Ужаться в расходах - такова нынче политика всех крупных нефтедобывающих компаний на фоне падения цен на сырье. Первое, что подпадает под финансовые ножницы - это проекты, связанные с геологоразведкой.
В связи с этим, возникает беспокойство о судьбе заявленного ранее проекта "Евразия", на который возлагались большие надежды по увеличению ресурсной базы "черного золота" в Казахстане. Именно с этим проектом специалисты связывали открытие новых месторождений, не уступающих по масштабности Тенгизу или даже тому же Кашагану.
"Международный консорциум по проекту "Евразия" еще не создан", - сообщил вице - министр энергетики Казахстана Асет Магауов, отвечая на соответствующий вопрос журналистов во время пресс- конференции в Службе Центральных коммуникаций.
Г- н Магауов уточнил, что проект "Евразия" планировался не как геологоразведочный, а больше, как исследовательский проект.
"За счет создания международного консорциума предполагалось исследование наиболее глубоких участков недр. Как известно, планировалось дойти до глубины в15 км, но, повторюсь, это был больше исследовательский проект. Он нужен был, чтобы понять структуру и тектонику территории, а уже потом, на основе результатов исследований, предполагалось перспективные участки предоставлять инвесторам на конкурсной основе", - подчеркнул г- н Магауов.
Напомним, проект "Евразия" предполагал изучение потенциала Прикаспийской впадины, 75% которой находится на территории Казахстана, остальные 25% - на территории России.
"Проект "Евразия" попал на период низких цен на сырье, когда даже крупные мировые компании сократили свои бюджеты не только на геологоразведку, но и на эксплутационное бурение. Все понимают, что выгода от таких проектов, как "Евразия", в долгосрочной перспективе. Но, несмотря на это, интерес к проекту сохраняется", - отметил г-н Магауов.
По его информации, правительство Казахстана сейчас работает над вопросом, который касается предоставления ряда преференций участникам будущего консорциума.
Во – первых, речь идет о снятии 12% НДС. Это позволит сэкономить большие суммы, которые могли бы быть направлены на сложные геологические работы.
Во – вторых, речь идет о снятии таможенных пошлин с завозимого для проекта "Евразия" оборудования, так как оно уникально: с его помощью можно будет исследовать пласты на глубине 14- 15 км.
В – третьих, правительство изучает вопрос, чтобы будущий участники консорциума по завершению исследований Прикаспийской впадины могли получить эксклюзивное право на продолжение работ на обнаруженных ими интересных объектах, правда, уже на коммерческой основе.
По информации Магауова, работа над преференциями еще продолжается. И только после ее завершения, республика сможет вести переговоры с инвесторами по подписанию Меморандумов о взаимопонимании.
Несомненно, проект "Евразия" - это стратегический проект, нацеленный на дальнюю перспективу. Чтобы было понятно, приведу такие цифры. Сегодня республика добывает порядка 80 – 81 миллионов тонн нефти. Половину от этого объема дают такие месторождения, как Тенгиз и Карачаганак.
Остальные 50% добываемой нефти приходятся на старые месторождения, давно перешагнувшие свой пик "фонтанирования". Тенгиз, Карачаганак, а потом (если запустят в будущем году) Кашаган " постареют" лет через 20 – 30. А что потом? Нефть еще долгие годы нужна будет миру, несмотря на сланцевую революцию и развитие возобновляемых источников энергии.
По оценке специалистов, ресурсный потенциал Прикаспийской впадины составляет примерно до 40 миллиардов тонн условного топлива. Здесь прогнозируют порядка двух десятков крупных месторождений углеводородов с запасами более 300 миллионов тонн. В случае реализации проекта "Евразия" казахстанские запасы углеводородов могут быть удвоены.
Реализация проекта "Евразия" должна была состоять из трех этапов. Первый включает сбор и переработку материалов прошлых лет. Второй - проведение масштабного исследования. Последний включает бурение новой опорно-параметрической скважины "Каспий 1" на глубину примерно в 14-15 километров. Ориентировочная стоимость трех этапов проекта "Евразия" составляет порядка $500 миллионов.
Кульпаш Конырова