В Национальную палату предпринимателей "Атамекен" с начала 2019 года поступают жалобы предпринимателей на действия таможенных органов, которые, по словам представителей бизнеса, необоснованно применяют завышенные ценовые индикаторы и не принимают заявленную декларантом таможенную стоимость, несмотря на наличие всех подтверждающих документов. Компании сталкиваются с постоянной необходимостью доказывания достоверной таможенной стоимости ввозимых товаров.
Проверки назначаются повторно
Как рассказала директор департамента таможенного администрирования НПП "Атамекен" Дина Мамашева, Нацпалата отправляет запросы в государственные органы и до сих пор – а проблема началась еще в прошлом году – не получила от них официального ответа о сложившейся ситуации, "кроме того, что это информация для служебного пользования".
Между тем, если рассматривать обращения компаний, то можно увидеть, что предпринимателям приходится постоянно подтверждать таможенную стоимость ввозимых товаров в рамках одного и того же долгосрочного контракта в связи со срабатыванием профилей и индикаторов риска.
"Через систему управления рисками (СУР), которая не позволяет УВЭД узнать источники формирования ценовой информации, в настоящее время все таможенные декларации оформляются по "желтому" или "красному" коридору", – отмечается в пресс-релизе НПП "Атамекен".
Вместе с тем, как уверяют компании, столкнувшиеся с такой проблемой, ни по одной декларации нарушений выявлено не было, выпуск производился в итоге по "зеленому" коридору. "Однако по всем последующим поставкам идентичного товара, ранее подтвержденным по указанному профилю, вновь назначалась проверка таможенной стоимости.
О чем говорит бизнес
Безусловно, необходимо признать, что предприниматели не всегда честны, и встречаются факты расхождения в статистике, занижения таможенной стоимости. Спикер напоминает о случае расхождения данных КНР и Казахстана почти на семь миллиардов долларов (в середине декабря прошлого года Комитет госдоходов сообщил, что, по данным Китая, экспорт в Казахстан составил 11,6 миллиарда долларов, тогда как Казахстан заявил об импорте на 4,7 миллиарда долларов. – Ред.).
"О чем говорит бизнес (предприниматели, заявившие о проблемах на таможне. – Ред.)? Бизнес говорит: постройте свою систему так, чтобы ловить недобросовестных и нечестных. И сделайте максимально удобный режим работы для тех, кто добросовестный, кто все документы предоставляет", – говорит Дина Мамашева.
Решить проблему законодательно
По словам представителя НПП "Атамекен", решить проблему возможно только в законодательном поле.
"Нацпалата хотела бы обратить внимание на то, что любое действие государственного органа должно быть регламентировано законодательно. Из нашей практики должны полностью уйти устные распоряжения и указания, которые нигде не записаны и о которых никто не знает. Мы считаем, что это та практика, которой уже давно не должно быть. Поэтому любое действие, которое не регламентировано законодательством, мы считаем неправомерным", – говорит эксперт.
В Казахстане ведется большая работа по снижению объема теневой экономики, было принято постановление, которое утверждает план соответствующих работ.
"Вот эти вопросы (обозначенные выше. – Ред.) вошли в этот план, и они утверждены к исполнению в этом году", – говорит Дина Мамашева.
Систему управления рисками нужно пересмотреть
По ее словам, на уровне правительства было принято, что необходимо официально опубликовывать источники ценовой информации – выработать четкое понимание того, откуда таможенные службы должны брать цены.
"Бизнес должен четко понимать: если цены на завозимый груз будут намного меньше, придется больше доказывать, почему вы получили ту или иную скидку. Это, наверное, нормально. Хотя бы для того, чтобы открыть ценовую информацию и определить ее источники, такое постановление должно выйти", – комментирует спикер.
"Следующий момент, который в правительстве тоже был признан правомерным и обязательным: необходимо пересмотреть систему управления рисками, она должна стать субъектно ориентированной, прозрачной и понятной. Все принципы, стратегия и тактика работы таможенных органов по системе управления рисками должны быть прописаны. Бизнес должен четко понимать, как эта система работает", – поясняет Дина Мамашева.
Также, по ее словам, проблемы возникают и при проведении посттаможенных проверок.
"У нас работает система управления рисками на моменте таможенного оформления и не работает при выборе того, кого мы будем проверять. Это тоже войдет в этот приказ", – отметила собеседница.
Регламент взаимодействия тоже нарушается
Резюмируя, директор департамента таможенного администрирования НПП "Атамекен" отметила, что Нацпалата делает акцент на законодательном решении проблем.
"Хотелось бы обратить внимание на то, что есть законодательство – казахстанское и международное, где написано: основной метод определения таможенной стоимости – первый (по цене сделки с ввозимыми товарами. – Ред.). Есть четкие правила, как его определять. Если есть проблема с подтверждением таможенной стоимости, дайте перечень документов, необходимых для подтверждения, бизнес будет их готовить. Если вносятся изменения в правила определения таможенной стоимости, обозначьте это в законе и покажите людям – мы будем их исполнять", – говорит Дина Мамашева.
Также, по ее словам, очень важно решить проблемы по регламенту взаимодействия. "Если таможенные органы должны давать заключение по таможенной стоимости в установленный срок, надо их давать. Это вопиющие факты, когда на обращения граждан не предоставляются документы и не дается обоснование того, что происходит", – отмечает эксперт.
Такие факты, по ее мнению, необходимо полностью исключить. "Если такие факты действительно есть, мы будем с ними очень серьезно бороться", – заключает эксперт.
Бизнесмены столкнулись с СУР
Напомним: в конце января этого года участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) заявили об одновременном отказе в выпуске таможенных деклараций на всех постах города Алматы и Казахстана в целом. Предприниматели заявили, что сотрудники таможенных постов в ответ на требование дать мотивированное объяснение категорически отказываются это делать, ссылаясь на вышестоящее руководство.
Со слов руководителей и инспекторов таможенных постов, по словам предпринимателей, им стало известно об устном указании председателя Комитета госдоходов Минфина, ряда высокопоставленных руководителей этого ведомства и Департамента госдоходов по городу Алматы о запрете в принятии заключений по подтвержденной таможенной стоимости при оформлении деклараций.
Председатель Казахстанской ассоциации импортеров электробытовой и компьютерной техники Сергей Архипкин пояснил тогда для Inbusiness.kz, что декларанту предъявляется требование корректировать таможенную стоимость товара по цене, указанной в системе управления рисками. "Эта цена формируется на основе статистики, которая есть у таможенных органов, так называемая условная цена. Она формируется следующим образом: берется наиболее высокая цена и наиболее низкая и высчитывается удельная величина по коду товара, без привязки к характеристикам изделия, его модели и свойствам. И, когда завозится товар по определенной цене, таможенные органы не оформляют декларацию по этой стоимости и требуют произвести корректировку цены по той величине стоимости товара, которую выдает система", – пояснил собеседник.
Свои претензии "к работе всей системы в таможенном секторе КГД МФ РК" предприниматели изложили в петиции от 29 января. Документ адресован Администрации президента РК, министру финансов РК, председателю Комитета госдоходов Минфина, генеральному прокурору РК, руководителю Департамента госдоходов города Алматы, прокурору Алматы и председателю Совета по защите прав предпринимателей НПП "Атамекен".
Елена Тумашова