/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 379,41 Brent 36,55
Регулирование «цифры»: как закон влияет на технологии, обсудили эксперты

Регулирование «цифры»: как закон влияет на технологии, обсудили эксперты

Какое регулирование следует применять в отношении цифровых технологий? Вопрос, как оказалось, неоднозначный, об этом говорили эксперты в рамках Казахстанского юридического форума (KLF 2019).

10:31 07 Октябрь 2019 14618

Регулирование «цифры»: как закон влияет на технологии, обсудили эксперты

Автор:

Султан Биманов

С развитием технологий и ростом интернет-бизнеса вопросы регулирования и правового определения новых видов «цифры» становятся все более актуальными. Однако, по мнению Елены Бычковой, советника председателя ОЮЛ «Ассоциация цифровой Казахстан», закон и технологии не всегда лучшим образом сочетаются. Право никогда не угонится за технологиями, учитывая долговременный процесс принятия НПА. Как только принимается новая норма, она, по сути, регулирует уже технологии прошлого.

На сессии «ИТ + LegalTech. ИТ-право» обсуждались вопросы регулирования передовых решений, создание законодательного поля в сфере цифровых решений. Одним из наиболее актуальных остается вопрос регулирования e-commerce.

На начало 2019 года рынок онлайн-торговли РК оценивался в 287 млрд тенге, совокупный прирост за прошлый год составил 23,2%. И эти цифры будут расти из года в год.

Благодаря чему удалось сделать такой прорыв, рассказала Елена Бычкова. По ее словам, столь существенный рост обусловлен в том числе и тем, что в Казахстане режим регулирования электронной торговли благоприятный – отсутствуют ограничивающие нормы.

Елена Бычкова, АЦК

«Драйвером роста электронной торговли является бизнес, а не регуляторы. Казахстанские торговые площадки и весь сектор созданы и успешно развиваются в отсутствие специального регулирования. Законодателю нужно понять, что Интернет границ не имеет, и любые попытки ограничить локальный бизнес и создать барьеры приведут только к одному – на казахстанском рынке будут процветать иностранные конкуренты».

В дорожной карте развития электронной торговли в Казахстане до 2025 года рассматривается поэтапный переход к саморегулированию. Главные задачи – повышение качества оказываемых казахстанскими площадками услуг путем внедрения внутренних стандартов и правил контроля, повышение доверия потребителей и в конечном итоге рост казахстанского e-commerce.

Это главный тренд и главная рекомендация АЦК для IT-компаний и компаний электронной торговли. Объединяться, вырабатывать стандарты ведения бизнеса, поведения с потребителями, способы разрешения споров.

Тем временем в рамках ЕАЭС требуется гармонизация законов непосредственно в части возврата товара.

«Мы сравнивали положения о возврате товаров, приобретенных на электронных площадках в России, Белоруссии и РК. К примеру, у нас невозратными товарами с недавнего времени являются смартфоны. В Белоруссии этот список еще шире. Предстоит гармонизировать законодательство и выработать единые правила между государствами-членами», – отметила советник председателя АЦК.

Эксперты рассказали о новых тенденциях в разрешении споров, возникающих из сделок, заключенных в Интернете. Это особая категория экономических споров, требующих не только правовых, но и технических знаний. В некоторых странах уже созданы, а в странах ЕАЭС в ближайшей перспективе будут создаваться специализированные площадки по разрешению споров. Пока изучаются и вырабатываются подходы как к самим площадкам, так и к процессу разрешения спорных ситуаций. Такие площадки могут быть созданы внутри одной ЭТП, для нескольких ЭТП, объединенных, как вариант, в ассоциацию или союз, либо же на межгосударственном уровне. В ЕАЭС планируется создание единой системы электронного досудебного разрешения споров и судебных разбирательств, возникающих между торговыми площадками, а также единых правил обжалования и возврата потребительских товаров, приобретенных онлайн. В Казахстане создание Dispute Resolution Platform предусмотрено дорожной картой развития электронной торговли для 2025 года.

Единые правила игры откроют новые возможности для компаний из стран ЕАЭС. Павел Коктышев, заместитель председателя правления холдинга «Зерде», отметил, что электронная коммерция стала первой из отраслей на стыке IT, ритейла, которая активно развивалась в Казахстане. Электронная коммерция дала увеличение доли безналичных платежей, а это рыночный стимул для увеличения прозрачности экономики. В целом, по его мнению, сегодня у ряда казахстанских компаний существует потребность в расширении рынка, а развитие в масштабах ЕАЭС откроет доступ к рынку в 180 млн человек. Поэтому единые правила – неминуемая необходимость.

Стоит отметить, что в Казахстане планируется принятие закона о цифровых технологиях, который предполагает ряд новшеств в области передовых решений – это касается и криптовалют, и майнинга, и блокчейна, и других новых технологий. Этот закон позволит упорядочить и прописать правила игры в новом, стремительно развивающемся цифровом мире. Однако любые регуляторные «гайки» должны учитывать мнения игроков, которые в свое время и развивали эти новшества в стране.

Султан Биманов

Цифровизация глазами бизнеса

Как предприниматели оценивают уровень технологического развития отраслей в Казахстане.

07 Май 2020 08:00 2293

Цифровизация глазами бизнеса

Технологическое развитие цифровых технологий, коммуникаций связи и информации в Казахстане, согласно независимому рейтингу «Деловой климат 2019» НПП «Атамекен», оценивается предпринимателями сравнительно высоко. Хуже обстоят дела в глазах бизнеса с технологичностью в машиностроении, сборочных производствах.

Общее технологическое развитие частного сектора оценивается ниже среднего. По четырехбалльной шкале показатель по внедрению инноваций и модернизации предприятий составил 2,5 балла.

Наиболее высокая цифровизация в региональном разрезе в 2019 году отмечается в Мангистауской и Акмолинской областях. Последние позиции занимают Костанайская, Павлодарская и Западно-Казахстанская области.

Если говорить о внедрении цифровых технологий в отраслевой разбивке, то лидирующими сферами стали: электроснабжение, водоснабжение и ТБО. Сельское хозяйство и торговля отстают, показали результаты опроса.

Как отмечается в исследовании, цифровые технологии больше всего применялись в коммуникациях, банках, сдачах отчетности и цифровизации систем безопасности.

Использование современных технологий в коммуникациях, банковской деятельности, при сдаче отчетности высоко оценивается в Нур-Султане, Акмолинской и Актюбинской областях, в сферах образования, электроснабжении и строительстве.

Чаще всего внедрялись инновации в системе безопасности. Особенно в этом преуспели в Западно-Казахстанской, Кызылординской и Атырауской областях, а также в таких отраслях, как: проживание и питание, обрабатывающая промышленность, здравоохранение.

Отметим, социологическое исследование «Деловой климат 2019» проводилось с сентября по ноябрь минувшего года. Участниками опроса стали 3091 представитель малого и среднего предпринимательства. По результатам данной работы выработаны рекомендации по улучшению ситуации в сфере технологического развития.

В частности, отмечается о необходимости принятия программы развития местных электросетей, трансформаторных подстанций и других коммуникаций, которые в данный момент не могут обеспечить потребности бизнеса и производства, при существующем профиците по республике в размере 10-15% из-за изношенности местных коммуникаций. Также рекомендуется обеспечить независимый аудит качества выполнения технологических, строительных работ при государственных закупках. Заявляется о необходимости создания программы, аналогичной дорожной карте бизнесае, в сфере развития технологических и научных частных предприятий. Помимо этого, государству нужно поддерживать специалистов в сфере технологий. Регионы и населенные пункты нуждаются в широкополосном Интернете.

Автоматизация налогового администрирования

Одним из наиболее автоматизированных госорганов по оказанию госуслуг в Казахстане, отмечают в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», является комитет государственных доходов министерства финансов РК. Комитет внедрил контроль прослеживаемости товаров, работ и услуг на базе ЭСФ. Также в КГД имеется централизованная база данных, что позволяет вести аналитический контроль центральным аппаратом. Однако в системе налогового администрирования есть несовершентства. Так, полагают в НПП, требует пересмотра система налогового контроля, которая бы не доставляла сложностей налогоплательщикам.  

В Казахстане для всех налогоплательщиков действует единственный электронный сервис «Кабинет налогоплательщика». Это не позволяет направлять адресную информацию, подавать в электронном виде запросы в налоговый орган для получения информации, необходимой для исполнения налогового обязательства.

Также в Казахстане поэтапно вводилось применение онлайн-ККМ, внедряется трехкомпонентная интегрированная система (онлайн-ККМ, складской учет и POS-терминал). В этой связи имеет смысл рассмотреть вопрос отмены требования по представлению налоговой отчетности налогоплательщикам, использующим ТИС.

Карина Алимова

АО «АК Алтыналмас» внедряет полностью цифровой формат работы с данными

АО «АК Алтыналмас» в рамках проекта «Цифровой рудник», который реализуется совместно с российской компанией «Цифра» и ее дочерней структурой «Вист Групп», переходит на полностью цифровой формат работы с данными с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Это первый подобный проект на промышленном предприятии в масштабах СНГ.

10 Март 2020 10:37 5372

АО «АК Алтыналмас» внедряет полностью цифровой формат работы с данными

Фото: АО «АК Алтыналмас»/ГК «Цифра»

Применение ЭЦП в нарядах-заданиях и нарядах-допусках было согласовано с государственными контролирующими органами, в результате было получено подтверждение легитимности ее применения. По рекомендации Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан был выбран тип универсального ключа KAZTOKEN Smart Card. Смарт-карты дополнительно оснащены RFID-меткой и будут служить пропуском на объекты компании.

«Использование электронной цифровой подписи для ведения операционной деятельности компании поможет замкнуть контур цифрового рудника в единое пространство данных для оперативного управления», – сказала Жанара Аманжолова, вице-президент по IT и корпоративному развитию АО «АК Алтыналмас», руководитель проекта «Цифровой рудник».

Важной частью проекта станет также внедрение системы по планированию обслуживания и ремонтов техники. Для этого все оборудование компании, а это порядка 1200 единиц техники, занесено в единую базу данных. В недалеком будущем техник с помощью мобильного телефона сможет заказать запчасти или отправить ремонтную бригаду, что существенно экономит бюджет на эти цели. Используемые современные цифровые решения помогают перенастроить работу и повысить эффективность за счет сокращения технологических простоев, получения актуальных данных в режиме реального времени, а также оптимизации работы сотрудников.

«В России наши цифровые решения повышают эффективность на более чем 70 карьерах таких предприятий, как «Полюс золото», «Норильский никель» и др. Проект с АО «АК Алтыналмас» показывает, что сотрудничество в области цифровизации промышленности может стать одной из точек роста для России и Казахстана. В рамках проекта «Цифровой рудник» мы создаем единый «цифровой слой», который объединит множество отдельных частей, обеспечив сквозное управление проектом и кратно повысив его эффективность», – прокомментировал Павел Растопшин, генеральный директор «ВИСТ Групп».

В реализации проекта участвуют сразу несколько подразделений компании «Цифра», включая «ВИСТ Групп» и «ВИСТ Азия», сотрудники которых на постоянной основе находятся на производственных площадках проекта Актогай и Акбакай. Совместно со специалистами АО «АК Алтыналмас» проводятся работы по развертыванию системы на серверах компании, а также по обучению персонала работе с ПО, его тестированию и доработке.

Сейчас ведутся подготовительные работы и тестирование приложения для мобильной версии нарядной системы с использованием планшетов промышленного исполнения, которые позволяют персоналу быть мобильными и делать изменения в нарядах-заданиях прямо на рабочем месте.

Внедрение модуля «Указания» для автоматизированного трехступенчатого производственного контроля позволило сформировать единую базу данных обо всех несоответствиях правилам охраны труда и промышленной безопасности. Интеграция с модулем формирования нарядов-заданий позволяет автоматически включать в наряд корректирующие мероприятия для устранения возникших проблем в ближайшую смену.

Компания «Цифра» предоставляет готовые отраслевые решения в области прогнозной аналитики и анализа данных, оптимизации технологических процессов, мониторинга промышленного оборудования и персонала, а также разрабатывает технологии беспилотного промышленного транспорта. Ключевыми для компании отраслями являются машиностроение, металлургия, горная добыча, нефтегазовый сектор и химическая промышленность.

Мы знаем о цифровизации все. Пройдите опрос и узнайте свой уровень цифровизации.