Почти три часа члены комитета сената по международным отношениям, обороне и безопасности потратили на выяснение ситуации в сфере продовольственной безопасности. И, несмотря на заверения министерства сельского хозяйства в ударных темпах развития отрасли, пришли к нерадостному выводу: в сфере АПК проблем много, а путей их решения - мало.
Напрасно первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов уверял депутатов, что с продбезопасностью в Казахстане все не так плохо. Он привел такие данные: по мировым стандартам страна считается обеспеченной, если годовая потребность населения покрывается за счет отечественного производства на 80%. Казахстан этому критерию полностью соответствует: состояние обеспеченности внутреннего рынка основными продовольственными товарами за январь-ноябрь 2016 года составило 80%.
"По рису, баранине, яйцам куриным, муке пшеничной, хлебу, крупам обеспеченность составляет более 100%. По говядине, свинине и конине обеспеченность составляет соответственно 98,1, 99,4 и 99,1%. Внутренний рынок мяса (за исключением мяса птицы) независим от импортных поставок. Отмечается высокая обеспеченность по макаронам – 93,6%, молоку – 99,6, кисломолочным продуктам – 86,1%. По отдельным товарам доля отечественного производства во внутреннем потреблении все еще остается на низком уровне. Это такая группа товаров, как мясо птицы (51,8%), масло сливочное (68,3%), сыр и творог (56,5%), растительное масло (72,9%), колбасные изделия (58,7%), яблоки (58%), рыба (65,5%)", - перечислил вице-министр.
Депутатов же интересовала не статистика, а вполне конкретные вещи. Например, почему, несмотря на все меры по поддержке и наращиванию объемов, для потребителей продукция вовсе не дешевеет. Вице-министр заверил, что цены снижаются... Но не для нас, покупателей.
"Для сельхозпроизводителей, вот многие говорят про мясо, оно снижается, у сельхозпроизводителей есть снижение по ряду продуктов, по той же птице и так далее. Но в то же время именно когда она попадает в розницу - там цены высокие", - объяснил господин Айтуганов и начал было объяснять про "дельту между ценой производителей и ценой покупателя", но его оборвала председатель комитета Дарига Назарбаева: "Притча во языцех. И что с этим делать?"
"Регулировать, - не задумавшись ни на секунду, ответил вице-министр. - Мы, по крайней мере, сейчас готовим регулирование по 33 продуктам, которые социально-значимые, там основные продукты питания - они есть. Постановлением правительства 33 продукта мы мониторим. Дальше уже сфера другая. Поэтому здесь очень много способов. То же самое, как не повышать цены. Есть разные механизмы, можно даже пример приведу? Работая в Караганде, мы полтора года цены держали на одном уровне. И это спокойно можно держать. Повышение цен идет за счет торговой надбавки. И даже делая маленькую маржу за счет оборота, в конечном итоге эффективность для торгующих..."
"Как вы собираетесь бороться с торговой надбавкой, есть у вас план какой-то?" - снова оборвала его госпожа Назарбаева.
"Есть", - лаконично ответил вице-министр и вновь начал ссылаться на свой региональный опыт. Председатель комитета заметила, что сдерживание цен вряд ли можно назвать рыночным механизмом. Кайрат Айтуганов не согласился: "Я считаю, что это тоже рыночный механизм. Мы не держим цены. Мы тому же предпринимателю говорим, что при низкой торговой надбавке в конечном итоге он получит больше прибыли, потому что оборот идет за счет оборота. И кто это понимает, тот идет, и это мировая практика - низкие торговые наценки".
Все надежды на стабилизацию цен министерство возлагает на создаваемые торгово-логистические центры, при создании которых якобы участие посредников будет сведено к минимуму. Сейчас же, как заметил сенатор Мухтар Алтынбаев, в стране действует едва ли не мафия на плодоовощном рынке.
"Мафия существует. Допустим, с юга овощи везут в Астану. Они тут не могут напрямую, уж мы об этом знаем. Люди, которые встречают, попробуй не сдай ему, могут и убить", - заметил он.
Дарига Назарбаева окрестила "еще одной мафией" и продкорпорацию, занимающуюся едва ли не всем - от закупа и хранения зерна до кредитования и продвижения продукции на экспорт. Вице-министр поспешил заверить, что здесь вопрос решается.
"Она должна заниматься только продовольственной безопасностью и выходом на экспортные рынки. Сегодня мы одну ступень убрали, сегодня она не кредитует. Теперь она должна покупать у сельхозпроизводителя по справедливой цене продукцию, формировать и экспортировать. Мы сейчас начинаем работу, чтобы продкорпорация стала экспортным центром. Опыт мы в этом году начали", - объяснил господин Айтуганов.
"Надо очень серьезно разобраться в вопросах мобилизационного резерва в деятельности продкорпорации", - задумчиво поставила точку в вопросе госпожа Назарбаева.
Посетовали депутаты и на качество хлеба, выпекаемого в Казахстане. Сенатор Ляззат Киинов объяснил, что причиной этому являются ядовитые дрожжи.
"Их категорически нельзя принимать в хлебопечении, потому что сам автор, который придумал, говорил, что нельзя использовать их для хлеба, а мы применяем. Нигде в мире, кроме нас, не применяют. В этих дрожжах, оказывается, есть формалин. А формалин - это яд, который применяется для сохранения трупа. А он есть в этих дрожжах", - рассказал он.
Кайрат Айтуганов признался, что о формалине в дрожжах он не слышал, и тут же получил наставление прояснить вопрос. А причину невкусности хлеба объяснил депутатам заместитель председателя правления продкорпорации Сабит Кашкимбаев: "Хлеб вкусный, который стоит 500 тенге, это французский хлеб. А если у нас хлеб стоит 60-80 тенге, то это экономия. На деталях, компонентах".
Заговорив про цену, представитель компании, возможно, сам того не желая, вновь вернул депутатов к ключевому вопросу: почему же не снижаются цены?
Ляззат Киинов вспомнил свой опыт в министерстве энергетики, когда предпринимались попытки стабилизовать цены на ГСМ.
"Мы каждой торговой цепочке говорили: не больше трех, не больше пяти процентов. Если ты это нарушил, мы тебе не дадим топливо. В этом случае надо законодательно сделать, чтобы вся торговая цепочка, чтобы они не больше имели процентов".
"Как жалко, что вы там уже не работаете, может, бензин бы дешевле стоил", - посетовала Дарига Назарбаева. И подвела резюме дискуссии: о проблеме торговых наценок говорится уже 20 лет, однако вопрос так и не решен.
"Такое ощущение, что ходим по замкнутому кругу и что это такая мощная группа, которую нельзя сломать, и что интересы этой группы выше государственных. Может, в этом дело, я не знаю, но этим надо заниматься. Продумать жесткие механизмы. Сломать эту систему, - предложила она. - Нужно, чтобы было все-таки законодательное ограничение торговых наценок. Да, это не рыночный механизм, но на какой-то период времени, чтобы все эти перекупщики померли своей смертью, нужно эту драконовскую меру вводить".
Ирина Севостьянова