Павлодарский фермер намерен судиться с местной ветеринарной инспекцией. Из-за неясностей с документами он не может зарегистрировать скот в информационной системе. Заемщики требуют немедленного возврата денег, а чиновники "душат" предписаниями.
Версия фермера
В 2019 году крестьянское хозяйство "Ынтымак" получило заемные средства по программе "Сыбага" на приобретение племенного крупного рогатого скота герефордской породы. Договор купли-продажи на 50 голов скота Алтынбек Алдамжар, глава КХ, заключил с российской компанией – ООО "Варшавское".
Отобранные животные в соответствии с казахстанским законодательством были поставлены на карантин сроком на 30 дней – сначала на территории России, а после уже в Казахстане. После этого фермер получил от россиян сертификат об отсутствии у животных каких-либо заболеваний.
Проблема в том, что крестьянское хозяйство уже несколько месяцев не может зарегистрировать КРС в системе животноводства ИАС и базе ИСЖ РК. В качестве причины отказа указывают, недостоверный ветеринарный сертификат № 1, ранее выданный российской стороной. Далее из-за отсутствия данной регистрации у крестьянского хозяйства возникли трудности с подтверждением целевого назначения кредитных средств.
Павлодарский филиал Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства выдвинул требования по возврату выделенных средств – 26,4 млн тенге, а также штрафных санкций в размере 25% от суммы. В совокупности сумма составляет 33 млн тенге.
В феврале 2020 года в адрес крестьянского хозяйства выносится предписание об устранении нарушений и требований законодательства РК. Ветеринарно-санитарный инспектор потребовал вывезти скот в течение 15 дней, потому что ввоз животных был осуществлен с нарушением действующих законов Казахстана.
"Вроде бы все предоставили мне. Через таможню пропустили меня, а здесь теперь другое требуют. Какие вопросы могут быть? Если бы скот больной или некачественный был, я бы ничего против не имел", – делится недоумением inbusiness.kz Алтынбек Алдамжар.
По его мнению, далеко не все фермеры грамотно разбираются в юридических тонкостях. Но в таком случае нужно искать другие какие-то варианты. А в Казахстане государство вместо помощи сразу на хозяйственника вешают всю вину. Также он не понимает, почему, если с документами был непорядок, его пропустили таможня и карантинные службы обеих стран. Однако никаких мер предпринято не было, животные беспрепятственно проделали весь путь до Баянаульского района.
Версия чиновников
По словам же Рашида Нурбекова, руководителя Павлодарской областной территориальной инспекции комитета ветеринарного контроля и надзора, ситуация была иная. В октябре прошлого года в ведомство поступило обращение от КХ "Ынтымак" на ввоз из Пензенской области 50 герефордов. Параллельно с этим был согласован маршрут следования.
В ноябре 2019 года, по словам руководителя ветинспекции, скот приехал без ветеринарных сопроводительных документов. Бумаги обещали довезти позднее. Их представили примерно в середине декабря, и там значилась уже Свердловская область. Данный регион считается неблагополучным по нодулярному дерматиту. Чиновники попросили привести документы в надлежащий вид. После чего они получили подтверждение, что якобы скот был все-таки завезен из Свердловской области.
"Документ был подписан председателем комитета ветеринарного контроля и надзора Утегуловым. По исходящему номеру я запросил оригинал документа, и выяснилось, что бумага была подделана. Фермер сказал, что получил данный документ от свердловского хозяйства. Неясность здесь в том, что договор заключен с Челябинской областью, сертификат выдан Свердловской областью, а маршрут следования – из Пензенской области. Из этих трех регионов благополучной является только Пензенская область. На нее мы разрешение и давали", – заявил Рашид Нурбеков.
Таким образом, по словам чиновника, скот был продан не с полным пакетом документов. Самое главное – нет QR-кода. Это значит, документа нет в системе. А если его нет в казахстанской системе, значит и в российской тоже. Скот уже прошел карантин, но его смогут поставить на учет, только когда привезут документ.
Что в итоге?
По словам Рашида Нурбекова, вопрос необходимо решать с российской стороной либо в судебном порядке. Необходимо определиться, откуда скот. Потому как в договоре указано – с Челябинской области, документы – свердловские, а разрешение – пензенское.
Госорган с пониманием отнесся к проблеме фермера, а потому инспекция пообещала предписание отозвать, чтобы у хозяйства не возникли новые проблемы из-за его неисполнения. Однако фермеру вопрос с документами необходимо решить в кратчайшие сроки. К тому же уже выяснили, что скот оказался здоровым.
"Приведите все документы в надлежащий вид. Мы не можем вбить в базу, потому у нас нет официального документа, чтобы могли легализовать скот. Либо в суд", – сказал Рашид Нурбеков.
"Люди хотят трудиться, чем-то заниматься, приносить пользу семье и обществу. А у нас система бюрократическая, везде шлагбаум ставят. Пришлось нанимать адвоката, оформлять доверенность, чтобы он занимался делами, готовил иск. Я не юрист, я – скотник. Другого выбора у меня нет, придется пытаться через суд доказывать свою правоту", – заявил Алтынбек Алдамжар.
Руслан Логинов