DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 274,99 Brent 36,55
Ритейлерам урежут ретробонусы

Ритейлерам урежут ретробонусы

Ограничение сбора с поставщиков в торговые сети рассматривается на законодательном уровне.

27 Декабрь 2018 07:32 5349

Ритейлерам урежут ретробонусы

Автор:

Динара Куатова

Ретробонусы за размещение социально значимых продовольственных товаров в торговых сетях намерены отменить в Казахстане, а по остальным группам продукции ставку сбора предлагают зафиксировать на уровне, не превышающем 5%. Соответствующие изменения предусматривает пакет законодательных поправок по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности. Проект уже одобрен в первом чтении мажилисом Парламента.

«По социально значимым товарам, а это 19 наименований наиболее важного для нашего населения продовольствия, ретробонусы будут отменены. То есть мы законодательно, нормативно предлагаем их отменить. По оставшимся товарам продовольствия установить на уровне пяти процентов ставку. То есть эта наценка, которую где-то сети могут диктовать, она будет ограничена данным законом до уровня пяти процентов. Я думаю, в совокупности мы этот вопрос возьмём под контроль», – сообщил министр национальной экономики.

В нынешних условиях размер сбора никак не регулируется, и уровень накрутки остаётся на усмотрение ритейлеров. Доступ к самым посещаемым торговым площадкам варьируется от 10% до 15% от реализованной продукции.

Скептическое мнение во время обсуждения законопроекта озвучил парламентарий Роман Ким. Депутат полагает, что цены на витринах эти меры не собьют.

«Сегодня, надо признать, сложилась такая ситуация, когда товаропроизводители не имеют прямого доступа к торговым прилавкам. Их просто туда не допускают, сложилась абсолютная монополия торговых сетей и недобросовестных посредников. По этой причине торговая наценка сегодня составляет от 40% до 100%. При ситуации с углём в разы повышаются цены, например. Какие меры принимаются Министерством национальной экономики по защите потребителей и покупателей социально значимых товаров? Какие меры принимаются по недопущению необоснованных наценок со стороны субъектов торговой деятельности? И ретробонусы, как их ни называй, это прямое давление на товаропроизводителей, и это узаконенный откат», – заявил мажилисмен.

Глава Миннацэкономики парировал, что торговый рынок сегодня находится под диктатурой ритейлеров, в связи с тем, что сегмент представлен малочисленным количеством торговых сетей и низкой конкуренцией.

«Торговые сети могут диктовать свои условия для товаропроизводителей. В этой части в прошлом году мы расширили сферы деятельности по дорожной карте бизнеса и включили торговые объекты, но только современного формата и крупные. То есть мы для того, чтобы обелять экономику, так как теневая экономика складывается на неконтролируемых рынках и базарах, там и вопросы антисанитарии и так далее… Поэтому в целом движение в сторону магазинов современного формата – оно правильное и даёт качество, безопасность и поступление налогов», – сказал Тимур Сулейменов.

Он подчеркнул, что стимулировать торговцев переходить в цивилизованный формат можно только рыночными методами, создавая инфраструктуру и удешевляя кредитные ресурсы.

«Поэтому объекты строятся. В этом году мы введём порядка 200 с лишним тысяч метров торговых объектов современного формата», – резюмировал глава Миннацэкономики.

Законодательные новеллы также предусматривают наделение стабилизационных фондов функцией по кредитованию торговых сетей.

«Это кредитование касается сетей продовольственного сектора. Если возьмём, например, города Астану и Алматы, то в этом году уже заключили контракты с двумя товарными сетями – «Астыкжан» и «Кенмарт». Займы будут предоставляться не за счёт бюджетных средств, а за счёт собственных средств СПК. Заём предоставляется со сроком на один год. По условиям договора можно будет продлевать. В Астане эта сумма может равняться 300 миллионам тенге. Ставка по кредиту при этом предусматривается нулевая, но товарные сети принимают на себя встречные обязательства, то есть они обязуются не поднимать цены на социально значимые товары. К примеру, «Кенмарт» и «Астыкжан» будут реализовывать социально значимые товары по себестоимости», – сообщил министр национальной экономики.

Он подчеркнул, что на сегодня этот вопрос законодательно не отрегулирован. В каждом регионе местные исполнительные органы работают по своим правилам.

«Эту компетенцию мы предусматриваем закрепить за Министерством сельского хозяйства, которое будет систематизировать данный механизм. Это позволит отрегулировать данный вопрос. Это верная, на мой взгляд, теоретическая идея, подтверждённая практикой пилотного проекта», – заключил глава МНЭ.

Кроме того, в целях сокращения теневой экономики и борьбы с контрафактной продукцией в законопроекте предусмотрены нормы по маркировке и прослеживаемости товаров. Перечень продукции, подлежащей обязательной цифровой метке, будет утверждаться правительством.

Напомним, ранее сообщалось, что Казахстан привяжет товары к маркировке ЕАЭС. Наносить цифровой штрих-код на продукцию производители должны будут за свой счёт, что может сказаться удорожанием на её стоимости.

Динара Куатова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

В Восточном Казахстане разрешили работу большим торговым объектам

Но бизнес недоволен отсутствием конкретики.

22 Май 2020 10:46 280

В Восточном Казахстане разрешили работу большим торговым объектам

Фото: ustinka.kz

Несмотря на смягчение карантинного режима в Восточном Казахстане, которое регламентировало постановление главного государственного санитарного врача ВКО Гуляим Тагаевой от 14 мая 2020 года № 9, не обошлось без неразберихи. Документ разрешил работу объектам оптовой, оптово-розничной, розничной торговли непродовольственными товарами от 500 до двух тысяч квадратных метров, но не конкретизировал, может ли работать только часть такого магазина, если сам он больше пресловутых двух тысяч квадратов. В то же время с 18 мая в Восточном Казахстане работают мобильные группы, которые проверяют деятельность открывшихся объектов торговли и общепита. В состав комиссий в городах и районах вошли специалисты территориальных управлений контроля качества и безопасности товаров и услуг, местных исполнительных органов, представители СМИ, НПП «Атамекен», партии Nur Otan, депутаты городских и районных маслихатов.

Такие нюансы

«С самого начала разъяснения никому не дали, как быть тем владельцам объектов торговли непродовольственными товарами, у кого площадь больше двух тысяч квадратных метров, – говорит общественница Елена Березинская-Абилова, которая сейчас в составе группы проводит мониторинг объектов торговли и общепита. – Вопрос не был отрегулирован. Поэтому кто-то открылся, рискнул, разделил магазин на две части. Работает та, где меньше 2 тыс. квадратных метров, кто-то остался закрытым. Есть неразбериха. Потом было устное разъяснение органов СЭС, что если на площади менее 2 тыс. квадратных метров в большом магазине торгуют однотипным товаром, то можно остальное закрыть и открыть только эту часть».

По словам Елены Березинской-Абиловой, несмотря на смягчение карантинных мер по ВКО, к ней продолжают поступать звонки и жалобы от встревоженных предпринимателей – обращаются более 80 человек ежедневно. А именно эти вопросы касаются нюансов работы в этот период. Также предприниматели озабочены, что нет дохода, нечем платить кредиты и аренду.

По данным заместителя руководителя ГУ «Отдел предпринимательства, сельского хозяйства и ветеринарии Усть-Каменогорска» Олжаса Кудайбергенова, в областном центре Восточного Казахстана числится примерно 3,9 тыс. объектов торговли площадью до двух тысяч кв. метров. Но даже из них пока открыты примерно 76%. Остальные готовятся встречать покупателей, делают ремонт.

Как сообщил inbusiness.kz Олжас Кудайбергенов, по Усть-Каменогорску действует пять мобильных групп. И если на период введения чрезвычайного положения в стране было составлено 43 административных протокола на объекты торговли и общепита по статье № 476 КоАп РК за нарушения режима чрезвычайного положения, то сейчас эта статья уже не действует, и мобильные группы больше занимаются разъяснениями.

«Самые частые нарушения заключаются в том, что в некоторых торговых точках продавцы работают без масок, перчаток, да и покупатели заходят в магазины, объекты сферы услуг без масок. Мы владельцам объясняем, чтобы они предупреждали через громкоговорители, охранника о необходимости соблюдения санитарного режима. А так у всех арендаторов есть антисептики, у продавцов, есть разметки у касс», – говорит Олжас Кудайбергенов.

По поводу того, как работать крупным торговым точкам свыше 2 тыс. квадратных метров, чиновник не ответил, посоветовав обратиться в органы СЭС.

Две категории

Елена Березинская-Абилова считает, что мониторинг показал – предприниматели делятся на две категории – добросовестных и тех, кто нарушает санитарные правила.

«Многие предприниматели показали высокую социальную ответственность. Торговые дома имеют санитайзеры, средства индивидуальной защиты для персонала, дезинфекционные растворы, они проводят регулярно санитарную обработку», – говорит она.

Всего по Восточно-Казахстанской области действуют с 18 мая 24 мобильные группы по 19 городам и районам с проверкой, как работающие объекты соблюдают санитарно-эпидемиологические требования.

И только в первый день на 32 объектах выявлено 60 нарушений, как сообщили inbusiness.kz в департаменте контроля качества и безопасности товаров и услуг ВКО.

Самые частые нарушения – несоблюдение масочного режима и отсутствие средств индивидуальной защиты. Их комиссии обнаружили на 29 объектах. Незаконное открытие объектов в списке нарушений органов СЭС не значится.

«18 мая рейдами были охвачены 264 объекта, из которых 71 непродовольственный магазин, 105 продовольственных магазинов, 28 торговых домов и торгово-развлекательных комплексов, шесть парикмахерских, две аптеки, одна школа, пять рынков, один киоск, 33 кафе, два банка, – объяснили в пресс-службе департамента. – 10 объектов, – а это торговые дома и пункты общепита, были закрыты на момент проверок. На 17 объектах выявлены нарушения санитарно-дезинфекционного режима – это отсутствие санитайзеров, дезсредств, дезковриков. Нарушение социального дистанцирования между посетителями выявлено на восьми объектах, нарушение масочного режима и отсутствие СИЗ – на 29 объектах, хранение пищевой продукции в неупакованном виде – на одном объекте».

Напомним, что с 16 мая в ВКО, за исключением Семея, начались смягчения карантина для бизнеса. Так, разрешена работа не только объектов торговли непродовольственными товарами на площади до 2 тыс. квадратных метров, но и объектов общепита на открытых площадках.

А пока в Восточном Казахстане ожидают нового, десятого по счету постановления главного государственного санитарного врача ВКО, в котором, возможно, для бизнеса будут новые послабления.

Ольга Ушакова

На долю сырой нефти в I квартале пришлось 63,4% всего казахстанского экспорта

Экспорт нефти достиг исторического максимума по периоду. В I квартале 2020 года продано 18,3 млн тонн нефти. Так много за начало года Казахстан не продавал много лет.

21 Май 2020 13:17 676

На долю сырой нефти в I квартале пришлось 63,4% всего казахстанского экспорта

По данным rомитета по статистике, в январе-марте 2020 года Казахстан продал за рубеж товаров на общую сумму 13 миллиардов 908,5 миллиона долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года продажи увеличились на 4,2%. Основной вклад в прирост внес март: по итогам месяца экспорт более чем на 40% превысил показатели годичной давности (4,8 млрд против 3,4 млрд).

Таким образом, по итогам I квартала объем зарубежных продаж оказался на максимальном уровне за последние шесть лет. И это несмотря на падение цен и сокращение спроса на многие виды сырья, которые остаются ключевыми экспортными позициями республики. Впрочем, до показателей начала десятилетия еще очень далеко: в 2012-2014 гг. объем экспорта за три месяца значительно превышал 20 млрд долларов.

Нефть – основа экспорта

Главным экспортным товаром Казахстана остается нефть. По итогам января-марта 2020 года за рубеж было продано около 18,3 млн тонн сырой нефти – это на 13,8% больше показателей годичной давности. Физический объем продаж оказался на максимальном уровне за последние как минимум шесть лет. Доход от сделок также оказался на пике с 2015 года – их общий объем составил 8,8 млрд долларов, что на 18,5% больше показателей января-марта 2019-го. Как итог: на долю сырой нефти в I квартале пришлось 63,4% всего казахстанского экспорта.

Черное золото ушло в 25 стран мира. Больше всего – в Италию. Только в марте физический объем продаж превысил 2 млн тонн, а объем сделок – 1 млрд долларов. Ни одна другая страна мира не имеет таких показателей даже по итогам трех месяцев. В целом за квартал в Италию продано более 5,1 млн тонн нефти на общую сумму почти 2,5 млрд долларов.

Вообще, в первой десятке крупнейших покупателей шесть европейских стран: помимо Италии, это Нидерланды, Франция, Румыния, Швейцария и Греция. Еще четыре страны представляют азиатский регион – Индия, Китай, Турция и Корея. Суммарно эти страны приобрели нефти более чем на 7,4 млрд долларов, обеспечив больше половины всего казахстанского экспорта.

По сравнению с началом 2019 года рынок сбыта нефти претерпел значительные изменения:

  • Появились новые (относительно января-марта 2019 года) рынки сбыта: Япония (222,2 млн долларов) и Бруней (87,5 млн).
  • Значительно увеличился экспорт по некоторым направлениям: в Индию (+582,6 млн), Нидерланды (+377,5 млн), Италию (+368,8 млн), Китай (+310,2 млн) и Турцию (+250,4 млн).
  • При этом полностью прекратились продажи в Малайзию (-209,6 млн), Португалию (-100,6 млн), Иорданию (-37,3 млн), Финляндию и Латвию.
  • Сильно упал экспорт в Испанию (-339,8 млн), Францию (-321,1 млн), Корею (-240,6 млн) и Сингапур (-73 млн).

В целом доля азиатских стран за год выросла с 24,7% до 31,2% (в марте – 26,3%). Это направление продолжает теснить Европу, на которую в I квартале 2020 года пришлось 67,3% экспорта (против 75,2% годом ранее).

Что еще продает Казахстан

Рост продаж нефти во многом и стал причиной роста казахстанского экспорта. С остальными ключевыми позициями ситуация выглядит не столь гладко. Например, продажи меди упали до трехлетнего минимума, составив 571,2 млн долларов. При этом продажи в семь стран прекратились полностью, еще в три (Турция, Великобритания и ОАЭ) – значительно сократились. Суммарное сокращение экспорта по этим направлениям составило 197,2 млн долларов. Частично оно было компенсировано ростом продаж в Китай (+83,1 млн долларов).

До четырехлетнего минимума сократился физический объем поставок газа за рубеж, а выручка от сделок упала за год на 18,1% (до 561,4 млн). Отгрузка ферросплавов, наоборот, выросла до рекордных значений (546,2 тыс тонн, +28,1% к январю-марту 2020 года), но доход от сделок падает второй год подряд (447,3 млн долларов, -11,2%). Упали доходы от продаж продукции неорганической химии (до шестилетнего минимума), пшеницы и меслина, мазута и транспортных средств.

Собственно, из крупнейших позиций экспорт вырос только по трем позициям. Помимо нефти, это плоский прокат (+13,7%, до 201,5 млн долларов) и железные руды и концентраты (+18%, до 159,2 млн долларов).

Импорт потребительских товаров вырос

Импорт по сравнению с январем-мартом 2019 года, наоборот, сократился, правда, ненамного – на 0,1%. По итогам I квартала в республику завезено товаров на 7 млрд 098,5 млн долларов. При этом, в отличие от экспорта, объемы торгов основными товарами в большинстве своем выросли. Например, в число главных импортируемых позиций по итогам квартала вошло семь видов товаров массового потребления. Из них:

  • Импорт автомобильных шин и покрышек вырос на 1,4%, до 88,9 млн долларов.
  • Гигиенических и косметических средств – на 9,1%, до 96,2 млн долларов.
  • Компьютеры – на 55,6%, до 131,3 млн долларов.
  • Телефоны – на 31,7%, до 214,3 млн.
  • Медикаменты – на 1,3%, до 243,8 млн.

При этом по четырем последним позициям физический объем продаж сократился. Это говорит о том, что стоимость каждой отдельной единицы за год выросла.

Главным импортируемым товаром в I квартале стали медикаменты. Основной сырьевой товар – природный газ (213,7 млн долларов). Главным завозимым промышленным товаром в I квартале стали трубы из черных металлов – 205,5 млн долларов.

Страновую динамику определяет нефть

В целом по итогам I квартала 2020 года товарооборот Казахстана со странами мира составил чуть более 21 млрд долларов. Это на 551,7 млн больше, чем годом ранее. В качестве торговых партнеров выступили 149 стран. Основным остается Россия, товарооборот с которой по итогам трех месяцев превысил 4 млрд долларов (-94,5 млн к январю-марту 2020-го). Она же – одна из немногих стран, импорт из которых превышает экспорт.

Наибольший рост товарооборота за год произошел с Индией: он увеличился на 595 млн долларов. Более чем на 300 млн выросла торговля с Нидерландами, Италией и Китаем. Во всех случаях ключевым драйвером роста стал экспорт, причем единственного товара – нефти.

По этой же причине торговые отношения с рядом стран стали заметно менее развитыми. Товарооборот с Испанией упал за год на 351,1 млн долларов, с Кореей, Малайзией и Францией – более чем на 200 млн долларов. То есть как раз с теми странами, продажи нефти в которые сократились.

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: