/img/tv1.svg
RU KZ
Ритейлеры не хотят вновь оказаться в роли пассажиров тонущего «Титаника»

Ритейлеры не хотят вновь оказаться в роли пассажиров тонущего «Титаника»

Как магазинам выжить в новых условиях?

08:00 22 Июль 2020 5563

Ритейлеры не хотят вновь оказаться в роли пассажиров тонущего «Титаника»

Автор:

Ольга Фоминских

Фото: Максим Морозов

В мировом масштабе уже прогнозируется глобальное переосмысление потребления, а следом небывалый рост онлайн-торговли. Мировые ритейлеры объявили о сокращении числа магазинов и уходе в онлайн, а торговые центры по всему миру готовятся к уменьшению числа арендаторов. Затронула пандемия и казахстанских предпринимателей. Как выжить магазинам в таких условиях, изменятся ли торговые центры, а также почему стоит делать ставку на омниканальность, в интервью нашему изданию рассказал Николай Чумак, СЕО компании IDNT, которая специализируется на разработке и внедрении форматов магазинов и точек продаж для розничных и сервисных компаний, банков.

Николай, как Вы считаете, изменится ли потребление в постковидный период?

Пандемия может повлиять на образ жизни людей и изменить тенденции в потреблении некоторых продуктов. Но, несмотря на любые возможные ограничения, не изменится сущность человека: мы совершенно офлайновые существа и большая часть наших потребностей связаны с офлайном, у нас преимущественно офлайновые сферы жизни: быт и питание, перемещения, забота о близких, работа, саморазвитие и пр. Пандемия в большей степени может повлиять на каналы приобретения товаров, нежели на само потребление. Но это очень долгий процесс, связанный с формированием потребительских привычек. Из-за физического закрытия магазинов или невозможности свободно передвигаться люди делали больше покупок онлайн, но это не означает, что после снятия ограничений все так и останется. В интернете многое выглядит простым и привлекательным. Да, вы можете смотреть видео про разные города и страны. Но согласитесь ли вы променять свой настоящий отпуск на просмотр видео про путешествия? Скорее всего, нет, а значит, офлайновые индустрии никуда не денутся.

Но сейчас именно офлайн находится под давлением. В Казахстане сейчас, например, опять ограничена деятельность из-за карантина. Как офлайновым брендам сейчас не потерять своих клиентов?

Задача компаний, имеющих офлайновые точки продаж, – как можно быстрее развивать свой интернет-бизнес. Тогда они сохранят продажи, «подхватив» клиента своего в интернете, не дав ему уйти к другим игрокам. Главный вопрос – в готовности компаний и скорости изменений и внедрений новых сценариев обслуживания. Если долго думать, клиенты уйдут навсегда. Например, в Украине многие ритейлеры запускали свои интернет-магазины буквально за ночь, хотя до карантина вели эту работу годами, стараясь сделать ее перфектно. Но в новых условиях лучше быть несовершенным, но быстрым.

Как Вы считаете, что ждет казахстанский ритейл после пандемии?

Полагаю, что первое, чем займутся компании после пережитого шока и открытия магазинов, – работа над внутренней эффективностью. Три основных статьи затрат в офлайн-ритейле – фонд оплаты труда, арендные платежи и коммунальные платежи – зависят от площади магазинов. Также от площади почти прямо зависит стоимость ремонта, торгового оборудования и также товарного запаса в магазине. Стоимость товара, который заморожен на полках, обычно очень высока в масштабах сети магазинов. А еще есть товарные остатки на складах. Все это ритейлеры будут стремиться оптимизировать. Мы скоро забудем о магазинах большой площади. Например, эффективный магазин электроники может иметь площадь от 500 до 1200 кв. м. Причем такой магазин не только генерирует меньшие затраты, чем магазин 2000 кв. м., но и может делать большие продажи. На опыте наших проектов мы знаем, что переформатированная сеть из 100 магазинов может зарабатывать на 20-30% больше, сократив торговую площадь и затраты, соответственно, в два раза. Конечно, речь не только о квадратных метрах. Уменьшить площадь, значит, уменьшить ассортимент. Чтобы покупатель не разочаровался, часть ассортимента перемещается в онлайн-магазин. Значительно перестраивается логистика, которая теперь должна чаще и быстрее поставлять товар в магазины и больше использовать ресурсы поставщиков. Изменяются IT, HR и многое другое. По сути, бизнес-модель трансформируется в омниканальную. Почти все ритейлеры уже имеют свои интернет-магазины, но это еще не омниканальная бизнес-модель, которая способна зарабатывать больше. Интернет перестал быть «еще одной опцией» и стал базовым сценарием, как и офлайн-покупка.

Также можно предположить, что будет много инноваций в области того, как увеличить долю сценариев самообслуживания, автоматизировать чекаут (расчет на кассе), как управлять трафиком посетителей на объектах. С одной стороны, эти изменения обусловлены новыми требованиями, а с другой – необходимостью уменьшить количество персонала и обезопасить его. Поэтому кассы самообслуживания в супермаркетах, например, станут стандартом индустрии, а не опцией для выбора, как сейчас. Изменятся подходы к организации работы с наличными с целью минимизации потоков купюр и монет.

Говоря об уменьшении торговых площадей, какое будущее ждет торговые и торгово-развлекательные центры?

Торговые центры оказались в интересном и сложном положении. Дело в том, что крупные форматы ритейла в последнее десятилетие выталкивали стрит-ритейл из привычек покупателя. Торговые центры предлагали «все в одном месте», включая заведения общепита и места для развлечений. Доля стрит-локаций постепенно сокращалась. Розничные сети, имеющие магазины как в торговых центрах, так и отдельно стоящие, отмечали, что доход последних планомерно падал. Однако карантин ударил именно по магазинам в торговых центрах, когда ритейлеры оказались «заложниками». Закрытие торговых центров оказалось болезненным для тех видов ритейла, которые могли бы продолжать работать, но оказались в закрытых зданиях. Также торговые центры внезапно заморозили огромное количество товаров своих арендаторов, не давая возможности продавать онлайн. В Украине самые успешные омниканальные ритейлеры в своих категориях продавали до 25-30% товаров через интернет. Этот сценарий покупки был связан с сервисом получения товара в магазине. Из-за того что магазины были закрыты, доля интернет-продаж упала до 5-10% даже у самых сильных компаний.

В то же время тренд миграции ритейла в торговые центры не исчезнет. Просто нет других вариантов. Поэтому торговые центры находятся в поиске новых бизнес-моделей и решений, которые сделают этот бизнес более устойчивым и независимым ко внешним факторам.

Торговые центры будут стремиться стать центрами деловой и социальной жизни в своих городах и районах, диверсифицируя свои бизнесы и превращаясь в экосистемы, состоящие из торговых и развлекательных площадей, отелей и резиденций, коворкингов и конференц-залов, спортивных клубов и многого другого.

Просто управлять квадратными метрами и сдавать их в аренду уже недостаточно. Да и ритейлеры, наученные горьким опытом карантина, не желают вновь оказаться в роли пассажиров тонущего «Титаника», поэтому будут требовать от торговых центров новых моделей сотрудничества.

Какие рекомендации или советы Вы могли бы дать ритейлерам?

В странах постсоветского пространства компании стремятся развивать свои компетенции внутри, мало отдавая на аутсорсинг и редко вступая в партнерство. Многие считают, что это делает компанию более устойчивой и независимой. Как правило, это занимает много времени на отладку, интеграцию и пр. В условиях сегодняшнего кризиса даже самые сильные компании осознали, что их внутреннего ресурса недостаточно для многих проектов, и начали вступать в коллаборацию. Например, в Украине три компании – крупнейшая сеть продуктовых магазинов (1000+ магазинов), крупнейший частный логистический оператор (70% доля рынка, около 6000 отделений) и крупнейший интернет-магазин (до 65 млн посещений сайта в месяц) – за три дня запустили проект по доставке продуктовых наборов по всей стране. Каждая из этих компаний могла это сделать самостоятельно. Но в данных условиях было эффективнее развивать свою стратегическую компетенцию, в которой нет равных на рынке, и объединять усилия с компаниями с другими компетенциями, делая это быстро. Другой пример – когда крупнейшая сеть магазинов одежды и обуви, имеющая также свой интернет-магазин, предложила подключаться к своему сайту мелким сторонним продавцам, превращаясь в маркетплейс. За неделю было подключено несколько сотен продавцов, каждый из которых получил трафик и технологии компании-лидера. Время кризиса – объединять усилия.

Ольга Фоминских


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Отечественные компании все еще уступают импортерам рынок некоторых социально значимых товаров

Впрочем, рынок рыбы казахстанские компании успешно отвоевывают: уровень самообеспечения вырос за год с 41% до 66%.

13 Октябрь 2020 09:36 979

Фото: Серикжан Ковланбаев

За январь-август 2020 года в стране произвели продуктов питания на 1,2 трлн тг – в стоимостном выражении плюс 17,5% в сравнении с прошлым годом. Реальный рост с учетом инфляции составил 3,6%, сообщает портал energyprom.kz.

Более половины производства пришлось на мукомольно-крупяные продукты и крахмалы, молочные продукты, переработанное и консервированное мясо и мясную продукцию.

Для справки: в целом за 2019 год объем производства продуктов питания составил 1,7 трлн тг, увеличившись в реальном выражении на 3%.

В региональном разрезе наибольший объем производства в денежном выражении пришелся на Алматинскую область: 182,4 млрд тг – на 27,5% больше, чем годом ранее. В топ-3 регионов также вошли Алматы (154,9 млрд тг, плюс 10,2%) и Костанайская область (152,9 млрд тг, плюс 23,9%).

МСХ РК ведет мониторинг обеспеченности внутреннего рынка по 29 основным видам продовольственных товаров, сообщает официальный ресурс премьер-министра РК. Из них по 12 товарным позициям внутренний рынок обеспечен на 100% и более, по 11 продтоварам обеспеченность составляет 80% и более, еще по шести продтоварам необходимо реализовать меры по наращиванию производства и насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией: это мясо птицы, колбасные изделия, сыр и творог, яблоки, сахар и рыба.

Министерством подготовлен проект комплексного плана по насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией на 2021-2023 годы. Определен конкретный пул инвестиционных проектов по каждому направлению.

На данный момент за восемь месяцев текущего года в стране в 2,8 раза выросло производство свежей, охлажденной или мороженой рыбы (до 43,9 тыс. тонн), на 22,5% – мяса домашней птицы (до 68,6 тыс. тонн). Выпуск колбас и аналогичных изделий из мяса увеличился на 16,3% (до 38,5 тыс. тонн), сыра и творога – на 9,3% (до 20,9 тыс. тонн).

Производство сахара, напротив, упало сразу в 2,3 раза за год, до 69,3 тыс. тонн, против 161,5 тыс. тонн годом ранее.

По данным комитета по статистике МНЭ РК, по итогам семи месяцев текущего года отечественные компании обеспечили спрос (реализация на внутреннем рынке плюс экспорт) на переработанную и консервированную рыбу, ракообразных и моллюсков на 66%, против 41,2% годом ранее.

Спрос на колбасы и аналогичные изделия из мяса был обеспечен на 62,3% (минус 0,3 п. п. за год), на мясо птицы – на 60,6% (минус 2,2 п. п. за год), на сыр и творог – на 53,8% (минус 2,5 п. п. за год), на сахар – лишь на 16,3%, против 46% годом ранее.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Продажи оптовиков в минусе

Объем торговли сократился на 7,3% в деньгах и сразу на 10% – в реальном выражении.

13 Октябрь 2020 09:25 1031

Фото: Серикжан Ковланбаев

За январь-август 2020 года объем розничной торговли в стране составил 14,1 трлн тг – на 7,3% меньше, чем годом ранее. В реальном выражении объем торговли упал на 10%, сообщает портал ranking.kz.

В том числе 19,6% продаж, или 2,8 трлн тг, пришлось на продовольственные товары, еще 80,4%, или 11,3 трлн тг, – на непродовольственные товары и товары производственно-технического назначения.

На долю села, по официальным данным, пришлось лишь 3,3%, или 459,3 млрд тг, всего объема от РК, что указывает на серьезную долю «серого» торгового потока в сельской местности.

Две трети всего объема оптовой торговли пришлись на три региона: Алматы (6 трлн тг, минус 12,2% в денежном выражении за год), Нур-Султан (2,1 трлн тг, плюс 7,7%) и Атыраускую область (здесь продажи упали почти на четверть в стоимостном выражении, до 1,4 млрд тг).

В целях насыщения внутреннего рынка качественными товарами и обеспечения благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей проводится работа по созданию Национальной товаропроводящей системы, передает официальный ресурс премьер-министра РК. Система выступит якорной инфраструктурой для объединения кластеров, фермеров, закупщиков, транспортников, реализаторов и потребителей. Ядром предлагаемой системы станет единая сеть оптово-распределительных центров трех типов: центров хранения, центров торговли, центров распределения.

Модель Национальной товаропроводящей системы строится на принципах государственно-частного партнерства через частную финансовую инициативу. В рамках создания сети предлагается строительство 24 ОРЦ.

По размерности предприятий основной объем оптовых продаж за январь-август 2020 года приходится на малые предприятия: 11,2 трлн тг – на 10,4% меньше, чем годом ранее. Средние предприятия продали товаров на 2,3 трлн тг – сразу плюс 12,1% за год. Объем продаж крупных предприятий упал на 9,7%, до 543,6 млрд тг.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!