Прогноз по рейтингам Республики Казахстан пересмотрен на "стабильный" ввиду повышения гибкости монетарной политики, рейтинги ВВВ-/А-3 подтверждены. Соответствующее решение было принято международным рейтинговым агентством Standard&Poor’s 8 сентября.
По мнению аналитиков агентства, давление на платежный баланс правительства РК остается умеренным, а влияние факторов, ограничивающих гибкость монетарной политики, снизилось на фоне сокращения долларизации депозитов. Как следствие, агентство пересмотрело прогноз по рейтингам РК с "негативного" на "стабильный" и подтвердило долгосрочные и краткосрочные кредитные рейтинги на уровне ВВВ-/А-3.
Прогноз "стабильный" отражает ожидания того, что аналитики агентства полностью учли в анализе бюджетные расходы, связанные с планами правительства по рекапитализации банковского сектора, а экономические показатели страны останутся достаточно сильными до 2020 года
"Мы можем повысить рейтинги Республики Казахстан, если вопреки нашим текущим ожиданиям недавние политические реформы приведут к значительному укреплению государственных институтов. Кроме того, мы можем предпринять позитивное рейтинговое действие, если стратегия диверсификации экономики, реализуемая правительством, обусловит расширение структуры экспорта, снизив зависимость экономики от волатильных условий внешней торговли", – отмечается в сообщении агентства.
Вместе с тем рейтинги могут оказаться под давлением, если внешнеэкономические показатели страны ухудшатся в большей степени, чем мы ожидаем в рамках нашего базового сценария. Это может произойти, например, если прогнозируемые агентством совокупные потребности страны во внешнем финансировании превысят 100% поступлений по счету текущих операций (СТО) плюс доступные резервы.
"Мы также можем понизить рейтинги Республики Казахстан в случае повторного возникновения дестабилизирующих факторов, например значительного повышения долларизации депозитов резидентов в банковском секторе страны или снижения прогнозируемых нами темпов роста (средневзвешенного показателя реального ВВП на душу населения) до менее чем 1% – минимального уровня, который мы считаем типичным для экономики стран с аналогичным уровнем развития", – полагают в агентстве.
Прогноз был пересмотрен на фоне значительного снижения долларизации депозитов резидентов. Доля валютных депозитов в объеме совокупных депозитов сократилась с пикового уровня почти в 70%, отмечавшегося в январе 2016 года, до 48,7% по состоянию на 1 августа 2017 года. Давление на платежный баланс остается умеренным. Принимая во внимание стабильный приток прямых иностранных инвестиций в экономику страны – преимущественно в нефтегазовый сектор (максимальный объем пришелся на 2016 год), агентство более не рассматривает значительные внешние обязательства как фактор потенциального риска оттока капитала.
Агентство включило в свой прогноз расходы бюджета, связанные с планами правительства на рекапитализацию банковского сектора, и, несмотря на повышение прогнозируемого им уровня расходов на обслуживание долга до чуть более 5% бюджетных доходов в среднем в 2017-2020 годы, аналитики по-прежнему ожидают, что правительство сохранит позицию внешнего нетто-кредитора, при этом объем активов будет превышать объем обязательств примерно на 12% ВВП до 2020 года.
Рейтинги РК по-прежнему поддерживаются преимущественно сильными показателями баланса правительства, обусловленными профицитами бюджета в период высоких цен на сырьевые ресурсы (соответствующие средства аккумулированы национальным фондом РК). Наличие значительных внешних ликвидных активов, объем которых превышает внешний долг, также поддерживает уровень рейтингов.
Негативное влияние на уровень рейтингов Казахстана по-прежнему связано с потенциально низкой предсказуемостью будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов, умеренным уровнем благосостояния и сохранением проблем, препятствующих доверию к монетарной политике, несмотря на переход к режиму "плавающего" валютного курса.
Что касается институциональных реформ, то аналитики агентства полагают, что поправки в Конституцию призваны обеспечить возможность укрепления государственных институтов Казахстана в переходный период после ухода Нурсултана Назарбаева с поста президента. В агентстве ожидают, что темпы реального экономического роста возрастут до 3% в среднем в 2017-2020 годы на фоне реализации правительственных программ по развитию инфраструктуры и повышения нефтедобычи на Кашаганском месторождении. Тенденция роста реального ВВП на душу населения повысится примерно до 1,4% в среднем за период с 2011 года по 2020 год, то есть будет соответствовать нижней границе диапазона (1-4%), определенного для сопоставимых стран с аналогичным уровнем развития.
В агентстве по-прежнему отмечают ограниченность рейтингов РК, в связи с тем что процесс принятия решения в стране остается высокоцентрализованным, что может снизить его предсказуемость.
"В стране не было случаев передачи власти какому-либо другому лицу, с тех пор как Нурсултан Назарбаев занял должность президента после обретения Казахстаном независимости в 1991 году. В результате сохранения власти в руках президента Назарбаева мы отмечаем, что с момента распада СССР политическая система Казахстана является одной из самых стабильных в регионе. Нурсултан Назарбаев заявил о намерении пробыть на своем посту до окончания президентского срока в 2020 году. Существует значительная неопределенность относительного потенциального преемника президента. В начале марта 2017 года Нурсултан Назарбаев объявил о конституционных изменениях в парламенте Республики Казахстан, призванных повысить роль кабинета министров и парламента за счет сокращения президентских полномочий. На наш взгляд, эти действия были предприняты с целью создать институциональные условия для передачи власти будущему преемнику президента, однако мы не ожидаем, что они приведут к практическим последствиям в ближайшее время", – отметили в агентстве.
Ключевым для экономики Казахстана остается нефтяной сектор, на который напрямую приходится примерно 15% ВВП, более половины объема экспорта и 35% доходов расширенного правительства. Тем не менее, хотя этот сектор и обеспечивает поддержку экономики страны в периоды высоких цен на нефть, агентство рассматривает нефтяные доходы как фактор, обусловливающий значительную волатильность условий торговли и базы доходов правительства.
"Мы несколько улучшили наши прогнозы относительно темпов экономического роста Казахстана и полагаем, что этот показатель составит в среднем 3% в 2017-2020 годы в сравнении с 2,5%, ожидаемыми ранее. Прогнозируемая динамика макроэкономических показателей будет поддерживаться ростом государственных инвестиций и увеличением экспорта в связи с некоторым улучшением прогноза цен на нефть и увеличением объемов добычи на Кашаганском месторождении", – отмечают аналитики агентства.
В агентстве напомнили, что в августе 2015 года Национальный банк РК объявил о переходе к "плавающему" курсу тенге и таргетированию инфляции. Последовавшая за этим корректировка обменного курса позволила несколько снизить внешние риски. Вместе с тем оценка гибкости монетарной политики ограничена все еще недостаточно длительным сроком деятельности в условиях "плавающего" валютного курса.
"Мы отмечаем сохранение проблем, препятствующих доверию к монетарной политике, таких как избыточный объем кредитования в банковской системе и краткосрочный характер кривой доходности в тенге в связи с ограниченным предложением средне- и долгосрочных государственных долговых обязательств. По нашему мнению, это ведет к нехватке залогового обеспечения при проведении межбанковских сделок и ограничивает способность участников рынка по определению стоимости предлагаемых финансовых продуктов и принятию инвестиционных решений", – сообщили в агентстве.
Вместе с тем в агентстве отметили снижение инфляции с двузначного уровня в 2016 году до целевого диапазона, установленного Нацбанком на 2017 год, 6-8% (в августе 2017 года инфляция в годовом выражении составила 7%).
"Мы также полагаем, что НБ РК может испытывать политическое давление, что было подтверждено рядом примеров в последние годы, когда НБ РК был вовлечен в деятельность, не входящую в сферу ответственности Центрального банка, включая приобретение им доли в государственной нефтегазовой компании "АО "НК "КазМунайГаз" и компенсационные выплаты по депозитам в национальной валюте после девальвации тенге в 2015 году. Мы полагаем, что давление на эффективность денежно-кредитной политики уменьшается за счет снижения уровня долларизации резидентов в экономике страны", – полагают в агентстве.
Переход к "плавающему" курсу тенге и таргетированию инфляции обусловил значительную волатильность валютного курса и процентной ставки в конце 2015 года и начале 2016 года. В результате дальнейшего падения тенге доля валютных депозитов возросла и в январе 2016 года достигла пикового значения, близкого к 70% (по отношению к совокупному объему депозитов). Однако, после того как Национальный банк РК предпринял ряд мер по стабилизации ситуации на рынке и улучшению показателей ликвидности (включая смягчение требований к объему резервов и повышение рекомендованного максимального уровня процентных ставок по депозитам в национальной валюте), рост цен на нефть и более стабильный благодаря мерам Нацбанка курс нацвалюты обусловили обратную конвертацию валютных депозитов в тенге, и доля их долларизации снизилась до 48,7% на 1 августа 2017 года.
Власти РК принимают участие в процессе рекапитализации банковской системы страны.
"Мы полагаем, что учли в нашем бюджетном прогнозе основную часть расходов на рекапитализацию банков – при условии отсутствия каких-либо значительных изменений в планах правительства. В бюджет правительства на 2017 год заложены значительные средства на рекапитализацию АО "Фонд проблемных кредитов", составляющего 4% ВВП), что позволит фонду осуществить выкуп проблемного кредита, выданного АО "БТА Банк" со стороны АО "Казкоммерцбанк" (ККБ). Кроме того, насколько мы понимаем, в конце 2017 года казахстанские банки получат дополнительный капитал в объеме 500-700 миллиардов тенге (1-1,4% ВВП) со стороны дочерней компании НБ РК – стабилизационного фонда Республики Казахстан (СФРК). СФРК будет предоставлять банкам фондирование (денежные средства, эмитированные НБ РК), которое будет использоваться банками для покупки ценных бумаг НБ РК. Фактически это означает, что НБ РК планирует разместить дополнительный выпуск облигаций на сумму 500-700 миллиардов тенге. В тех случаях, когда центральные банки размещают долговые обязательства для нужд, отличных от целей денежно-кредитной политики, мы, как правило, включаем эти обязательства в расчет долга расширенного правительства", – отмечают аналитики агентства.
Согласно заявлению НБ РК, сделанному 9 августа в рамках доклада о планах рекапитализации банковского сектора, проблемные кредиты с учетом реструктуризированных кредитов составляли около 25% кредитного портфеля банков. При этом, учитывая корректировки на внебалансовые кредиты и объем проблемных кредитов, рассчитанный согласно международным стандартам финансовой отчетности, в агентстве полагают, что доля проблемных кредитов может составлять 35-45%.
"С учетом более консервативной оценки уровня проблемной задолженности в банковской системе мы не ожидаем, что государственная программа рекапитализации будет достаточной мерой, которая позволила бы улучшить способность банков выступать посредниками в кредитовании экономики страны. Мы прогнозируем рост кредитования в экономике на 1,5% в среднем в 2017-2020 годы", – сообщили в агентстве.
Жанболат Мамышев