Вопрос защиты прав потребителей вышел на правительственный уровень. После подготовки первого доклада для президента по этой теме в кабмине, похоже, осознали: далеко не все в этой сфере так гладко, как хотелось бы. А потому во вторник на очередном заседании члены правительства полчаса разбирались, что когда-то пошло не так и что теперь с этим делать.
Поскольку главный уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей – министерство национальной экономики, общую картину представил глава этого ведомства Тимур Сулейменов.
Так, в прошлом году госорганами было рассмотрено свыше 23 тысяч обращений потребителей. Из этого количества на Национальный банк республики приходится 56% обращений, министерство национальной экономики – 19%, министерство здравоохранения и социальной защиты – 11%, министерства энергетики и финансов – по 3% от всех обращений, оставшиеся 10% приходятся на местные исполнительные органы и другие центральные государственные органы.
"Основным предметом обращения является сфера финансовых услуг, где наибольшее число обращений граждан касаются вопросов рефинансирования задолженности, в том числе по валютным займам, и обслуживания банковских займов. В здравоохранении объектом жалоб являются качество и своевременность оказания медицинских услуг. В сфере ЖКХ – повышение цен и тарифов на услуги естественных монополий и общественно-значимых рынков, а также качество услуг КСК и управляющих компаний. В розничной торговле – невыдача контрольно-кассовых чеков, обвешивание, обсчет потребителей, отсутствие сертификатов качества", – перечислил "больные" сферы министр.
Он отметил, что законодательство в сфере защиты было усовершенствовано, добавлены новые, более жесткие нормы, сокращающие возможности манипуляций для недобросовестных продавцов и поставщиков услуг. Усилена и роль общественных объединений в системе защиты прав потребителей, расширены их права и обязанности в части представления интересов потребителей в судах и государственных органах. Однако именно у них не все "гладко": из 174 зарегистрированных общественных объединений в этой сфере фактически действуют лишь 65, или 40%. При этом "общественные объединения постоянно испытывают дефицит финансирования".
Для комплексного решения проблем предлагается пакет мер, включающий имплементацию в национальное законодательство прогрессивных норм стран ОЭСР, развитие потребительской грамотности. Наряду с этим предлагается сместить акцент в сторону общественности.
"В условиях сокращения контрольных функций государства повышение уровня защиты прав потребителей может быть обеспечено путем создания эффективного механизма общественного контроля, реализуемого как объединениями предпринимателей (НПП), так и потребителей. Для этого необходимо определить устойчивые источники финансирования. Мы считаем, что это может быть и размещение государственного заказа, а также развитие института подачи групповых исков в интересах неограниченного круга граждан по аналогии с развитыми государствами", – рассказал господин Сулейменов.
Отдельное внимание предлагается уделить электронной торговле. Министр отметил, что именно с развитием этого сектора возросло количество жалоб на качество товаров, невозврат денег потребителям, срыв или отсутствие поставок товара. В этой связи "необходимо регламентировать участников электронной торговли и их ответственность перед потребителями".
Глава Национальной лиги потребителей Светлана Романовская также акцентировала внимание на том, что без внедрения потребительского образования попросту не удастся достигнуть должного уровня развития в этой сфере.
"Нам надо организовать школу потребителя. Сейчас мы проводим вебинары, но это тоже на таком большом уровне. Потому что мало об этом информации", – сказала она.
"Мое предложение – расширить эту базу вовлеченных", – сообщила она.
Госпожа Романовская считает целесообразным в школах, колледжах и вузах внедрить обязательное потребительское образование, а также активнее вести разъяснительную работу через СМИ. Еще одно предложение лиги – создать базу экспертов в разных сферах, способных изучить и дать оценку тому или иному товару и услуге.
Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, выслушав присутствующих, поручил госорганам работать в этом направлении более жестко.
"Поручаю миннацэкономики, центральным и местным исполнительным органам занять жесткую позицию в вопросе защиты прав потребителей", – подытожил он обсуждение.
Ирина Севостьянова