Разбогатеть на еде и тюльпанах

3638

День туриста по странам ЦА не должен превышать 50-80 долларов, считает заместитель председателя правления национальной компании Kazakh Tourism Тимур Дуйсенгалиев.

Разбогатеть на еде и тюльпанах

В Шымкенте закрыли Год туризма Узбекистана в Казахстане. В рамках мероприятия состоялся бизнес-форум, где участники обсудили вопросы взаимодействия государств Шёлкового пути, в том числе по продвижению турпродуктов Центрально-Азиатского региона (ЦА) на рынке России и в странах Европы, а также дальнейшие мероприятия по совместному развитию отрасли. На форуме был представлен опыт Узбекистана по развитию туризма в рамках проекта по Шёлковому пути. И презентовали новый транснациональный тур по Шёлковому пути (Казахстан – Кыргызстан – Узбекистан – Таджикистан).

Шёлковый путь – самый дорогой туристический бренд

Синергия четырёх центральноазиатских стран возникла не случайно, специалисты пояснили, что по результатам опроса международного интернет-ресурса Tripadvisor, 47% путешественников, когда думают о Шёлковом пути, имеют в виду посещение именно этих четырёх стран: Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Заместитель председателя правления национальной компании Kazakh Tourism Тимур Дуйсенгалиев, презентуя будущий турпродукт, подчеркнул, что стоимость одного дня пребывания в любой из этих стран по замыслу не должна превышать 50-80 долларов. Так как только бюджетные туры реально увеличивают поток туристов.

"Мы, если брать бюджетный вариант, а мы всё-таки рассчитываем, только с разумным подходом в отношении бюджетов можно добиться хорошего турпотока, туродень в среднем будет обходиться от 50 до 80 долларов. Наша цель – довести до такого уровня. Конечно, туристы разные, для кого-то эта вилка может доходить и до 500 долларов, в зависимости от пристрастий и возможностей кошелька. Но в целом цель такая – до 80 долларов в день, чтобы это было обеспечено", – сказал Тимур Дуйсенгалиев.

Сейчас МИДы двух стран – Узбекистана и Казахстана – работают над созданием некоего подобия шенгенской визы – "шёлковой визой", которая даст возможность иностранному туристу беспрепятственно посещать сразу несколько стран Центральной Азии, а в будущем, возможно, ещё и Китая, Грузии, Азербайджана. Зампредправления "Казахтуризма" не стал скрывать, что Узбекистан в плане туризма откровенно опережает Казахстан, и сейчас есть чему поучиться. Но первые шаги уже сделаны, границы открылись. По информации узбекских гостей, после открытия границы въездной туризм в страну со стороны Казахстана увеличился в 1,4 раза и достиг 1,8 млн человек только в этом году.

"Конечно, мы конкуренты в определённом смысле, но в большей степени мы союзники в плане того, чтобы привлечь в регион как можно больше туристов. И тут надо откровенно сказать, что роль наших стран в Центрально-Азиатском регионе имеет доминирующее значение. Потому что точки входа туристов на территорию ЦА сегодня две – это либо Алматы, либо Ташкент. И связку между этими центрами прилётов, условно говоря, воротами в Центральную Азию, мы как раз и хотим наладить совместно с "Узбектуризмом" и турбизнесом обеих стран", – подчеркнул заместитель председателя правления национальной компании Kazakh Tourism Тимур Дуйсенгалиев.

Президент Казахстанской туристской ассоциации Роза Асанбаева считает, что у узбекских коллег по бизнесу был своего рода карт-бланш в развитии отрасли. Еще при Союзе, говорит Асанбаева, туристическое направление Бухара – Хива – Самарканд активно посещали и любили иностранные туристы и граждане СССР. А вот казахстанским туроператорам пришлось начинать буквально с нуля.

"Нас нельзя сравнить ни с Белоруссией, ни с Грузией, ни с Узбекистаном, где уже в советское время прибывали туристы со всего мира. И потом, не нужно забывать, что в Узбекистане авиакомпания ("Узбекистон хаво йуллари"), авиаремонтный и авиастроительный завод позволили очень серьёзно логистику поднять. Казахстан не может похвастаться таким. И почему мы так долго ждали именно такого альянса с Узбекистаном – потому что логистика позволяет и количество бортов Узбекистана позволяет сделать широкий размах в дистинациях, откуда приезжают туристы. И здесь как раз-таки спикер Алла Пересолова говорит о транснациональных маршрутах, которые идут по Великому Шёлковому пути. И альянс Узбекистана и Казахстана – это первый шаг, а потом могут туда присоединиться и Кыргызстан, Азербайджан, Грузия, Армения и Россия. Естественно, этот альянс может сработать очень интересно. Мы знаем много туристических продуктов и маршрутов и туроператоров Казахстана и Узбекистана, которые уже привозят туристов, пока это первые ручейки, но это превратится в большой, огромный поток", – считает президент Казахстанской туристской ассоциации Роза Асанбаева.

Unique Selling Proposition

Не переусердствовать с потоками туристов призывает туроператоров эксперт по экотуризму, автор двух путеводителей по Казахстану, соавтор учебника по экотуризму и дважды заслуженный деятель туризма РК, гражданка Германии Дагмар Шрайбер. Она не раз выступала в качестве эксперта против строительства курорта "Кок-Жайляу" в Алматы.

Впервые приехав в начале 1990-х, социолог, по её словам, просто влюбилась в страну, изъездила её вдоль и поперёк и, помимо книг о путешествиях по Казахстану, вот уже 15 лет организует для своих соотечественников авторские туры. Говорит, самый любимый и самый стабильный тур называется "Весенний Казахстан" – это майский тур по всему Южному Казахстану, по местам, где растут знаменитые на весь мир тюльпаны.

"Я вообще считаю, что это самое главное в Казахстане – страна очень большая, она не густонаселённая, очень много нетронутых мест. Это по-английски говорят Unique Selling Proposition – это то уникальное, что есть в каждой стране, что желательно сохранить, это нетронутая природа, ради этого приезжают люди. Можно открыть больше пограничных переходов, можно упросить визовые дела. Конечно, тут дело и в инфраструктуре, но не слишком много, потому что то, что я сказала о природе, это исчезнет, если слишком много построить. Это палка о двух концах, и надо бережно к этому относиться", – предостерегает член информационно-ресурсного центра экотуризма Дагмар Шрайбер.

Поедем-поедим

Зарабатывать на гастротурах предлагает генеральный директор компании Travel Hunter (РФ) Маргарита Полоник. Причём это не поездка по ресторанам, а буквальное погружение в культуру и обычаи страны. К примеру, в гастротуре по Узбекистану это и поездка по базарам, и ночёвка в настоящем кишлаке, и приготовление лепёшек в тандыре и плова. И никаких пятизвёздочных отелей. Сейчас на первый план выходит не пассивный туризм у бассейна, а туризм впечатлений, в котором не так важен сервис, который пока хромает.

"Мы их окунаем в другую страну, настоящую, где даже не сервис важен. И на самом деле это очень здорово, потому что особенно в странах СНГ сервис хромает. А наши маршруты строятся не на отелях – они строятся на людях, поэтому, чем честнее, чем реальнее, тем вкуснее и интереснее. И мы становимся гостями либо производителей, либо семей, либо продавцов на рынках, либо шеф-поваров, которые занимаются много лет именно производством этих блюд. Это мой первый визит в Казахстан, и моя задача за несколько дней найти производителей и понять, сможем ли мы показать продукт от момента его рождения", – отметила Маргарита и призналась, что в её гастротуре по Казахстану, наверняка, будут бешбармак и кумыс, который она ещё ни разу не пробовала.

Также на площадке форума расположилась фотовыставка "По маршрутам Великого Шёлкового пути", где выставили фотоработы профессионалов и любителей, принявших участие в фотоконкурсе, объявленном АО "НК Kazakh Tourism". А пока предприниматели двух стран делились опытом, известные узбекские и казахстанские художники на глазах у всех написали картины по мотивам Великого Шёлкового пути.

Мира Бахытова, Шымкент

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться