Псевдороссийская ювелирка, изделия, не соответствующие заявленной пробе, недостаточное количество специалистов пробирного дела, отсутствие должного контроля в этом вопросе – с такими проблемами сталкивается рынок ювелирных изделий в Казахстане. Эксперты предлагают ряд изменений, в том числе законодательных, которые, по их мнению, помогут решить проблемы рынка.
"Изделие может оказаться незолотым"
"Казахстан стал самым большим рынком сбыта изделий, похожих на золото, с камнями, похожими на драгоценные, – начал выступление председатель совета Лиги ювелиров Казахстана Кайсар Жумагалиев. – Почему так случилось? Прежде всего потому, что у нас самое мягкое наказание за незаконный оборот драгметаллов и драгкамней. Из всех стран ЕАЭС только у нас предусмотрена лишь административная ответственность без конфискации основного предмета правонарушения. В Кыргызстане, России, Армении, Беларуси применяется также и уголовная ответственность, помимо административной".
По его словам, суть проблемы – в обмане потребителя: на рынках и в торговых домах ему скажут, что он покупает итальянское или высококачественное российское золото, но на золотом изделии не оказывается казахстанской пробы.
"Они (продавцы. – Ред.) не идут за казахстанской пробой, потому что золотые украшения, которые они продают, как правило, не соответствуют заявленной пробе. Самая распространенная 585-я проба по факту может оказаться и 300-й, и 400-й, и вообще изделие может оказаться не золотым", – говорит Кайсар Жумагалиев.
Даже ломбарды и ремонтные мастерские не хотят принимать турецкое золото, потому что оно не соответствует заявленной пробе. А объем "поставок" из этой страны существенен. Спикер приводит такие цифры:
"На выставке ювелирных изделий, которая проводилась весной 2018 года в Турции, Ассоциация экспортеров ювелирных изделий Турции официально заявила, что эта страна экспортировала в Казахстан 11 тонн ювелирных изделий в 2017 году на сумму примерно 267 млн долларов. По официальной статистике, из Турции было завезено продукции всего на 79,5 тыс. долларов".
При этом лаборатории опробовали малую часть той продукции, которая присутствует на рынке, лишь 100 тыс. ювелирных изделий.
О лоббировании и лояльности
Проблему с опробованием начальник испытательной лаборатории филиала "Пробирная палата" АО "Национальный центр экспертизы и сертификации" Наталья Кузьмина объясняет следующим образом.
С 2013 по 2016 год в Казахстане действовало постановление Правительства, в соответствии с которым все ювелирные изделия, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы, проходили пробирный надзор. Но рынок насыщался контрабандой, в том числе и из стран Таможенного союза, поскольку "растаможка, например, через Кыргызстан значительно дешевле, чем в Казахстане".
В январе 2016 года был принят Закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", до этого такого документа в стране не существовало. Однако закон оказался очень мягким в отношении недобросовестных производителей и продавцов, и поэтому он не дает должной защиты потребителям.
Кроме того, в 2019 году подписано соглашение о взаимном признании пробирных клейм ювелирных изделий в ЕАЭС, которое обсуждалось в течение 2017-2018 годов. По словам эксперта, это соглашение более всего лоббировалось Россией.
"В сознании потребителя есть представление о том, что если российское, то обязательно качественное. Россия лоббировала, совершенно не задумываясь о том, что наш рынок насыщен изделиями с псевдороссийскими клеймами, которые приходят к нам из Турции в огромных количествах. Введение взаимопризнания еще более насытит наш рынок псевдороссийскими изделиями, которые будут отправляться и в ту же Россию, и в Армению, и в Кыргызстан. Но сама Россия имеет очень жесткий Закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", и я думаю, что она будет защищать свои интересы, предъявляя определенные требования к изделиям, ввозимым на ее территорию из Казахстана, Кыргызстана и Армении", – предполагает собеседница.
Когда вместо 583-й ставят 585-ю
По ее мнению, на территории Казахстана необходим единый орган, который занимался бы контролем в сфере опробования.
Отметим, что на сайте Комитета технического регулирования и метрологии (КТРМ) в заметке для ювелира разъясняется, что профильный закон 2016 года предоставляет возможность осуществления экспертизы драгоценных камней и ювелирных изделий другим участникам конкурентной среды, тогда как ранее единственной уполномоченной организацией была Пробирная палата Национального центра экспертизы и сертификации. Разработаны правила для проведения экспертизы, определен единый знак пробирного клейма Республики Казахстан (изображение символа "Головы барса", международная аббревиатура Казахстана KZ с кодами уполномоченных организаций).
С 17 июля 2016 года действуют переходные положения об обязательной регистрации именника, опробовании и клеймении ювелирных изделий и государственного контроля в сфере их реализации.
"Само пробирное дело имеет давние традиции определения пробы и качества сплавов. К сожалению, даже в Советском Союзе было только одно училище, которое готовило пробиреров, но оно престало существовать под конец СССР. Остались только те эксперты, которые начинали работать и продолжали, соблюдая законы пробирного дела, обучая на месте новых людей. Появление уполномоченных организаций, к сожалению, не обеспечивает достойными кадрами, соблюдающими соответствующие требования к пробирному делу, что влечет их несоблюдение", – продолжает Наталья Кузьмина.
Они говорит, что нередки случаи, когда в уполномоченной организации ставят клеймо 585-й пробы, но на самом деле это золото 583-й пробы.
"Где-то говорят: мы не можем поставить казахстанское клеймо 585-й пробы, а в другой организации, например на юге страны, где такая организация появилась и она нацелена на зарабатывание денег, поставят", – рассказывает эксперт.
По ее словам, в Армении, например, очень лояльно относятся к плюс-минус одной пробе.
"У нас в законе и стандарте есть только в плюс, у них есть допуски плюс-минус. Получается, что отношение к качеству у разных уполномоченных органов у нас разное. К сожалению, нет должного контроля со стороны Комитета технического регулирования и метрологии в соблюдении этих требований, потому что комитет не имеет кадров, которые обладали бы необходимыми знаниями в определении подлинности клейм и пробировании", – говорит представитель Пробирной палаты.
Вспомнить прошлый опыт
Единый орган мог бы действовать по примеру существовавшей ранее инспекции пробирного надзора. Работа была построена на том, что если ее специалисты обнаруживали в торговой точке изделия без казахстанского клейма, то товар изымался, точка опечатывалась, составлялся акт с указанием точного количества не соответствующих проставленной пробе изделий. После этого ювелирные изделия должны были пройти проверку в инспекции пробирного надзора и получить соответствующее клеймо.
"Сейчас КТРМ осуществляет контроль следующим образом. Если находит одно-два изделия без клейма у добросовестного предпринимателя, то начинается целая кампания по клеймению позором этого предпринимателя. На этом фоне работают рынки, где продается огромное количество изделий без казахстанского клейма", – говорит спикер.
Если на законодательном уровне будет ужесточено наказание, продавцы ювелирных изделий будут сами заинтересованы обращаться в пробирную организацию за соответствующим клеймом.
"Информация о клеймах конфиденциальная, и организация, выдающая право клеймения, должна осуществлять контроль и следить за подлинностью клейма. Казахстанский рынок сейчас, к сожалению, насыщен изделиями с фальшивыми казахстанскими клеймами. Этой проблемой не занимаются ни КТРМ, ни правоохранительные органы. Мы обращались в правоохранительные органы по областям, где выявили фальшивые клейма, никакого ответа нет – ни письменного, ни устного", – рассказывает Наталья Кузьмина.
По словам эксперта, фальшивые казахстанские клейма негативно отражаются на имидже казахстанских ювелирных изделий, особенно учитывая подписанное соглашение о взаимном признании клейм странами – участницами ЕАЭС.
И это же не позволяет производителям, которые соблюдают Закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и работают качественно, конкурировать с недобросовестными участниками рынка.
"Защита от фальшивых клейм должна быть на уровне государства", – подчеркивает эксперт.
Предложения против недобросовестных
Представители Лиги ювелиров озвучили несколько предложений, которые, на их взгляд, решат проблему недобросовестной конкуренции на ювелирном рынке.
В частности, они предлагают наделить пробирную палату АО "НАЦЭКС" и другие лаборатории правом требовать от предпринимателей документы, подтверждающие легальное происхождение ювелирных изделий и драгоценных камней. В случае отсутствия незамедлительно сообщать в Комитет госдоходов (КГД) и Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), и уполномоченные органы в ответ на это обязаны будут проверить такого предпринимателя.
Также предлагается разрешить КФМ, КТРМ и КГД осуществлять внезапные, без уведомления, проверки продавцов ювелирных изделий из драгоценных металлов. Такие проверки необходимы в отношении лиц, которые не состоят на спецучете в КФМ, если ОКЭД не соответствует заявленному и если продукция не проходила опробование в лаборатории.
Кроме того, предлагается подключить Пробирную палату и другие лаборатории к единой информационной системе КГД и КФМ в режиме онлайн и обязать их вносить данные о лицах и количестве ювелирных изделий, на которые они поставили пробирное клеймо.
Также представители отрасли считают, что необходимо рассмотреть вопрос о передаче функций контроля в ювелирной отрасли в саморегулирующуюся среду с внесением соответствующих изменений в законодательство.
Елена Тумашова