по закупке АО "Эмбамунайгаз" работ по КРС и бурению, в которых выиграли ТОО "КТМС" и "СПБ Казмунайгаз-Бурение". А до выявления всех нарушений и принятия решений в сферу закупок в фонде AO "Самрук-Казына", в частности в AO "Эмбамунайгаз", отстранить от организации и проведения закупок должностных лиц, не обеспечивших конкуренцию и прозрачность закупок.
Обязать AO "Эмбамунайгаз" вернуться к проведению закупок по капитальному ремонту скважин по прежнему методу – по четырем лотам раздельно, что позволит вновь участвовать в тендере малому и среднему бизнесу.
Ограничить заказчика работ усложнять технические условия тендера, включая необходимость предоставления сертификатов и удостоверений для квалификационного состава подрядчика, ведь наличие этих сертификатов не гарантирует качество и своевременность работ, а напрямую все это зависит от оснащенности и опыта подрядчика.
"Требования о наличии сертификатов нового образца ставит под сомнение соответствие подрядчика, имеющего государственную лицензию и прошедшего квалификационный отбор", – пишут нефтесервисники.
Обязать заказчика утвердить основные технические требования на весь годовой объем работ, а не за 10 дней до вскрытия тендерных заявок, так как подрядчики не имеют возможности в эти сжатые сроки получить необходимые разрешения или сертификаты, которые имеют срок действия.
Изменить в системе "Самрук-Казына" правило о банковской гарантии для участников тендера, так как в таком случае приходится класть в банк от 1% до 20% от суммы договора и деньги просто лежат "мертвым" грузом, не принося пользу ни заказчику, ни подрядчику. Ответственность подрядчика можно усилить применением штрафных санкций.
"ЭМГ" и "Самрук-Казына" ответили нефтесервисникам
Между тем АО "Самрук-Казына" рассмотрело письмо ТОО "Жасулан и Компания" касательно закупок АО "Эмбамунайгаз" по капитальному и текущему ремонту скважин. И ответило, что по вопросам внесения изменений в правила закупок товаров, работ и услуг фонда в части банковских гарантий по исполнению договора в настоящее время ведется работа по реформированию системы закупок фонда, в том числе разработка нового порядка осуществления закупок, где и будет учтено это замечание. Контроль указанных тендеров будет осуществлен в рамках плановой проверки АО "Эмбамунайгаз".
На остальные претензии ответило АО "ЭМГ":
Нормы стандарта управления закупочной деятельностью АО "ФНБ "Самрук-Казына" не обязывают разделение объема работ по административным территориальным районам области. Объединение объемов работ 4 НГДУ в один лот в первую очередь было обусловлено принятыми в 2020 году ограничительными и карантинными мерами из-за пандемии Covid-19. При выявлении инфицированных среди сотрудников подрядных организаций приходилось останавливать работу и выводить всю бригаду с месторождения, что негативно влияло на план выполнения добычи нефти по отдельным месторождениям и НГДУ, а также создавало реальные предпосылки для обострения социальной напряженности в коллективах.
Первоначально тендер был признан несостоявшимся по причине допуска менее двух заявок потенциальных поставщиков. В заявках ТОО "Атыраугидрогеология", ТОО "УшконырБургылау Сервистик Компаниясы" и консорциума в составе ТОО Nissanzhol совместно с ТОО "НИЛ", ТОО "КЕЗБИ" выявлены несоответствия требованиям тендерной документации, а заявка от ТОО "КазТехмунайсервис" отклонена. Во второй раз в тендере вновь было 4 участника. Заявки двух компаний были отклонены, а победителем признано ТОО "КТМС" с ценовым предложением 4 144 508 000 тенге.
"Касательно якобы ежегодных усложнений технических заданий в части предоставления сертификатов поясняем, что в данной закупке отсутствуют требования по предоставлению каких-либо сертификатов, удостоверений иностранного образца. А внесение банковской гарантии является обязательным в соответствии с пунктом 28 приложения 5 к Стандарту управления закупочной деятельностью АО "ФНБ "Самрук-Казына", – говорится в ответе.
Комментарий эксперта: Нужны равные условия для всех
По словам председателя совета по развитию стратегических партнерств в нефтегазовой отрасли Petrocouncil, созданного при НПП "Атамекен" и ассоциации "Казэнерджи", Асылбека Джакиева, ситуация эта не новая. И ранее были сигналы, что в некоторых случаях недропользователи готовят конкурсные требования под определенных потенциальных подрядчиков.
"Необходимо, чтобы у дочерних компаний "КазМунайГаза", в том числе "ЭМГ", процедуры были прозрачными, чтобы был общественный контроль, что позволит жестко пресекать такие моменты. Те крупные компании, за которыми кто-то стоял, будут участвовать в тендерах на общих основаниях, неприкасаемых сейчас нет. Недпрользователям удобно проводить закуп одним лотом. И мы поднимали эту тему на крупных проектах, скажем, НСОС, когда отдают крупный заказ одному подрядчику. Но наша задача, и президент об этом говорит, помогать МСБ. Сейчас и так почти нет проектов, и потому для бизнеса важен каждый тендер. Правило АО "Самрук-Казына" о банковской гарантии размером до 20% надо менять, учитывая те условия, которые сейчас действуют на рынке. "ЭМГ" можно было также с пониманием отнестись к ситуации и поделить лоты. Тем более что такое мизерное снижение цены косвенно как бы намекает на определенные вещи. С таким, если это подтвердится, нужно жестко бороться, доводить до сведения "КазМунайГаза". Необходимо создавать равные условия для всех, и в этих вопросах мы готовы и дальше поддерживать нефтесервисный рынок", – отметил эксперт.
Зульфия Искалиева