Когда господдержка необходима
Сегодня невозможно дать четкого и однозначного ответа на вопрос, насколько востребованы казахстанские разработки в рамках "Цифрового Казахстана".
Как правило, IT-компании сами приходят со своим идеями и разработками в госструктуры, а там уже выбирают, какие идеи взять сейчас, а какие отложить в долгий ящик. Хорошо, если ты давно на рынке, имеешь определенную репутацию. Впрочем, общую картину зачастую портят фирмы-однодневки, которые что-то быстро сварганили и успешно протолкнули. Когда товар оказывается не высокого качества, тень падает на всех производителей. Лучшая возможность показать товар лицом – участие в выставках.
Поэтому в нынешней ситуации для многих IT-компаний важна поддержка государства в плане сохранения запланированных инвестиций в проекты госорганов на текущий год, сохраняя курс на продолжении цифровизации в стране. В противном случае IT-индустрия может просесть.
Согласно данным председателя комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций НПП "Атамекен" Болата Башеева, по итогам 10 месяцев прошлого года IT-рынок вырос на 9,5%, но количество активных компаний снизилось на 27%.
"Причиной падения является зависимость IT-рынка от реального сектора. Сокращение компаниями затрат автоматически влечет за собой сокращение расходов, в том числе и на услуги IT. Из 6,5 тыс. компаний отрасли активность сохраняют только порядка 4,7 тыс., соответственно, сократилось количество рабочих мест, оценочно на 3-4 тыс.", – говорит председатель комитета.
С точки зрения управляющего директора ассоциации "Цифровой Казахстан" Дениса Степанцева, бизнес в сфере IT, особенно e-commerce, сильно зависит от регулирования, как национального, так и на уровне ЕАЭС.
"Необходимо, чтобы госорганы защищали интересы отечественных игроков рынка в рамках экономического союза", – считает управляющий директор.
На западе спокойнее
Между тем выясняется, что казахстанским IT-компаниям интересно работать не только на территории Казахстана, но и за рубежом.
"На европейском рынке, где мы работаем уже два года, спрос выше на продукцию, чем у нас. А главное, там не надо доказывать преимущество технологий, а лишь показать "фишечки" своего девайса. У нас имеется европейский сертификат на ряд продукции, и на этом рынке проще работать, хотя бы потому, что люди умеют считать деньги. К примеру, питьевая вода там дороже и люди сознательно экономят. Там, где ресурс дорогой, есть резон внедрять новые технологии", – рассказал inbusiness.kz представитель ТОО "Орион система" Сергей Ракетский.
Как выяснилось, казахстанское предприятие продвигает свой продукт – устройство для удаленного сбора и передачи данных – посредством радиосвязи в Европе. Среди основных казахстанских потребителей продукции – Шымкент и Нур-Султан. За четыре года реализовано более 50 тыс. модемов. Но, по словам Ракетского, местный рынок слишком мал, да и низкие тарифы на коммунальные услуги по сравнению с западным не особо заставляют там людей экономить.
Впрочем, казахстанские IT-компании только изучают западный рынок, отмечая, мол, то, что востребовано там сегодня, через несколько лет будет интересно и дома.
"Прежде чем взять за очередную разработку, изучаем рынки, как местный, так и российский, и европейский, делаем тестовый экземпляр и, когда находим отклик, начинаем его продвигать в массы", – сообщила inbusiness.kz управляющий директор компании ТОО Life 2Win Айнур Бурова.
По ее словам, в какой-то момент казахстанские разработчики почувствовали, что быть интеграторами – это одно, и совсем другое, когда производишь свой интересный продукт. Так, к примеру, в Алматы на колодцах ливневой канализации появились датчики – защита от мародеров.
Кстати, молодые IT-компании активно пользуются и возможностями Astana Hub – международного технопарка IT-стартапов.
Так, например, резидент Astana Hub, стартап Zan.bar, запустил совместный проект с ДБ АО "Сбербанк" – сервис по поиску юристов. Это первая коллаборация отечественного стартапа с банком второго уровня.
Другой стартап – Clockster привлек $750 тыс., и теперь эти средства будут направлены на масштабирование продукта в странах Юго-Восточной Азии и СНГ. Речь идет об инструменте управления персоналом, предназначенном для микро-, малого и среднего бизнеса.
Марина Попова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!