В проекте поправок Правил идентификации сельскохозяйственных животных, опубликованном на портале "Открытых НПА", отсутствует существовавшее требование по сертификации ушных бирок в Международном комитете по ведению записей о животных (ICAR). Министерство сельского хозяйства (МСХ) аргументирует свою инициативу по отмене международных стандартов необходимостью создавать равные условия для поставщиков этих самых бирок. Угроза потерять систему идентификации животных при этом остается в стороне, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Миллиардные закупки
Ежегодно МСХ РК тратит около 1 млрд тенге на закуп 14 млн ушных бирок, которые используются фермерами и ЛПХ (личными подсобными хозяйствами) для молодняка КРС, МРС, свиней. Inbusiness.kz нашел два лота на соответствующие цели на текущий год со стороны РГУ "Республиканский противоэпизоотический отряд" комитета ветконтроля и надзора МСХ.
Закуп централизованный и регулярный, что делает его интересным для потенциальных поставщиков. В Казахстане сегодня 2 основных производителя средств идентификации, но рынок также открыт для импортной продукции, соответствующей требованиям закупа. Как раз эти требования минсельхоз решил пересмотреть.
Зачем МСХ закупает бирки?
Основа международной торговли продукцией сельского хозяйства – это система прослеживаемости всех этапов ее производства. А базовый инструмент системы – ушные бирки для сельхозживотных, те, что несут всю информацию о животном: его болезнях, ветеринарных процедурах и пр. Одна и та же бирка используется для одного животного на протяжении всей его жизни. Сформированный уникальный номер животного (при первичной регистрации) наносится на бирку, которая не должна сниматься или перемещаться от животного к животному.
На этих данных построена вся система прослеживаемости, которая содержит данные обо всех сельхозживотных РК и постоянно обновляется. Именно поэтому качество изделий идентификации крайне важно для отрасли.
"Ушные бирки не должны выпадать, это приносит массу проблем фермеру, которому необходимо знать, что это за животное, его данные. Организованные хозяйства, конечно, страхуются и ведут свой независимый учет. Но все процедуры единой системы прослеживаемости учитываются только биркой, выданной государством", – пояснил директор Республиканской палаты молочных и комбинированных пород КРС Азамат Сагимбаев.
"Для сохранения данных о животном нужно, чтобы бирки были качественные – держались, выдерживали температурные перепады (мороз и жару), повреждения при передвижении животного, его контакте с другими животными", – дополнил он.
"Когда в 2010-2011 гг. происходило массовое выпадение ушных бирок, системе прослеживаемости был нанесен сильный урон: данные разнились с реальностью. Чтобы эта ситуация не повторялась, решено было обратиться к мировой практике и использовать международный стандарт – ICAR", – продолжает директор Республиканской палаты по Аулиекольской породе Нургали Бисекенов.
В действующих правилах четко прописано:
1) образцы закупаемых изделий (средств) для проведения идентификации сельскохозяйственных животных – навесных бирок для крупных животных (крупного рогатого скота, верблюдов) и для мелких животных (мелкого рогатого скота, свиней) опубликовываются на сайте www.icar.org в таблице машиночитаемых навесных бирок сертифицированных ICAR для соответствующих видов животных;
2) образцы изделий (средств) для проведения идентификации сельскохозяйственных животных – бирки с радиочастотной меткой, чипы и болюсы опубликовываются на сайте www.icar.org в таблице RFID-устройств, сертифицированных ICAR на соответствие стандартам ISO 11784 и ISO 11785.
Кому выгодно?
Предлагаемый вариант поправок в действующие правила таких требований не устанавливает. На запросы отраслевых союзов министерство отвечает, ссылаясь на письма Генпрокуратуры, агентства РК по защите конкуренции, а также на закон о техрегулировании. Один из таких ответов в адрес Республиканской палаты "Ангус в Казахстане" попал в распоряжение inbusiness.kz.
"В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона РК "О техническом регулировании" сертификаты соответствия иностранных государств, протоколы испытаний продукции, знаки соответствия признаются в соответствии с международными договорами или заключенными договорами с международными или региональными негосударственными, неправительственными организациями по аккредитации. Республикой Казахстан не заключены соответствующие договоры с Международным комитетом по ведению записей о животных", – говорится в ответе минсельхоза.
Однако противники поправок отмечают, что министерство забывает о том факте, что постановлением правительства РК (09.07.2012 г. № 921) было одобрено соглашение между правительством РК и Всемирной организацией здоровья животных (МЭБ) о программе сотрудничества. На основании этого Казахстан взял на себя обязательства по выстраиванию системы идентификации сельхозживотных, укреплению ветеринарной службы по международным стандартам. Эта работа была частью процесса вступления Казахстана в ВТО.
В 2013 году МСХ РК разработало Стратегию по модернизации ветеринарной системы по международным стандартам, где обязался принимать требования Всемирной организации здоровья животных (ранее МЭБ) по приобретению качественных средств идентификации, то есть у производителей, зарегистрированных в ICAR.
Спустя менее 10 лет МСХ РК пытается отменить международные стандарты, ссылаясь на необходимость устранения препятствий для поставщиков изделий сертификации, которыми стали стандарты ICAR.
"Для применения национальных стандартов в стране нет лаборатории соответствующего уровня, то есть проверить качество бирок, которыми будут пользоваться десятки тысяч фермеров, нет возможности", – разводит руками исполнительный директор Мясного союза Казахстана Аскар Жубатыров.
Султан Биманов
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!