"А те, кому 50 и меньше, для них война – это нормальное, естественное состояние жизни. В том числе война как бизнес. А если что-то становится бизнесом, очень трудно от этого избавиться. Например, если переключить Афганистан с выращивания опийного мака на пшеницу или хлопок, то резко возрастет водопотребление. А воды и так нет. Река Амударья уже сегодня не доходит до Арала. Если еще и Афганистан увеличит свою водную квоту, то ситуация еще более осложнится", – пояснил г-н Назаров, выступая в ходе очередного заседания экспертного клуба "Мир Евразии" на тему "Центральная Азия после 2021 года: вызовы и возможности", сообщает inbusiness.kz.
Он напомнил, что в последнее время нередко поднимается вопрос о том, чтобы рассматривать Центральную и Южную Азию как некое единое пространство, где в самой его сердцевине оказывается Афганистан.
"Нам все время навязывают Афганистан как неотъемлемую часть Центральной Азии. Приходится вновь и вновь объяснять, что мы под Центральной Азией понимаем постсоветскую пятерку государств. А "приклеивание" Афганистана бессмысленно", – считает г-н Назаров.
Он напомнил, что страны Центральной и Южной Азии были единым пространством до середины XIX века. И бывшая имперская, а затем советская граница по Амударье – это не пространственная, а временная граница.
"Там, за речкой, живут наши же народы. Но это другие таджики, узбеки, туркмены. Мы были такими 150 лет назад, ведь случился огромный культурный разрыв", – подчеркнул узбекский эксперт.
По его мнению, одна из основных проблем Афганистана в том, что он не прошел колониальную школу. У пуштунов, которые проживали в составе Британской империи, а ныне являющихся гражданами Пакистана, сегодня уровень грамотности в четыре раза выше, чем у пуштунов Афганистана, которые там являются титульным этносом.
"А о том, какой культурный разрыв имеется между таджиками, узбеками и туркменами по две стороны Амударьи, даже бессмысленно говорить, все это прекрасно понимают. Достаточно сказать, что уровень грамотности в постсоветских странах Центральной Азии не ниже 97%", – отметил г-н Назаров.
С другой стороны, директор Центра геополитических исследований, профессор Российско-Таджикского университета (Таджикистан) Гюзель Майтлинова, напротив, считает, что объединение стран Центральной и Южной Азии экономически и культурно важно.
По ее мнению, Центральная Азия – это не только пять республик бывшего СССР, по определению ЮНЕСКО, она включает в себя часть Индии, Пакистана, часть Ирана, весь Афганистан и западные регионы Китая.
"В современной Центральной Азии идет процесс восстановления геополитической целостности региона, опираясь на исторически сложившиеся экономические и культурные связи. К настоящему времени восстановлен северный вектор политической, экономической, военной, культурной интеграции на пространстве СНГ. Однако богатые природные ресурсы новых государств оказались в ограниченном транспортном пространстве, с минимальными выходами на мировые рынки и сравнительно слабо развитой сетью коммуникаций в южноазиатских странах", – отметила г-жа Майтлинова.
Она напомнила, что для стран Центральной Азии, не имеющих доступа к южным морским коммуникациям, важны транзитный потенциал Афганистана и стабильное развитие этой страны.
"Тогда перед ними открываются возможности тесного взаимодействия при реализации коммуникационных проектов в южном векторе, открывающих для них коридоры экономического и гуманитарного развития. В конечном итоге восстановление геополитической целостности региона и модернизация стран Центральной Азии будут способствовать формированию нового важного полюса развития в полицентричном мире", – подчеркнула таджикский эксперт.
Она напомнила, что за последние годы в результате строительства международных автомагистралей и присоединения Таджикистана к дорогам Афганистана, Китая и Кыргызстана, открытия железной дороги и 16 пограничных пунктов с Узбекистаном таджикское государство вышло из коммуникационного тупика.
Однако ее узбекский коллега Равшан Назаров считает ошибочным рассматривать Афганистан исключительно как транзитную территорию, по которой должна пройти железнодорожная ветка Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар и далее к Индийскому океану. Другой вариант – это ветка Мазари-Шариф – Герат – Мешхед и затем к портам Ирана.
"К сожалению, никто всерьез не рассматривает варианты, при которых Афганистан – это некий самостоятельный субъект с действующей развитой инфраструктурой", – резюмировал г-н Назаров.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!