DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 310,28 Brent 36,55
Премьер-министр Казахстана пообещал «подъёмные» льготы IT-легионерам

Премьер-министр Казахстана пообещал «подъёмные» льготы IT-легионерам

Цифровизация требует инвестиций в телекоммуникационную инфраструктуру, но денег на обеспечение всего населения страны широкополосным Интернетом в бюджете нет.

06 Ноябрь 2018 11:50 5453

Премьер-министр Казахстана пообещал «подъёмные» льготы IT-легионерам

Автор:

Айсулу Тимурова

Фото: etoday.kz

Казахстан имеет огромные масштабы, по размерам это девятая страна в мире, с очень маленьким населением, разбросанным по всей территории. Именно поэтому часть населения, проживающая в удалённых населённых пунктах обречена на некачественный либо и вовсе отсутствие Интернета. Об этом прямо заявил премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев в рамках Международного инновационного форума Digital Bridge, стартовавшего 5 ноября.

«Почти семь тысяч населённых пунктов в Казахстане. Если мы будем доводить до каждого широкополосный Интернет, у нас вообще средств не хватит, и, пока мы доведём до последнего аула, может быть, технологии будут другие и в этом не будет необходимости. Поэтому мы выбрали для себя вариант другой – мы будем развивать основные опорные сёла, их более тысячи, и те, которые будут в первую очередь развиваться, и там будет предоставляться широкополосный Интернет, эту работу мы к 2021 году завершим. Это амбициозная задача, которую должны очень быстро решить», – подчеркнул он.

Как ранее abctv.kz комментировал министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, в Казахстане около четырёх тысяч сёл, где в той или иной степени не работает качественный Интернет. В них проживает около 10% населения. В то же время, как отметил в ходе форума министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Константин Носков, развитие цифровой экономики немыслимо без создания инфраструктуры широкополосного Интернета.

«И если в Эстонии этот вопрос в целом решён ввиду компактности страны, для Казахстана и России вопрос доступности широкополосного Интернета остаётся крайне актуальным, и это важнейшая задача на пути строительства цифровой экономики», – посоветовал российский гость.

Несмотря на обречённость весомой части на качественный Интернет, глава казахстанского кабмина, Бакытжан Сагинтаев, рассказал иностранным и отечественным участникам форума, что делается в Казахстане для развития цифровизации, подробно остановившись на новой правовой основе для развития стартап-бизнеса.

«Мы в стартап-хабе собрали всех желающих, кто хочет работать и имеет перспективные проекты. Если вы хотите базироваться в Астане, вы получите бесплатное рабочее место, вы получите наши гранты, для того чтобы какой-то продукт создавать, облегчённые рабочие визы, преференции по налогам, преференции по привлечению специалистов, возможность получения жилья. От вас требуются только ваши мозги. Приезжайте в Казахстан, творите и создавайте продукт, чтобы было обозначено: «Создано в Казахстане», – обратился к гостям премьер Казахстана.

По словам Носкова, при развитии цифровой экономики многие страны совершенствуют нормативно-правовую базу, но здесь важно снимать юридические барьеры и давать максимальную свободу для бизнеса.

«Мы, может быть, даже ещё не представляем, каким будет новый бизнес, на чём он будет зарабатывать деньги и как оказывать сервис. Это особенность цифровой экономики, мы все движемся туда, где никто ещё не был. Рождаются технологии и сервисы, которых никогда ещё не было. Поэтому государству тяжело быть в этом плане первопроходцем и создавать нормативную базу, мы скорее должны либерализовывать её и делать свободной, чтобы дать возможность развиваться новому бизнесу и новым компаниям», – отметил эксперт.

Технический директор Cisco Systems Netherlands B.V Жанибек Утепов подчеркнул, что прежде он работал в нефтегазовой отрасли и занимался автоматизацией технологических процессов. По его мнению, в первую очередь при развитии цифровизации нужно развивать связь.

«Сейчас мы говорим про «Индустрию 4.0», о каких-то там облаках, но если посмотрим вокруг, то у нас наследие, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность в большинстве своём не имеет даже зачатков «Индустрии 3.0». Мы находимся в «Индустрии 2.0», нам надо это объективно признать», – отметил он.

Жанибек Утепов обратил внимание на то, что «Индустрия 4.0» – это философия заставить машины работать с машинами.

«Давайте обратимся к первоисточнику. «Индустрия 4.0» появилась в Германии. Почему они пришли к этому моменту? «Индустрия 4.0» – это не какая-то технология, это комплекс технологий, который позволяет ведущим экономикам мира стать экономически выгоднее, производить более дешёвую продукцию и выходить на мировые рынки. У нас, к сожалению, автоматизация идёт сверху вниз. То есть мы внедряем сначала систему, а потом пытаемся насытить её данными. Я не побоюсь этого слова, потому что статистика вводится вручную, и это надо признать», – подчеркнул эксперт.

Менеджер по развитию международного бизнеса Amazon Нитин Миттал также согласен, что при цифровизации нужно обращать внимание прежде всего на экономическую целесообразность проектов. Технологии, которые внедряются, должны быть реальными.

«IT-индустрия часто продаёт модные слова, люди на местах не понимают, что стоит за этими модными терминами. Поэтому большое количество IT-проектов провальны, потому что культура такова, что люди противятся изменениям, и нам нужно изменить посыл. Работая, например, в Чили, не говорите об «Индустрии 4.0» и искусственном интеллекте, говорите о том, как наша технология улучшится, как мы уменьшим потери и как мы улучшим жизнь конкретного рабочего на фабрике», – резюмировал представитель Amazon.

Айсулу Тимурова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Магазины от Цукерберга. Что, если они появятся в Казахстане?

Основатель Facebook, американский миллиардер Марк Цукерберг анонсировал открытие бесплатных онлайн-магазинов для малого и среднего бизнеса.

21 Май 2020 09:36 4522

Магазины от Цукерберга. Что, если они появятся в Казахстане?

Фото: rbc.ru

«Основная идея заключается в том, что любой малый бизнес легко может открыть магазин, чтобы продавать вещи прямо через наши приложения (Facebook и Instagram)», – написал он на своей странице.

По его словам, это стало своего рода ответом на экономические последствия от Covid-19, когда наибольший финансовый удар от пандемии получил МСБ.

Продажи можно будет делать в режиме реального времени, используя для общения с клиентами такие мессенджеры, как Messenger и WhatsApp.

Известно, что в США Facebook Shops уже заработали. Instagram Shop запустят этим летом.

Что, если такие магазины откроются и в нашей стране, как это отразится на рынке, корреспондент inbusiness.kz поинтересовался у экспертов.

По мнению главы Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константина Горожанкина, как быстро это дойдет до Казахстана – это вопрос, потому что многие новшества задерживаются в Америке и к нам не приходят.

«Я думаю, мы узнаем об этом в ближайшие дни. То, что делает Цукерберг, однозначно повлияет на рынок, потому что большое число людей, которые не в состоянии сделать себе интернет-магазины, торгуют в Instagram. И выглядит это так: они выставляют товары, покупатели им звонят и договариваются о покупке. Цукерберг теперь решил это все монетизировать и сделать удобный интернет-магазин внутри Facebook и Instagram. Как это может отразиться на торговле? Число мелких интернет-торговцев резко увеличится, потому что на карантине люди понимают, что надо как-то зарабатывать деньги, раз государство не дает выходить на улицу, то, значит, они будут зарабатывать через Интернет», – говорит он.

По его словам, это было бы хорошим подспорьем для малого бизнеса.

«Наши большие маркетплейсы типа Flip.kz, Lamoda, Kaspi не принимают их товары, потому что они очень маленькие (по объему продаж) для них и не могут обеспечить должного качества. Эти люди торгуют на Olx.kz, Satu.kz, market.kz, и думаю, что магазины от Цукерберга могут стать их главными конкурентами. Это на каком-то этапе может привести к уходу этих маркетплейсов с рынка, потому что появится сильный игрок. Конечно, тут все зависит от того, как он выстроит этот магазин, насколько он будет удобен пользователям. Но подозреваю, что он все сделает правильно и будет уделять ему должное внимание», – говорит он.

Позитивный тренд в создании магазинов в приложениях крупных соцсетей видит директор департамента E-commerce АО «Центр развития торговой политики QazTrade» Мира Жанабергенова

«Новшество компании станет толчком к развитию онлайн-торговли, что особенно актуально в период пандемии коронавируса, когда многим предприятиям пришлось переориентировать свой бизнес и перейти на онлайн-площадки», – считает она.

По ее данным, сегодня в Казахстане действуют более 2 тыс. интернет-магазинов. Объем рынка электронной торговли Казахстана только за 2019 год увеличился в 1,8 раза и превысил 700 млрд тенге. В 2019 году количество активных покупателей выросло на 72% и составило 3,2 млн человек. В 2018 году – 2,3 млн человек.

«Это говорит о существенном потенциале роста. Тем самым инструмент, вводимый Facebook, позволил бы нашим МСБ быстрее адаптироваться к новым реалиям и придать дополнительный импульс развитию электронной торговли в Казахстане», – говорит Мира Жанабергенова.

Президент Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров считает Facebook политизированным в Казахстане, а потому непривлекательным для покупок. А вот в Instagram торговля давно уже идет, и неплохо.

«С другой стороны, такая площадка позволит легализовать торговые точки для владельцев магазинов, кто еще торгует «в черную», без налогов», – говорит он.

Он отмечает, что Instagram является зарубежной площадкой и там очень много регистрируется случаев мошенничества. Поэтому доверия больше местным игрокам.

«На рынке онлайн-торговли появление еще одного направления отразится только в незначительной части увеличения объемов продаж. Владельцы онлайн-магазинов больше расходуют средств в социальных сетях на рекламу, чем получают доход. Не следует забывать, что Казахстан слишком маленькая страна по численности населения, чтобы вызывать большой интерес для мировых игроков онлайн-торговли. Но в то же время наша страна привлекает большой платежеспособностью населения как местных участников, так и зарубежных. Т. е. наша страна – это «палка о двух концах», когда, с одной стороны, нас очень мало, а с другой, мы хорошо оплачиваем свои покупки», – говорит он.

Сколько Facebook получает за продвижение товаров/услуг от казахстанцев? Ведь магазины, скорее всего, будут платить ей ту же рекламу. Такими данными эксперты не располагают.

«К сожалению, в публичной сфере таких данных нет. Только если сама компания не сообщит об этом. Все остальные данные относятся к категории предположений и оценочных мнений», – говорит Шавкат Сабиров.

По словам Константина Горожанкина, правительству следует быть в курсе такой отчетности от Google и Facebook.

«Разные правительства по-разному решают этот вопрос. Некоторые требуют, чтобы они открывали представительства в этих странах и платили налог, некоторые – просто регистрацию и уплату налогов, как это сделано в Узбекистане. Пока Казахстан не примется за это дело основательно, мы будем в неведении этой статистики», – говорит он.

Айгуль Тулекбаева

Цифровизация глазами бизнеса

Как предприниматели оценивают уровень технологического развития отраслей в Казахстане.

07 Май 2020 08:00 1890

Цифровизация глазами бизнеса

Технологическое развитие цифровых технологий, коммуникаций связи и информации в Казахстане, согласно независимому рейтингу «Деловой климат 2019» НПП «Атамекен», оценивается предпринимателями сравнительно высоко. Хуже обстоят дела в глазах бизнеса с технологичностью в машиностроении, сборочных производствах.

Общее технологическое развитие частного сектора оценивается ниже среднего. По четырехбалльной шкале показатель по внедрению инноваций и модернизации предприятий составил 2,5 балла.

Наиболее высокая цифровизация в региональном разрезе в 2019 году отмечается в Мангистауской и Акмолинской областях. Последние позиции занимают Костанайская, Павлодарская и Западно-Казахстанская области.

Если говорить о внедрении цифровых технологий в отраслевой разбивке, то лидирующими сферами стали: электроснабжение, водоснабжение и ТБО. Сельское хозяйство и торговля отстают, показали результаты опроса.

Как отмечается в исследовании, цифровые технологии больше всего применялись в коммуникациях, банках, сдачах отчетности и цифровизации систем безопасности.

Использование современных технологий в коммуникациях, банковской деятельности, при сдаче отчетности высоко оценивается в Нур-Султане, Акмолинской и Актюбинской областях, в сферах образования, электроснабжении и строительстве.

Чаще всего внедрялись инновации в системе безопасности. Особенно в этом преуспели в Западно-Казахстанской, Кызылординской и Атырауской областях, а также в таких отраслях, как: проживание и питание, обрабатывающая промышленность, здравоохранение.

Отметим, социологическое исследование «Деловой климат 2019» проводилось с сентября по ноябрь минувшего года. Участниками опроса стали 3091 представитель малого и среднего предпринимательства. По результатам данной работы выработаны рекомендации по улучшению ситуации в сфере технологического развития.

В частности, отмечается о необходимости принятия программы развития местных электросетей, трансформаторных подстанций и других коммуникаций, которые в данный момент не могут обеспечить потребности бизнеса и производства, при существующем профиците по республике в размере 10-15% из-за изношенности местных коммуникаций. Также рекомендуется обеспечить независимый аудит качества выполнения технологических, строительных работ при государственных закупках. Заявляется о необходимости создания программы, аналогичной дорожной карте бизнесае, в сфере развития технологических и научных частных предприятий. Помимо этого, государству нужно поддерживать специалистов в сфере технологий. Регионы и населенные пункты нуждаются в широкополосном Интернете.

Автоматизация налогового администрирования

Одним из наиболее автоматизированных госорганов по оказанию госуслуг в Казахстане, отмечают в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», является комитет государственных доходов министерства финансов РК. Комитет внедрил контроль прослеживаемости товаров, работ и услуг на базе ЭСФ. Также в КГД имеется централизованная база данных, что позволяет вести аналитический контроль центральным аппаратом. Однако в системе налогового администрирования есть несовершентства. Так, полагают в НПП, требует пересмотра система налогового контроля, которая бы не доставляла сложностей налогоплательщикам.  

В Казахстане для всех налогоплательщиков действует единственный электронный сервис «Кабинет налогоплательщика». Это не позволяет направлять адресную информацию, подавать в электронном виде запросы в налоговый орган для получения информации, необходимой для исполнения налогового обязательства.

Также в Казахстане поэтапно вводилось применение онлайн-ККМ, внедряется трехкомпонентная интегрированная система (онлайн-ККМ, складской учет и POS-терминал). В этой связи имеет смысл рассмотреть вопрос отмены требования по представлению налоговой отчетности налогоплательщикам, использующим ТИС.

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: