Регулирование "цифры": как закон влияет на технологии, обсудили эксперты

21313

Какое регулирование следует применять в отношении цифровых технологий? Вопрос, как оказалось, неоднозначный, об этом говорили эксперты в рамках Казахстанского юридического форума (KLF 2019).

Регулирование "цифры": как закон влияет на технологии, обсудили эксперты

С развитием технологий и ростом интернет-бизнеса вопросы регулирования и правового определения новых видов "цифры" становятся все более актуальными. Однако, по мнению Елены Бычковой, советника председателя ОЮЛ "Ассоциация цифровой Казахстан", закон и технологии не всегда лучшим образом сочетаются. Право никогда не угонится за технологиями, учитывая долговременный процесс принятия НПА. Как только принимается новая норма, она, по сути, регулирует уже технологии прошлого.

На сессии "ИТ + LegalTech. ИТ-право" обсуждались вопросы регулирования передовых решений, создание законодательного поля в сфере цифровых решений. Одним из наиболее актуальных остается вопрос регулирования e-commerce.

На начало 2019 года рынок онлайн-торговли РК оценивался в 287 млрд тенге, совокупный прирост за прошлый год составил 23,2%. И эти цифры будут расти из года в год.

Благодаря чему удалось сделать такой прорыв, рассказала Елена Бычкова. По ее словам, столь существенный рост обусловлен в том числе и тем, что в Казахстане режим регулирования электронной торговли благоприятный – отсутствуют ограничивающие нормы.

Елена Бычкова, АЦК

"Драйвером роста электронной торговли является бизнес, а не регуляторы. Казахстанские торговые площадки и весь сектор созданы и успешно развиваются в отсутствие специального регулирования. Законодателю нужно понять, что Интернет границ не имеет, и любые попытки ограничить локальный бизнес и создать барьеры приведут только к одному – на казахстанском рынке будут процветать иностранные конкуренты".

В дорожной карте развития электронной торговли в Казахстане до 2025 года рассматривается поэтапный переход к саморегулированию. Главные задачи – повышение качества оказываемых казахстанскими площадками услуг путем внедрения внутренних стандартов и правил контроля, повышение доверия потребителей и в конечном итоге рост казахстанского e-commerce.

Это главный тренд и главная рекомендация АЦК для IT-компаний и компаний электронной торговли. Объединяться, вырабатывать стандарты ведения бизнеса, поведения с потребителями, способы разрешения споров.

Тем временем в рамках ЕАЭС требуется гармонизация законов непосредственно в части возврата товара.

"Мы сравнивали положения о возврате товаров, приобретенных на электронных площадках в России, Белоруссии и РК. К примеру, у нас невозратными товарами с недавнего времени являются смартфоны. В Белоруссии этот список еще шире. Предстоит гармонизировать законодательство и выработать единые правила между государствами-членами", – отметила советник председателя АЦК.

Эксперты рассказали о новых тенденциях в разрешении споров, возникающих из сделок, заключенных в Интернете. Это особая категория экономических споров, требующих не только правовых, но и технических знаний. В некоторых странах уже созданы, а в странах ЕАЭС в ближайшей перспективе будут создаваться специализированные площадки по разрешению споров. Пока изучаются и вырабатываются подходы как к самим площадкам, так и к процессу разрешения спорных ситуаций. Такие площадки могут быть созданы внутри одной ЭТП, для нескольких ЭТП, объединенных, как вариант, в ассоциацию или союз, либо же на межгосударственном уровне. В ЕАЭС планируется создание единой системы электронного досудебного разрешения споров и судебных разбирательств, возникающих между торговыми площадками, а также единых правил обжалования и возврата потребительских товаров, приобретенных онлайн. В Казахстане создание Dispute Resolution Platform предусмотрено дорожной картой развития электронной торговли для 2025 года.

Единые правила игры откроют новые возможности для компаний из стран ЕАЭС. Павел Коктышев, заместитель председателя правления холдинга "Зерде", отметил, что электронная коммерция стала первой из отраслей на стыке IT, ритейла, которая активно развивалась в Казахстане. Электронная коммерция дала увеличение доли безналичных платежей, а это рыночный стимул для увеличения прозрачности экономики. В целом, по его мнению, сегодня у ряда казахстанских компаний существует потребность в расширении рынка, а развитие в масштабах ЕАЭС откроет доступ к рынку в 180 млн человек. Поэтому единые правила – неминуемая необходимость.

Стоит отметить, что в Казахстане планируется принятие закона о цифровых технологиях, который предполагает ряд новшеств в области передовых решений – это касается и криптовалют, и майнинга, и блокчейна, и других новых технологий. Этот закон позволит упорядочить и прописать правила игры в новом, стремительно развивающемся цифровом мире. Однако любые регуляторные "гайки" должны учитывать мнения игроков, которые в свое время и развивали эти новшества в стране.

Султан Биманов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться