DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
Разбогатеть на еде и тюльпанах

Разбогатеть на еде и тюльпанах

День туриста по странам ЦА не должен превышать 50-80 долларов, считает заместитель председателя правления национальной компании Kazakh Tourism Тимур Дуйсенгалиев.

16 Ноябрь 2018 07:00 2622

Разбогатеть на еде и тюльпанах

Автор:

Мира Бахытова

В Шымкенте закрыли Год туризма Узбекистана в Казахстане. В рамках мероприятия состоялся бизнес-форум, где участники обсудили вопросы взаимодействия государств Шёлкового пути, в том числе по продвижению турпродуктов Центрально-Азиатского региона (ЦА) на рынке России и в странах Европы, а также дальнейшие мероприятия по совместному развитию отрасли. На форуме был представлен опыт Узбекистана по развитию туризма в рамках проекта по Шёлковому пути. И презентовали новый транснациональный тур по Шёлковому пути (Казахстан – Кыргызстан – Узбекистан – Таджикистан).

Шёлковый путь – самый дорогой туристический бренд

Синергия четырёх центральноазиатских стран возникла не случайно, специалисты пояснили, что по результатам опроса международного интернет-ресурса Tripadvisor, 47% путешественников, когда думают о Шёлковом пути, имеют в виду посещение именно этих четырёх стран: Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Заместитель председателя правления национальной компании Kazakh Tourism Тимур Дуйсенгалиев, презентуя будущий турпродукт, подчеркнул, что стоимость одного дня пребывания в любой из этих стран по замыслу не должна превышать 50-80 долларов. Так как только бюджетные туры реально увеличивают поток туристов.

«Мы, если брать бюджетный вариант, а мы всё-таки рассчитываем, только с разумным подходом в отношении бюджетов можно добиться хорошего турпотока, туродень в среднем будет обходиться от 50 до 80 долларов. Наша цель – довести до такого уровня. Конечно, туристы разные, для кого-то эта вилка может доходить и до 500 долларов, в зависимости от пристрастий и возможностей кошелька. Но в целом цель такая – до 80 долларов в день, чтобы это было обеспечено», – сказал Тимур Дуйсенгалиев.

Сейчас МИДы двух стран – Узбекистана и Казахстана – работают над созданием некоего подобия шенгенской визы – «шёлковой визой», которая даст возможность иностранному туристу беспрепятственно посещать сразу несколько стран Центральной Азии, а в будущем, возможно, ещё и Китая, Грузии, Азербайджана. Зампредправления «Казахтуризма» не стал скрывать, что Узбекистан в плане туризма откровенно опережает Казахстан, и сейчас есть чему поучиться. Но первые шаги уже сделаны, границы открылись. По информации узбекских гостей, после открытия границы въездной туризм в страну со стороны Казахстана увеличился в 1,4 раза и достиг 1,8 млн человек только в этом году.

«Конечно, мы конкуренты в определённом смысле, но в большей степени мы союзники в плане того, чтобы привлечь в регион как можно больше туристов. И тут надо откровенно сказать, что роль наших стран в Центрально-Азиатском регионе имеет доминирующее значение. Потому что точки входа туристов на территорию ЦА сегодня две – это либо Алматы, либо Ташкент. И связку между этими центрами прилётов, условно говоря, воротами в Центральную Азию, мы как раз и хотим наладить совместно с «Узбектуризмом» и турбизнесом обеих стран», – подчеркнул заместитель председателя правления национальной компании Kazakh Tourism Тимур Дуйсенгалиев.

Президент Казахстанской туристской ассоциации Роза Асанбаева считает, что у узбекских коллег по бизнесу был своего рода карт-бланш в развитии отрасли. Еще при Союзе, говорит Асанбаева, туристическое направление Бухара – Хива – Самарканд активно посещали и любили иностранные туристы и граждане СССР. А вот казахстанским туроператорам пришлось начинать буквально с нуля.

«Нас нельзя сравнить ни с Белоруссией, ни с Грузией, ни с Узбекистаном, где уже в советское время прибывали туристы со всего мира. И потом, не нужно забывать, что в Узбекистане авиакомпания («Узбекистон хаво йуллари»), авиаремонтный и авиастроительный завод позволили очень серьёзно логистику поднять. Казахстан не может похвастаться таким. И почему мы так долго ждали именно такого альянса с Узбекистаном – потому что логистика позволяет и количество бортов Узбекистана позволяет сделать широкий размах в дистинациях, откуда приезжают туристы. И здесь как раз-таки спикер Алла Пересолова говорит о транснациональных маршрутах, которые идут по Великому Шёлковому пути. И альянс Узбекистана и Казахстана – это первый шаг, а потом могут туда присоединиться и Кыргызстан, Азербайджан, Грузия, Армения и Россия. Естественно, этот альянс может сработать очень интересно. Мы знаем много туристических продуктов и маршрутов и туроператоров Казахстана и Узбекистана, которые уже привозят туристов, пока это первые ручейки, но это превратится в большой, огромный поток», – считает президент Казахстанской туристской ассоциации Роза Асанбаева.

Unique Selling Proposition

Не переусердствовать с потоками туристов призывает туроператоров эксперт по экотуризму, автор двух путеводителей по Казахстану, соавтор учебника по экотуризму и дважды заслуженный деятель туризма РК, гражданка Германии Дагмар Шрайбер. Она не раз выступала в качестве эксперта против строительства курорта «Кок-Жайляу» в Алматы.

Впервые приехав в начале 1990-х, социолог, по её словам, просто влюбилась в страну, изъездила её вдоль и поперёк и, помимо книг о путешествиях по Казахстану, вот уже 15 лет организует для своих соотечественников авторские туры. Говорит, самый любимый и самый стабильный тур называется «Весенний Казахстан» – это майский тур по всему Южному Казахстану, по местам, где растут знаменитые на весь мир тюльпаны.

«Я вообще считаю, что это самое главное в Казахстане – страна очень большая, она не густонаселённая, очень много нетронутых мест. Это по-английски говорят Unique Selling Proposition – это то уникальное, что есть в каждой стране, что желательно сохранить, это нетронутая природа, ради этого приезжают люди. Можно открыть больше пограничных переходов, можно упросить визовые дела. Конечно, тут дело и в инфраструктуре, но не слишком много, потому что то, что я сказала о природе, это исчезнет, если слишком много построить. Это палка о двух концах, и надо бережно к этому относиться», – предостерегает член информационно-ресурсного центра экотуризма Дагмар Шрайбер.

Поедем-поедим

Зарабатывать на гастротурах предлагает генеральный директор компании Travel Hunter (РФ) Маргарита Полоник. Причём это не поездка по ресторанам, а буквальное погружение в культуру и обычаи страны. К примеру, в гастротуре по Узбекистану это и поездка по базарам, и ночёвка в настоящем кишлаке, и приготовление лепёшек в тандыре и плова. И никаких пятизвёздочных отелей. Сейчас на первый план выходит не пассивный туризм у бассейна, а туризм впечатлений, в котором не так важен сервис, который пока хромает.

«Мы их окунаем в другую страну, настоящую, где даже не сервис важен. И на самом деле это очень здорово, потому что особенно в странах СНГ сервис хромает. А наши маршруты строятся не на отелях – они строятся на людях, поэтому, чем честнее, чем реальнее, тем вкуснее и интереснее. И мы становимся гостями либо производителей, либо семей, либо продавцов на рынках, либо шеф-поваров, которые занимаются много лет именно производством этих блюд. Это мой первый визит в Казахстан, и моя задача за несколько дней найти производителей и понять, сможем ли мы показать продукт от момента его рождения», – отметила Маргарита и призналась, что в её гастротуре по Казахстану, наверняка, будут бешбармак и кумыс, который она ещё ни разу не пробовала.

Также на площадке форума расположилась фотовыставка «По маршрутам Великого Шёлкового пути», где выставили фотоработы профессионалов и любителей, принявших участие в фотоконкурсе, объявленном АО «НК Kazakh Tourism». А пока предприниматели двух стран делились опытом, известные узбекские и казахстанские художники на глазах у всех написали картины по мотивам Великого Шёлкового пути.

Мира Бахытова, Шымкент

https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/Us7i5zKS.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/PM633ECc.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/DW8kpwbv.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/GoAGxEqI.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/VayY9RAl.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/t6pfCdQA.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/x4CUsXsh.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/rZVBRc2R.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/rIlFibU0.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/5yX8AAXj.jpg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Брифинг – о туризме в это лето

Трансляцию можно увидеть в эфире телеканала ATAMEKEN BUSINESS в 12:20.

28 Май 2020 10:30 431

Брифинг – о туризме в это лето

В качестве спикеров выступят председатель комитета индустрии туризма МКС РК Дастан Рыспеков, председатель АО «НК Kazakh Tourism» Ержан Еркинбаев, директор департамента событийного маркетинга и специальных проектов АО «НК Kazakh Tourism» Даниел Сержанулы.

Инна Рей: «Туроператоры готовы предлагать полноценный турпродукт, но надо, чтобы их не «бомбили»

Телемарафон «Бизнес & государство» в прямом эфире.

27 Май 2020 12:30 1806

Инна Рей: «Туроператоры готовы предлагать полноценный турпродукт, но надо, чтобы их не «бомбили»

Смогут ли казахстанцы отдохнуть внутри страны? Какие требования будут предъявлять к открывшимся отелям и турбазам? Почему единственная возможность в сложившейся ситуации – переносить купленные и несостоявшиеся из-за коронакризиса зарубежные туры, а не требовать возврат средств? Какая поддержка нужна туристическим компаниям? Об этом говорили участники очередного выпуска телемарафона «Бизнес & государство» на телеканале ATAMEKEN BUSINESS.

Острожный оптимизм уже появился

«По всем направлениям отрасль встала, – начала дискуссию заместитель директора департамента туризма НПП «Атамекен» Елена Михнова. – Что касается внутреннего туризма, то здесь, как вы знаете, карантинные меры привели к тому, что все остановилось, все сидят в изоляции. Но нужно сказать, что острожный оптимизм у субъектов туризма уже появился, с 18 мая туроператоры могут работать. С 16 мая авиакомпания Scat начала внутренние перелеты, «Эйр Астана» – также. С 25 мая гостиницы начинают возвращаться к деятельности. Санитарные требования разработаны, мы (палата. – Ред.) принимали в этом активное участие, чтобы эти меры не стали чрезмерной нагрузкой для субъектов бизнеса».

«Бизнес воспрянул и испытывает осторожный оптимизм? Или что у вас?» – обратился ведущий телемарафона Данил Москаленко к председателю Туристской ассоциации Акмолинской области Кайрату Султанову.

«Многие объекты, в том числе для детского отдыха, готовятся к открытию. Ждем отдельное постановление главного государственного санврача о санаторно-курортном лечении и детском отдыхе. На объектах «взрослого» туризма, конечно, сказался карантин и ЧП, эти меры совпали с Наурызом и майскими праздниками. Объекты готовятся, многие готовят заявления на открытие. Единственное, нужна поддержка», – говорит спикер.

Поддержка, по его словам, нужна, например, в части проведения медосмотров, они стоят от 8 до 12 тыс. тенге за человека. Наличие ПЦР-теста отменили, но только для туристов. Если человек приезжает, например, на сутки, и это стоит 3-4 тыс. тенге, то заплатить за тест 12-15 тыс. тенге – это слишком дорого. Но ПРЦ-тесты должны сдавать сотрудники, за которых платит компания.

«С региональной СЭС мы уже обговорили вопрос проведения акции, это когда баклаборатория в течение дня бесплатно сделает анализ воды из водоемов и т.д., там много анализов, сумма доходит до 150 тыс. тенге. О такой поддержке мы уже договорились в регионе. Хотелось бы еще, чтобы нас включили в списки тех, кто может проходить бесплатный скриниг – сдавать тесты ПЦР. Здравоохранение, крупная торговля ежемесячно проводят такие скриниги для сотрудников. Мы бы хотели рассмотреть вопрос, особенно это касается детского туризма, чтобы нашу отрасль тоже включили в списки. Если 70 человек в штате, по 15 тыс. тенге за тест, посчитайте, какая сумма получается, она неподъемная», – говорит Кайрат Султанов.

Сколько бизнес потерял из-за простоя

«Справки о прохождении ПЦР-тестов для сотрудников туробъектов отменили, требование об их наличии привело бы к удорожанию продукта и развитию «дикого» туризма», – подключился к обсуждению и.о. замдиректора Палаты предпринимателей Акмолинской области Ерканат Мусылманбек.

Он рассказал, что сейчас региональная палата продвигает вопрос компенсации затрат на содержание туробъектов за март-май, пока был простой. Речь идет о коммунальных услугах, связи. «По электричеству мы получили отказ, это обосновали тем, что электроснабжающие компании – это тоже бизнес. По газу, воде и теплу вопросы прорабатываются с местными исполнительными органами. Но шансы на положительное решение низки», – говорит спикер.

На примере одного оздоровительного комплекса, расположенного в Боровом, он поясняет, каковы потери бизнеса: если посмотреть по налогам, плате за комуслуги и возврату сумм брони на Наурыз, то убытки этой компании составили 30-35 млн тенге. Когда предприниматель сможет выйти на такой уровень по доходам, чтобы перекрыть эти «дыры», не известно.

Отели нельзя перегружать гостями

«На днях мы обсуждали 37-е постановление главного санврача. Если заболеваемость коронавирусом не будет превышать 7% в регионах, то блокпосты открою. Правительство планирует сделать это с 1 июня, но все будет зависеть от эпидобстановки в стране. А так туробъекты практически в полной готовности. В Акмолинской области совместно с областной СЭС и местными исполнительными органами созданы мониторинговые группы. Они будут проверять объекты на готовность, принимать заявки отельеров на открытие, проверять соблюдение всех санитарных норм», – продолжает Ерканат Мусылманбек.

Он перечислил требования к местам проживания. Самое главное – наличие защитных средств у персонала (перчатки, маска), обеспечение социальной дистанции на ресепшене, в блоке питания. Обязательно: наличие санитайзеров в коридорах, антисептиков – в каждом санузле, тепловизора – на входе («в отель ни в коем случае не должны впустить человека с высокой температурой»). Одно из главных преимуществ постановления – то, что разрешили подачу питания для клиентов в самом ресторане или кафе, это облегчает отельерам жизнь. Еще один такой «бонус»-послабление – гости сами должны обеспечивать себя масками.

Елена Михнова добавляет: также увеличили количество человек, которые могут одновременно пребывать в ресторане, с 30 до 50. При этом осталось требование не загружать объект свыше проектной мощности; например, если отель рассчитан на проживание 50 человек, нельзя ставить дополнительные кровати или раскладушки, чтобы не превышать эту цифру. Это касается и детских лагерей отдыха.

Плата за профобязанности

«Нет худа без добра. Сегодня есть возможность уделить внимание внутреннему и въездному тризму. Мы ожидаем, что больше будут развиваться такие продукты, как тур выходного дня, тур дневного дня. Многие люди не работали, но культура отдыха у них осталась. Мы действительно ждем с первых чисел июня наплыв гостей. И, конечно, отельерам придется подготовиться и подтянуть уровень сервиса: люди привыкли отдыхать за рубежом, они знают, каким должен быть сервис», – продолжает председатель Туристской ассоциации Акмолинской области Кайрат Султанов.

Говоря необходимых мерах поддержки, он напоминает о том, что до коронакризиса представители отрасли готовили изменения и дополнения в Закон РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан». Нужно продолжить эту работу. Больной вопрос для участников рынка – плата за въезд на особо охраняемые территории. «Были послабления по налогам, но такой налог никто не отменял. За одного ребенка, например, нужно платить 261 тенге, это ощутимо. Невозможно держать ребенка взаперти в течение десяти дней, нужно выводить на маршруты, в лес. За каждого нужно платить 261 тенге за каждый день. И плюс – за каждого сотрудника. В какой отрасли еще есть такое? Пришел нефтяник на работу и за него надо заплатить 261 тенге. А в туризме есть», – представляет свою точку зрения спикер.

Еще он считает, что нужно разъяснять меры поддержки от государства, доводить до бизнеса, потому что не все о них знают.

Договора есть, но проезд пока закрыт

Директор компании «Саят Павлодар» Гульмира Отаргалиева (турагент) поддерживает коллегу в вопросе платы за въезд на особо охраняемые территории. «По Баянаулу это 855 тенге в сутки за человека. Это нереально много, учитывая сумму, которая платится за проживание и питание. Наши призывы о том, что, может быть, нужно быть гибче, обратиться в маслихат, уменьшить эту сумму, пока понимания не нашли ни со стороны акимата, ни со стороны турбаз. Позиция такая: вы напишите – мы поддержим», – говорит предприниматель.

Она рассказывает, что ее компания готова возить отдыхающих на Алаколь, поставила автобус на это направление. Но проблема в том, что закрыты границы регионов. «И пока они закрыты, об Алаколе речи нет. Проехать туда мы не можем. Договора с домами отдыха и с транспортниками у нас есть. Мы готовы переключиться на внутренний рынок. Теперь все зависит от постановления санврача, от решения наших властей. Баянаул, например, открыт, но турбазы пока не принимают. Нам сказали, что 1 июня озвучат, как и в каком режиме будут работать (объекты туризма. – Ред.)», – говорит Гульмира Отаргалиева.

«Карта занятости» поделится средствами

Заместитель директора департамента туризма НПП «Атамекен» Елена Михнова отметила, что из-за недоработок по инфраструктуре не все курортные зоны смогут заработать в полную силу: где-то, например, не хватает кусочка дороги, полкилометра-километр, не хватает, условно, пары туалетов, где-то внутренняя инфраструктура самого субъекта не приведена в порядок и т.д.

«Мелочи, но, как известно, в сфере услуг мелочей не бывает. Мы ищем дополнительные, альтернативные возможности решить эти проблемы. Сейчас пытаемся подключиться к программе минтруда, уже есть определенные договоренности, поручение правительства, о том, чтобы сэкономленные в регионах по «Дорожной карте занятости» средства направить на реализацию инфраструктурных проектов в сфере туризма», – говорит спикер.

По ее словам, для этого сейчас проводится инвентаризация туристических маршрутов по регионам, определяются приоритетные. «Если это получится реализовать, то, думаю, какие-то инфраструктурные вещи мы сделаем», – говорит спикер.

Переносить туры – единственная возможность

Участники телемарафона говорили и о выездном туризме. Как отметила президент Ассоциации туроператоров и председатель КФ «Туристик Камкор» Инна Рей, исторически туротрасль направляла усилия в основном на предоставление услуг за рубежом, поэтому большая часть участников рынка работают именно в этом сегменте. «Но выездной туризм не получил той поддержки, на которую рассчитывал», – говорит она.

Объявление чрезвычайного положения и карантина из-за пандемии, по ее словам, было неожиданным и резким. Но, тем не менее, в Казахстане был «инструмент», с помощью которого туристов, оказавшихся за рубежом, можно было возвращать домой: силами фонда вернули почти 5 тыс. человек. Эта задача в тот момент стояла на первом месте.

«Но дальше возник вопрос: что делать с теми турами, которые были отменены из-за карантина? Туроператоры очутились в ловушке. Потому что средства, которые они направили в отели, остались в отелях, средства, которые они перечислили за перелеты, остались в авиакомпаниях. А туристы оказались с невыполненными со стороны турагентов обязательствами», – говорит спикер.

Решением этой проблемы, на ее взгляд, было бы разъяснение от правительства, от уполномоченного органа, почему возможности возвращать деньги за купленные туры, на чем сейчас настаивает большинство туристов, нет.

«Люди нетерпеливы, у всех ощущение, что их обманывают, тем более агентства до сих пор закрыты. Получается, как будто сталкивают лбами клиента и турагента, турагента и туроператора, хотя ничьей вины нет. Государство должно нас поддержать, разъяснить населению. Продажи выстраиваются не одномоментно, это не то, что человек приходит, платит, берет товар и уходит. В туротрасли все предоплаты делаются заранее. Туроператор участвует в большой финансовой схеме, которая не может быть оборвана одним решением, и при этом чтобы не возникли последствия. Нам нужен официальный документ, в котором бы разъяснялось, что в сложившейся ситуации единственная возможность – откладывать туры и выполнять их позднее. Вопрос возврата может стоять только после того, как отрасль восстановится, и когда у туроператора появятся новые свободные деньги», – говорит Инна Рей.

Тем более, по ее словам, ситуация все равно стабилизируется, мир постепенно открывается. Казахстан считается страной с наиболее благополучной эпидситуацией, и Турция уже указала нас в числе тех, кому будет открыта возможность привозить туристов.

Туристам нужна гарантия государства

«Главная проблема у нас – возврат средств за несостоявшиеся во время периода ЧП туры, и возврат или урегулирования отношений по турам, которые были забронированы по акциям раннего бронирования. Все находится в рабочей стадии. Хотелось бы почувствовать поддержку государства в этом вопросе», – поддерживает Гульмира Отаргалиева.

Она считает, что можно было бы пойти по пути других стран, например России, где государство принимает участие в решении этой проблемы.

«Там средства, потраченные на туры, замораживают в валюте по курсу на день оплаты. И это государственное решение, то есть оно идет не от операторов и агентов. Одно дело, когда мы говорим туристу, другое – когда это делает государство», – говорит предприниматель.

Туристам, уверена она, нужна гарантия того, что тур, отложенный на следующий год с сохранением его стоимости, состоится, а если по каким-то причинам не состоится, то они получат выплату.

«Сейчас гарантировать никто не может. Если что-то случится с туроператором, один на один с туристом окажутся турагенты, которые не являются правообладателями турпакета, они всего-навсего агенты-реализаторы. Судебная практика до сих пор показывала, что ответчиками чаще всего остаются агенты», – говорит спикер.

Она рассказала, что в своей компании 80% туров перенесла с сохранением стоимости на следующий год. Раннее бронирование – это в основном постоянная клиентура, с которой мы можем работать, и нас слышат. Объяснили людям, что они потеряют очень много, если мы сейчас пойдем на аннуляцию, потому что есть фактически понесенные затраты, и операторы их выставят. Либо мы переносим тур и сохраняем стоимость в валюте по курсу на день оплаты», – рассказывает участница эфира.

Туры, купленные на август-сентябрь, пока не переносили: люди надеются, что небо откроется, Турция, Египет откроются, и они полетят на отдых.

Предложения внесены, решения ожидаются

Елена Михнова рассказала, что со времени введения ЧП Нацпалата направила в правительство пять пакетов мер поддержки, в том числе по выездному туризму. «Мы предлагали рассмотреть европейский опыт по переносу туров. Также пытались донести мысль о том, что решение проблемы просто в рамках договорных отношений субъектов и потребителей сейчас не представляется возможным. Потому что сумма, требуемая туристами к возврату, серьезная – около 4 млрд тенге. Сейчас субъекты не в силах одномоментно вернуть такие деньги. Мы предлагали уполномоченному органу провести разъяснительную работу с населением. Совместный пресс-релиз готовится, министерство культуры и спорта уже провело брифинги. Тема очень острая», – говорит спикер.

Она также говорит о той поддержке, которую туротрасль получила в России: возможность переноса туров до конца 2021 года закреплена законодательно, туроператорам дали такие полномочия. Также утверждено постановление правительства РФ о субсидировании туроператорам потерь, понесенных за период чрезвычайной ситуации.

«Такие предложения мы внесли, но решения пока не приняты. Понятно, что бюджет государства ограничен, и правительство расставляет приоритеты. Ожидаем каких-то решений», – говорит представитель НПП.

Нужен алгоритм выхода из карантина

Председатель республиканской ассоциации СРО «Казахстанская индустрия туризма» Мунирам Ахматова добавляет, что поддержка туроператоров нужна, потому что агенты работают в определенной цепочке: берут пакет, который сформирован туроператором. «Поэтому необходимо пересмотреть агентские договора. Ответственность туроператоров нельзя перекладывать на турагента, поскольку он продает готовый продукт», – считает спикер.

На взгляд Инны Рей, вопрос субсидирования отрасли, вероятно, поднимать поздно, государство с ним уже определилось. «Вопрос: банкротство или рестарт? Я бы сказала, период опасных банкротств мы прошли. Жизнь налаживается. Нужен правильный алгоритм выхода из карантина», – говорит она.

По ее словам, очень многие туроператоры, которые занимались выездным туризмом, сейчас перенаправляют силы на въездной. «Формируются доступные пакеты. Туроператоры готовы предлагать полноценный турпродукт, но для этого надо, чтобы их не «бомбили», – заключает спикер

«Бизнес & государство» – совместный проект телеканала ATAMEKEN BUSINESS и НПП «Атамекен». Это онлайн-площадка для обсуждения актуальных проблем в различных сегментах экономики.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: