Проекты казахстанских IT-компаний востребованы на мировом рынке

Проекты казахстанских IT-компаний востребованы на мировом рынке

07:38 27 Январь 2021 12774

Проекты казахстанских IT-компаний востребованы на мировом рынке

Автор:

Марина Попова

По итогам 10 месяцев 2020 года IT-рынок в РК вырос на 9,5%, но количество активных компаний снизилось на 27%.

Когда господдержка необходима

Сегодня невозможно дать четкого и однозначного ответа на вопрос, насколько востребованы казахстанские разработки в рамках «Цифрового Казахстана».

Как правило, IT-компании сами приходят со своим идеями и разработками в госструктуры, а там уже выбирают, какие идеи взять сейчас, а какие отложить в долгий ящик. Хорошо, если ты давно на рынке, имеешь определенную репутацию. Впрочем, общую картину зачастую портят фирмы-однодневки, которые что-то быстро сварганили и успешно протолкнули. Когда товар оказывается не высокого качества, тень падает на всех производителей. Лучшая возможность показать товар лицом – участие в выставках. 

Поэтому в нынешней ситуации для многих IT-компаний важна поддержка государства в плане сохранения запланированных инвестиций в проекты госорганов на текущий год, сохраняя курс на продолжении цифровизации в стране. В противном случае IT-индустрия может просесть.

Согласно данным председателя комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций НПП «Атамекен» Болата Башеева, по итогам 10 месяцев прошлого года IT-рынок вырос на 9,5%, но количество активных компаний снизилось на 27%.

«Причиной падения является зависимость IT-рынка от реального сектора. Сокращение компаниями затрат автоматически влечет за собой сокращение расходов, в том числе и на услуги IT. Из 6,5 тыс. компаний отрасли активность сохраняют только порядка 4,7 тыс., соответственно, сократилось количество рабочих мест, оценочно на 3-4 тыс.», – говорит председатель комитета. 

С точки зрения управляющего директора ассоциации «Цифровой Казахстан» Дениса Степанцева, бизнес в сфере IT, особенно e-commerce, сильно зависит от регулирования, как национального, так и на уровне ЕАЭС.

«Необходимо, чтобы госорганы защищали интересы отечественных игроков рынка в рамках экономического союза», – считает управляющий директор.

На западе спокойнее

Между тем выясняется, что казахстанским IT-компаниям интересно работать не только на территории Казахстана, но и за рубежом.

«На европейском рынке, где мы работаем уже два года, спрос выше на продукцию, чем у нас. А главное, там не надо доказывать преимущество технологий, а лишь показать «фишечки» своего девайса. У нас имеется европейский сертификат на ряд продукции, и на этом рынке проще работать, хотя бы потому, что люди умеют считать деньги. К примеру, питьевая вода там дороже и люди сознательно экономят. Там, где ресурс дорогой, есть резон внедрять новые технологии», – рассказал inbusiness.kz представитель ТОО «Орион система» Сергей Ракетский.

Как выяснилось, казахстанское предприятие продвигает свой продукт – устройство для удаленного сбора и передачи данных – посредством радиосвязи в Европе. Среди основных казахстанских потребителей продукции – Шымкент и Нур-Султан. За четыре года реализовано более 50 тыс. модемов. Но, по словам Ракетского, местный рынок слишком мал, да и низкие тарифы на коммунальные услуги по сравнению с западным не особо заставляют там людей экономить.

Впрочем, казахстанские IT-компании только изучают западный рынок, отмечая, мол, то, что востребовано там сегодня, через несколько лет будет интересно и дома.

«Прежде чем взять за очередную разработку, изучаем рынки, как местный, так и российский, и европейский, делаем тестовый экземпляр и, когда находим отклик, начинаем его продвигать в массы», – сообщила inbusiness.kz управляющий директор компании ТОО Life 2Win Айнур Бурова.

По ее словам, в какой-то момент казахстанские разработчики почувствовали, что быть интеграторами – это одно, и совсем другое, когда производишь свой интересный продукт. Так, к примеру, в Алматы на колодцах ливневой канализации появились датчики – защита от мародеров.

Кстати, молодые IT-компании активно пользуются и возможностями Astana Hub – международного технопарка IT-стартапов.

Так, например, резидент Astana Hub, стартап Zan.bar, запустил совместный проект с ДБ АО «Сбербанк» – сервис по поиску юристов. Это первая коллаборация отечественного стартапа с банком второго уровня. 

Другой стартап – Clockster привлек $750 тыс., и теперь эти средства будут направлены на масштабирование продукта в странах Юго-Восточной Азии и СНГ. Речь идет об инструменте управления персоналом, предназначенном для микро-, малого и среднего бизнеса.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

28838

Материалы по теме:

v-vko-poteryali-schet-derevyam

boris-karalnik-vakcinaciya-eto-samyj-nadezhnyj-sposob-borby-s-infekciyami

sarvinoz-mirkadirova-trener-skazal-vyigrala-medal-podnyalas-na-pedestal-spustilas-prodolzhaj-rabotat

kak-v-almaty-budet-prohodit-vakcinaciya-ot-covid-19

pore-vzyal-revansh-u-makgregora

загрузка

×