Рынок нефти должен стать конкурентным

5602

На сегодня в Казахстане действует негласное регулирование цен на нефть, поставляемую на внутренний рынок, сообщает inbusiness.kz.

Рынок нефти должен стать конкурентным

Основными участниками рынка нефти и нефтепродуктов являются две вертикально интегрированные компании. Это СNPC и "КазМунайГаз", которые добывают 80% нефти, поставляемой на внутренний рынок, владеют тремя крупными НПЗ и основными розничными сетями АЗС. Как отметил первый заместитель председателя агентства по защите и развитию конкуренции РК Рустам Ахметов на брифинге в СЦК, конкуренция между ними отсутствует.

"В рознице обе компании ориентируются на текущие цены на рынке или, по сути, на свои установленные цены. Действует негласное регулирование цен на нефть, поставляемую на внутренний рынок. Объемы нефти, отбираемой для поставок на внутренний рынок, определяются без применения каких-либо критериев", – отметил представитель агентства.

Кроме того, на оптовом рынке действуют два основных поставщика нефти – давальцы: ТОО Petrosun и АО "НК "КазМунайГаз". И если последняя – это 100% государственная компания, то в ТОО Petrosun 50% принадлежит СNPC и другая половина доли – частной компании.

"Из 11 млн тонн нефтепродуктов ими две трети реализуется напрямую розничным сетям, треть – вторичным оптовым поставщикам, как правило, не имеющим какой-либо инфраструктуры. По данным же Казахстанской топливной ассоциации, независимые сети АЗС, не входящие в группу СNPC или "КазМунайГаз", добирают у посредников недостающие объемы нефтепродуктов: "Гелиос" – 65%, Газпром Нефть-Казахстан – 80%, мелкие сети – до 90%. Таким образом, на рынке нефтепродуктов действуют два звена посредников – поставщики нефти (давальцы Petrosun и "КазМунайГаз") и оптовые поставщики, как правило, аффилированные с ними и не имеющие инфраструктуры. Последнее звено является лишним", – отметил Рустам Ахметов.

При этом маржинальность поставщиков нефти достигает 30%, а аффилированных посредников – 10-15%. В свою очередь, на НПЗ сформировалась практика дробления единого технологического цикла переработки нефти. На АНПЗ реализован парк хранения газа, на Павлодарском НХЗ – инфраструктура по обогащению нефтепродуктов и их транспортировки. Их услуги, выведенные из общего технологического цикла, повышают стоимость нефтепродукта.

"На розничном рынке двум основным сетям – Petro Retail (бывшая "КазМунайГаз"), Sinooil принадлежит основная доля на рынке. Sinooil приобретает объемы напрямую у своей аффилированной компании Petrosun, Petro Retail – у бывшего собственника данной сети – "КазМунайГаза". Остальные сети и мелкие АЗС не менее трети объема приобретают у посредников", – резюмировал Рустам Ахметов.

Что предлагается. Во-первых, введение госрегулирования цен на нефть и объемов ее поставок на внутренний рынок, что должно обеспечить стабильность цен на первых этапах развития конкуренции на данном рынке и ее демонополизации и прозрачного ценообразования на рынке. Во-вторых, реализация нефти на бирже на первом этапе в объеме 5-10%, добываемой независимыми компаниями, и увеличение биржевых торгов нефтепродуктами до 30%. Третье – исключение из действующей структуры рынка излишнего посреднического звена в лице оптовых поставщиков.

Марина Попова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться