О необходимости трансформировать АО "Самрук-Казына" в Казахстане говорят часто и давно. Госхолдинг аккумулирует крупные стратегические активы государства, занимающие заметную долю в экономике, – почти 60% в ВВП страны. Президент РК во время своего выступления в мажилисе парламента поставил вопрос в плоскости реформирования и даже ликвидации громадной квазигосструктуры.
"Поручаю правительству совместно с агентством по стратегическому планированию и реформам разработать предложения по основательной реформе квазигосударственного сектора. Если нет возможности реформировать фонд, тогда его не должно быть в нашей экономике", – сказал Касым-Жомарт Токаев.
Позже его пресс-секретарь Берик Уали сообщил:
"Президент считает, что правительству следует в первую очередь заняться сокращением громоздкой управленческой надстройки. Требуется также изменить характер взаимоотношений между "Самрук-Казына" и правительством, чтобы увеличить направление доходов в пользу интересов государства и народа. Касым-Жомарт Токаев потребовал от правительства обеспечить формирование реальной конкурентной среды в ключевых сферах экономики и прозрачность закупок фонда и национальных компаний. По мнению главы государства, необходимо снизить избыточное присутствие государства в экономике, активизировать с этой целью приватизацию активов фонда "Самрук-Казына". При этом важно добиться прозрачности приватизации, без чего невозможно структурное преобразование экономики", – написал пресс-секретарь.
Президент ожидает конкретных предложений и действий от правительства и государственной комиссии по вопросам приватизации, заключил он.
Директор центра прикладных исследований "Талап", экономист Рахим Ошакбаев в эфире youtube-канала "Гиперборей" после заявлений главы государства озвучил предложение раздать по одной акции "Самрук-Казына" населению.
"Сейчас все стратегические активы страны, доля участия в нефтяных, горнорудных проектах, крупнейшие инфраструктурные компании сосредоточены в "Самрук-Казына". Мы не можем их в какой-то степени приватизировать, в какой-то степени они носят стратегический характер. Поэтому идея очень проста – нужно акционерный капитал "Самрук-Казына" поделить на 19 млн казахстанцев. Сделать так, чтобы каждый казахстанец имел неотчуждаемое право на 1/19 млн акций. Условно говоря, из 19 млн акций у каждого казахстанца должна быть одна акция. Если рождается новый гражданин Казахстана, дополнительно делается допэмиссия. Это приведет к тому, что все стратегические активы, недра будут принадлежать напрямую гражданам Казахстана. Сейчас они вроде как государственные, но между ними столько прослоек, и все это теряется", – заявил спикер.
При этом он отметил, что ценные бумаги должны приносить дивидендный доход казахстанцам, но реализацию ими акций стоит запретить.
Экономистам, опрошенным Inbusiness.kz, данная инициатива напомнила опыт "чубайсовской приватизации", который не увенчался успехом.
"Что касается предложения раздать акции холдинга "Самрук-Казына" населению. Нужно учитывать, что ценные бумаги – это активы, которые должны торговаться. Если они не торгуются, они теряют часть свойств ценных бумаг. Это, конечно, актив, приносящий дивиденды. Просто раздать населению? В таком духе осенью 1992 года в России провернул приватизацию Анатолий Чубайс. В знаменитой "чубайсовской приватизации" был обмен акций на ваучеры. Опыт показал, что ничего особо хорошего из этого не получается. Я думаю, в нашем случае тоже ничего хорошего ждать не стоит. Возникнет какой-то черный рынок, зацветет коррупция. Нужно проводить денежную приватизацию "Самрук-Казына", – считает экономист Жарас Ахметов.
При этом в частные руки необходимо передавать значительную часть активов, полагает эксперт.
"План мероприятий должен состоять из последующих действий: оценка рынка, трендов на рынках, определения очередности реализации ценных бумаг. Если речь идет о "дочках" "Самрук-Казына", нужно определить, в какой очередности и в каких индикаторах реализовывать акции. Если старый план приватизации, много раз утвержденный, предполагал продажу 25% акций, то сейчас стоило было подумать о гораздо масштабной приватизации – 60-70% акций", – полагает спикер.
Государство необязательно должно полностью выходить из доли владения в госхолдинге, подчеркивает он.
"Нужно основную долю сократить, соответственно, и порядок формирования управляющих холдингов, советов директоров. Решения должны больше зависеть от частных инвесторов в том числе.
Можно рассмотреть еще вариант – создать 100 частных инвестиционных компаний внутри Казахстана и произвести с ними обмен активами "Самрук-Казына" на их акции. Это, возможно, способствовало бы развитию финансового рынка в Казахстане".
Экономист Магбат Спанов, комментируя инициативу о наделении каждого казахстанца акцией "Самрук-Казына", также в качестве антипримера привел опыт "ваучерной приватизации".
"Здесь нужно вспомнить приватизационные купоны начала 90-х годов, когда население должно было стать владельцами тех или иных предприятий через инвестиционные купоны. В России были ваучеры. К сожалению, ситуация пошла не тем путем, который изначально закладывался. Вина лежит на премьере того времени, потому что он поменял схему, ввел не приватизационные купоны, а проводил приватизацию по инвестиционным проектам по принципу "кто больше предложит". Но откуда у населения деньги? Я не вижу рационального смысла в этом, кроме популизма. Мне кажется, государство должно перераспределять дивиденды в пользу населения, не раздавать", – отметил экономист.
Эксперт за сокращение раздутой управленческой структуры или даже ликвидацию крупнейшего госхолдинга. С функциями по управлению и контролю за ключевыми объектами страны могут справиться министерства, полагает он.
"АО "Самрук-Казына" перестало на каком-то этапе выполнять, что изначально закладывалось в него. В свое время правительство в количестве двух департаментов контролировало промышленность, инновации и все предприятия, а сейчас много людей этим занимается.
Передавать в частный сектор, безусловно, нужно не все. Активы, которые являются доходными, должны приносить прибыль государству, особенно это касается нефти и газа. Я в какой-то мере согласен, что нужно трансформировать холдинг, но нужны другие методы, то есть ликвидировать управленческий персонал. Это касается не только "Самрук-Казына", но и также "Байтерека". Предприятия холдинга должны быть закреплены за министерствами в соответствии с их направлением", – считает эксперт.
Сейчас же, отмечает он, в Казахстане функционирует "государство в государстве" для которого действуют отдельные законы.
"Вопрос назрел. Многие предприятия считаются квазигосударственным сектором. Доля государства должна сокращаться, но не бездумно, с экономической рациональностью. Не должно быть "сокращения ради сокращения", – сказал Магбат Спанов.
При этом он отмечает, что в государственной собственности необходимо сохранить крупные инфраструктурные объекты, имеющие стратегическое значение. В любом случае к каждому предприятию необходимо подходить индивидуально, оценивая его роль в экономике региона или страны.
Карина Алимова