Рейтинг PISA (Программа международной оценки учащихся) — это всемирно признанный инструмент, разработанный и проводимый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), передает inbusiness.kz.
Эта программа направлена на оценку уровня грамотности 15-летних школьников в трех основных областях: чтение, математика и естественные науки. Основная цель PISA — оценить не просто знания учащихся, а их способность применять полученные знания в жизненных ситуациях, что делает этот рейтинг особенно ценным для понимания эффективности образовательных систем различных стран.
Рейтинг PISA высоко котируется в мире и широко используется правительствами, образовательными учреждениями и международными организациями для разработки и корректировки образовательной политики. Результаты PISA могут влиять на решения о распределении ресурсов, внедрении новых методик обучения и общем стратегическом планировании в сфере образования. Эти данные также предоставляют общественности информацию о том, как их национальные системы образования соотносятся с мировыми стандартами, что может способствовать общественному давлению на реформы. Исследование подчеркивает необходимость глобальных образовательных реформ и инвестиций в будущее поколение для улучшения экономических перспектив и устойчивого развития.
Итак, в новом исследовании PISA, проведенном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), были оценены знания и навыки 15-летних школьников более чем из 80 стран мира по математике, естественным наукам и чтению. Исследование, проведенное в 2022 году, выявило ключевые тенденции в глобальном образовании и показало, какие страны являются лидерами, кто занимает средние позиции и кто оказался в конце списка.
Лидеры образовательного рейтинга продемонстрировали впечатляющие результаты с Сингапуром на вершине списка, набравшим 559 баллов. Следом идут Макао (Китай) и Китайский Тайбэй, показавшие результаты, которые всего на несколько баллов уступают Сингапуру. Южная Корея, Япония и Гонконг также вошли в первую шестерку лучших, подчеркивая силу азиатских образовательных систем. Оставшиеся четыре места в первой десятке заняли Эстония, Ирландия, Канада и Швейцария.
В свою очередь, Казахстан занял итоговое 51-е место, набрав 411,3 балла. При этом в разделе математики Казахстан занял 46-е место из 81 страны, представленных в рейтинге, в разделе чтения — 61-е место, в естественных науках — 49-е место. Несмотря на невысокие итоговые места, можно отметить положительную динамику республики. Так, для сравнения, в 2018 году Казахстан занял 54-е, 69-е и 69-е места соответственно.
Анализируя данные, можно сделать вывод, что образовательные системы Восточной Азии продолжают доминировать в рейтинге PISA, что, возможно, отражает их сильное акцентирование на академической дисциплине и инвестициях в образование. В то же время страны с более низкими баллами могут столкнуться с серьезными последствиями для своей экономической конкурентоспособности, поскольку качество образования прямо влияет на квалификацию будущего трудового ресурса.
Также в средней части таблицы находятся такие страны, как Румыния с 428 баллами, Мексика и Монголия (406,7 и 405 баллов соответственно). Что интересно, заметное число азиатских стран значится и среди аутсайдеров, показавших наименьшие результаты в исследовании. В числе последних можно найти такие азиатские страны, как Индонезия, Палестинская автономия, Узбекистан, Иордания, Филиппины, Камбоджа, и страны с других континентов: Албания, Гватемала, Косово, Сальвадор, Парагвая, Марокко.
Необходимо отметить, что в исследовании не принимали участие большинство стран Африки (за исключением Марокко), а также такие крупные государства, как Россия, Китай, Индия, Иран.
Тем не менее рейтинг PISA считается одним из наиболее авторитетных международных инструментов оценки качества образования. Его результаты внимательно анализируются и обсуждаются на международном уровне.
Читайте по теме:
Как от количества школ перейти к качеству образования
PISA: 15-летние казахстанцы показали высокий рост читательской грамотности
Исследование PISA: верят ли подростки в свои силы и в развитие человеческого интеллекта