/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 435,65 Brent 36,55
Ритейлеры не хотят вновь оказаться в роли пассажиров тонущего «Титаника»

Ритейлеры не хотят вновь оказаться в роли пассажиров тонущего «Титаника»

Как магазинам выжить в новых условиях?

08:00 22 Июль 2020 4505

Ритейлеры не хотят вновь оказаться в роли пассажиров тонущего «Титаника»

Автор:

Ольга Фоминских

Фото: Максим Морозов

В мировом масштабе уже прогнозируется глобальное переосмысление потребления, а следом небывалый рост онлайн-торговли. Мировые ритейлеры объявили о сокращении числа магазинов и уходе в онлайн, а торговые центры по всему миру готовятся к уменьшению числа арендаторов. Затронула пандемия и казахстанских предпринимателей. Как выжить магазинам в таких условиях, изменятся ли торговые центры, а также почему стоит делать ставку на омниканальность, в интервью нашему изданию рассказал Николай Чумак, СЕО компании IDNT, которая специализируется на разработке и внедрении форматов магазинов и точек продаж для розничных и сервисных компаний, банков.

Николай, как Вы считаете, изменится ли потребление в постковидный период?

Пандемия может повлиять на образ жизни людей и изменить тенденции в потреблении некоторых продуктов. Но, несмотря на любые возможные ограничения, не изменится сущность человека: мы совершенно офлайновые существа и большая часть наших потребностей связаны с офлайном, у нас преимущественно офлайновые сферы жизни: быт и питание, перемещения, забота о близких, работа, саморазвитие и пр. Пандемия в большей степени может повлиять на каналы приобретения товаров, нежели на само потребление. Но это очень долгий процесс, связанный с формированием потребительских привычек. Из-за физического закрытия магазинов или невозможности свободно передвигаться люди делали больше покупок онлайн, но это не означает, что после снятия ограничений все так и останется. В интернете многое выглядит простым и привлекательным. Да, вы можете смотреть видео про разные города и страны. Но согласитесь ли вы променять свой настоящий отпуск на просмотр видео про путешествия? Скорее всего, нет, а значит, офлайновые индустрии никуда не денутся.

Но сейчас именно офлайн находится под давлением. В Казахстане сейчас, например, опять ограничена деятельность из-за карантина. Как офлайновым брендам сейчас не потерять своих клиентов?

Задача компаний, имеющих офлайновые точки продаж, – как можно быстрее развивать свой интернет-бизнес. Тогда они сохранят продажи, «подхватив» клиента своего в интернете, не дав ему уйти к другим игрокам. Главный вопрос – в готовности компаний и скорости изменений и внедрений новых сценариев обслуживания. Если долго думать, клиенты уйдут навсегда. Например, в Украине многие ритейлеры запускали свои интернет-магазины буквально за ночь, хотя до карантина вели эту работу годами, стараясь сделать ее перфектно. Но в новых условиях лучше быть несовершенным, но быстрым.

Как Вы считаете, что ждет казахстанский ритейл после пандемии?

Полагаю, что первое, чем займутся компании после пережитого шока и открытия магазинов, – работа над внутренней эффективностью. Три основных статьи затрат в офлайн-ритейле – фонд оплаты труда, арендные платежи и коммунальные платежи – зависят от площади магазинов. Также от площади почти прямо зависит стоимость ремонта, торгового оборудования и также товарного запаса в магазине. Стоимость товара, который заморожен на полках, обычно очень высока в масштабах сети магазинов. А еще есть товарные остатки на складах. Все это ритейлеры будут стремиться оптимизировать. Мы скоро забудем о магазинах большой площади. Например, эффективный магазин электроники может иметь площадь от 500 до 1200 кв. м. Причем такой магазин не только генерирует меньшие затраты, чем магазин 2000 кв. м., но и может делать большие продажи. На опыте наших проектов мы знаем, что переформатированная сеть из 100 магазинов может зарабатывать на 20-30% больше, сократив торговую площадь и затраты, соответственно, в два раза. Конечно, речь не только о квадратных метрах. Уменьшить площадь, значит, уменьшить ассортимент. Чтобы покупатель не разочаровался, часть ассортимента перемещается в онлайн-магазин. Значительно перестраивается логистика, которая теперь должна чаще и быстрее поставлять товар в магазины и больше использовать ресурсы поставщиков. Изменяются IT, HR и многое другое. По сути, бизнес-модель трансформируется в омниканальную. Почти все ритейлеры уже имеют свои интернет-магазины, но это еще не омниканальная бизнес-модель, которая способна зарабатывать больше. Интернет перестал быть «еще одной опцией» и стал базовым сценарием, как и офлайн-покупка.

Также можно предположить, что будет много инноваций в области того, как увеличить долю сценариев самообслуживания, автоматизировать чекаут (расчет на кассе), как управлять трафиком посетителей на объектах. С одной стороны, эти изменения обусловлены новыми требованиями, а с другой – необходимостью уменьшить количество персонала и обезопасить его. Поэтому кассы самообслуживания в супермаркетах, например, станут стандартом индустрии, а не опцией для выбора, как сейчас. Изменятся подходы к организации работы с наличными с целью минимизации потоков купюр и монет.

Говоря об уменьшении торговых площадей, какое будущее ждет торговые и торгово-развлекательные центры?

Торговые центры оказались в интересном и сложном положении. Дело в том, что крупные форматы ритейла в последнее десятилетие выталкивали стрит-ритейл из привычек покупателя. Торговые центры предлагали «все в одном месте», включая заведения общепита и места для развлечений. Доля стрит-локаций постепенно сокращалась. Розничные сети, имеющие магазины как в торговых центрах, так и отдельно стоящие, отмечали, что доход последних планомерно падал. Однако карантин ударил именно по магазинам в торговых центрах, когда ритейлеры оказались «заложниками». Закрытие торговых центров оказалось болезненным для тех видов ритейла, которые могли бы продолжать работать, но оказались в закрытых зданиях. Также торговые центры внезапно заморозили огромное количество товаров своих арендаторов, не давая возможности продавать онлайн. В Украине самые успешные омниканальные ритейлеры в своих категориях продавали до 25-30% товаров через интернет. Этот сценарий покупки был связан с сервисом получения товара в магазине. Из-за того что магазины были закрыты, доля интернет-продаж упала до 5-10% даже у самых сильных компаний.

В то же время тренд миграции ритейла в торговые центры не исчезнет. Просто нет других вариантов. Поэтому торговые центры находятся в поиске новых бизнес-моделей и решений, которые сделают этот бизнес более устойчивым и независимым ко внешним факторам.

Торговые центры будут стремиться стать центрами деловой и социальной жизни в своих городах и районах, диверсифицируя свои бизнесы и превращаясь в экосистемы, состоящие из торговых и развлекательных площадей, отелей и резиденций, коворкингов и конференц-залов, спортивных клубов и многого другого.

Просто управлять квадратными метрами и сдавать их в аренду уже недостаточно. Да и ритейлеры, наученные горьким опытом карантина, не желают вновь оказаться в роли пассажиров тонущего «Титаника», поэтому будут требовать от торговых центров новых моделей сотрудничества.

Какие рекомендации или советы Вы могли бы дать ритейлерам?

В странах постсоветского пространства компании стремятся развивать свои компетенции внутри, мало отдавая на аутсорсинг и редко вступая в партнерство. Многие считают, что это делает компанию более устойчивой и независимой. Как правило, это занимает много времени на отладку, интеграцию и пр. В условиях сегодняшнего кризиса даже самые сильные компании осознали, что их внутреннего ресурса недостаточно для многих проектов, и начали вступать в коллаборацию. Например, в Украине три компании – крупнейшая сеть продуктовых магазинов (1000+ магазинов), крупнейший частный логистический оператор (70% доля рынка, около 6000 отделений) и крупнейший интернет-магазин (до 65 млн посещений сайта в месяц) – за три дня запустили проект по доставке продуктовых наборов по всей стране. Каждая из этих компаний могла это сделать самостоятельно. Но в данных условиях было эффективнее развивать свою стратегическую компетенцию, в которой нет равных на рынке, и объединять усилия с компаниями с другими компетенциями, делая это быстро. Другой пример – когда крупнейшая сеть магазинов одежды и обуви, имеющая также свой интернет-магазин, предложила подключаться к своему сайту мелким сторонним продавцам, превращаясь в маркетплейс. За неделю было подключено несколько сотен продавцов, каждый из которых получил трафик и технологии компании-лидера. Время кризиса – объединять усилия.

Ольга Фоминских


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Хайп на COVID-безопасности: почему выгодно запускать сервисы быстрой доставки продуктов

Коронавирус оказал положительное влияние на e-grocery.

08 Август 2020 08:00 4995

Хайп на COVID-безопасности: почему выгодно запускать сервисы быстрой доставки продуктов

Вынужденные лишний раз не покидать свои дома, люди прибегают к услугам курьеров. Конкуренция на рынке доставки растет бешеными темпами…

Недавно число быстрых доставок пополнил казахстанский холдинг Chocofamily с новым проектом «Рядом». Заказать продукты на дом можно с помощью приложения, и за 10-15 минут курьер привезет хлеб, масло, кофе. Привезет абсолютно бесплатно. Более того, человек может заказать только соль и спички, и в течение 15 минут курьер в маске и с хорошим настроением все это ему доставит.

Для потребителя, как заявляют в компании, выгода очевидна. Для компании, как комментируют эксперты, весьма сомнительна.

Кому выгоден коронавирус?

«Пандемия коронавируса ударила по бизнесу и экономике не только Казахстана, но и всего мира. Организации и корпорации пересматривают свои стратегии развития, большинство из них если могут, то переходят в онлайн. Это абсолютно нормальная тенденция. Когда пандемия закончится, уже не будет такой отличной возможности протестировать новый онлайн-сервис», – говорит Диас Кумарбеков, руководитель департамента прикладных исследований AERS.

В условиях пандемийного карантина не только организации пересмотрели свои методы работы, люди тоже изменили свое потребительское поведение. В онлайн перешли все по максимуму. Экспресс-доставка становится все более важным игроком на продовольственном рынке. Почему именно на продовольственном? Потому что пандемия урезала траты на все остальные покупки.

«В период пандемии коронавируса мы стали активно пользоваться службами доставки продуктов. Но текущие сервисы не решали полностью проблемы, ведь приходилось ждать пять-шесть часов, а иногда и несколько дней, чтобы получить продукты. Плюс приходилось либо доплачивать за доставку, либо набирать товаров на условные 10 тыс. тенге, чтобы получить доставку бесплатно. В итоге за хлебом, молоком все равно регулярно приходилось спускаться в магазин у дома, стоять в очередях», – рассказал сооснователь проекта Куаныш Аблаев.

Идея, в общем-то, интересная, хотя и не новая. Магазин начинает работу с 08:00, так что можно заказать свежий хлеб и кофе к завтраку, и в течение 10-15 минут курьер все это доставит. Секрет быстрой доставки в том, что склад находится рядом с домом, вернее сказать, в радиусе одного километра. Пока склад у компании всего один, поэтому экспресс-доставка ограничена квадратом улиц по г. Алматы: Сейфуллина – Абая – Манаса – Габдуллина.

Ближайшие три-четыре месяца компания планирует тестировать процессы на этой первой точке в Алматы. А до конца 2021 года планируется открыть около 30 складов доставки в Алматы и 15 складов в Нур-Султане, до конца 2022 года в планах у компании захватить часть рынка в 15 городах Казахстана.

«Сегодня мы начинаем революцию в ритейле и верим, что через два-три года люди во всех городах Казахстана перестанут ходить в магазины за продуктами. Теперь магазин будет приезжать к пользователю», – говорит СЕО компании Рамиль Мухоряпов.

Суммарный объем инвестиций в проект, по расчетам авторов-основателей, составит $15-20 млн.

В ближайшие один-два месяца сервис позволит видеть дату изготовления товара и срок годности прямо в приложении, а также сможет предсказывать время доставки в зависимости от загрузки команды доставки. В «Рядом» можно будет заказывать горячий хлеб, кофе, а после решения регуляторных вопросов – табак и алкоголь при обязательной проверке возраста покупателя в момент доставки.

В чем выгода, когда выгоды нет?

Ретейлеры констатируют, что объемы заказов, совершенных онлайн, из-за пандемии коронавируса выросли в пять, а то и в семь раз. По словам инсайдеров, онлайн-супермаркет Arbuz.kz за время пандемии вырос очень быстро, и ему потребовалось больше складов.

Но… при высокой себестоимости доставки низкий чек – это разорение. Потому большинство онлайн-магазинов сразу оговаривают условия, что бесплатная доставка только при заказе от 10 тысяч и выше. А тут, более того, утверждают, что «если пользователю не понравится товар, он сможет вернуть за него деньги за одну секунду прямо в приложении. Без споров и переживаний».

Этот момент немного настораживает экспертов.

«На рынке курьерской доставки огромная конкуренция, некоторые компании сильно демпингуют цены. То есть их доставка сейчас стоит дешевле, чем на самом деле», – рассказал Болат Башеев, председатель комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций НПП «Атамекен».

Это делается, чтобы захватить большую долю рынка, говорят эксперты, создать у клиента привычку пользоваться сервисом постоянно. Стратегия верная именно сейчас, когда люди сидят дома и предпочитают не ходить лишний раз по магазинам. Если им понравится, они оставят эту привычку и в послекоронавирусное время.

Не надо выдумывать велосипед?

Другое объяснение дал Рамиль Мухоряпов во время онлайн-конференции, посвященной запуску этого нового сервиса. Он сказал, что турецкий интернет-магазин Getir, предлагающий более тысячи товаров повседневного спроса, а также занимающийся доставкой продуктов питания, показывает небывалые темпы роста. Этот успех и хочет повторить Мухоряпов.

«Для нас ориентиром послужил турецкий проект Getir, который растет поразительными темпами, в следующем году, по некоторым предположениям, он обгонит

Migros (один из самых больших торговых центров в Анталье. – Прим. ред.)», – сказал Рамиль Мухоряпов.

Кроме того, в январе этого года все СМИ облетела новость, что миллиардер из Силиконовой долины Майкл Мориц инвестировал $25 млн в турецкую компанию по доставке товаров Getir. После его инвестиций Getir получил дополнительные инвестиции ($13 млн) от инвесторов из Турции и Бразилии. Видимо, этот успех также вдохновил СЕО Chocofamily. В своих последних интервью Рамиль Мухоряпов говорил, что из-за пандемии компании пришлось потуже затянуть пояса и прогнозы в основном вырисовывались пессимистичные.

«Общее падение выручки по группе компаний составляло 85%. Купонный сервис Chocolife и тревел-проекты Aviata/Chocotravel после начала карантина сократили выручку на 95%, «Рахмет», которым в основном пользуются в офлайне, – на 85%».

Сейчас Мухоряпов уверяет, что восстановление компаний идет быстрее ожиданий. За время пандемии холдинг запустил два новых проекта – телемедицину от iDoctor и сервис доставки «Рядом» на базе приложения «Рахмет».

Венера Смаилова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

В Актобе продавцы требуют открыть рынки и торговые дома

Повторяется ситуация конца мая, предприниматели, оставшиеся без работы, вышли на акцию протеста.

04 Август 2020 11:05 2195

В Актобе продавцы требуют открыть рынки и торговые дома

Фото: tengrinews.kz

Более сотни продавцов центрального рынка, торговых домов «Мега Шыгыс» и «Астана» собрались на площади перед самым крупным рынка города 3 августа с требованием разрешить работу их торговых мест.

Центральный рынок, который заработал 27 мая после подобной акции протеста, закрылся 21 июля. Многие торговые дома и павильоны не работают уже в течение месяца. Бизнесмены и торговцы несут убытки. Доходов нет. Уже стоит вопрос не столько выживания бизнеса, сколько его закрытия.  

Еще перед первым карантином и последующим закрытием объектов бизнеса у многих предпринимателей возник вопрос, что делать, ведь товар приобретался на заемные средства. Рассчитывали, что 3 августа карантин снимут. На свой страх и риск предприниматели взяли опять кредиты, чтобы заработать на летнем товаре, пока сезон не прошел. Но продление запретов еще на две недели ударило и по тому уже незавидному положению.

К стихийно собравшимся на площади возле центрального рынка людям вышли главный санитарный врач города Актобе Аманжол Утегалиев и руководитель городского отдела внутренней политики Мадияр Кабыл.

Мадияр Кабыл начал разъяснять собравшимся, что постановление главного санитарного врача Актюбинской области они должны неукоснительно выполнять. Однако это только добавило масла в огонь, и на это были причины. Например, на территории того же центрального рынка закрыты все торговые павильоны и магазины. Все, за исключением магазинов крупных торговых сетей «Анвар» и «Дина». Вся горькая ирония в том, что в эти торговые точки можно попасть только с территории центрального рынка. На внешний периметр выходят только грузовые двери и служебные входы. Проход на рынок возле этих магазинов открыт, что полностью противоречит постановлению главного государственного санитарного врача Актюбинской области Нурсулу Беркимбаевой, предписывающему запрет рынков и, соответственно, всех торговых точек на его территории.  

Что возмутило?

Собравшиеся возмущались этим фактом – супермаркеты города «Анвар» и «Дина» продолжают работать, несмотря на то, что там собирается большое количество людей. Они, так же как и на рынках, могут заразиться друг от друга. Маленькие магазины тоже функционируют. В связи с этим торгующие не понимают, какой смысл закрывать рынки.

«Если вы закрываете, закрывайте всех. А то миллионеры работают, а мы, простой народ, бедствуем! – возмущались люди, после чего стали хором скандировать: – Откройте! Откройте!».

Торговцы стали приводить свои доводы, что в тех же торговых домах в каждом бутике предусмотрены санитайзеры и коврики с дезинфицирующим раствором, а площадь их зданий способствует рассредоточению людей, что препятствует образованию скученности посетителей в одном месте. 

Главный санитарный врач в свою очередь заверил людей, что после 17 августа, если карантин в стране снимут, акимат в срочном порядке рассмотрит вопрос открытия объектов. Однако собравшихся такая перспектива не устроила, и они выдвинулись к зданию городского акимата.

На встречу с заместителем акима города Сергеем Ли в здание городского акимата впустили только инициативную группу.

Напомним, что подобная ситуация в Актобе уже была. 25 мая около двухсот торговцев собрались на площади перед центральным рынком, требуя открыть базар. Они рассчитывали, что именно с понедельника рынок начнет работать. Но на фоне роста заражения в Актобе коронавирусом (прирост свыше 7% за неделю) власти решили не смягчать карантинные меры.

Собравшиеся говорили, что в течение более двух месяцев исправно платят налоги и арендную плату, пусть даже и сниженную на период карантина. У многих кредиты, а дохода нет. 42 500 тенге – это все, что дает государство. Кто-то второй раз даже не получал эти деньги.

Также к собравшимся в спешном порядке прибыл главный санитарный врач Актобе и работники акимата. И тогда ответ чиновников не устроил продавцов. После чего они двинулись в сторону городского акимата. Аким города к ним не вышел. Представители акимата сослались на то, что градоначальник на выезде.

И с 27 мая заработали продовольственные и непродовольственные рынки, непродовольственные магазины, торговые центры и некоторые другие объекты с временным ограничением работы с 10:00 до 17:00.

Семён Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!