/img/tv1.svg
RU KZ
Политологи – о послании президента

Политологи – о послании президента

Каков месседж обращения главы государства, и есть ли в нем ответы на запросы общества.

14:46 03 Сентябрь 2020 6574

Политологи – о послании президента

Автор:

Елена Тумашова

Фото: akorda.kz

1 сентября Касым-Жомарт Токаев обратился к народу Казахстана. Второе послание второго президента появилось ровно год спустя после первого.

Масштабный программный документ состоит из 11 глав и называется «Казахстан в новой реальности: время действий».

Президент возродил агентство по стратегическому планированию и реформам, объявил о создании нескольких структур – высшего президентского совета по реформам, комиссии по реформе правоохранительной и судебной системы при администрации президента, министерства по ЧС и др.

Вновь поднял вопрос о возможности использования гражданами части своих пенсионных накоплений. Говорил о дифференциации налоговых ставок, о розничном налоге с оборота для предпринимателей из наиболее пострадавших от пандемии секторов экономики.

Некоторые тезисы послания прозвучали достаточно жестко. Например, о кризисе доверия к тенге со стороны национальных и международных инвесторов, о том, что экспортеры оставляют валютную выручку за рубежом, не заводя ее на внутренний валютный рынок, а банки не кредитуют реальную экономику, поскольку «имеют хорошую возможность зарабатывать на валютном рынке и инструментах Нацбанка». Президент поручил заинтересовать экспортеров продавать валютную выручку внутри страны и принять меры по прекращению валютных спекуляций и переориентации ликвидности на кредитование бизнеса.

Еще один яркий тезис Касым-Жомарта Токаева – о качестве высшего образования. Глава государства напомнил о своем прошлогоднем поручении закрыть учебные заведения, занимающиеся «печатанием» дипломов. «Работа идет трудно из-за сопротивления влиятельных лиц, вовлеченных в прибыльный образовательный бизнес», – сказал он и поручил премьер-министру взять вопрос «на особый контроль».

Inbusiness.kz попросил политологов прокомментировать, на какие запросы общества глава государства ответил в своем послании, изменилось ли за год его видение ситуации в стране, чем второе послание отличается от первого, дал ли президент новые рецепты для решения старых проблем. И в целом – каков основной посыл этого обращения к народу. Тем более, судя по интересу к выступлению Касым-Жомарта Кемелевича, общество действительно хотело услышать, что скажет президент.

Айдос Сарым: «Это очень приземляющий документ»

Послание – стратегический документ, комплексное видение ситуации, ответ на многие вопросы, которые накапливались в течение этого года. Было заметно желание президента ответить на очень большое количество вопросов, не теряя при этом единства смысла и содержания. Это первое что бросается в глаза.

Второе – содержание послания выдержано в логике и русле тех вещей, о которых президент говорил до этого. Казахстан не намерен идти вслед за популистами, за большими лозунгами, реформы лучше осуществлять планомерно. В этом смысле это документ здравого смысла, который ориентирован на то, чтобы дать максимально комплексный и выверенный ответ на всю повестку, которая существует в стране.

Есть люди, которые всегда требуют результаты прямо сейчас, но в жизни это трудно сделать. Поэтому лучше создавать инфраструктуру и институциональные основы, которые обеспечат проведение планомерных реформ и учтут особенности текущей ситуации. В этом смысле документ получился большим, политико-философским, стратегическим.

Если говорить о главном месседже обращения к народу, то, как мне кажется, он заключается в следующем: государство очень трезво, очень здравомысляще оценивает текущую ситуацию, завышенных ожиданий, ликующих настроений нет ни у нас, ни в мире. Заметен запрос, я сказал бы, на подчеркнутую адекватность. Нет ни шапкозакидательства, ни излишнего оптимизма. Наоборот, очень приземляющий документ, который нацеливает людей на достаточно длительный временной промежуток.

Также заметна нацеленность на реформы – экономические, политические, социальные. О них уже очень много было сказано. В послании отражено многое из того, что президент называл концепцией слышащего государства. Многие обращения граждан были услышаны, многие трезвые предложения, которые озвучивались в течение этого года, так или иначе в послание попали, они имплементированы в цельный документ и благодаря этому его цена сильно вырастает. Основные целевые аудитории – бизнес, госсектор и пр. – услышали оценки и конкретные предложения, которые, наверное, им будут интересны.

Сокращение квазигоссектора, госаппарата – это пример ответа главы государства на многочисленные обращения и публикации, которые содержали справедливую критику.

Не думаю, что создание новых структур – это усложнение. Тем более вряд ли это приведет к увеличению госаппарата. Если у нас сейчас 100 тыс. чиновников, и их количество должно сократиться на 10% до конца года, а потом еще на 25%, это говорит о том, что мы должны привести число госслужащих до 60-65 тыс. человек. Не считая квазигоссектора, конечно. Сокращение – это, безусловно, важно, экономия важна, но не за счет утери управляемости или невозможности реализовывать решения.

Горизонт планирования агентства по стратегическому планированию и реформам – два-три года. Это будет, наверное, своего рода проектный центр, который должен отрабатывать возможные реформы, согласовывать их, предлагать президенту, вырабатывать законопроекты для их принятия. А после этого сходить со сцены. У нас уже был пример подобной структуры – агентство, которое достаточно много сделало и потом было ликвидировано, потому что многое из того, о чем тогда говорилось, было реализовано и дало эффект. Здесь речь идет о том же самом.

Президент сказал, что статистика не должна находиться в подчинении у исполнительной власти («в системе государственного планирования главным планировщиком, исполнителем и оценщиком выступает госаппарат, и это неправильно». – Ред.). Этого не должно быть. Глава государства забрал эту структуру к себе (комитет по статистике переводится в состав нового агентства по стратегическому планированию и реформам, которое в свою очередь будет напрямую подчиняться самому президенту. – Ред.). Президент этим самым говорит: ребята, теперь за это будут отвечать. Это немаловажный сигнал. У наших министров, акимов уже будет меньше возможностей приукрасить действительность или что-то скрыть.

Прозвучали ли в послании ответы на запросы общества? Думаю, те граждане, которые наиболее пострадали от пандемии, услышали в послании ответ на свои текущие запросы. И те, кто нацелен на дальние горизонты, наверно, тоже услышали ответы на свои запросы, по крайней мере, многое было сделано для того, чтобы они их услышали. Дальше многое будет зависеть от политической воли и ответственности всего общества. Мы входим в непростое время, начинается большой электоральный цикл. Самое главное – высшая власть демонстрирует готовность к изменениям и желание начать эти реформы с себя, начать изменения сверху. Все остальные могут присоединиться и стать частью этого процесса.

Общество ждет адекватных оценок и признания ошибок, и это прозвучало достаточно жестко и откровенно. Я считаю, что любой серьезный разговор, любые изменения должны начинаться с правильной диагностики. Необязательно четвертовать каждого провинившегося, должны быть какие-то процедуры. Но в целом, когда дается правильная оценка и делаются правильные выводы, это становится основой, которая будет вызывать доверие. Не все понимают, что возможности государства ограничены, но люди ждут хотя бы понятной и справедливой оценки, адекватности: у нас нет больше завышенных ожиданий, мы будем жить в тех условиях, в которых живем.

Если проводить параллель с прошлогодним обращением президента к народу, то нужно сказать, что первое послание все-таки принималось в достаточно непростых условиях и требовало оперативных ответов на острые болезненные темы. Этот год, понятно, был не менее сложным. Помимо ответов на текущие вопросы, нынешнее послание подразумевает комплексный подход, видение на ближайшие годы. Это среднесрочная перспектива, как минимум. Реформы будут, но не сегодня. Любые реформы предполагают принятие законов. Какие-то законы успеет проработать нынешний парламент, какие-то – останутся парламенту нового созыва.

Реформы – это серьезный пересмотр стратегии развития страны. И это та платформа, на которой многие смогут найти себя. Потому что много дверей оставлено открытыми: если вы заинтересованы в этих реформах, приходите, давайте обсуждать, есть структуры, организации, простые инструменты, которые позволяют такой диалог вести.

Самое главное, страна будет двигаться по пути реформ. Политические реформы обозначены, и здесь очень важный момент, месседж, связан с развитием местного самоуправления. Большинство граждан живет вне столиц. Основная часть примеров коррупции и бюрократии – это произвол чиновников на местах. Мы видели в течение года разного рода конфликты, которые в принципе можно было бы решить на местном уровне, не выводя их на уровень центральной власти, если бы было сильное самоуправление.

Мне кажется, подчеркнутая адекватность и понимание ситуации должны стать правильным стимулом, сигналом для общества. Казахстан, самое главное, будет развиваться, демократизироваться, идти по пути реформ. И реформы будут выверенными.

Об этом говорит создание агентства по стратегическому планированию и реформам, высшего президентского совета по реформам. Эти структуры должны после долгих необходимых консультаций, споров с разного рода группами, прений определять характер, вектор, глубину реформ и только после этого реформы будут приниматься. То, что выбран именно такой формат, я считаю правильным. Президент не стал навязывать свое видение, он хочет выслушать максимальное количество людей.

Самое важное сейчас – в целом знать, чем мы обладаем сегодня, какие возможности и перспективы у нас есть, что сколько стоит и что такое национальное богатство в стране, и уже потом говорить о справедливом разделении и т.д.

Андрей Чеботарев: «Серьезные политические реформы пока не озвучены»

Если первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в свое время говорил о том, что экономика первична, а политика – вторична, то действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев и в своем первом, и во втором послании отобразил представление о том, что все идет нога в ногу.

Да, чувствуется акцент на политический блок, но в части модернизации государственных институтов, системы государственного управления. Не политических реформ. Хотя президент и отметил в послании, что есть проблемы, ограничивающие деятельность парламента, но это вопрос конституционной реформы. На уровень конституционного реформирования глава государства пока еще не решается.

Президент дал понять: кризис, вызванный пандемией, обнажил все проблемы государственной деятельности, и необходимо принять соответствующие меры. Поэтому он и заявил о создании нового агентства по стратегическому планированию и реформам. Такое агентство у нас уже было. Видимо, оно будет координировать и в какой-то степени контролировать другие госорганы, чтобы они выполняли свои стратегические планы. Большой плюс в том, что этот орган будет подчиняться непосредственно главе государства и, скорее всего, будет контролировать деятельность правительства.

Глава государства коснулся вопросов развития местного самоуправления, отметил необходимость разработки новой концепции по этому вопросу, срок действия старой заканчивается в этом году, но по ней мало что было выполнено. Были затронуты вопросы развития местного самоуправления, скажем так, на жилищно-коммунальном уровне: глава государства говорил об институте объединений собственников имущества («запущена реформа, принят соответствующий закон, правительство и акимы должны обеспечить реализацию этой важной реформы». – Ред.).

Однако серьезные политические реформы, которых определенная часть общественности ждала от президента, он не озвучил. Возможно, этот вопрос будет вынесен на следующем заседании Национального совета общественного доверия.

Предложены ли для решения старых проблем новые инструменты?

Еще в прошлом году на заседании НСОД Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости включения в состав квазигосструктур представителей общественности, но пока не было слышно, что эта инициатива была реализована. Тем более мы знаем, что у нас квазигоссектор, несмотря на формальное подчинение правительству, стоит особняком. Возможно, этот вопрос сейчас будет включен в повестку.

Изменилось ли за год видение президента, как должен развиваться Казахстан?

Если сравнить послания прошлого и этого года, то можно сказать, что тогда это было послание президента, который, по сути, только начал исполнять свои обязанности. А сейчас это послание президента, который прошел серьезные испытания разными критическими моментами, случившимися за все время его президентства. Пандемия, которая стала вызовом более серьезным, чем всевозможные экономические кризисы прошлого и настоящего, заставляет меняться и пересматривать свои решения.

Единственное, президент остается верен тому, что сказал в прошлом году: он не будет спешить с политическими реформами. Он осторожно подходит к вопросам взаимодействия между органами власти и гражданским обществом, осторожно говорит о местном самоуправлении, без выхода на уровень введения прямой выборности акимов населением. Посмотрим, как дальше пойдет процесс.

Расул Жумалы: «Чувствуется позиция самого Токаева по посту президента»

Пандемия, кризисные явления, снижение цен, причем радикальное, на основные статьи нашего экспорта – все это создало тяжелую обстановку, прежде всего в социальной сфере. Люди на себе ощущают проявления всех этих кризисных явлений – остановку бизнеса, невозможность выплачивать кредиты, потерю работы. В этом плане, мне кажется, много ожиданий и надежд у общества было связано с этим посланием. Да, определенная часть общества индифферентна к общественной жизни, к политике как таковой. И, тем не менее, у значительной части населения интерес был. Ситуация требует новых, тяжелых, непривычных решений.

Президент год-полтора на посту, он заявляет о преемственности линии предшественника и в тоже время мы видим, как он пытается найти лучшие решения для сегодняшнего дня, говорит о демократических реформах – политических, экономических, социальных. И здесь чувствуется кредо, позиция самого Касым-Жомарта Токаева на посту главы государства. У него есть свой почерк.

Само послание, мне кажется, – это продолжение линии, которую президент обозначил год назад во время своей инаугурационной речи. О том, что нужен эффективный механизм управления страной, нужно быть ближе к обществу через слышащее государство, ответственный парламент. В послании этого года обозначено логическое продолжение поставленных задач, заявленных целей. Глава государства несколько раз повторил, что начатые реформы – это только начало процесса, они будут продолжаться и углубляться. Потому что без реформирования существующей системы движение вперед уже невозможно.

Многие вещи в его послании действительно перекликаются с посланиями Нурсултана Назарбаева. Но есть отличия, и я хотел бы обратить внимание на два момента.

Первое: большая часть послания касалась проблем сегодняшнего дня, которые волнуют общество, каждого гражданина, – трудоустройство, сохранение бизнеса, налоги, льготы, малый и средний бизнес, село, молодежь, обеспечение жильем. Это все, что болит. В прежние времена, мне кажется, эти вопросы не имели такой остроты и масштаба, как в нынешнем послании. В прошлом в обращениях к народу можно было увидеть примерное разделение 50 на 50 – текущие вопросы и глобальные, амбициозные задачи планетарного масштаба (превратить Казахстан в финансовый центр региона, войти в 50 конкурентоспособных государств в мире, запустить 30 корпоративных лидеров и т.д.). Масштабные, пафосные и мало о чем говорящие обывателю проекты.

В новом послании Касым-Жомарта Токаева эти вещи сведены к минимуму. В этом плане послание можно охарактеризовать как программу первоочередных, безотлагательных действий. Тем более, по данным ВОЗ, влияние пандемии так или иначе будет ощущаться в течение двух лет, и Токаев отметил, что тяжелые времена будут сохраняться. Восстановление экономики до коронавирусного периода займет около пяти лет. Расслабляться очень рано и во многом те приоритеты, которые президент обозначил, – на злобу дня, они не требуют отлагательств. Главная задача – качество жизни, обеспечение жильем, рабочими местами, достойной заработной платой.

Второе отличие, о котором я хотел бы сказать: в послании было поставлено очень много задач, все актуальные темы, которые волнуют людей, затронуты – инновационная экономика, переход к зеленым технологиям, помощь МСБ, социальные вопросы, обеспечение жильем и т.д.

Причем, в отличие от предыдущих лет в этом году не просто поставлены задачи – достигнуть такого-то уровня, такого-то показателя. Почти по всем задачам есть конкретная рецептура, каким образом мы будем достигать целей, за счет чего, за счет каких средств, за счет каких ограничений, документов или законов.

Глава государства обозначает тему, скажем, повышения открытости и борьбы с коррупцией, дублирования функций и сразу же подкрепляет это конкретными поручениями. Например, по сокращению на 25% количества госслужащих и повышения за счет сэкономленных средств заработных плат на госслужбе. Говорит о том, что институт ответственных секретарей не оправдал себя, и его введение только привело к двоевластию в министерствах и ведомствах – и сразу же указывает на то, что эту практику надо сокращать, усиливать персональную ответственность министров («спрос должен быть с одного человека – министра, назначаемого президентом» – Ред.). Говорит об открытости госорганов и тут же ставит задачи проводить онлайн-трансляции заседаний маслихатов, обеспечить видеонаблюдение в правоохранительных органах.

Теперь очень важно, каким образом задачи будут воплощаться в жизнь. Силен соблазн и есть прежняя инерция работать по-старому. Будем наблюдать, каким образом это будет происходить, будет ли очередное разъяснение, выезды депутатов в регионы, кампанейщина, вывешивание лозунгов с цитатами из послания либо это будут конкретные действия. Понятно, что основная ответственность лежит на Токаеве и его команде, правительстве. Но как будет воспринимать это огромная масса чиновников? Обычно реформирование у нас начинается сверху, но на среднем уровне все тормозится. Поэтому от чиновников будет зависеть, будет ли это претворяться в жизнь или нет. Необходимо запустить механизм мониторинга, чтобы понимать, каким образом реализуются положения послания. У нас до этого было около 20 посланий, отчета по ним нет, и обычно когда озвучивается новое послание, прежнее забывается.

Кроме того, гражданское общество, как мне кажется, до сих пор индифферентно и пассивно, дистанцируется от политики, общественной активности. Активность, которую мы наблюдаем в соцсетях, от силы составляет, может быть, 5%. Многое зависит от настойчивости самого общества, сейчас даются возможности проявить себя – в части свободы слова, разрешения на митинги, есть общественные советы («надо создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений». – Ред.). Многое будет зависеть от инициативы низов, от того, как люди будут использовать возможности по борьбе с коррупцией, потенциалу общества, человеческому капиталу. Если подавляющая часть общества будет сохранять пассивность и наблюдать со стороны, получится у Токаева или нет, то ничего и не получится.

Не было ли ощущения, что здравоохранению уделено не так много внимания в послании, хотя, вероятнее всего, запрос у общества на это был из-за пандемии Covid-19?

Я не выступаю как адвокат Токаева, но сложно объять необъятное, и опять же не единым посланием. Президент обозначил приоритеты. Пандемия показала нам ценность тех или иных вещей, и все-таки наш главный приоритет – социальное положение и качество жизни граждан. Давайте пока делать все возможное в этом плане. Повышение зарплаты учителям и врачам, их поощрение и повышение статуса, социальная поддержка молодых семей, жилищное строительство, возможность использования части пенсионных накоплений. Это то, что в финансовых возможностях правительства. Можно спорить, достаточно или нет внимания уделено, не на 25% поднять зарплату, а на 100%. Это вопрос возможностей. Когда президент говорит, что средняя заработная плата врачей должна быть в два раза выше средней по стране, то это, во всяком случае, укладывается в логику этого направления – социально ответственного государства. Другое дело, политика и экономика – это искусство возможного и зависит от того, сколько денег в казне.

В самом послании, как я уже сказал, не много было пафосных задач, на что в прошлые годы тратились большие деньги – проведение имиджевых мероприятий, форумов, международные инициативы. А сейчас фокус внимания обращен на необходимые внутренние каждодневные проблемы. Направление правильное. Насколько достаточно этих усилий – мнения могут быть разными.

И год, и два года назад была достаточно критическая ситуация, сильные протестные настроения, тихий протест, очень сильный кризис доверия, общество не доверяет институтам власти, скептически относится даже к благим инициативам, к электоральным процессам. Такой тотальный скепсис. Касым-Жомарт Токаев – дипломат, знает международный опыт и понимает, что если с протестными настроениями не работать, то рано или поздно это приведет к взрыву, как это сейчас происходит в Белоруссии, ранее было в Украине, в арабских странах.

Год назад президент заявил, что так дальше продолжаться не может, нам нужны системные политические реформы, нужно менять правила игры в сторону большей открытости, того же слышащего государства. Но год-полтора – это не так много для политики. Потому к инициативам я стараюсь относиться с пониманием, а не с позиции, что ничего не получится и это очередной популизм.

Мне в большей части пока импонирует то, что Токаев держит свою линию, обозначенную год назад. И то, что он заявил, что уже сделали за год – изменили законы, убрали какие-то барьеры, это только начало этого процесса, и мы будем продолжать реформы, прежде всего политические. Это принципиальная последовательная позиция, ее продолжение я увидел в послании.

Елена Тумашова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Глава государства принял премьер-министра Аскара Мамина

Касым-Жомарт Токаев заслушал отчет Аскара Мамина об итогах социально-экономического развития страны за январь-август текущего года.

15 Сентябрь 2020 15:11 2330

Фото: akorda.kz

Премьер-министр доложил, что за восемь месяцев в обрабатывающей промышленности обеспечен рост на 3,3%, из них в машиностроении – на 16,3%, в том числе автомобилестроении – на 51,8%, а также фармацевтике – на 34,1%, легкой промышленности – на 11%, химической промышленности – на 3,1% и производстве готовых металлических изделий – на 18,8%.

В 2020 году в рамках карты индустриализации запланирован ввод 206 проектов на общую сумму 996 млрд тг. Это позволит увеличить объем производства на 1,3 трлн тг, экспорта – на 325 млрд тг, создать порядка 19 тысяч новых рабочих мест.

Объемы строительства увеличились на 6,5%, ввод жилья – на 6,4% или порядка 8,1 млн кв. м. С начала года построена 71 тысяча единиц жилищ, что на 8,6% выше показателя за аналогичный период прошлого года.

В сельском хозяйстве обеспечен устойчивый рост на 4,9%, объем производства продуктов питания вырос на 3,6%.

Аскар Мамин отметил, что принятые меры позволили стабилизировать рост цен на социально значимые товары на уровне 4,4%, что в два раза ниже прошлогодних показателей (8,7%).

С начала года мерами содействия занятости в рамках государственных программ охвачено 847 тысячи человек, что на 82,1% превышает показатели прошлого года.

По итогам встречи глава государства указал на важность реализации мер по обеспечению занятости населения, поддержке субъектов предпринимательства, внедрению новых технологий в производственные процессы, стабилизации эпидемиологической ситуации и поэтапному смягчению карантинных требований.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Второе послание второго Президента

Полное выступление и новые задачи правительству РК.

01 Сентябрь 2020 14:35 52854

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на совместном заседании палат Парламента обнародовал Послание народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий», в котором представил стратегию дальнейшего развития страны.

Глава государства выступил с рядом инициатив, направленных на повышение эффективности системы управления, экономики в новых реалиях, раскрытие промышленного потенциала, развитие сельского хозяйства, транспортно-логистического комплекса, малого и среднего бизнеса, финансовой сферы, модернизацию территориального развития страны и повышение социального благополучия казахстанцев.

«Казахстан в новой реальности: время действий

(…)

I. НОВАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Реформы в этой сфере следует проводить системно.

Начнем с того, что изменим подходы к государственному управлению, кадровой политике, системе принятия решений и ответственности за их выполнение.

В условиях пандемии и кризиса действующая система госуправления работает на максимальных оборотах. Решение оперативных задач отнимает время и ресурсы.

Но ни в коем случае нельзя выпускать из виду дальний горизонт. Поэтому мною принято решение создать Агентство по стратегическому планированию и реформам с прямым подчинением Президенту.

Подобный орган ранее существовал и успешно выполнял возложенные на него задачи.

Теперь он вновь станет центральным звеном всей системы государственного планирования.

Разрабатываемые Агентством реформы должны быть конкретными, реалистичными и, самое главное, обязательными к исполнению всеми госорганами.

Создается Высший президентский совет по реформам, решения которого станут окончательными.

Для большей объективности оценки быстро меняющейся ситуации в состав Агентства переводится Комитет по статистике.

Так сложилось, что в системе государственного планирования главным планировщиком, исполнителем и оценщиком выступает госаппарат. Это неправильно.

Система государственного планирования должна обеспечить мобилизацию всех человеческих ресурсов, вовлечь частный сектор и общество в качестве полноценных партнеров на всех этапах: планирования, исполнения, оценки.

Следует прекратить подготовку государственных программ с большим количеством показателей и индикаторов. Пора перейти на формат лаконичных национальных проектов, понятных всем гражданам.

В качестве целеполагания следует определить главенство результата над процессом.

Проведение столь кардинальной реформы потребует пересмотра деятельности всего госаппарата. Здесь важное значение приобретает синергия в планировании и реализации реформ.

Потребуется перезагрузить систему государственной службы.

Пандемия и перевод большинства сотрудников государственных органов на режим удаленной работы показали, что госаппарат можно и нужно сокращать.

Поручаю ускорить сроки сокращения госаппарата и работников квазигоссектора. В этом году следует сократить их на 10%, а в следующем году – еще на 15%. Таким образом, задачу сокращения чиновников на 25% мы решим уже в 2021 году.

В зависимости от результатов и с учетом цифровизации примем решение и о дальнейшем сокращении.

За счет сэкономленных средств будет повышена заработная плата оставшихся работников.

Низкооплачиваемая государственная служба обходится обществу слишком дорого. Недопонимание этого вопроса ведет к отрицательной селекции, потере компетенций, инициативы и, самое главное, – к коррупции.

Поэтому с 1 июля 2021 года следует внедрить факторно-балльную шкалу. Это приведет к усилению ответственности и мотивации госслужащих.

Мы остро нуждаемся в новых кадрах – профессиональных, со свежими взглядами и инициативами. Госслужба не должна превращаться в закрытую касту.

В то же время важно обеспечить преемственность и институциональную память, не допуская падения профессиональных и этических требований.

Здесь хотелось бы остановиться на вопросе об институте ответственных секретарей.

При введении данного института предполагалось, что их несменяемость освободит министров от административно-кадровой работы, обеспечит стабильность аппарата.

На деле этого не произошло. Более того, нередки случаи отсутствия взаимопонимания между министрами и ответсекретарями. В результате страдает общее дело.

Спрос должен быть с одного человека – министра, назначаемого Президентом.

Поэтому институт ответственных секретарей следует упразднить, их обязанности возложить на руководителей аппаратов министерств.

Для реализации вышеуказанных предложений поручаю принять пакет поправок в законодательство о государственной службе до конца года.

Следует также пересмотреть вопросы нормотворчества.

Во время карантина неповоротливость правовой системы породила эффект «узкого горлышка». Пришлось ввести режим ЧП и принять так называемый «чрезвычайный Указ».

Но такие меры не могут быть системным ответом на кризисные ситуации.

Основная проблема кроется в излишней законодательной регламентации деятельности исполнительной власти.

Мы требуем с министров и акимов, но их полномочия ограничены детализированными нормами законов и постановлений.

Это тормозит работу не только госаппарата, но и загружает Парламент. Его Палаты вынуждены рассматривать детализированные нормы, которые могли бы стать компетенцией исполнительных органов.

В быстро меняющемся мире низкая скорость принятия решений становится угрозой национальной безопасности.

Поэтому в рамках Концепции правовой политики, путем изменения законодательства следует обеспечить баланс между уровнями правовой регламентации.

Медлить с этим нельзя.

Предстоит также решить такую важную проблему, как улучшение корпоративного управления квазигосударственными компаниями.

В стране функционируют десятки национальных компаний и десятки тысяч государственных предприятий. При этом крупные квазигосударственные организации являются акционерными обществами, цель которых – обеспечить прибыль.

Но если им передается часть государственных функций, то их деятельность должна носить сугубо сервисный, вспомогательный характер для граждан и экономики.

Во многих акционерных обществах произошло смешение понятий. Корпоративное управление превращается в дополнительную бюрократическую процедуру.

Реформу всего квазигоссектора нужно продолжить.

Некоторые решения будут объявлены сегодня, по остальным – Правительство представит мне предложения.

II. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ

Длительный нефтяной суперцикл, похоже, завершился. Следует быть готовым к совершенно новой конъюнктуре мирового рынка.

Создание по-настоящему диверсифицированной, технологичной экономики для нас не просто необходимость, этот путь уже безальтернативен.

При этом, экономика обязана работать на повышение благосостояния народа.

Усиливающийся общественный запрос на справедливое разделение выгод от роста национального дохода, на эффективные социальные «лифты» обязательно должен найти положительный ответ.

Поэтому новый экономический курс нашей страны должен базироваться на семи основных принципах:

  1. Справедливое распределение благ и обязанностей.
  2. Ведущая роль частного предпринимательства.
  3. Честная конкуренция, открытие рынков для нового поколения предпринимателей.
  4. Рост производительности, повышение сложности и технологичности экономики.
  5. Развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа.
  6. «Озеленение» экономики, охрана окружающей среды.
  7. Принятие государством обоснованных решений и ответственность за них перед обществом.

При этом мы должны исходить из наших конкурентных преимуществ и реальных возможностей.

* * *

(…)

Конечно, мы сохраним широкие «горизонтальные» меры поддержки промышленности.

Вместе с тем, Правительству предстоит определить стратегически важные производства, ключевые экспортные приоритеты, а также существенно расширить инструментарий мер поддержки.

Для стратегических проектов следует предусмотреть пакетное предоставление натурных грантов, льготного финансирования, частичного гарантирования, механизмов экспортной поддержки.

Часть капитальных затрат инвесторов можно возмещать путем зачета против налоговых обязательств.

Важно предусмотреть гарантированный закуп со стороны государственного, квазигосударственного секторов и недропользователей.

Главная новелла – стабильность законодательных условий на весь срок реализации проекта.

Конечно, эти меры не исчерпывающие. Конкретный уровень поддержки будет зависеть от объемов капитальных вложений и приоритетности проекта.

В целях фиксации договоренностей между государством и инвесторами будет внедрен новый инструмент – стратегическое инвестиционное соглашение.

Данную инициативу следует реализовать до конца года в рамках законопроекта о восстановлении экономического роста.

Пул проектов, которые войдут в стратегические соглашения, Правительство сформирует до апреля 2021 года.

Системного решения требует вопрос полноценного доступа обрабатывающих предприятий к отечественному сырью по приемлемым ценам.

Поручаю Правительству до конца года разработать регуляторные механизмы, обеспечивающие полноценную загрузку сырьем казахстанских обрабатывающих производств.

Прямой эффект на развитие промышленности оказывают регулируемые закупки. Их объем составляет около 15 триллионов тенге или пятую часть ВВП.

Задача Правительства и акимов – максимально задействовать этот потенциал.

По моему поручению был принят новый закон, улучшивший систему закупок госорганов.

Однако закупки национальных компаний все еще остаются непрозрачными и малодоступными для рядовых предпринимателей.

Поручаю до конца года разработать единый закон, распространяющийся на все закупки квазигоссектора.

Все регулируемые закупки должны осуществляться максимально прозрачно и исключительно через Единое окно закупок.

Никакое улучшение законодательства не поможет, если не будет соответствующей правоприменительной практики.

Нередки случаи, когда дешевые и некачественные импортные товары выдаются за отечественные и побеждают в закупочных конкурсах.

Реестр отечественных производителей и индустриальные сертификаты пока не стали реальным барьером для лжепроизводителей.

Правительство совместно с Нацпалатой «Атамекен» до конца года подготовят конкретные предложения по увеличению казахстанского содержания.

Наша общая задача по отрасли – увеличить объемы производства в обрабатывающей промышленности как минимум в 1,5 раза за пять лет.

Однако, только мерами промышленной политики значительного прогресса в индустриализации не достичь.

Крайне важно, чтобы денежно-кредитная, налоговая и другие ключевые политики не находились в отрыве от потребностей реального сектора. Об этом скажу далее.

* * *

(…)

Текущая госпрограмма развития АПК завершается в следующем году.

Поручаю Правительству совместно с бизнесом начать разработку качественно нового Национального проекта по развитию АПК на пятилетку.

Наши основные задачи: самообеспечение социально значимыми продовольственными товарами; стабильное повышение доходов миллионов сельских жителей; повышение производительности труда в два с половиной раза; увеличение экспорта продукции АПК в два раза.

* * *

Актуальным вопросом остается развитие транспортно-логистического комплекса.

Реализация первого этапа программы «Нұрлы жол» была успешной, она позволила соединить столицу страны с регионами по «лучевому» принципу.

Сформирован новый инфраструктурный каркас транспортной системы, обеспечена интеграция страны в глобальные транспортные коридоры, восстановлен исторический статус Казахстана как связующего звена между Азией и Европой.

Однако конкуренция в этой сфере очень высока. В Центрально-Азиатском регионе появились альтернативные проекты, которые могут снизить транзитный потенциал Казахстана.

Поэтому второй этап «Нұрлы жол» должен быть нацелен на закрепление лидирующей роли транспортно-транзитного сектора нашей страны.

Конкурентоспособность Казахстана должна расти за счет прорывных инфраструктурных проектов, привлечения новых стран и компаний, повышения уровня сервиса и скорости транзитных маршрутов.

Задача – до 2025 года реконструировать и обеспечить дорожным сервисом 24 тысячи километров дорог, то есть все республиканские дороги.

* * *

Малый и средний бизнес переживает сложные времена, по сути, приняв на себя основной удар пандемии.

Для преодоления негативных экономических последствий были предоставлены налоговые послабления более 700 тысячам предпринимателей. Отсрочены платежи, дана возможность рефинансирования кредитов на льготных условиях.

Однако ситуация все еще сложная.

В порядке дополнительной помощи малому и среднему бизнесу поручаю обеспечить государственное субсидирование процентных ставок до 6% годовых по всем действующим кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики.

Субсидирование покроет период 12 месяцев, начиная с момента объявления режима ЧП, то есть с 16 марта текущего года.

Национальный Банк осуществляет специальную программу пополнения оборотных средств для МСБ в наиболее пострадавших секторах. Ранее предполагалось, что она завершит свое действие в этом году.

В текущих кризисных условиях поручаю продлить действие данной программы до конца 2021 года, а также расширить ее охват.

На эти цели следует предусмотреть дополнительно 200 миллиардов тенге, доведя общий объем программы до 800 миллиардов тенге.

Также поручаю приостановить до конца года начисление платы за аренду для МСБ по объектам недвижимости, принадлежащим госорганам и квазигоссектору.

В нынешних условиях сохранение занятости и доходов населения – абсолютный приоритет. Поэтому важно на это время снизить нагрузку на фонд оплаты труда для МСБ в наиболее пострадавших отраслях.

По данной категории бизнеса поручаю отменить отчисления с оплаты труда во внебюджетные фонды на срок до конца года.

Следующий вопрос – бизнес-климат. Эта сфера нуждается в реформах, поскольку регуляторная система по-прежнему остается громоздкой, даже карательной.

Базовые принципы регуляторной политики должны быть изменены. Госрегулирование может быть оправдано только защитой здоровья граждан и экологии.

Законодательно и на практике следует зафиксировать преобладание сущности над формой: здравый смысл и содержание могут превалировать над жесткими юридическими нормами.

Трехлетний мораторий на проверки предоставляет хорошую возможность внедрить такое регулирование «с чистого листа».

Начать следует с наиболее коррупциогенных сфер: архитектурно-строительной деятельности, санэпиднадзора, ветеринарии, сертификации и других.

Поручаю в течение следующего года разработать новую нормативно-правовую базу деятельности малого и среднего бизнеса.

Повторю: любое незаконное вмешательство государственных структур в предпринимательскую деятельность, воспрепятствование работе бизнесменов должны восприниматься как тягчайшее преступление против государства.

Предприниматели в случае неправомерного нажима на них чиновников должны смело обращаться в органы прокуратуры.

Поддержка предпринимательства означает и особое внимание среднему бизнесу, который содержит в себе ключевые компоненты рыночного успеха.

Такие компании должны быть ориентированы не только на внутренний, но и на внешние рынки. Следует усилить их экспортную поддержку.

Поручаю Правительству запустить программу экспортной акселерации, направленной на средние несырьевые предприятия, чтобы обеспечить целевую поддержку от идеи до результата.

Главным результатом работы по развитию МСБ должно стать увеличение к 2025 году его доли в ВВП до 35%, а числа занятых – до 4 миллионов человек.

* * *

Важнейшим фактором успеха нашей работы станет перенастройка «сквозных» государственных политик.

Следует по-новому подойти к денежно-кредитной политике.

Мы столкнулись с кризисом доверия к тенге со стороны национальных и международных инвесторов.

Низкий уровень диверсификации экономики и высокая волатильность курса сдерживают приток иностранных инвестиций, особенно в несырьевые сектора.

Свою негативную роль играют и проблемы регулирования валютного рынка, движения капитала. Значительная часть экспортной выручки даже не заходит на внутренний валютный рынок, оставаясь за рубежом.

Правительству, Нацбанку следует заинтересовывать экспортеров к продаже валютной выручки.

Требуется усилить и стимулирующую роль денежно-кредитной политики. Сегодня она во многом сдерживается опасениями перетока средств на валютный рынок.

Банки же не торопятся кредитовать реальную экономику, поскольку имеют хорошую возможность зарабатывать на валютном рынке и инструментах Нацбанка.

Поручаю принять меры по переориентации данной ликвидности на кредитование бизнеса и прекращению валютных спекуляций.

Полномочий и функционала Агентства по регулированию финрынков и Нацбанка для решения данной задачи вполне достаточно.

Ожидаю значительного улучшения ситуации по итогам года.

Негативным фактором в финансовом секторе остается также дисбаланс между кредитованием потребительского сегмента и бизнеса. Следует нормативно сдерживать безудержное, порой безответственное кредитование потребителей, что чревато серьезными социальными последствиями.

Недостаточная финансовая грамотность граждан не должна быть поводом для навязывания им кредитных продуктов.

В этом году по моему поручению была изменена законодательная и нормативная база, существенно ужесточены требования к оценке платежеспособности заемщика. Микрофинансовые организации, ломбарды и другие финучреждения, ранее бесконтрольно выдававшие потребительские займы, попали под государственное регулирование.

Но риски сохраняются. Особенно в период кризиса и падения доходов населения.

Агентству по финрегулированию и Национальному банку необходимо принять дополнительные регуляторные меры в части повышения ответственности кредитных организаций, а также по дифференциации и снижению предельных ставок по кредитам.

Мы должны повысить доверие и к денежно-кредитной политике.

Поэтому принято решение создать в структуре Национального банка Комитет по денежно-кредитной политике. В его состав войдут и независимые члены.

Коль скоро мы говорим о важности справедливого перераспределения национального дохода, то следует разработать такую же налоговую политику, понятную для всех граждан страны.

Сегодня взимается около 40 различных налогов и сборов, администрирование усложнено и носит ярко выраженный принудительный характер.

Поручаю Правительству совместно с Нацпалатой «Атамекен» с привлечением депутатского корпуса провести ревизию Налогового кодекса и подзаконных актов.

Цель – кардинальное упрощение исполнения налоговых обязательств и минимизация количества налогов и платежей.

Следует подумать и о дифференциации налоговых ставок как дополнительном рычаге диверсификации экономики и пополнения бюджета.

В секторе МСБ считаю возможным дать право предпринимателям, работающим в наиболее пострадавших от пандемии секторах, уплачивать розничный налог с оборота.

Отдельного внимания требуют нормы международного налогообложения. Они должны максимально стимулировать приток иностранных инвестиций и реинвестирование прибыли в Казахстан.

Вместе с тем, нужен надежный контроль за трансфертным ценообразованием и выводом капитала из страны.

По экспертным оценкам, в тени находится около трети ВВП страны – огромный потенциал для повышения доходов бюджета.

Цифровизация налоговой и таможенной сфер серьезно поможет в борьбе с «теневой экономикой» во всех ее проявлениях. Тем более, коррупция подпитывается именно теневой экономикой.

Поэтому поручаю переориентировать деятельность Службы экономических расследований Министерства финансов в основном на борьбу с теневой экономикой.

Нам предстоит выработать новую бюджетную политику, бережливую и ответственную. Финансировать следует только приоритетные направления и проекты. Период монетарных излишеств канул в Лету.

Нужно разработать свод ключевых бюджетных коэффициентов и правил.

Для формирования цельной картины требуется внедрить так называемый «расширенный бюджет», в котором, помимо государственного бюджета, должны учитываться финансы внебюджетных фондов.

Новая система бюджетного планирования должна обеспечивать национальные приоритеты и стать подчиненной частью системы национального планирования.

Госорганам следует предоставить бюджетную самостоятельность. Это позволит оперативно решать задачи и уйти от коллективной безответственности и волокиты.

Однако должен быть ужесточен и спрос. С этой целью поручаю усилить функционал Счетного комитета.

Во избежание конфликта интересов следует предусмотреть отдельный порядок его финансирования через профильные комитеты Парламента, а не через Республиканскую бюджетную комиссию при Правительстве.

Важнейшее значение приобретает конкурентная политика.

Необходимо серьезно разнообразить конкурентное поле, создать действительно равные возможности для каждого предпринимателя, прекратить монополизацию рынков.

Не секрет, что многие рыночные ниши плотно «забетонированы» далеко не рыночными методами. Предприниматели не могут войти в рынок, а если и сумели войти, то вынуждены подчиняться частным монополистам.

Антиконкурентные проявления сохраняются повсюду: рынок угля, электроэнергии, нефтепродуктов, связи, фармацевтических препаратов, услуги аэропортов, услуги ЖКХ, логистики. Список можно продолжать.

На региональном уровне главной составляющей коммерческого успеха зачастую является административный ресурс.

Нужно разобраться с так называемыми «монопольными игроками» – государственными и частными. Важно принять четкие правила: в каких случаях и в какой форме они создаются, куда тратится прибыль. Необходим жесткий общественный мониторинг.

Требуется навести порядок с биржевой торговлей, и, в первую очередь, в сфере нефтепродуктов, электроэнергии, угля.

Имитация прозрачности со стороны крупных игроков недопустима.

Поэтому нужен сильный и независимый орган по защите и развитию конкуренции. Поручаю создать Агентство по защите и развитию конкуренции с прямым подчинением Президенту.

Важную роль в развитии равноправной конкуренции играет разгосударствление экономики.

В собственности у центральных госорганов, акиматов и холдингов все еще находится порядка семи тысяч несоциальных объектов.

Но уже аксиомой звучит фраза, что государство – не самый лучший хозяйственник.

(…)

III. СБАЛАНСИРОВАННОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Необходимо существенно перестроить подходы к территориальному и пространственному развитию страны.

Наши регионы разнятся по экономической и производственной специализации, уровню жизни, качеству государственных услуг.

Поэтому территориальное развитие следует выстраивать с учетом конкурентных преимуществ разных регионов.

Предстоит более активно раскрыть промышленный потенциал юга и юго-востока страны.

Здесь сосредоточена половина трудовых ресурсов государства, качественные рабочие места критически важны для развития этих регионов.

Помимо традиционной поддержки аграрного сектора следует обратить самое серьезное внимание на глубокую переработку сельхозпродукции, развитие пищевой, текстильной промышленности, производство строительных материалов и другие промышленные сектора.

Индустриализация важна не только для решения социальных вопросов и повышения уровня доходов, она формирует новую ментальность граждан, адаптирует их к современному миру. А это один из базовых факторов конкурентоспособности нации.

Требуется новое видение развития регионов, где функционируют крупные металлургические предприятия. Это, в первую очередь, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Павлодарская области.

Данные регионы могут стать центрами высокотехнологичных, наукоемких производств и технических услуг.

Западные регионы Казахстана должны стать центром притяжения инвестиций в строительство нефтехимических комплексов, создание новых производственных циклов высокого передела. То, что у нас до сих пор нет нефтехимии и газопереработки высоких переделов – это, как говорится, «ни в какие ворота не лезет».

Особенно важно придать «второе дыхание» нашим моногородам. Здесь большая ответственность возлагается на градообразующие предприятия. Без их деятельного участия эта задача не будет выполнена.

В приграничных регионах Казахстана и России проживает почти 30 миллионов человек, расположено несколько городов-миллионников. Тесное взаимодействие с российскими властями и организациями для продвижения казахстанских товаров, привлечения инвестиций – очень важный фактор развития казахстанского приграничья.

Стратегически важной остается проблема полного раскрытия потенциала села. Реализация программы «Ауыл – ел бесігі», направленной на решение наиболее острых проблем на селе, будет продолжена.

Новый подход к региональному развитию позволит управлять процессом урбанизации, обеспечить поэтапность «миграционных волн», избежать перенаселенности и социальной напряженности в крупных городах.

IV. СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН – ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ

Социальное благополучие граждан неразрывно связано, прежде всего, с жилищным вопросом.

В рыночных условиях доступность жилья для граждан основана на наличии доходов и способности самостоятельно решать эту задачу.

В рамках моего поручения был проработан вопрос использования населением части своих пенсионных накоплений. Это особенно актуально сейчас.

Уже в 2021 году 700 тысяч вкладчиков ЕНПФ смогут использовать часть своих накоплений на приобретение жилья, лечение или для передачи в управление финансовым компаниям.

Поручаю Правительству совместно с Национальным Банком до конца текущего года принять все необходимые нормативно-правовые акты и провести подготовительную работу.

Данная реформа станет также действенным инструментом «обеления» трудовых отношений, создания стимулов для участия в пенсионной системе.

Гражданам с доходами, недостаточными для самостоятельного решения жилищных вопросов, будет оказываться эффективная социальная поддержка.

С этого года начала работать программа «5-10-25». Выделено 390 миллиардов тенге. Реализация данной программы должна постоянно находиться под контролем Правительства.

Жилищные проблемы очередников нужно решать более оперативно.

Сейчас акиматы самостоятельно строят для них арендное жилье. Из-за бюджетных и закупочных процедур на это уходит длительное время.

Назрела необходимость внесения изменений в эту схему. Средства следует направлять не только на строительство, но и на субсидирование арендной платы. В первый же год охват данной мерой увеличится в 10 раз, более ста тысяч семей получат конкретную помощь.

Упорядочить эту работу я поручил «Отбасы банку», создаваемому на базе «Жилстройсбербанка». Руководство банка несет персональную ответственность за этот вопрос.

Медленно реализуется программа «Нұрлы жер» в части строительства индивидуального жилья.

Это в основном связано с низкими темпами обустройства территорий, так как по законодательству земли могут предоставляться только при наличии водо- и электроснабжения.

Дом на земле – это не только жилье, он может стать экономическим подспорьем для граждан с низкими доходами, особенно для многодетных семей.

Правительство и акиматы обязаны ускорить обеспечение коммуникациями участков под социальные частные дома, в том числе через государственно-частное партнерство.

Прошу депутатов взять «под крыло» решение этой важной проблемы. Неужели мы не сможем обеспечить доступным жильем трудящихся на селе, заставить работодателей строить арендные дома через субсидирование затрат и, в конечном счете, улучшить качество жизни наших многочисленных сограждан?

* * *

Предмет серьезной обеспокоенности – семейно-демографическая ситуация.

К сожалению, каждая шестая семья в Казахстане не может иметь детей. Соцопросы показывают, что около 20% казахстанцев считают это весомым основанием для развода.

Прогнозы ООН в отношении роста населения Казахстана в сравнении с нашими соседями по Центральной Азии неутешительные.

Поручаю Правительству запустить с 2021 года специальную программу «Аңсаған сәби». Надо увеличить количество квот по программам ЭКО до 7 тысяч, то есть в 7 раз

Особое внимание нужно уделить вопросам безопасности и охраны прав детей.

Мы значительно ужесточили уголовную ответственность за действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Но проблема остается острой.

Такие преступники заслуживают более сурового наказания, без права на помилование и досрочное освобождение. Они должны содержаться в учреждениях максимальной безопасности.

Каждое подобное дело должно быть на особом контроле органов прокуратуры. Бездействие или халатное отношение со стороны социальных и правоохранительных органов будет строжайше наказываться.

В целом, нам необходима новая парадигма социальной политики.

Сфера социального обеспечения регулируется 17 законами и десятками подзаконных актов. Это привело к сложности и разрозненности регулирования. Результат – размытость ответственности государства, непонимание гражданами собственных прав.

Поручаю Правительству приступить к разработке Социального кодекса страны.

Следует принять меры по цифровизации социальных платежей. Для этого нужно внедрить цифровой «социальный кошелек» гражданина, а также создать соответствующую товаропроводящую систему.

Нашему обществу предстоит изменить восприятие трудовых ценностей, научить молодое поколение ценить труд, не делить его на престижный и непрестижный.

К сожалению, молодые люди, хотят разбогатеть моментально, отсюда их повальное увлечение лотереями, ставками в букмекерских агентствах. В обиходе популярными стали неуместные анекдоты о гастарбайтерах, уничижительное отношение к их труду.

В эти тревожные месяцы мы воочию убедились в непреходящем значении труда.

Огромный фронт работы проделан младшим медицинским персоналом, работниками коммунальных служб, сферы услуг. Это настоящий трудовой подвиг. Люди, его совершившие, не останутся без внимания государства.

(…)

Нам нужно решить проблему всестороннего развития ребенка до поступления в школу. Ставлю задачу к 2025 году обеспечить 100-процентный охват детей до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением.

Строительством только государственных детских садов эту задачу не решить. Нужно привлечь частный бизнес, найти новые формы поддержки, включая ваучерный механизм финансирования. Родители смогут выбрать любой детский сад или школу, расплатиться там ваучером от государства.

Специалисты обоснованно утверждают, что государственная поддержка только одаренных школьников может усилить социальную дистанцию между детьми. Это недопустимо.

В связи с этим государство поддержит так называемые «обычные» школы. Это также поможет преодолеть разрыв между городом и селом в сфере образования.

В целях повышения уровня грамотности граждан, их цифровых знаний поручаю Правительству разработать Концепцию непрерывного образования. В этом документе нужно предусмотреть активное внедрение альтернативных вариантов неформального образования, признание результатов самостоятельного обучения, сертификацию профессиональных навыков.

Мы также должны переориентировать всю систему профессионального образования на формирование компетенций, востребованных на рынке труда.

Ставка будет сделана на подготовку новой волны предпринимателей. Поэтому предмет «Основы предпринимательства» должен изучаться на всех уровнях образования – от школ до ВУЗов.

Необходимо обратить самое серьезное внимание на спортивный, творческий потенциал подрастающего поколения.

В условиях дефицита финансовых средств нет смысла содержать профессиональные спортивные клубы полностью за государственный счет. Миллиарды тенге из бюджета государства и квазигоскомпаний расходуются неэффективно.

Приоритет нужно отдать массовому спорту, физкультуре и, конечно, детям. В каждой области, крупных районных центрах следует открыть спортивные секции.

Требуется возобновить деятельность «детских кружков», где представители юного поколения могли бы постигать азы творчества и ремесленничества.

Современные реалии бывают настолько опасными для детей, что их энергию и любознательность нужно направить в правильное русло. Ведь дети это будущее нашего государства.

Работу акимов будем оценивать и по этому критерию.

Несколько слов о качестве высшего образования. В прошлом году я поручил закрыть учебные заведения, занимающиеся «печатанием» дипломов.

Работа идет трудно из-за сопротивления влиятельных лиц, вовлеченных в прибыльный образовательный бизнес. Но проблему нужно решить. Премьер-Министр должен взять данный вопрос на особый контроль.

(…)

VI. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Кризис, вызванный пандемией, нас многому научил. Например, ценить труд врача. А ведь медицинские работники когда-то оказались на периферии государственного внимания.

Разумеется, важность профессии врача должна подкрепляться и материально.

Поручаю при ближайшем уточнении бюджета выделить 150 миллиардов тенге на выплату стимулирующих надбавок медицинским работникам за второе полугодие.

Мы делаем это сейчас, в период кризиса, мы должны делать это и на системной основе.

(…)

Правительству предстоит кардинально пересмотреть подходы к организации первичной медицинской помощи.

Она должна стать более мобильной и доступной широкому кругу населения, в том числе сельчанам.

Следует принять меры по возрождению транспортной медицины для отдаленных регионов.

Чтобы создать эффективное сельское здравоохранение в течение трех лет понадобится обеспечить все сельские населенные пункты фельдшерско-акушерскими пунктами и врачебными амбулаториями.

Пандемия остро поставила вопрос о подготовке докторов редких специальностей: эпидемиологов, инфекционистов, реаниматологов, пульмонологов, кардиологов.

Поручаю Правительству составить долгосрочный (может быть на 10 лет) прогноз обеспечения кадрами медицинских учреждений.

Меры по дальнейшему развитию национального здравоохранения позволят полностью оснастить необходимым оборудованием все медицинские организации, на 50% обновить коечный фонд, заменить устаревшую инфраструктуру, довести ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет.

VII. ЭКОЛОГИЯ И ЗАЩИТА БИОРАЗНООБРАЗИЯ

Охрана окружающей среды и экологическое развитие выходят на первый план казахстанской повестки дня.

Этим вопросом занимается весь цивилизованный мир, и нам негоже оставаться в стороне от магистральной тенденции.

Разработан проект нового Экологического кодекса, призванный решить целый ряд системных проблем. Прошу Парламент рассмотреть и принять этот важный документ до конца года.

Правительству поручаю приступить к реализации практических мер по улучшению экологической ситуации. Следует утвердить долгосрочные планы сохранения и рационального использования биологического разнообразия.

В течение пяти лет будет осуществлена посадка более 2 миллиардов деревьев в лесном фонде и 15 миллионов – в населенных пунктах. Эта акция приведет к масштабному озеленению нашей страны. Остро стоит вопрос наращивания зеленого пояса вокруг столицы.

Законодательно и нормативно нужно защитить национальные парки и другие природные богатства Казахстана, ужесточить уголовное и административное преследование граждан, совершающих правонарушения в этой сфере.

Необходимо уделить должное внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения в школах и вузах. Экологическую акцию «Birge – taza Qazaqstan», призванную укрепить экологические ценности в обществе, следует проводить на систематической основе.

Важная задача – активное развитие культуры экологического туризма внутри страны.

В среднесрочной перспективе рост экономики должен становиться все более «зеленым». Поэтому уже сейчас следует заложить основу для глубокой декарбонизации.

Поручаю Правительству в сотрудничестве с научным обществом и частным сектором разработать пакет предложений по «зеленому росту».

Правительству совместно с гражданским сектором предстоит также разработать законопроект «О защите животных». Отношение к животным является мерилом цивилизованности любого государства, а у нас с этим далеко не все в порядке.

(…)

Реальность стремительно меняется. Чем больше силовые структуры будут полагаться на передовые методы работы, тем больше у них шансов вписаться в контекст международной практики.

Нынешняя ситуация в стране предъявляет новые требования к правоохранительным органам, которые должны идти навстречу запросам граждан.

Однако в работе правоохранительной системы в силу инерции прошлого по-прежнему преобладает обвинительный уклон. Нередки случаи, когда граждане необоснованно вовлекаются в орбиту уголовного преследования.

Оперативные сотрудники, выявляющие преступления, и следователи, принимающие процессуальные решения, работают в подчинении у одних и тех же начальников, для которых главной задачей является раскрытие преступления и направление дела в суд. Но права и свободы граждан не должны страдать в угоду показателям.

Что касается прокурорского надзора, то он носит запоздалый характер. Прокуроры знакомятся с обстоятельствами дел только перед направлением в суд.

Следует модернизировать уголовную сферу по примеру развитых стран ОЭСР. Нам нужна модель, обеспечивающая своевременную защиту прав граждан и отвечающая высоким международным стандартам. Считаю необходимым внедрить в Казахстане трехзвенную модель с четким разделением полномочий.

Полиция должна выявлять преступления, устанавливать причастных лиц, собирать и закреплять улики.

Прокурор обязан давать независимую оценку собранным доказательствам, пресекать нарушения прав граждан, не допускать вовлечения добросовестных граждан в уголовный процесс, поддерживать обвинение в суде.

Суд будет рассматривать жалобы на действия органов и выносить окончательный вердикт по делу.

Такой подход укрепит систему сдержек и противовесов, создаст на каждом этапе эффективные фильтры.

Еще раз подчеркиваю: законность и справедливость должны быть обеспечены по умолчанию. Нужно помнить, что от ошибок в уголовных делах зависят судьбы людей.

По уголовным делам уже с 2021 года следует законодательно возложить на прокурора обязанность согласования ключевых процессуальных решений, затрагивающих права и свободы человека.

Важно обеспечить стабильность уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Его частые корректировки отрицательно влияют на правоприменение и не позволяют наработать единообразную следственную и судебную практику.

Решения, касающиеся применения законодательства, зачастую принимаются без надлежащего анализа и прогнозирования, исходя из удобства правоприменителей. Поэтому предстоит выработать новые понятия «административного» и «уголовного» правонарушений. Обществу и юридической общественности станет понятной логика установления наказания за правонарушения.

Во всем прогрессивном мире институт полиции развивается на основе сервисной модели. Мы тоже заявили о переходе на такую модель, но пока работа привела только к фрагментарным результатам.

Назрела более целостная реформа местной полицейской службы по принципу «полиции шаговой доступности», где ключевая роль отводится участковому инспектору.

Следует законодательно повысить статус участкового инспектора, предоставить ему все возможности для продуктивной работы. Он должен быть узнаваемым, доступным, авторитетным для граждан, активно защищать их права.

Важно научить сотрудников правоохранительных органов вести открытый диалог с людьми. Это направление должно стать приоритетным в системе подготовки и подбора кадров.

Много говорится о развитии систем видеонаблюдения, но при этом помещения самих правоохранительных органов зачастую так и остаются «слепыми» зонами.

Поручаю ввести сплошное видеонаблюдение в пенитенциарных учреждениях, служебных помещениях полиции.

Структуру Министерства внутренних дел требуется пересмотреть, освободив его от непрофильных функций, что повысит эффективность работы этого важного ведомства.

Учитывая, что мы вступили в эпоху природных и техногенных катастроф, полагаю необходимым воссоздать Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Проблемы имеются и в работе по профилактике преступности. Нужно переориентировать надзор прокуратуры на эффективное решение проблем, с которыми обращаются граждане и бизнес.

У нас так повелось, что стоит появиться на горизонте солидному инвестору, силовые и контролирующие органы тут же сбегаются его проверять.

Правительству и Парламенту предстоит законодательно оградить бизнес от чрезмерного вмешательства силовых структур.

Требуют пересмотра действующие пороги привлечения бизнеса к уголовной ответственности за налоговые правонарушения.

Любые следственные действия в отношении зарегистрированных предпринимателей могут осуществляться только с санкции суда или прокурора. Надо рассмотреть и такой вариант.

Важный критерий правового государства – беспристрастное и справедливое правосудие.

Суд должен быть состязательным, а судья – свободным от стороны обвинения. Для этого необходимо обеспечить равенство адвоката и прокурора.

Укрепление доверия общества к судам должно стать приоритетной целью. Ее достижение возможно только совместными усилиями государства и самого судейского корпуса.

Судебная система не может быть замкнутой корпорацией. Высшему судебному совету и Верховному суду следует активизировать работу по привлечению к отправлению правосудия новых профессиональных кадров.

Судебная система нуждается в специалистах в области налогообложения, недропользования, интеллектуальной собственности, корпоративного права.

Отбор судей должен сопровождаться освещением в СМИ, чтобы общество знало, за какие заслуги те или иные кандидаты были приняты на работу.

Нужно развивать и альтернативные способы разрешения споров, что позволит находить компромиссы без участия государства. Такие институты хорошо показали себя в развитых странах.

Почти десять лет назад мы приняли Закон «О медиации». Но до настоящего времени ни один государственный орган не занимается его развитием, внятная государственная политика отсутствует.

Данное положение дел следует исправить.

При Администрации Президента создается представительная Комиссия по реформе правоохранительной и судебной системы.

(…)

Критически важно принять новые меры по защите прав человека.

Для меня эта проблема является приоритетной.

Как и весь мир, Казахстан тоже столкнулся с незащищенностью граждан от травли в интернете. В первую очередь от этого страдают дети. Они особенно остро воспринимают интернет-травлю, которая, к сожалению, приводит к печальным последствиям.

Пришло время принять законодательные меры по защите граждан, особенно детей, от кибербуллинга. Нужно усилить и другие меры по защите прав детей, в частности присоединиться к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся процедуры сообщений.

Актуальным остается и вопрос совершенствования национального законодательства по борьбе с пытками.

Этот документ, устанавливающий уголовную ответственность за пытки, нужно привести в соответствие с положениями Международной Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных действий.

В нашей повестке дня находится и борьба с торговлей людьми. Здесь Казахстан в глазах международного сообщества выглядит неважно.

Правоохранительным органам предстоит улучшить процедуру расследований таких преступлений. Они должны строго наказываться в судебном порядке.

Данная важная задача требует скоординированных действий госорганов.

Надеюсь на скорое принятие соответствующих законов в Парламенте.

IX. ЦИФРОВИЗАЦИЯ – БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ВСЕХ РЕФОРМ

Цифровизация – это не следование модной тенденции, а ключевой инструмент достижения национальной конкурентоспособности.

Прежде всего, предстоит устранить цифровое неравенство, обеспечить максимальный доступ к интернету и качественной связи всех граждан.

Сегодня это такая же базовая потребность, как дороги и электричество.

Дети из социально уязвимых семей должны быть обеспечены компьютерной техникой и качественным интернетом. До конца этого года каждое село с населением более 250 человек получит доступ в интернет.

Мы видим, с какими проблемами сталкиваются люди при назначении пенсий и пособий. Ворох бумаг, хождение по мукам.

Необходимо полностью оцифровать эти процессы. «Бегать» должны «данные», а не люди.

Нужно стремиться к отказу от использования бумаги в межведомственном взаимодействии и при общении с гражданами.

Поручаю до конца года отменить наиболее востребованные справки и бумажные подтверждения, обеспечить цифровое подтверждение информации.

Положительная практика уже имеется по адресной, имущественной и другим подобным справкам.

Удостоверения личности, дипломы, права должны приниматься госорганами в электронном виде.

Для упрощения взаимодействия населения с электронными сервисами следует широко применять биометрию на уровне государственных услуг и в частном бизнесе.

Работа с «данными» должна выйти на новый уровень. Обеспечение единой системы баз данных, их дальнейшее развитие – одна из главных задач Правительства.

Пока эта работа не выстроена должным образом, в том числе из-за доминирования в IT-отрасли ряда государственных и аффилированных с ними компаний.

Министерства и акиматы тоже имеют информационно-аналитические или IT-структуры, которые защищают только узковедомственные интересы в ущерб общей стратегии.

Развитие рынка IT, инжиниринговых и других высокотехнологичных услуг – это не только создание добавленной стоимости и рабочих мест внутри страны, все больше возможностей появляется и для экспорта таких услуг за рубеж. Важно раскрыть данный потенциал.

Перспективным направлением видится взаимодействие IT-отрасли с национальным бизнесом.

Крупные государственные и частные компании тратят десятки миллиардов тенге на разработки и приложения иностранных игроков.

Правительству следует наладить взаимовыгодное сотрудничество между промышленностью и IT-отраслью. Это позволит сформировать цифровые технологические платформы, которые могут стать движущей силой цифровой экосистемы каждой отрасли.

Мы приняли законы, позволяющие Казахстану стать одним из международных хабов по обработке и хранению «данных». Только за прошлый год в цифровой майнинг было привлечено более 80 миллиардов тенге инвестиций. Но останавливаться на этом нельзя, следует привлекать в страну мировых цифровых гигантов. Иначе это сделают другие государства.

В течение пяти лет нужно довести объем инвестиций в эту отрасль до 500 миллиардов тенге.

(…)

Необходимо усилить финансовые возможности местного самоуправления. Для этого предстоит расширить имущественные права и увеличить доходы бюджетов сельских округов.

Это должно стать следующим этапом развития «бюджетов народного участия».

До 1 декабря текущего года Правительство разработает нормативную базу и механизмы решения этой важной проблемы.

Следить за оптимальным расходованием местных ресурсов призваны представительные органы – маслихаты. Но их мнение зачастую игнорируется. Это уже политический анахронизм.

Полагаю возможным наделить маслихаты функцией сбора подписей и составления петиций по развитию региона или местным проблемам, которые не находят своего решения порой десятилетиями.

Следует также усилить ревизионные комиссии маслихатов. Поручаю Правительству и Счетному комитету подготовить пакет соответствующих поправок в законодательство.

Нужно внедрить обязательные онлайн-трансляции заседаний маслихатов. Дискуссии народных избранников, их общественно-политический облик не должны быть «тайной за семью печатями» для общества.

Предлагается поэтапно разграничить полномочия органов местного государственного управления и местного самоуправления.

Необходимо повысить статус органов местного самоуправления – сходов и собраний. Их мнение относительно актуальных проблем на местах должно учитываться районными маслихатами для принятия конкретных решений.

Отдельно следует остановиться на вопросе самоуправления в городах.

Запущена реформа по внедрению института объединений собственников имущества (ОСИ). Принят соответствующий закон, все многоквартирные комплексы поэтапно перейдут на эту форму управления.

Реформа призвана наладить учет мнений жильцов по управлению собственностью, подотчетности при расходовании средств на содержание и ремонт.

Правительство и акимы должны обеспечить реализацию этой важной реформы. Ведь ОСИ, по сути, базовый элемент института самоорганизации и самоуправления.

Пришло время разработать новую Концепцию развития местного самоуправления. Парламент на ее базе примет пакет соответствующих законов.

Надо признать, формализм и отсутствие оперативности все еще широко присутствуют в работе госорганов. Граждане вынуждены требовать решения своих локальных проблем у центральной власти, обращаться с жалобами к Главе государства.

Поэтому пора делегировать больше полномочий и ответственности местным руководителям.

Благодаря социальным сетям проблемы, не находящие решения на местах, становятся известными всей стране.

Надо создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений. Такой механизм должен быть полностью защищен от каких-либо манипуляций.

Правительству во взаимодействии с гражданским обществом предстоит разработать нормативно-правовую базу и решить все технические вопросы, касающиеся этого важного проекта.

(…)»


Подпишитесь на наш канал Telegram!