В рамках грядущего IPO (первичное публичное размещение - Initial Public Offering/IPO) два действующий акционера АО "Air Astana" совокупно продадут 50% акций – по 25% каждый. В настоящее время 51% акций национального авиаперевозчика принадлежит АО "Самрук-Казына" и 49% акций – британской BAE Systems. То есть после IPO у "Самрук-Казыны" и BAESystems останется 26% и 24% соответственно.
Размещение может состояться в конце 2017 – начале 2018 года. При этом казахстанский совладелец авиаперевозчика продаст свои 25% акций только казахстанским инвесторам.
"Мы уже несколько раз встречались (с представителями BAE Systems – прим. автора). Действующая структура 51% на 49%. У "Самрук-Казыны" сегодня 51%. Ориентировочно на продажу выставляться будет 50%: наши 25% и их 25%. Но при этом там есть четкое условие: у Air Astana для того, чтобы летать туда, например, в европейские государства, есть требование сохранить казахстанскую долю 51% для того, чтобы сохранить статус национального оператора. То есть, если мы свои 25% продаем, то наши 25% должен купить казахстанский инвестор, например, ЕНПФ", - сказал управляющий директор по оптимизации активов АО "Самрук-Казына" Берик Бейсенгалиев abctv.kz.
Продажа госфондом 25% акций авиакомпании именно казахстанскому инвестору обусловлена необходимостью сохранения за казахстанскими держателями 51%-ной доли в Air Astana. При этом британский совладелец такими обязательствами не будет обременен и может продать свои 25% акций как казахстанским, так и иностранным инвесторам.
"BAE Systems свои 25% продаст на рынке. Их может купить казахстанский инвестор или кто-то другой. В итоге 51% сохраняется за казахстанскими инвесторами, и мы сохраняем статус национального оператора", - сказал г-н Бейсенгалиев.
В госхолдинге вместе с тем желают все-таки сохранить долю в авиакомпании и, возможно, продать ее позднее, но уже по более высокой цене.
"Мы готовы остаться в проекте как акционер и BAE Systems хочет остаться в проекте как акционер. И мы, и они ожидаем, что в будущем, если будем выходить на дополнительную продажу, IPO, однозначно оставшуюся долю еще дороже продадим. Естественно, мы как якорные инвесторы не собираемся 100% продать и уйти. Мы хотим остаться в этом проекте", - сказал он.
Он уточнил, что 25% акций национального перевозчика может приобрести не только АО "ЕНПФ", а любой казахстанский инвестор, в том числе "казахстанский стратег".
Г-н Бейсенгалиев отметил, что для участия физических лиц-граждан Казахстана в IPO как AirAstana, так и других нацкомпаний "официального запрета" нет. При этом он не прокомментировал, согласен ли британский совладелец казахстанской авиакомпании на указанный выше вариант.
Ранее пакет акций Air Astana планировалось разместить в рамках программы "народное IPO", когда предпочтение отдавалось физическим лицам-казахстанцам. Однако тогда планы по размещению акций авиакомпании было проблематичным из-за того, что госхолдинг хотел сохранить свою долю в 51%, а британский совладелец не хотел расставаться с частью своей доли ради IPO в Казахстане.
В качестве площадки, на которой может пройти IPO авиаперевозчика рассматривается Лондон и международный финансовый центр "Астана".
При этом в случае размещения в Лондоне, уточнила abctv.kz управляющий директор по финансам и операциям "Самрук-Казына" Елена Бахмутова, часть акций должна быть размещена на отечественной бирже.
"По нашему законодательству, если в Лондоне размещение, то не менее 25% на тех же условиях должно быть размещено на отечественной бирже, поэтому, где бы ни было размещение: в Лондоне, Сингапуре, не менее 25% на тех же условиях должны быть предложены на казахстанской бирже. Это требование закона "О рынке ценных бумаг", - сказала она.
Жанболат Мамышев