1 сентября Касым-Жомарт Токаев обратился к народу Казахстана. Второе послание второго президента появилось ровно год спустя после первого.
Масштабный программный документ состоит из 11 глав и называется "Казахстан в новой реальности: время действий".
Президент возродил агентство по стратегическому планированию и реформам, объявил о создании нескольких структур – высшего президентского совета по реформам, комиссии по реформе правоохранительной и судебной системы при администрации президента, министерства по ЧС и др.
Вновь поднял вопрос о возможности использования гражданами части своих пенсионных накоплений. Говорил о дифференциации налоговых ставок, о розничном налоге с оборота для предпринимателей из наиболее пострадавших от пандемии секторов экономики.
Некоторые тезисы послания прозвучали достаточно жестко. Например, о кризисе доверия к тенге со стороны национальных и международных инвесторов, о том, что экспортеры оставляют валютную выручку за рубежом, не заводя ее на внутренний валютный рынок, а банки не кредитуют реальную экономику, поскольку "имеют хорошую возможность зарабатывать на валютном рынке и инструментах Нацбанка". Президент поручил заинтересовать экспортеров продавать валютную выручку внутри страны и принять меры по прекращению валютных спекуляций и переориентации ликвидности на кредитование бизнеса.
Еще один яркий тезис Касым-Жомарта Токаева – о качестве высшего образования. Глава государства напомнил о своем прошлогоднем поручении закрыть учебные заведения, занимающиеся "печатанием" дипломов. "Работа идет трудно из-за сопротивления влиятельных лиц, вовлеченных в прибыльный образовательный бизнес", – сказал он и поручил премьер-министру взять вопрос "на особый контроль".
Inbusiness.kz попросил политологов прокомментировать, на какие запросы общества глава государства ответил в своем послании, изменилось ли за год его видение ситуации в стране, чем второе послание отличается от первого, дал ли президент новые рецепты для решения старых проблем. И в целом – каков основной посыл этого обращения к народу. Тем более, судя по интересу к выступлению Касым-Жомарта Кемелевича, общество действительно хотело услышать, что скажет президент.
Айдос Сарым: "Это очень приземляющий документ"
Послание – стратегический документ, комплексное видение ситуации, ответ на многие вопросы, которые накапливались в течение этого года. Было заметно желание президента ответить на очень большое количество вопросов, не теряя при этом единства смысла и содержания. Это первое что бросается в глаза.
Второе – содержание послания выдержано в логике и русле тех вещей, о которых президент говорил до этого. Казахстан не намерен идти вслед за популистами, за большими лозунгами, реформы лучше осуществлять планомерно. В этом смысле это документ здравого смысла, который ориентирован на то, чтобы дать максимально комплексный и выверенный ответ на всю повестку, которая существует в стране.
Есть люди, которые всегда требуют результаты прямо сейчас, но в жизни это трудно сделать. Поэтому лучше создавать инфраструктуру и институциональные основы, которые обеспечат проведение планомерных реформ и учтут особенности текущей ситуации. В этом смысле документ получился большим, политико-философским, стратегическим.
Если говорить о главном месседже обращения к народу, то, как мне кажется, он заключается в следующем: государство очень трезво, очень здравомысляще оценивает текущую ситуацию, завышенных ожиданий, ликующих настроений нет ни у нас, ни в мире. Заметен запрос, я сказал бы, на подчеркнутую адекватность. Нет ни шапкозакидательства, ни излишнего оптимизма. Наоборот, очень приземляющий документ, который нацеливает людей на достаточно длительный временной промежуток.
Также заметна нацеленность на реформы – экономические, политические, социальные. О них уже очень много было сказано. В послании отражено многое из того, что президент называл концепцией слышащего государства. Многие обращения граждан были услышаны, многие трезвые предложения, которые озвучивались в течение этого года, так или иначе в послание попали, они имплементированы в цельный документ и благодаря этому его цена сильно вырастает. Основные целевые аудитории – бизнес, госсектор и пр. – услышали оценки и конкретные предложения, которые, наверное, им будут интересны.
Сокращение квазигоссектора, госаппарата – это пример ответа главы государства на многочисленные обращения и публикации, которые содержали справедливую критику.
Не думаю, что создание новых структур – это усложнение. Тем более вряд ли это приведет к увеличению госаппарата. Если у нас сейчас 100 тыс. чиновников, и их количество должно сократиться на 10% до конца года, а потом еще на 25%, это говорит о том, что мы должны привести число госслужащих до 60-65 тыс. человек. Не считая квазигоссектора, конечно. Сокращение – это, безусловно, важно, экономия важна, но не за счет утери управляемости или невозможности реализовывать решения.
Горизонт планирования агентства по стратегическому планированию и реформам – два-три года. Это будет, наверное, своего рода проектный центр, который должен отрабатывать возможные реформы, согласовывать их, предлагать президенту, вырабатывать законопроекты для их принятия. А после этого сходить со сцены. У нас уже был пример подобной структуры – агентство, которое достаточно много сделало и потом было ликвидировано, потому что многое из того, о чем тогда говорилось, было реализовано и дало эффект. Здесь речь идет о том же самом.
Президент сказал, что статистика не должна находиться в подчинении у исполнительной власти ("в системе государственного планирования главным планировщиком, исполнителем и оценщиком выступает госаппарат, и это неправильно". – Ред.). Этого не должно быть. Глава государства забрал эту структуру к себе (комитет по статистике переводится в состав нового агентства по стратегическому планированию и реформам, которое в свою очередь будет напрямую подчиняться самому президенту. – Ред.). Президент этим самым говорит: ребята, теперь за это будут отвечать. Это немаловажный сигнал. У наших министров, акимов уже будет меньше возможностей приукрасить действительность или что-то скрыть.
Прозвучали ли в послании ответы на запросы общества? Думаю, те граждане, которые наиболее пострадали от пандемии, услышали в послании ответ на свои текущие запросы. И те, кто нацелен на дальние горизонты, наверно, тоже услышали ответы на свои запросы, по крайней мере, многое было сделано для того, чтобы они их услышали. Дальше многое будет зависеть от политической воли и ответственности всего общества. Мы входим в непростое время, начинается большой электоральный цикл. Самое главное – высшая власть демонстрирует готовность к изменениям и желание начать эти реформы с себя, начать изменения сверху. Все остальные могут присоединиться и стать частью этого процесса.
Общество ждет адекватных оценок и признания ошибок, и это прозвучало достаточно жестко и откровенно. Я считаю, что любой серьезный разговор, любые изменения должны начинаться с правильной диагностики. Необязательно четвертовать каждого провинившегося, должны быть какие-то процедуры. Но в целом, когда дается правильная оценка и делаются правильные выводы, это становится основой, которая будет вызывать доверие. Не все понимают, что возможности государства ограничены, но люди ждут хотя бы понятной и справедливой оценки, адекватности: у нас нет больше завышенных ожиданий, мы будем жить в тех условиях, в которых живем.
Если проводить параллель с прошлогодним обращением президента к народу, то нужно сказать, что первое послание все-таки принималось в достаточно непростых условиях и требовало оперативных ответов на острые болезненные темы. Этот год, понятно, был не менее сложным. Помимо ответов на текущие вопросы, нынешнее послание подразумевает комплексный подход, видение на ближайшие годы. Это среднесрочная перспектива, как минимум. Реформы будут, но не сегодня. Любые реформы предполагают принятие законов. Какие-то законы успеет проработать нынешний парламент, какие-то – останутся парламенту нового созыва.
Реформы – это серьезный пересмотр стратегии развития страны. И это та платформа, на которой многие смогут найти себя. Потому что много дверей оставлено открытыми: если вы заинтересованы в этих реформах, приходите, давайте обсуждать, есть структуры, организации, простые инструменты, которые позволяют такой диалог вести.
Самое главное, страна будет двигаться по пути реформ. Политические реформы обозначены, и здесь очень важный момент, месседж, связан с развитием местного самоуправления. Большинство граждан живет вне столиц. Основная часть примеров коррупции и бюрократии – это произвол чиновников на местах. Мы видели в течение года разного рода конфликты, которые в принципе можно было бы решить на местном уровне, не выводя их на уровень центральной власти, если бы было сильное самоуправление.
Мне кажется, подчеркнутая адекватность и понимание ситуации должны стать правильным стимулом, сигналом для общества. Казахстан, самое главное, будет развиваться, демократизироваться, идти по пути реформ. И реформы будут выверенными.
Об этом говорит создание агентства по стратегическому планированию и реформам, высшего президентского совета по реформам. Эти структуры должны после долгих необходимых консультаций, споров с разного рода группами, прений определять характер, вектор, глубину реформ и только после этого реформы будут приниматься. То, что выбран именно такой формат, я считаю правильным. Президент не стал навязывать свое видение, он хочет выслушать максимальное количество людей.
Самое важное сейчас – в целом знать, чем мы обладаем сегодня, какие возможности и перспективы у нас есть, что сколько стоит и что такое национальное богатство в стране, и уже потом говорить о справедливом разделении и т.д.
Андрей Чеботарев: "Серьезные политические реформы пока не озвучены"
Если первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в свое время говорил о том, что экономика первична, а политика – вторична, то действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев и в своем первом, и во втором послании отобразил представление о том, что все идет нога в ногу.
Да, чувствуется акцент на политический блок, но в части модернизации государственных институтов, системы государственного управления. Не политических реформ. Хотя президент и отметил в послании, что есть проблемы, ограничивающие деятельность парламента, но это вопрос конституционной реформы. На уровень конституционного реформирования глава государства пока еще не решается.
Президент дал понять: кризис, вызванный пандемией, обнажил все проблемы государственной деятельности, и необходимо принять соответствующие меры. Поэтому он и заявил о создании нового агентства по стратегическому планированию и реформам. Такое агентство у нас уже было. Видимо, оно будет координировать и в какой-то степени контролировать другие госорганы, чтобы они выполняли свои стратегические планы. Большой плюс в том, что этот орган будет подчиняться непосредственно главе государства и, скорее всего, будет контролировать деятельность правительства.
Глава государства коснулся вопросов развития местного самоуправления, отметил необходимость разработки новой концепции по этому вопросу, срок действия старой заканчивается в этом году, но по ней мало что было выполнено. Были затронуты вопросы развития местного самоуправления, скажем так, на жилищно-коммунальном уровне: глава государства говорил об институте объединений собственников имущества ("запущена реформа, принят соответствующий закон, правительство и акимы должны обеспечить реализацию этой важной реформы". – Ред.).
Однако серьезные политические реформы, которых определенная часть общественности ждала от президента, он не озвучил. Возможно, этот вопрос будет вынесен на следующем заседании Национального совета общественного доверия.
Предложены ли для решения старых проблем новые инструменты?
Еще в прошлом году на заседании НСОД Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости включения в состав квазигосструктур представителей общественности, но пока не было слышно, что эта инициатива была реализована. Тем более мы знаем, что у нас квазигоссектор, несмотря на формальное подчинение правительству, стоит особняком. Возможно, этот вопрос сейчас будет включен в повестку.
Изменилось ли за год видение президента, как должен развиваться Казахстан?
Если сравнить послания прошлого и этого года, то можно сказать, что тогда это было послание президента, который, по сути, только начал исполнять свои обязанности. А сейчас это послание президента, который прошел серьезные испытания разными критическими моментами, случившимися за все время его президентства. Пандемия, которая стала вызовом более серьезным, чем всевозможные экономические кризисы прошлого и настоящего, заставляет меняться и пересматривать свои решения.
Единственное, президент остается верен тому, что сказал в прошлом году: он не будет спешить с политическими реформами. Он осторожно подходит к вопросам взаимодействия между органами власти и гражданским обществом, осторожно говорит о местном самоуправлении, без выхода на уровень введения прямой выборности акимов населением. Посмотрим, как дальше пойдет процесс.
Расул Жумалы: "Чувствуется позиция самого Токаева по посту президента"
Пандемия, кризисные явления, снижение цен, причем радикальное, на основные статьи нашего экспорта – все это создало тяжелую обстановку, прежде всего в социальной сфере. Люди на себе ощущают проявления всех этих кризисных явлений – остановку бизнеса, невозможность выплачивать кредиты, потерю работы. В этом плане, мне кажется, много ожиданий и надежд у общества было связано с этим посланием. Да, определенная часть общества индифферентна к общественной жизни, к политике как таковой. И, тем не менее, у значительной части населения интерес был. Ситуация требует новых, тяжелых, непривычных решений.
Президент год-полтора на посту, он заявляет о преемственности линии предшественника и в тоже время мы видим, как он пытается найти лучшие решения для сегодняшнего дня, говорит о демократических реформах – политических, экономических, социальных. И здесь чувствуется кредо, позиция самого Касым-Жомарта Токаева на посту главы государства. У него есть свой почерк.
Само послание, мне кажется, – это продолжение линии, которую президент обозначил год назад во время своей инаугурационной речи. О том, что нужен эффективный механизм управления страной, нужно быть ближе к обществу через слышащее государство, ответственный парламент. В послании этого года обозначено логическое продолжение поставленных задач, заявленных целей. Глава государства несколько раз повторил, что начатые реформы – это только начало процесса, они будут продолжаться и углубляться. Потому что без реформирования существующей системы движение вперед уже невозможно.
Многие вещи в его послании действительно перекликаются с посланиями Нурсултана Назарбаева. Но есть отличия, и я хотел бы обратить внимание на два момента.
Первое: большая часть послания касалась проблем сегодняшнего дня, которые волнуют общество, каждого гражданина, – трудоустройство, сохранение бизнеса, налоги, льготы, малый и средний бизнес, село, молодежь, обеспечение жильем. Это все, что болит. В прежние времена, мне кажется, эти вопросы не имели такой остроты и масштаба, как в нынешнем послании. В прошлом в обращениях к народу можно было увидеть примерное разделение 50 на 50 – текущие вопросы и глобальные, амбициозные задачи планетарного масштаба (превратить Казахстан в финансовый центр региона, войти в 50 конкурентоспособных государств в мире, запустить 30 корпоративных лидеров и т.д.). Масштабные, пафосные и мало о чем говорящие обывателю проекты.
В новом послании Касым-Жомарта Токаева эти вещи сведены к минимуму. В этом плане послание можно охарактеризовать как программу первоочередных, безотлагательных действий. Тем более, по данным ВОЗ, влияние пандемии так или иначе будет ощущаться в течение двух лет, и Токаев отметил, что тяжелые времена будут сохраняться. Восстановление экономики до коронавирусного периода займет около пяти лет. Расслабляться очень рано и во многом те приоритеты, которые президент обозначил, – на злобу дня, они не требуют отлагательств. Главная задача – качество жизни, обеспечение жильем, рабочими местами, достойной заработной платой.
Второе отличие, о котором я хотел бы сказать: в послании было поставлено очень много задач, все актуальные темы, которые волнуют людей, затронуты – инновационная экономика, переход к зеленым технологиям, помощь МСБ, социальные вопросы, обеспечение жильем и т.д.
Причем, в отличие от предыдущих лет в этом году не просто поставлены задачи – достигнуть такого-то уровня, такого-то показателя. Почти по всем задачам есть конкретная рецептура, каким образом мы будем достигать целей, за счет чего, за счет каких средств, за счет каких ограничений, документов или законов.
Глава государства обозначает тему, скажем, повышения открытости и борьбы с коррупцией, дублирования функций и сразу же подкрепляет это конкретными поручениями. Например, по сокращению на 25% количества госслужащих и повышения за счет сэкономленных средств заработных плат на госслужбе. Говорит о том, что институт ответственных секретарей не оправдал себя, и его введение только привело к двоевластию в министерствах и ведомствах – и сразу же указывает на то, что эту практику надо сокращать, усиливать персональную ответственность министров ("спрос должен быть с одного человека – министра, назначаемого президентом" – Ред.). Говорит об открытости госорганов и тут же ставит задачи проводить онлайн-трансляции заседаний маслихатов, обеспечить видеонаблюдение в правоохранительных органах.
Теперь очень важно, каким образом задачи будут воплощаться в жизнь. Силен соблазн и есть прежняя инерция работать по-старому. Будем наблюдать, каким образом это будет происходить, будет ли очередное разъяснение, выезды депутатов в регионы, кампанейщина, вывешивание лозунгов с цитатами из послания либо это будут конкретные действия. Понятно, что основная ответственность лежит на Токаеве и его команде, правительстве. Но как будет воспринимать это огромная масса чиновников? Обычно реформирование у нас начинается сверху, но на среднем уровне все тормозится. Поэтому от чиновников будет зависеть, будет ли это претворяться в жизнь или нет. Необходимо запустить механизм мониторинга, чтобы понимать, каким образом реализуются положения послания. У нас до этого было около 20 посланий, отчета по ним нет, и обычно когда озвучивается новое послание, прежнее забывается.
Кроме того, гражданское общество, как мне кажется, до сих пор индифферентно и пассивно, дистанцируется от политики, общественной активности. Активность, которую мы наблюдаем в соцсетях, от силы составляет, может быть, 5%. Многое зависит от настойчивости самого общества, сейчас даются возможности проявить себя – в части свободы слова, разрешения на митинги, есть общественные советы ("надо создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений". – Ред.). Многое будет зависеть от инициативы низов, от того, как люди будут использовать возможности по борьбе с коррупцией, потенциалу общества, человеческому капиталу. Если подавляющая часть общества будет сохранять пассивность и наблюдать со стороны, получится у Токаева или нет, то ничего и не получится.
Не было ли ощущения, что здравоохранению уделено не так много внимания в послании, хотя, вероятнее всего, запрос у общества на это был из-за пандемии Covid-19?
Я не выступаю как адвокат Токаева, но сложно объять необъятное, и опять же не единым посланием. Президент обозначил приоритеты. Пандемия показала нам ценность тех или иных вещей, и все-таки наш главный приоритет – социальное положение и качество жизни граждан. Давайте пока делать все возможное в этом плане. Повышение зарплаты учителям и врачам, их поощрение и повышение статуса, социальная поддержка молодых семей, жилищное строительство, возможность использования части пенсионных накоплений. Это то, что в финансовых возможностях правительства. Можно спорить, достаточно или нет внимания уделено, не на 25% поднять зарплату, а на 100%. Это вопрос возможностей. Когда президент говорит, что средняя заработная плата врачей должна быть в два раза выше средней по стране, то это, во всяком случае, укладывается в логику этого направления – социально ответственного государства. Другое дело, политика и экономика – это искусство возможного и зависит от того, сколько денег в казне.
В самом послании, как я уже сказал, не много было пафосных задач, на что в прошлые годы тратились большие деньги – проведение имиджевых мероприятий, форумов, международные инициативы. А сейчас фокус внимания обращен на необходимые внутренние каждодневные проблемы. Направление правильное. Насколько достаточно этих усилий – мнения могут быть разными.
И год, и два года назад была достаточно критическая ситуация, сильные протестные настроения, тихий протест, очень сильный кризис доверия, общество не доверяет институтам власти, скептически относится даже к благим инициативам, к электоральным процессам. Такой тотальный скепсис. Касым-Жомарт Токаев – дипломат, знает международный опыт и понимает, что если с протестными настроениями не работать, то рано или поздно это приведет к взрыву, как это сейчас происходит в Белоруссии, ранее было в Украине, в арабских странах.
Год назад президент заявил, что так дальше продолжаться не может, нам нужны системные политические реформы, нужно менять правила игры в сторону большей открытости, того же слышащего государства. Но год-полтора – это не так много для политики. Потому к инициативам я стараюсь относиться с пониманием, а не с позиции, что ничего не получится и это очередной популизм.
Мне в большей части пока импонирует то, что Токаев держит свою линию, обозначенную год назад. И то, что он заявил, что уже сделали за год – изменили законы, убрали какие-то барьеры, это только начало этого процесса, и мы будем продолжать реформы, прежде всего политические. Это принципиальная последовательная позиция, ее продолжение я увидел в послании.
Елена Тумашова
Подпишитесь на наш канал Telegram!