Смогут ли защитить экологи алматинские арыки?

3902

"Зеленая" экономика в деле.

Смогут ли защитить экологи алматинские арыки? Фото: almaty.today

Портал inbusiness.kz продолжает тему экологии. Казахстанские эксперты считают, что в стране уже давно должна появиться партия "зеленых".

Прошлый год продемонстрировал беспрецедентный рост гражданской активности и масштабных экологических протестов. Пусковым механизмом стала публикация подготовленного международной группой экспертов по изменению климата специального доклада о глобальном потеплении на 1,5 ˚C. Авторы доклада обращают внимание на то, что времени на "раскачку" уже не осталось.

Эксперты понимают, что экологической катастрофы удастся избежать только в том случае, если к 2030 году уровень выбросов в атмосферу двуокиси углерода (CO2) сократится на 45% по сравнению с показателем 2010 года, а к 2050 году и вовсе будет сведен к нулю.

Таким образом, никаких других приемлемых альтернатив переходу к "зеленой" экономике у нас нет. Отечественные эксперты поделились своим видением, как же мы сможем внедрить принципы "зеленой" экономики в Казахстане.

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений:

"Я только начинал учиться в университете, когда в ФРГ появилось новое движение "зеленых", которое выросло в партию. И руководитель этой партии Йошка Фишер затем даже был премьер-министром Германии, руководителем одной из земель.

В Казахстане нет партии "зеленых", зато имеется несколько соответствующих ассоциаций НПО. И, на мой взгляд, им надо дать больше возможностей проведения экологических экспертиз любых законов и нормативных документов.

Например, недавно стало известно, что в Алматы предложили отказаться от использования арыков для стока дождевых вод с улиц города, поменять их на современную закрытую ливневую канализацию. Здесь собака зарыта не в какой-то исторической преемственности, хотя арыки в городе десятилетиями выполняли важные функции, когда особых экологических экспертиз даже не существовало: сток дождевых вод, полив деревьев, охлаждение температуры воздуха и т. д.

Но сегодня в городе увеличивается плотность застройки, авторы же "антиарычной" идеи утверждают, что закрытые системы ливнестока увеличивают площадь земли общественного назначения, способствуют более рациональному землепользованию. Алматы был построен так, чтобы улицы проветривались со стороны гор, но естественную уникальную среду обитания в городе начали менять еще в Казахской ССР, строя некоторые здания перпендикулярно воздушным потокам.

Теперь их проникновению мешают высотные дома в южной части города. Так что, ликвидируя арыки, надо еще подумать об экологических последствиях такого возможного решения.

Вот другой пример, как Европа внедряет экологические проекты. Мы же знаем, что еще недавно многие авиакомпании из стран постсоветского пространства не могли летать над территорией Европейского союза под тем предлогом, что повышенная "шумность" у их самолетов. Децибелы были препятствием для полетов. Это так называемая проблема звукового мусора, над уменьшением которого в Казахстане мало кто работает.

Кроме того, казахстанские "зеленые" могли бы делать экспертизу тех продуктов, которые мы потребляем. Некоторое время назад мой сын потерял сознание в кафе, затем был госпитализирован. Как оказалось, модные газированные напитки, фастфуд привели к накоплению в организме вредных веществ, и молодой организм не выдержал.

В Алматы значительная часть горожан страдает аллергией. Все это следствие плохого воздуха, вредной пищи. Я не уверен, что большая часть овощей и фруктов, которые продаются у нас, имеют необходимую проверку.

Так, что резюмируя выше сказанное, считаю, что как на республиканском, так и на городском уровнях сегодня, как никогда, необходимы общественный контроль, экспертиза, чтобы ни одна инициатива, ни одно решение, потенциально влияющие на экологию, не принимались без консультации со специалистами".

Сергей Козлов, заместитель главного редактора газеты "Аргументы и факты – Казахстан":

"Тема арыков в Алматы стала показательной, когда от них некие урбанисты предложили отказаться, предложив закатать их в асфальт. Но станет ли город от этого чище? При этом горожане любят арыки – это часть истории Алматы, особенность окружающего пространства, они не могут превратиться в проблему.

Такие предложения – демонстрация утилитарного сознания, потребительского отношения к экологии, которая сейчас охватывает все сферы жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.

С подобным подходом можно найти массу других проблем. Допустим, в городе растет много деревьев. У них есть одна особенность – осенью они начинают сбрасывать листву, которую не всегда убирают. Самые "вредные" из этих деревьев в Алматы – столетние семиреченские дубы, с них опадают не только листья, но и желуди. Можно их спилить, и тогда ничего не будет с них осыпаться.

Я застал еще то время, когда алматинские арыки были не бетонные, а облицованы камушками. И нас приучали с детства чистить арыки. Сегодня нам навязывают мысль о том, что легче их убрать, чем решить проблему экологического сознания людей, научить их соответствовать городской культуре, уважать место, где все мы живем.

Соглашусь, что без привлечения неправительственных организаций эти проблемы экологии никогда не решатся ни в общественном сознании, ни в масштабе государства.

Вспомните битву за урочище Кок-Жайляу. Если бы не экологические и общественные организации, их многолетняя активность, там бы построили горнолыжный курорт. Но этого не произошло именно благодаря гражданской инициативе, к которой власти все же прислушались.

Экология сегодня становится причиной социального недовольства, и стремительно политизируется. Если бы на Западе, прежде всего в Германии, 40 лет назад партия "зеленых" во главе с Йошкой Фишером не ворвалась на политическую сцену, то сегодня политика Европейского союза была бы иной в отношении экологии. Когда-то "зеленые" вызывали усмешки, ныне их рейтинг не сильно уступает традиционным партиям. Именно то, что общественность сумела сформировать в своей среде консолидированные организации, в том числе политические партии, вывело западные страны в лидеры, с которых все берут пример. Основным политическим принципом у "зеленых" считается устойчивое развитие не только в сфере экологии, но и в других областях, в том числе безопасности или экономики.

Что же касается вопросов, связанных с загрязнением воздуха Алматы, противники перевода городских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 с угля на газ не раз заявляли, что это ударит по карману горожан, у которых в коммунальных счетах появятся большие суммы. Но здоровье дороже.

Алматы входит в число городов мира с самым загрязненным воздухом, поэтому борьба идет не зря. С учетом перевода ТЭЦ на газ через несколько лет планируется, что снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух южной столицы сократится почти в три раза".

Леся Каратаева, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан:

"Сама идея перехода к "зеленой" экономике ни у кого уже сопротивления не вызывает, однако вопросы возникают на уровне ее реализации. Например, давно назрела необходимость пересмотра принципов деятельности промышленных предприятий. Однако многие из них не готовы к изменению технологического процесса. Для этого следует изменить принципы хозяйственной деятельности. Речь идет о внедрении в Казахстане стратегической экологической оценки. Ранее экологическая составляющая при разработке различных программ, дорожных карт и т. д. не учитывалась, результаты воздействия на окружающую среду можно было увидеть уже в процессе реализации программы или после ее завершения.

Новые подходы имеют превентивный характер. Для любых программ, разрабатываемых в рамках землепользования, сельского хозяйства, водного хозяйства, лесоводства, рыболовства, транспорта, промышленности, энергетики, туризма, проведение стратегической экологической оценки обязательно".

Адиль Каукенов, директор Центра китайских исследований China Center:

"Обсуждая те или иные инициативы, несущие экологическую угрозу, легко впасть в раздрай. К примеру, вопрос по арыкам. С одной стороны, я, как коренной алматинец, испытываю к ним любовь, вспоминаю даже легенды о форели, которая иногда попадалась в этих самых арыках.

Но во что сейчас они превратились и почему их хотят убрать с глаз долой? К сожалению, на сегодняшний день значительная часть арыков выполняет функцию свободных урн, не везде по ним течет вода. Я не сторонник уничтожения арыков, но логику инициаторов понимаю.

Что касается создания новых контролирующих органов по экологии, то есть сомнения; Много их существует, но они ничего не гарантируют. Потому что, во-первых, коррупция еще не истреблена. Во-вторых, всегда возникает вопрос: те люди, которым дадут власть, чтобы делать экспертизу, – кто они будут?

Не факт, что ими окажутся известные и транспарентные эксперты. Могут назначить удобных, лояльных, да еще и дальних родственников. Сядут они в кресла и назовутся экологической полицией. Есть уже органы экологического контроля. Это же большая проблема существующего госаппарата.

Когда мы говорим об экологии, нужен баланс, чтобы не нагромоздить в системе новых полицейских. Я говорю не конкретно о служащих МВД, а обо всех, у кого есть какие-то контролирующие функции. Много кто что-то контролирует, но бывает так, что в итоге не контролирует ничего. Соответствующие органы часто воспринимаются как натуральная кормушка, где есть возможность обогащения.

Кульпаш Конырова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться