Ретробонусы за размещение социально значимых продовольственных товаров в торговых сетях намерены отменить в Казахстане, а по остальным группам продукции ставку сбора предлагают зафиксировать на уровне, не превышающем 5%. Соответствующие изменения предусматривает пакет законодательных поправок по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности. Проект уже одобрен в первом чтении мажилисом Парламента.
"По социально значимым товарам, а это 19 наименований наиболее важного для нашего населения продовольствия, ретробонусы будут отменены. То есть мы законодательно, нормативно предлагаем их отменить. По оставшимся товарам продовольствия установить на уровне пяти процентов ставку. То есть эта наценка, которую где-то сети могут диктовать, она будет ограничена данным законом до уровня пяти процентов. Я думаю, в совокупности мы этот вопрос возьмём под контроль", – сообщил министр национальной экономики.
В нынешних условиях размер сбора никак не регулируется, и уровень накрутки остаётся на усмотрение ритейлеров. Доступ к самым посещаемым торговым площадкам варьируется от 10% до 15% от реализованной продукции.
Скептическое мнение во время обсуждения законопроекта озвучил парламентарий Роман Ким. Депутат полагает, что цены на витринах эти меры не собьют.
"Сегодня, надо признать, сложилась такая ситуация, когда товаропроизводители не имеют прямого доступа к торговым прилавкам. Их просто туда не допускают, сложилась абсолютная монополия торговых сетей и недобросовестных посредников. По этой причине торговая наценка сегодня составляет от 40% до 100%. При ситуации с углём в разы повышаются цены, например. Какие меры принимаются Министерством национальной экономики по защите потребителей и покупателей социально значимых товаров? Какие меры принимаются по недопущению необоснованных наценок со стороны субъектов торговой деятельности? И ретробонусы, как их ни называй, это прямое давление на товаропроизводителей, и это узаконенный откат", – заявил мажилисмен.
Глава Миннацэкономики парировал, что торговый рынок сегодня находится под диктатурой ритейлеров, в связи с тем, что сегмент представлен малочисленным количеством торговых сетей и низкой конкуренцией.
"Торговые сети могут диктовать свои условия для товаропроизводителей. В этой части в прошлом году мы расширили сферы деятельности по дорожной карте бизнеса и включили торговые объекты, но только современного формата и крупные. То есть мы для того, чтобы обелять экономику, так как теневая экономика складывается на неконтролируемых рынках и базарах, там и вопросы антисанитарии и так далее… Поэтому в целом движение в сторону магазинов современного формата – оно правильное и даёт качество, безопасность и поступление налогов", – сказал Тимур Сулейменов.
Он подчеркнул, что стимулировать торговцев переходить в цивилизованный формат можно только рыночными методами, создавая инфраструктуру и удешевляя кредитные ресурсы.
"Поэтому объекты строятся. В этом году мы введём порядка 200 с лишним тысяч метров торговых объектов современного формата", – резюмировал глава Миннацэкономики.
Законодательные новеллы также предусматривают наделение стабилизационных фондов функцией по кредитованию торговых сетей.
"Это кредитование касается сетей продовольственного сектора. Если возьмём, например, города Астану и Алматы, то в этом году уже заключили контракты с двумя товарными сетями – "Астыкжан" и "Кенмарт". Займы будут предоставляться не за счёт бюджетных средств, а за счёт собственных средств СПК. Заём предоставляется со сроком на один год. По условиям договора можно будет продлевать. В Астане эта сумма может равняться 300 миллионам тенге. Ставка по кредиту при этом предусматривается нулевая, но товарные сети принимают на себя встречные обязательства, то есть они обязуются не поднимать цены на социально значимые товары. К примеру, "Кенмарт" и "Астыкжан" будут реализовывать социально значимые товары по себестоимости", – сообщил министр национальной экономики.
Он подчеркнул, что на сегодня этот вопрос законодательно не отрегулирован. В каждом регионе местные исполнительные органы работают по своим правилам.
"Эту компетенцию мы предусматриваем закрепить за Министерством сельского хозяйства, которое будет систематизировать данный механизм. Это позволит отрегулировать данный вопрос. Это верная, на мой взгляд, теоретическая идея, подтверждённая практикой пилотного проекта", – заключил глава МНЭ.
Кроме того, в целях сокращения теневой экономики и борьбы с контрафактной продукцией в законопроекте предусмотрены нормы по маркировке и прослеживаемости товаров. Перечень продукции, подлежащей обязательной цифровой метке, будет утверждаться правительством.
Напомним, ранее сообщалось, что Казахстан привяжет товары к маркировке ЕАЭС. Наносить цифровой штрих-код на продукцию производители должны будут за свой счёт, что может сказаться удорожанием на её стоимости.
Динара Куатова