/img/tv1.svg
RU KZ
Регулирование «цифры»: как закон влияет на технологии, обсудили эксперты

Регулирование «цифры»: как закон влияет на технологии, обсудили эксперты

Какое регулирование следует применять в отношении цифровых технологий? Вопрос, как оказалось, неоднозначный, об этом говорили эксперты в рамках Казахстанского юридического форума (KLF 2019).

10:31 07 Октябрь 2019 15828

Регулирование «цифры»: как закон влияет на технологии, обсудили эксперты

Автор:

Султан Биманов

С развитием технологий и ростом интернет-бизнеса вопросы регулирования и правового определения новых видов «цифры» становятся все более актуальными. Однако, по мнению Елены Бычковой, советника председателя ОЮЛ «Ассоциация цифровой Казахстан», закон и технологии не всегда лучшим образом сочетаются. Право никогда не угонится за технологиями, учитывая долговременный процесс принятия НПА. Как только принимается новая норма, она, по сути, регулирует уже технологии прошлого.

На сессии «ИТ + LegalTech. ИТ-право» обсуждались вопросы регулирования передовых решений, создание законодательного поля в сфере цифровых решений. Одним из наиболее актуальных остается вопрос регулирования e-commerce.

На начало 2019 года рынок онлайн-торговли РК оценивался в 287 млрд тенге, совокупный прирост за прошлый год составил 23,2%. И эти цифры будут расти из года в год.

Благодаря чему удалось сделать такой прорыв, рассказала Елена Бычкова. По ее словам, столь существенный рост обусловлен в том числе и тем, что в Казахстане режим регулирования электронной торговли благоприятный – отсутствуют ограничивающие нормы.

Елена Бычкова, АЦК

«Драйвером роста электронной торговли является бизнес, а не регуляторы. Казахстанские торговые площадки и весь сектор созданы и успешно развиваются в отсутствие специального регулирования. Законодателю нужно понять, что Интернет границ не имеет, и любые попытки ограничить локальный бизнес и создать барьеры приведут только к одному – на казахстанском рынке будут процветать иностранные конкуренты».

В дорожной карте развития электронной торговли в Казахстане до 2025 года рассматривается поэтапный переход к саморегулированию. Главные задачи – повышение качества оказываемых казахстанскими площадками услуг путем внедрения внутренних стандартов и правил контроля, повышение доверия потребителей и в конечном итоге рост казахстанского e-commerce.

Это главный тренд и главная рекомендация АЦК для IT-компаний и компаний электронной торговли. Объединяться, вырабатывать стандарты ведения бизнеса, поведения с потребителями, способы разрешения споров.

Тем временем в рамках ЕАЭС требуется гармонизация законов непосредственно в части возврата товара.

«Мы сравнивали положения о возврате товаров, приобретенных на электронных площадках в России, Белоруссии и РК. К примеру, у нас невозратными товарами с недавнего времени являются смартфоны. В Белоруссии этот список еще шире. Предстоит гармонизировать законодательство и выработать единые правила между государствами-членами», – отметила советник председателя АЦК.

Эксперты рассказали о новых тенденциях в разрешении споров, возникающих из сделок, заключенных в Интернете. Это особая категория экономических споров, требующих не только правовых, но и технических знаний. В некоторых странах уже созданы, а в странах ЕАЭС в ближайшей перспективе будут создаваться специализированные площадки по разрешению споров. Пока изучаются и вырабатываются подходы как к самим площадкам, так и к процессу разрешения спорных ситуаций. Такие площадки могут быть созданы внутри одной ЭТП, для нескольких ЭТП, объединенных, как вариант, в ассоциацию или союз, либо же на межгосударственном уровне. В ЕАЭС планируется создание единой системы электронного досудебного разрешения споров и судебных разбирательств, возникающих между торговыми площадками, а также единых правил обжалования и возврата потребительских товаров, приобретенных онлайн. В Казахстане создание Dispute Resolution Platform предусмотрено дорожной картой развития электронной торговли для 2025 года.

Единые правила игры откроют новые возможности для компаний из стран ЕАЭС. Павел Коктышев, заместитель председателя правления холдинга «Зерде», отметил, что электронная коммерция стала первой из отраслей на стыке IT, ритейла, которая активно развивалась в Казахстане. Электронная коммерция дала увеличение доли безналичных платежей, а это рыночный стимул для увеличения прозрачности экономики. В целом, по его мнению, сегодня у ряда казахстанских компаний существует потребность в расширении рынка, а развитие в масштабах ЕАЭС откроет доступ к рынку в 180 млн человек. Поэтому единые правила – неминуемая необходимость.

Стоит отметить, что в Казахстане планируется принятие закона о цифровых технологиях, который предполагает ряд новшеств в области передовых решений – это касается и криптовалют, и майнинга, и блокчейна, и других новых технологий. Этот закон позволит упорядочить и прописать правила игры в новом, стремительно развивающемся цифровом мире. Однако любые регуляторные «гайки» должны учитывать мнения игроков, которые в свое время и развивали эти новшества в стране.

Султан Биманов

НПП «Атамекен»: для новых IT-продуктов в сфере здравоохранения будет создана площадка

Вопросы реализации мероприятий дорожной карты электронного здравоохранения обсудили на площадке НПП «Атамекен».

14 Август 2020 16:06 4234

Открывая совещание, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила, что дорожная карта позволила сделать работу по развитию электронного здравоохранения более системной.

«С 2017 года НПП «Атамекен» поднимает вопрос цифровизации процессов в медицинской сфере. Внедрение электронного паспорта здоровья должно было позволить отслеживать все записи пациента – посещения врача, его анализы, снимки и т. д. Интеграция баз данных медорганизаций должна была сделать прозрачной всю систему прохождения финансов в сфере здравоохранения. Результаты цифровизации мы уже видим – внедрена электронная очередь, медорганизации в основном ведут карты пациентов в электронном виде, есть достаточно широкий функционал медицинских IT-систем. Пациенты получили доступ к своим записям и увидели приписки – это тоже плюс цифровизации. Двойной контроль, о котором мы всегда говорили. Но этого, конечно, недостаточно. Основная проблема – отсутствие интеграции информационных систем не решена, и это все еще создает неудобства как медработникам, так и пациентам,» – отметила Юлия Якупбаева

Дорожная карта, подписанная минздравом и НПП «Атамекен» в начале июня т. г., разработана в тесном сотрудничестве с медицинским и IT-сообществом. Она состоит из пяти разделов:

  • архитектура платформы;
  • обмен и защита персональных данных;
  • улучшение бизнес-процессов и изменения в НПА;
  • взаимодействие с Фондом обязательного медицинского страхования;
  • взаимодействие с аптечными сетями и другими организациями.

И содержит 44 мероприятия.

Директор департамента цифровизации здравоохранения МЗ РК Бейбут Есенбаев рассказал о проводимой минздравом работе в рамках дорожной карты по решению проблемных вопросов электронного здравоохранения.

«Мы сформировали пакет материалов по каждому пункту. Разработка проекта архитектуры уже закончена и направлена в комиссию по цифровизации. Разработка единого классификатора медицинских услуг в работе, и мы просим бизнес оказать нам содействие в его разработке. Разработка и утверждение единого классификатора лекарственных средств реализована в виде проекта приказа. Однако разработка классификатора медизделий затруднена, и мы просим помощи экспертов. Пакет документов достаточно большой, нам важно, чтобы рынок ознакомился и дал обратную связь», – отметил Бейбут Есенбаев.

Председатель наблюдательного совета ТОО «ЦИТ «ДАМУ» Наталья Киль заострила внимание на несовершенстве нормативной базы. По словам спикера, пока нет четкого описания бизнес-процессов, из-за этого страдают как НПА, так и практическая реализация.

«Разработчикам в укор ставят временные затраты на заполнение данных, которые необходимо вводить медикам. Но это не наша вина, а нормы приказа. В итоге врачу не остается времени на работу с пациентом. И какой бы метод ввода данных мы ни предложили, первое, что нужно сделать, – описать стандартные бизнес-процессы для медорганизаций. Должна быть очерчена минимальная номенклатура данных, которые необходимы для минздрава, а лишние поля и сведения необходимо убрать», – сказала Наталья Киль.

Спикер добавила, что, например, при направлении на ПЦР-тест медики заполняли форму из 30 полей.

В процессе обсуждения участники пришли к выводу, что необходимы отдельные подгруппы для обсуждения вопросов:

  • интеграции МИС;
  • мониторинга информбезопасности;
  • подготовки описания бизнес-процессов;
  • хранения тяжелых файлов;
  • телемедицины;
  • оптимизации форм отчетности;
  • оценки качества оказанных медуслуг;
  • по санитарному паспорту и эпиднадзору;
  • по вопросам ФСМС и т. д.

Также, учитывая большой поток предложений по развитию IT-продуктов в сфере здравоохранения, поддержано предложение по созданию отдельной площадки с участием широкого круга экспертов, «Атамекена», минздрава и МЦРИАП.

Так, по словам руководителя ТОО «Учет и управление» Виталия Ермоленко, представлявшего решение по созданию сервиса «Электронный рецепт»:

«Мы предлагаем оттолкнуться от существующих наработок на базе РЦРЗ. Работа практически завершена на площадке «МедЭлемента», затраты на это составят ноль тенге. Кроме того, мы предлагаем, помимо оцифровки лекарственных средств, провести оцифровку инструкций и предоставить свободный доступ как медорганизациям, так и аптекам, гражданам. Готовы рассмотреть варианты оцифровки медизделий», – сказал спикер.

Свои предложения относительно внедрения информационной системы PACS (хранение «тяжелых» файлов) озвучил директор ТОО «ЛАБМЕДСЕРВИС Еникеев Рустам Рамисович.

Резюмируя итоги совещания, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила:

«Если мы реализуем хотя бы 60% мероприятий дорожной карты, то нас ждет реальное продвижение в вопросах цифровизации медицинской отрасли. Для проработки ключевых задач необходимо создать проектный офис. Причем подгруппы по направлениям, которые были обозначены, должны возглавить практики из рынка. Также важно создать площадку для обсуждения конкретных IT-продуктов в сфере здравоохранения. Участников и предложений много, и, если минздрав откроет API, рынок будет развиваться стремительно».


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Цифровизация – новый, старый тренд

Как пандемия изменит банковские технологии?

31 Июль 2020 08:39 6742

Самоизоляция и карантин ускорили многолетний переход клиентов банков от традиционных отделений к мобильным и интернет-приложениям. Из-за covid зависимость от наличных платежей существенно снизилась в большинстве стран, отмечается в опросе McKinsey. Судя по этому исследованию, многие потребители намерены и дальше пользоваться дистанционным банковским обслуживанием.

В Казахстане с марта по июнь, по данным Нацбанка, число пользователей онлайн-сервисов банков выросло на 8,9 млн человек и составило на начало июля 25,3 млн пользователей. «Если говорить о наиболее выраженных трендах, то главный из них – самоизоляция и социальная дистанцирование, а соответственно повышение спроса на цифровые услуги. Карантин способствовал перетоку большой части наших клиентов из офлайна в онлайн. С завершением карантина данная тенденция сохранится», – рассказали в Jýsan Bank.

В Банке ЦентрКредит также считают, в ближайшее время ключевым трендом в развитии банковского сектора станет продвижение удаленных каналов обслуживания, повышение скорости и качества предоставляемых услуг, что в свою очередь требует активного внедрения автоматизации процессов, цифровизации данных, гибкости и технологичности решений.

«Тотальная цифровизация охватила практически все участки работы банков, и именно она предоставляет возможность кардинально улучшить качество обслуживания, персонализировать продукты и услуги при существенном сокращении издержек», – отмечает председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло. Именно поэтому цифровизация, увеличение доли дистанционных каналов продаж и обслуживания клиентов, а также уменьшение доли операций с наличностью в пользу увеличения объемов безналичного оборота – вот главные тренды на ближайшее будущее в банковской сфере. «Банки, которые смогут быстрее перестроить свои продукты, услуги и сервисы, сориентировав их на новые потребности клиентов, выйдут из этого кризиса с меньшими потерями», – считает глава банка.

Осторожность к технологиям

Однако, как считает директор, руководитель группы консультирования в области ИТ, KPMG в Казахстане и Центральной Азии Константин Аушев «на рынке все же преобладало осторожное поведение, нежели ускорение работы над программами цифровизации, у банков – особенно. В плане предложения онлайн-услуг они и до карантина были в «передовиках», а с ожидаемым замедлением роста экономики, определенными шагами регулятора, сдерживающими рост доходности банковских услуг, банки стали еще аккуратнее, чем раньше, относиться к любым инвестиционным проектам». По его словам, клиенты стали больше пользоваться онлайн-каналами в силу недоступности отделений, а банки стали больше работать с клиентами в плане обучения пользования этими каналами и где-то слегка нарастили количество доступных в онлайне операций.

«Я думаю, что как раз с ослаблением карантинных мер и переходом к росту экономики у банков появится новый импульс к цифровизации», – отметил он. На пике карантина в мире аналитики прогнозировали, что бизнес ИТ-интеграторов и разработчиков покажет наибольшее падение в 2021 году, но уже в 2022 сможет выйти и обогнать докризисные показатели.

«Сейчас мы видим, что банки активно выходят с различными запросами и к нам, как к ИТ-консультантам, и к рынку ИТ-разработчиков. Решения принимаются долго, проекты зачастую ограничиваются небольшими и недорогими пилотами, но в целом можно проследить явный интерес к облачным технологиям (особенно, по обработке больших данных), роботизации процессов и искусственному интеллекту, поиску новых моделей партнерства с финтех-игроками и телеком-операторами и, конечно, к продвинутым решениям по информационной безопасности. В связи с этим, я думаю, что в течение года и сами ИТ-компании смогут нарастить свой портфель интересных предложений для банков», – считает Константин Аушев.

В будущем, по его мнению, фокус будет оставаться на создании удобных платежных механизмов. «Поэтому мы будем видеть больше интеграций на рынке между операторами платежных систем, полноценную работу механизмов удаленной идентификации, не требующих прихода в офис банка для, скажем, открытия счета, будет появляться больше встроенных средств оплаты (в различные ритейловые сервисы, маркетплейсы, мобильные приложения). Я думаю, что все-таки мы увидим принципиально по-новому функционирующие электронные или цифровые деньги, которые будут запускаться под руководством инфраструктурных участников рынка (бирж, МФЦА, Национального банка, различных министерств)», – подчеркнул он.

Ольга Фоминских


Подпишитесь на наш канал Telegram!