Торговые площади в южной столице в 2018 году расширятся почти на четверть. Это, безусловно, накалит конкуренцию на рынке ритейла. В борьбе за посетителями торговые центры ищут оптимальные форматы уникального наполнения внутреннего пространства, считают аналитики Colliers International.
ТРЦ увеличивают зоны развлечений, привлекают статусных якорных арендаторов. Удачная комбинация брендов может сыграть решающую роль в их рейтинге. На сегодня предложение торговых площадей на рынке Алматы превышает 1,32 млн кв. метров. В городе функционирует 31 значимый торговый объект. В этом году их ряды пополнят еще четыре центра. В частности, ожидается открытие крупного ТРЦ Forum, ТЦ Passage de Paris, третьей очереди "Апорт Молл".
Также продолжается реконструкция ТРЦ "Алмалы", анонсировано расширение Mega Alma-Ata. С выходом на рынок всех запланированных к завершению в 2018 году торговых площадей показатель общей площади торговой недвижимости, по оценкам Colliers International, в мегаполисе увеличится на 20% и составит 1,8 млн кв. метров.
Однако, несмотря на ожидаемый значительный рост конкуренции в 2018 году, снижение арендных ставок и заполняемости в основных популярных торговых объектах эксперты не прогнозируют.
ТЦ и ТРЦ на завершающей стадии развития
Источник: Colliers International
Составить конкуренцию уже существующим торговым центрам, которые находятся в одной зоне охвата и ориентируются на аналогичный сегмент посетителей, смогут ТРЦ с качественной проработкой концепции наполнения. На первый план выходят уникальные форматы развлечений и общепита, поскольку всё больше людей посещают торговые центры для досуга, а не только для шопинга.
"С существующими концептуальными ТРЦ за посетителей смогут побороться только проекты, отвечающие потребностям выбранной целевой аудитории, а также предлагающие хороший tenant-mix [сочетание арендаторов]. Спросом будут пользоваться торговые центры с приятной атмосферой, которая складывается из многих составляющих, включая архитектурный облик, качественные общественные пространства, вплоть до качественного освещения, воздуха и акустики внутри торговых центров", – считают аналитики Colliers International.
Динамика роста и прогноз общей площади (GBA) торговых объектов в г. Алматы, кв. м:
Источник: Colliers International
"Наблюдается интерес управляющих компаний крупных торговых центров к смене якорных арендаторов, не отвечающих требованиям по соответствию общей концепции, качеству и набору услуг", – отмечают в консалтинговой компании.
Как правило, арендодатели идут на пересмотр стандартных условий в случае переговоров только с крупными якорными операторами, чье присутствие может повысить посещаемость и узнаваемость торгового объекта. Такие магазины могут диктовать свои собственные условия, среди которых проведение отделочных работ за счет арендодателя, отказ от фиксированной ставки и оплата аренды только в виде процента от оборота.
Карина Алимова