Руководитель ассоциации казахстанского интернет-бизнеса Константин Горожанкин заявил, что ни проекты, ни индикаторы программы "Цифровой Казахстан" с интернет-бизнесом никто не обсуждал.
"Мы очень долго проговаривали те инициативы, которые, на наш взгляд, должны быть в программе. С ноября прошлого года было несколько встреч, в июне вышла презентация в правительстве. Но из наших инициатив взяли всего одну строчку. Появилось много других проектов на 200 миллиардов тенге. Мы спрашивали, как это могло случиться, и нам ответили, мол, не переживайте, ваши предложения там тоже есть", – сказал г-н Горожанкин в ходе выступления на международной конференции MobiEvent 2017 в Алматы.
По его мнению, KPI-программы очень слабые. Большая часть из них – это те показатели, которые в стране уже достигнуты. К примеру, в программе указано, что в 2017 году доля интернет-экономики составит 0,2% от ВВП страны, в 2025 году – 2,3% или, 262 тысячи. Однако, по данным ассоциации, eCommerce уже преодолел планку, поставленную правительством. К тому же некоторые индикаторы, указанные в документе, будут в любом случае достигнуты, даже если госпрограмму не примут.
Например, такой показатель, как доля пользователей Интернетом, к 2025 году должен достичь 81%, уровень цифровой грамотности населения – 81,5%.
"Это "бомба", которая говорит о том, что программа будет выполнена железно. Но насколько нам от этого станет лучше или хуже? И почему страна должна заплатить за это своими налогами 250 миллиардов тенге? Эти показатели вырастут и без определенных программ", – заметил глава ассоциации.
Напомним, что на совещании по вопросам цифровизации страны глава государства нелестно отозвался о госпрограмме "Цифровой Казахстан" и потребовал посчитать, какие финансовые выгоды принесет ее реализация.
"Сколько же собираются выручить наши разработчики программы? Мы ничего не услышали здесь. Потратить собираемся к 2021 году 251 миллиард тенге. Я посчитал большие проекты, которые вы мне дали. А какая отдача от этой программы? Цифр нет. То есть если так будем работать, то деньги на ветер или для воровства. Поэтому давайте уточним наши цели", – отметил глава государства на совещании по вопросам цифровизации страны.
Однако, по словам г-на Горожанкина, ни программисты, ни предприниматели не просили денег, а лишь определенные условия для бизнеса. Он сообщил, что в Казахстане большую долю рынка занимают такие интернет-магазины, как Amazon, eBay и китайский онлайн-ритейлер Alibaba. Сейчас ежедневно казахстанцам через Alibaba приходит 8000 посылок. В ноябре ожидается 11000 посылок, в декабре еще больше. Для сравнения, АО "Казпочта" может выдержать 16000 посылок. Если будет приходить больше отправлений, то придется менять всю структуру почты.
Г-н Горожанкин отметил, что у мелких интернет-магазинов очень мало шансов выиграть у крупных игроков. Поэтому ассоциация просила у правительства определенные послабления по налогам, при этом о деньгах речь не шла. По его словам, интернет-бизнес так и не был услышан правительством. Тогда члены ассоциации предложили использовать безналоговую зону – ПИТ "Алатау", чтобы интернет-магазины могли туда заходить. Г-н Горожанкин сообщил, что ассоциацией также был изучен опыт других стран, где была проведена мощная PR-компания торговых операций в Интернете. После многочисленных обращений к местным властям акимат Алматы обещал выделить 50 билбордов на повышение интереса у граждан к е-commerce.
По словам Константина Горожанкина, интернет-бизнесом было выдвинуто много предложений, но большинство из них не было принято, а если и принято, то с искажениями.
"Мы так долго пробивали электронные счета-фактуры. Кто их сейчас использует? – спросил он. – Наше правительство сделало это ужасно "криво". Электронные счета-фактуры ввели, но забыли, что есть еще просто счета и акты выполненных работ. И все эти документы приходится отправлять почтой через курьера. И если мы не будем контролировать, как будет реализовываться программа, таких моментов будет много".
В данный момент доработкой госпрограммы "Цифровой Казахстан" занимается спецкомиссия при президенте.
Римма Гахова