/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
«Потребление с зарплат в Казахстане перешло в кредитование»

«Потребление с зарплат в Казахстане перешло в кредитование»

О чем говорили в мажилисе с бизнес-сообществом.

17:35 29 Ноябрь 2019 5512

«Потребление с зарплат в Казахстане перешло в кредитование»

Автор:

Карина Алимова

Фото: zakon.kz

Вопросы импортозамещения, разумного протекционизма, налоговых льгот, защиты бизнеса, недоступности финансовых средств стояли в повестке встречи руководства Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» с депутатами мажилиса. Преамбулой заседания стало подписание сторонами дорожной карты по реализации меморандума о сотрудничестве на 2020 год. Соглашение включает направления по защите бизнеса, улучшению фискальной политики и системы госзакупок, поддержке производителей, решению проблем в сфере ГЧП, архитектуры и строительства, а также усилению ответственности самих предпринимателей.

Открывая встречу, спикер мажилиса Нурлан Нигматулин отметил эффективность совместной работы депутатского корпуса с представителями Национальной палаты предпринимателей.

«Депутаты мажилиса совместно с государственными и центральными органами сегодня обеспечивают выполнение поручений руководства страны. Во всей своей законотворческой деятельности идет очень активная работа с палатой «Атамекен». Ни один законопроект, который обсуждается на нашей площадке, не проходит без экспертной оценки. И надо сказать, что сегодня многие вопросы, которые до того, как мы выносим даже на пленарные заседания, находят не только этические или экспертные оценки наших коллег из «Атамекена», но и концептуальные вопросы. И мы разворачиваем наши законопроекты в ту сторону, в которой определяется именно предпринимательство. При рассмотрении законопроектов интересы отечественного предпринимательства, которые озвучиваются в Палате предпринимателей, нами воспринимаются как позиция, входящая в общую оценку деятельности и развития нашей экономики», – сказал во вступительной речи Нурлан Нигматулин.

Председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев также отметил плодотворность совместной работы с парламентариями. Так, законами по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности оптимизирована контрольно-надзорная деятельность госорганов, сокращены издержки бизнеса, решен ряд системных проблем.

Что касается вопросов, которые предстоит решать, то председатель президиума нацпалаты обратил внимание на снижение покупательской способности казахстанцев.

«Последние четыре года цены на продовольственные товары выросли на 37%, на непродовольственные товары – на 42%. На этом фоне реальные доходы населения увеличились лишь на 11%. Нехватку доходов на первичные потребности население вынуждено решать посредством потребительских кредитов. Объем кредитования граждан вырос на 22%, или до 6,2 трлн тенге. В этом процессе заложен большой риск. Более половины таких кредитов выданы без залога», – констатировал Тимур Кулибаев.

С кредитованием реального сектора картина иная. Кредитный портфель банков сегодня оценивается 13,4 трлн тенге. По сравнению с прошлым годом объем кредитов юридическим лицам снизился на 5,4%. Банковские займы МСБ также уменьшились на 12,5%. Доля банковских кредитов к ВВП упала с 56,5% до 21,2% (по итогам 2018 года). Снижается количество средних предприятий, сокращаются объемы инвестиций в основной капитал.

«По данным исследования Всемирного банка, большинство предприятий, 62%, держится «на плаву», не имея возможностей для дальнейшего развития. Это коррелируется и с нашими цифрами. Проведенный в октябре 2019 года экспресс-опрос показал, что 60% компаний обрабатывающей промышленности испытывают проблемы с получением займа на оборотные средства. Зачастую это связано с высокими требованиями банков, высокой ставкой по кредиту и недостатком залоговой базы», – отметил председатель президиума палаты «Атамекен».

Программа льготного кредитования «экономики простых вещей» показывает, что бизнес заинтересован в реализации проектов. За полгода желание участвовать в программе льготного кредитования изъявили более 1800 предпринимателей. За этот период одобрено 586 проектов на сумму 182 млрд тенге. На рассмотрении находится еще 357 проектов на сумму 215 млрд тенге.

Мажилисмен Айкын Конуров озвучил цифры уровня потребления в Казахстане. По его словам, в Казахстане только 11% населения тратит на продовольственные товары 15-20% от своей зарплаты, половина граждан на эти цели отдает 45% своего дохода.

«Сегодняшние программы поддержки населения, к сожалению, приводят отчасти к выводу валюты из страны. Поскольку доля импортных товаров очень высока. Так, в 2018 году доля импортного потребления только продовольственных товаров составила 21,9%. Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по вопросу применения в Казахстане дополнительных мер протекционизма в отношении отечественных товаров и услуг», – обратился депутат в представителям НПП.

Достигнуть такой глубины импортозамещения в сельском хозяйстве, как в России, Казахстану сложно. В соседней стране в сельской местности проживает 25% населения, в РК – 42%.

«И мы не можем сами себя накормить. Конечно, это факт, который требует решения. Нам требуется около 1 трлн тенге, чтобы в течение нескольких лет обеспечить себя продуктами питания. Это основное. У нас 55% населения тратят свои заработные платы на продукты питания, то есть это первое, чем мы должны заняться. Когда мы говорим, что снизился уровень потребления в стране, к сожалению, он не снизился, он перетек в другую форму. Если раньше у нас цены поднялись на 20-30% по разным видам продуктов, а заработные платы выросли всего на 11%. Люди привыкли к уровню определенному потребления. Поэтому на 22% выросло потребкредитование. То есть потребление перетекло в кредитование. Раньше была зарплата, сейчас больше кредиты начали брать», – сказал председатель президиума Национальной палаты.

В стране есть состоявшиеся и перспективные отечественные производства, но из-за отсутствия сбыта они загружены лишь наполовину. Настало время реализации политики «разумного протекционизма» и развития импортозамещения, подчеркнул Тимур Кулибаев.

«Необходимо эффективное использование потенциала внутреннего спроса и мер защиты внутреннего рынка. Приоритетной задачей должно являться насыщение потребностей продовольственной корзины – сахар, сыр, творог, мясо, молоко. Она составляет более половины расходов наших граждан. Сегодня реальность такова, что государство является основным платежеспособным заказчиком. Доля регулируемых закупок по отношению к ВВП составляет 25%. Общий объем закупок – порядка 15,8 трлн тенге. Из них 2,1 трлн тенге составляет прямой закуп товаров обрабатывающей промышленности. Необходимо максимально использовать этот потенциал и пустить спрос в нужное русло. Сейчас доля местного содержания в закупках составляет всего 30%. В среднесрочной перспективе (три-пять лет) ее необходимо увеличить в 2-2,5 раза», – отметил он.

Депутат Татьяна Яковлева поинтересовалась о том, как влияют на качество и безопасность услуга и товаров бизнеса моратории на проверки. С 2020 по 2022 годы в республике начнет действовать новый запрет на проверки.

«Согласно поручению главы государства на 2020-2022 годы вводится мораторий на проверки субъектов микро- и малого бизнеса. Проверки сохраняются лишь по семи основаниям. Скажите, пожалуйста, есть ли у Национальной палаты «Атамекен» анализ эффективности предыдущих мораториев на проверки? Как будет обеспечиваться безопасность потребителей товаров и услуг? Может ли НПП «Атамекен» предложить механизмы взаимной гарантии добросовестного бизнеса?» – спросила парламентарий.

Заместитель предправления Нацпалаты Рустам Журсунов напомнил, что в Казахстане уже проведено два моратория в периоды с 2008 по 2009 год и с 2014 по 2015 год.

«Мы посмотрели статистику за 2014-2015 годы. По всем позициям увеличения нарушений и ЧП не было. Увеличилась лишь статистика по пищевым отравлениям. И рост достаточно большой. Именно поэтому в мораторий включены два очень существенных пункта. Первое – мораторий не распространяется на профилактический контроль и надзор с посещением центров отбора продукции для осуществления мониторинга безопасности. Второе – проверки субъектов оценки соответствия и сертификации тоже могут проводиться. Эти два пункта ранее не были предусмотрены. Они как раз направлены на предотвращение пищевых отравлений. Мы со своей стороны, как бизнес-ассоциация, в рамках встречных обязательсьв и ответственности также сейчас достаточно активно работаем и с Министерством здравоохранения, и с предпринимателями по совершенствованию санитарных правил, а также переходу на международные стандарты», – пояснил Рустам Журсунов.

Карина Алимова

Бизнес направил премьер-министру 10 мер борьбы с пандемией

«Где я возьму лекарства, если заболею?», – снять этот вопрос с короновирусной повестки для казахстанцев предлагает Палата предпринимателей «Атамекен».

29 Июнь 2020 17:00 967

Бизнес направил премьер-министру 10 мер борьбы с пандемией

На минувшей неделе НПП направила премьер-министру Аскару Мамину сразу 10 конкретных предложений по улучшению эпидобстановки, помощи населению и врачам. Пакет мер сформирован экспертами Палаты совместно с представителями медицинского сообщества в рамках обсуждений на площадке НПП.

Одна из мер – доставка больному на дом коробки со всеми необходимыми лекарствами. Причем домашнее лечение должно проходить по установленному алгоритму, под наблюдением участкового врача, подключая возможности онлайн-консультаций, считает зампред Палаты Юлия Якупбаева.

«Лекарства больным должны покрываться из средств Фонда медицинского страхования. Если люди будут знать, что они будут обеспечены медикаментами, ажиотаж в аптеках и чувство неуверенности в завтрашнем дне спадут. Предложили Минздраву, Фонду и СК – Фармации проработать этот механизм», – сообщила Якупбаева.

Инициатива выглядит своевременно с учетом того, что госпитализировать теперь будут не всех и многим придется лечиться на дому.

Напомним, на днях для Службы 103 утвердили новую схему маршрутизации и алгоритм оказания медпомощи пациентам с подозрением на КВИ. Бригада скорой на месте оценит состояние пациента по показателям сатурации (уровня кислорода в крови), температуры, наличию одышки. И, если данные не критичны, а пациент моложе 60 лет и не имеет побочных заболеваний, то в стационаре человеку откажут и передадут его под наблюдение участкового врача. Ранее, отметим, глава столичной станции скрой медпомощи Мурата Оразбаева сообщал СМИ, что с 1 июня по итогам вызовов по Казахстану госпитализировалось около 70% обратившихся. А нагрузка на скорую в среднем по стране выросла с привычных 18 тысяч вызовов до 22 тысяч.

«Учащаются жалобы со стороны населения, что люди болеют семьями, а скорая помощь не приезжает по несколько дней. Отсутствуют алгоритмы лечения COVID-19 на дому для пациентов средней тяжести. Стационары, лаборатории, поликлиники – перегружены. (…) На местах практически невозможно сдерживать рост заболеваемости», – говорится в обращении НПП к Правительству.

Авторы документа, кроме бесплатной доставки лекарств больным, предлагают также немедленно создать централизованную диспетчерскую службу, которая бы осуществляла онлайн-консультации пациентов, в том числе из регионов.

Кроме того, заявлено о необходимости дополнительно закупить лабораторное оборудование и тесты для ПЦР-исследований, аппараты КТ и ИВЛ. Центры компьютерной томографии, по мнению авторов обращения, должны работать круглосуточно. По опыту других стран маски и другие средства защиты нужно выдавать бесплатно социально уязвимым группам населения и сотрудникам системообразующих производств.

Еще один пункт – ускорить принятие Дорожной карты развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности, то есть задействовать все возможности казахстанских производителей для выпуска лекарств и средств защиты.

Частные медорганизации, по словам Якупбаевой, готовы помогать властям в борьбе с пандемией, однако требуется ускорить снятие различных ограничений.

«Вот мы вначале снимали ограничения для частных лабораторий, достаточно долго это делалось. А сейчас частные клиники готовы участвовать, частные аптеки готовы участвовать в госзаказе, чтобы эти лекарства для больных продавались и в частных аптеках. Нужно поправить нормативные акты Минздрава, все это обсуждалось неоднократно», – добавила спикер.

Все десять предложенных мер, по ее мнению, полностью реализуемы.

«Я думаю, что все эти меры реальны, абсолютно реализуемы. Зависит от того, насколько Министерство здравоохранения готово оперативно их внедрять. Но, договоренность уже есть, понимание есть, будем совместно отрабатывать. Первый вопрос – насчет алгоритма лечения на дому – он уже принят. Следующее – нужно диспетчерскую службу делать. Дальше – остальные вещи – параллельно, и закуп КТ, ИВЛ и тестов. Все это постепенно делается, просто нужно быстрее!», – подчеркнула зампред Палаты предпринимателей.

Виктория Кучма


Подпишитесь на наш канал Telegram!

«Бизнес продолжает стагнировать»

В условиях нового локдауна частному сектору необходимы беспрецедентные меры поддержки.

26 Июнь 2020 08:49 1151

«Бизнес продолжает стагнировать»

Фото: atameken.kz

Бизнесу нужны беспрецедентные меры поддержки в условиях нового локдауна. Об этом на своей странице в сети Facebook написал член правления – первый заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.

Он подчеркнул, что ограничительные меры оправданы, если рассматривать вопрос с точки зрения эффективности для снижения распространения коронавируса. Однако приостановка работы бизнеса в выходные дни идет не в пользу предпринимателей.

«Мы должны учесть, что до 40% от общей выручки приходится на выходные!

«Атамекен» анализирует последствия ограничительных мер на бизнес. Для примера: в розничной торговле за январь-май текущего года объемы продаж «просели» на 16,2%. В транспорте объем оказанных услуг за аналогичный период снизился на 38,4%. Больше всех пострадали отели, рестораны и кафе – 52,6%», – привел статистику Эльдар Жумагазиев.

Опрос НПП, в котором принимали участие 21 199 предпринимателей после снятия режима ЧП, показал, что только в гостиницах, ресторанах, кафе в бессрочный отпуск будут направлены 45% работников, а 17% будут сокращены, в оптовой и розничной торговле – 27% и 7% соответственно.

«В течение последних трех месяцев «Атамекен» на постоянной основе информирует правительство о проблемах предпринимателей. Согласно опросам, отсрочка займов и уплаты налогов оказались наиболее востребованными и эффективными мерами поддержки для бизнеса в период ЧП и после него. Неизбежно вступят в силу новые ограничения. Необходимо в срочном порядке принимать беспрецедентные меры поддержки отраслей экономики», – заявил первый зампред Национальной палаты.

Он также перечислил ранее озвученные на госкомиссии по нераспространению COVID-19 предложения НПП «Атамекен»:

  1. Льготное кредитование действующего бизнеса для сохранения занятости в пострадавших отраслях по опыту РФ. Есть две программы: «ФОТ по 0%» и «Займы под 2%». В них не требуется залог, а кредиты на 75% обеспечены государственной гарантией от Внешэкономбанка. Более того, по второй программе в случае сохранения 90% штата предусмотрено 100% списание, а при сохранении 80% штата – 50% списание основного долга.
  2. Кредитование самозанятых в «серой» зоне. Предлагается разработать и внедрить данную программу со ставкой вознаграждения 2-3% годовых с внедрением встречных обязательств по регистрации бизнеса, сохранению численности занятых, внедрению онлайн-кассы, ERP-системы. Данная программа не только поддержит действующих самозанятых, но и «обелит» данный пласт населения страны.
  3. Внедрить новые подходы в непрерывной работе субъектов бизнеса в условиях пандемии: установление четких санитарных норм и требований; внедрение цифрового контроля за соблюдением санитарных требований с четким разделением ответственности бизнеса и населения; внедрение «Электронного санитарного паспорта предприятия» (согласие предприятий на установку дистанционного контроля); усилить контроль за долей местного содержания со стороны МИО, пересмотр способа закупок. Необходимо создавать максимальный внутренний спрос для отечественных товаров за счет регулируемых закупок.
  4. Решить системные проблемы бизнеса за счет внедрения «умного» регулирования предпринимательства с «чистого листа» с учетом опыта Грузии, Эстонии и других стран Восточной Европы. Реализация проекта «Правительство для бизнеса».
  5. Создать единый ситуационный центр по занятости. В рамках данного центра проводить оперативный ежедневный сбор первичных данных с регионов: о состоянии предприятий (в том числе по «простоям», сокращениям и отпускам без сохранения зарплаты); о последствиях карантинных мер; данные по обращениям за отсрочками по кредитам в БВУ и налогам в ДГД.
  6. На основе проведенного скрининга регионов разработать и принять программы развития отраслей экономик для каждой области. Выявить отрасли с наибольшей долей занятости с учетом общей стагнации и начать трудоустройство граждан.
  7. Пересмотреть индикативы всех государственных программ поддержки предпринимательства, упор сделать на необходимость создания постоянных рабочих мест.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!