/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 29 201,99 Hang Seng 28 327,89 KASE 2 347,58 FTSE 100 7 617,67 РТС 1 630,99 Brent 64,11
Погода:
-6Нур-Султан
-1Алматы
DOW J 29 201,99 Hang Seng 28 327,89
KASE 2 347,58 FTSE 100 7 617,67
РТС 1 630,99 Brent 64,11
Производство бензина в Казахстане бьет рекорды

Производство бензина в Казахстане бьет рекорды

Объемы месячного производства приближаются к полумиллиону тонн – это гораздо больше, чем нужно внутреннему рынку. Но, несмотря на профицит, цены на топливо могут показать рост.

22 Октябрь 2019 14:00 5296

Производство бензина в Казахстане бьет рекорды

Автор: Алексей Никоноров Фото: Серикжан Ковланбаев

Объемы производства бензина в Казахстане бьют рекорды. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, в сентябре 2019 года отечественные НПЗ произвели 465,6 тыс. тонн данного вида топлива – больше еще не было. По сравнению с сентябрем 2018 года объемы выросли на 22,8%. По итогам трех кварталов – на 14,7%. В январе-сентябре 2019 года в республике произведено более 3,2 млн тонн.

А могло бы быть и еще больше. В июне министр энергетики РК Канат Бозумбаев заявил, что рынок просто не успевает переработать весь бензин – его выпускается на 20-30% больше, чем нужно. Как результат – на нефтеперерабатывающих заводах произошло затоваривание.

«Это вело к вынужденному снижению переработки нефти и, соответственно, к риску снижения производства других видов нефтепродуктов. А именно: дизельного топлива и авиакеросина, по которым профицит отсутствует», – отметил тогда глава ведомства.

Повышенные объемы производства бензина стали возможны после окончания модернизации крупнейших отечественных нефтеперерабатывающих заводов, завершившейся в 2018 году. Если ранее Казахстан был вынужден закупать топливо в соседних странах, то теперь уже сам думает, куда девать «лишние» тонны.

Импортозамещение прошло успешно

Об этом говорят и цифры внешней торговли. Бензин в течение нескольких лет был одной из главных статей импорта. Только в январе-августе 2018 года в республику было ввезено около 590 тыс. тонн на общую сумму 298,2 млн долларов. По сути, единственным поставщиком выступала Россия. Поэтому, когда казахстанские НПЗ начали выходить на плановые показатели, властями было принято решение ввести эмбарго на ввоз на территорию Казахстана российского бензина. В результате объемы заграничных закупок упали до 18,7 тыс. тонн (7,4 млн долларов) по итогам девяти месяцев 2019 года.

Прекращение импорта хоть и снизило объемы предложения на внутреннем рынке, но проблему с переизбытком собственного топлива не решило. Логичный вариант – экспорт – оказался не так легко реализуем. Казахстану нужно было уладить ряд бюрократических моментов внутри ЕАЭС, в том числе и подписать двусторонние договоры с потенциальными партнерами (тем самым запрещая им реэкспорт казахстанского бензина). Однако процесс затянулся. В июне было объявлено, что первые экспортные партии будут направлены за пределы ЕАЭС – в Узбекистан, Таджикистан и Афганистан. Кроме того, власти прогнозировали, что бензин с Атырауского НПЗ может пойти в Европу. В начале октября первый вице-министр энергетики Махамбет Досмухамбетов сообщил, что экспортные поставки начались. По его данным, за пределы Евразийского экономического союза – около 32,6 тыс. тонн бензина.

Впрочем, экспорт, судя по официальным данным, начался лишь в сентябре. По крайней мере, как следует из бюллетеня Комитета по статистике, в августе Казахстан вообще не продал бензин за рубеж. За восемь месяцев 2019 года объем зарубежных продаж составил 6,3 тыс. тонн (2,6 млн долларов), причем из них 3,2 тыс. тонн ушло в Россию, а остальное – в Беларусь. О каких-либо продажах за пределы ЕАЭС в официальных данных не говорится.

Потребление сократилось, упали и цены

Еще один примечательный момент – в Казахстане сократилось потребление бензина. По данным за январь-июль, на внутреннем рынке было реализовано 2,33 млн тонн. Это на 12,8%, или 343,3 тыс. тонн, меньше, чем за семь месяцев 2019 года. Таким образом, сложилась следующая ситуация: бензина в стране все больше, но на внутреннем рынке спрос падает, а экспорт не налажен. Рынок отреагировал на это снижением цен.

Формула «подорожал бензин – подорожало все» в Казахстане не работает уже полтора года. С апреля 2018 года рост цен на данный вид топлива отмечался лишь раз – в августе 2019 года подорожание составило 0,1%. На протяжении 15 из 18 последних месяцев бензин дешевел, еще дважды цены на него оставались без изменений. В последний раз АИ разгонял инфляцию в марте 2018 года – тогда его стоимость выросла на 1%, тогда как общий рост цен на товары и услуги – 0,5%. С тех пор бензин не разгоняет инфляцию, а сдерживает ее.

При этом стоимость бензина значительно отличается в зависимости от региона. Так, в сентябре 2019 года самый дорогой литр АИ-92 был в Актау – 154 тенге. В Атырау, Уральске и Таразе он на 12 тенге дешевле. Разница в стоимости АИ-95 и 96 достигает 10 тенге (173 тенге за литр в Атырау против 163 тенге в Таразе). АИ-98 в Атырау, Кокшетау, Уральске и Караганде стоит 180 тенге, тогда как в Костанае и Алматы – на 12 тенге дороже.

Будет ли рост цен?

Впрочем, вскоре бензин может начать расти в цене. 16 октября глава Министерства национальной энергетики Канат Бозумбаев сообщил, что Казахстан планирует постепенное повышение цен на бензин до уровня его стоимости в России и других соседних странах для сокращения объемов вывоза нефтепродуктов на их территории

«Другой путь, когда-то мы будем вынуждены его пройти, это поэтапное сближение цен с нашими соседями. Разрыв только по бензину между нами и РФ – больше ста тенге за литр. Любые запреты на вывоз нефтепродуктов из страны будут неизбежно порождать коррупцию на границе», – заявил министр.

То, что цены в Казахстане ниже, чем в соседних странах, является, по сути, «субсидированием чужих экономик». Повышение цен должно снизить это влияние. По словам министра национальной экономики Руслана Даленова, в Правительстве обсуждается вопрос увеличения акцизов на бензин.

«В каждом литре бензина есть акциз, сегодня он составляет лишь восемь тенге. Сейчас обсуждается увеличение еще на 10 тенге с литра. Как вы знаете, бюджетные расходы выросли солидно, в том числе социальные обязательства. В республиканском бюджете расходы на социальную сферу уже превышают 45%. Естественно, нужна бюджетная консолидация, в том числе путем фискальной функции акциза», – объяснил он.

Соответствующее решение, по заявлениям Даленова, может вступить в силу с 1 декабря. И это вполне может значительно отразиться на ценах. Впрочем, заявление коллеги 22 октября опроверг Канат Бозумбаев.

«В этом году для изменения цен на бензин и дизельное топливо никаких оснований нет. Слухи, инсинуации, домыслы попрошу прекратить. Ничего менять в этом году не собираемся, включая акцизы. Точка. Если будем поднимать, то необходимо отменить налог на транспорт для малолитражных автомобилей. Это наше предложение. Таким образом, малолитражные автомобили до трех литров не должны будут платить налог на транспорт. Это в какой-то степени компенсируют для наиболее уязвимых слоев, которые владеют таким автотранспортом», – сообщил министр.

Интересно, что о повышении цен на дизельное топливо речь не идет. За девять месяцев его стоимость снизилась, по официальным данным, на 0,9%. Это произошло на фоне роста внутреннего потребления (около 3 млн тонн за семь месяцев, что на 5,5% больше, чем годом ранее) и производства (3,78 млн тонн за девять месяцев – рост на 8,8%), а также двукратного падения импорта (до 143,2 тыс. тонн и 88,3 млн долларов за восемь месяцев).

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Что будет с ценами на бензин в 2020 году?

Стоит ли казахстанцам готовиться к увеличению ценников на заправках в следующем году, выяснял inbusiness.kz.

07 Декабрь 2019 08:00 6322

Что будет с ценами на бензин в 2020 году?

Фото: Максим Морозов

Эксперты назвали два фактора, от которых будет зависеть стоимость топлива на АЗС.

Увеличение акциза

Стоимость топлива – тема для казахстанцев любопытная, особенно тогда, когда министр нацэкономики Руслан Даленов сообщил, что бензин в Казахстане может подорожать. Возможное повышение Даленов объяснил тем, что в правительстве проходят все необходимые процедуры согласования нового размера акциза.

«Повышение акциза – это один из наиболее вероятных факторов, способных увеличить стоимость топлива в будущем году», – считает независимый экономист Айдархан Кусаинов.

Пока в каждом литре моторного топлива акциз составляет 8 тенге, но он может быть увеличен на 10 тенге.

«Повышение акциза вызвано не только дефицитом бюджетных средств из-за увеличившихся расходов на социальную сферу, но и тем, что идет массовый вывоз нефтепродуктов в Россию. Это вынужденная мера. Российский бензин значительно дороже казахстанского, сейчас стоимость литра бензина в России примерно равна 250 тенге за литр. Торговля топливом между Казахстаном и Россией из-за разницы в ценах увеличилась в несколько раз. Россияне чаще стали ездить к нам в страну за дешевым бензином, если Россия и будет продолжать активно покупать у нас дешевый бензин, предсказуемо возникнет дефицит, а в рыночной экономике такой дисбаланс компенсируется повышением цены», – сказал экономист Арман Байганов.

Директор AERC Жаныбек Айгазин также считает, что бензиновая ситуация в России влияет на Казахстан.

«Если посмотреть статистику за шесть месяцев текущего года, то мы на 99% обеспечиваем себя топливом. Но у нас открытая экономика, а Россия – самый крупный торговый партнер. Пятая часть во внешнеторговом обороте – это доля России. Дорогой бензин вызывает стимул у продавцов не реализовывать топливо на внутреннем рынке, а экспортировать в Россию, – говорит Айгазин. – Чтобы этого не случилось, правительство ограничивает экспорт специальными квотами».

Инфляция

Другой фактор – это инфляция. По словам Байганова, рост розничных цен в Казахстане ограничивается инфляцией, которая, согласно официальным данным, находится в коридоре 4-7%.

«Падение курса национальной валюты может увеличить цену бензина, выраженную в национальной валюте. Но бензин может вырасти в цене из-за процесса инфляции, даже если курс национальной валюты останется неизменным», – рассуждает эксперт.

То, что цена бензина может вырасти из-за роста цен на другие товары и услуги, допускает и Айгазин.

«Увеличение реальных денежных доходов населения, как правило, ведет к увеличению покупательской способности, данные розничной торговли, кстати, говорят о том, что казахстанцы стали больше тратить. Если покупательская способность увеличивается, то, согласно закону спроса и предложения, цены начинают расти. Если растет инфляция, то это автоматически вызывает повышение себестоимости бензина, так как растет стоимость других услуг и товаров, которые участвуют в производстве бензина. Это закон экономики», – сказал Айгазин.

Впрочем, все опрошенные inbusiness.kz эксперты единодушны в оценке ситуации – большого роста цен на топливо в 2020 году не будет.

«У нас регулируются цены на бензин АИ-92 и дизельное топливо, так как эти продукты находятся в категории социально значимых. Высокая цена на моторное топливо создает давление на благосостояние населения, поэтому правительство не допускает серьезного роста цен, в связи с чем производители говорят, что теряют большую маржу», – подытожил Айгазин.

Катерина Клеменкова

В Минфине объяснили увеличение акцизов на бензин

Рост цен на бензин не должен оказать серьезного влияния на инфляцию. Об этом заявил первый заместитель Премьер-министра – министр финансов РК Алихан Смаилов, сообщает inbusiness.kz.

03 Декабрь 2019 12:11 8063

В Минфине объяснили увеличение акцизов на бензин

Фото: Серикжан Ковланбаев

«Рост цен на бензин ожидается на 10 тенге за литр. Это порядка 6%. Серьезного влияния на инфляцию оказать не должно, но вместе с тем рост цен находится на постоянной повестке, необходимо принимать все меры, чтобы удерживать цены на соцзначимые продукты питания», – сказал он.

Вопрос повышения акцизов на нефтепродукты обусловлен двумя факторами, продолжил министр.

«Во-первых, у нас на следующий год вырастают расходы на социальную сферу. В частности, в проекте республиканского бюджета предусматриваются почти 6 трлн тенге на данную сферу, это притом что в этом году было 5,3 трлн тенге. На следующий год это уже 6 трлн тенге. Кроме того, принимается закон о повышении статуса педагога, планируется два раза в течение четырех лет повысить заработную плату учителям, воспитателям в детских садах, в колледжах. Это повышение на 25%, за четыре года это в два раза. И все требует дополнительных денег», – пояснил Смаилов.

При этом за счет освобождения субъектов микро- и малого бизнеса от налогов на доходы на три года сократится доходная часть, отметил он.

«Поэтому одним из источников является этот акциз, но это не главный источник. Главный источник – это улучшение таможенного налогового администрирования. У нас, мы сегодня докладывали, что в целом доходы бюджета республиканского выросли за 10 месяцев текущего года на 911 млрд тенге по сравнению с прошлым годом. В целом по году ожидается рост поступлений в республиканский бюджет на 1,2 трлн тенге. В том числе 840 млрд тенге за счет улучшения таможенного налогового администрирования», – сказал министр.

Повышение акцизов также является одним из факторов увеличения доходной части бюджета, продолжил Смаилов.

«Это позволит собрать чуть больше 50 млрд тенге дополнительно. С другой стороны, другой фактор есть – это цены на бензин в соседних странах, в частности в Российской Федерации. Вы знаете, что у нас сегодня цена литра АИ-92 порядка 163 тенге за литр, в то время как в РФ в тенговом выражении это более чем 260 тенге за литр. Соответственно, у нас идет массовый вывоз нефтепродуктов из республики в РФ. И мы вынуждены были принимать меры по ограничению вывоза автомобильным транспортом. И поэтому повышение цен на бензин небольшое, но надо было делать ввиду вот этих двух факторов, – резюмировал он.

Дана Карина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: